Интеллектуальная игра по химии «Эрудиты, вперед»
план-конспект занятия по химии (9 класс)

Интеллектуальная игра по химии  «Эрудиты, вперед»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра по химии

 «Эрудиты, вперед»

 Фарвазова Гульсина Магафуровна

Учитель химии и биологии

Цели мероприятия:

  1. Повышение познавательного интереса к науке химии;
  2. Обобщение всех полученных знаний по неорганической химии;
  3. Расширение кругозора обучающихся.

Образовательные задачи:

  1. Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках химии;
  2. Вовлечение в словарный запас химических слов и выражений;
  3. Осуществление межпредметных связей.

Развивающие задачи:

  1. Развитие памяти, внимания, образного мышления и творческого воображения;
  2. Повышение самооценки, снижение тревожности;
  3. Развитие творческих способностей обучающихся;
  4. Развитие коммуникативных навыков.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

Методические рекомендации: внеклассное мероприятие под таким названием проводится для обучающихся 9 классов. Число участников – 3 команды: «Химики», «Алмаз», «Кислота». Судят мероприятие жюри. В начале игры: представление команд.

Мероприятие включает 7 конкурсов: 1 конкурс – «Разминка», 2 конкурс – «Географические названия в химии», 3 конкурс – «Составь название города», 4 конкурс – «Составь формулу», 5 конкурс – «Темная лошадка», 6 конкурс – «Кроссворд», 7 конкурс – «Черный конверт».

Между 3 и 4 конкурсами проводится игра со зрителями.

Из класса формируются 3 команды участников, состоящая из 6 человек. Команды в начале мероприятия вытягивают названия, девиз и обращение к жюри и соперникам.

Оборудование и реактивы для опытов: лист ватмана, кисточка, спиртовой раствор фенолфталеина, концентрированный и разбавленные растворы HCl, растворы NaOH, ВаСl2, FeCl3, метиловый оранжевый, Na2SO4, CuSO4, пульверизатор.

Ведущий: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие! Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ее прилежания.»

Михаил Васильевич Ломоносов

     Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня на наше внеклассное мероприятие: зрителей, жюри, и, конечно же, команды.

     Цель нашей игры - расширить кругозор знаний, полученных на начальном этапе изучения химии, повысить эрудицию, в увлекательной форме провести конкурсы и викторины по предмету. Выступление команд будет оценивать жюри.

     При выступлении команд будет учитываться не только глубина знаний, но и остроумие, находчивость, оригинальность ответов, активность и сплоченность.

     Пусть этот праздник откроет для каждого что-то новое и интересное, пусть запомнятся улыбки и шутки, крепче станет дружба между вами.

     Итак, начнем!

     Только прежде мне хотелось бы познакомиться с командами. Пусть ко мне подойдут по одному игроку от каждой команды и вытянут название для своей команды. После этого каждая команда зачитывает название, девиз и обращение к соперникам и жюри.

I. Команда “Химики”;

Девиз: “Нам не представляет муки грызть гранит химической науки!”;

Обращение к соперникам: “Да, соперники сильны, но для нас вы не страшны. Мы “химичим” с малых лет, в этом наш большой секрет!”;

Обращение к жюри: “Вам судить будет не сложно, ошибаться невозможно: лучше нас, поверьте нет! Это знает целый свет!”.

II. Команда “Алмаз”;

Девиз: “Нет в природе тверже нас, потому что мы алмаз!”;

Обращение к соперникам: “Попотеть придется вам! Мы для вас не по зубам!”;

Обращение к жюри: “Вы судите справедливо, мыслите неторопливо, и, оценки ставя нам, прибавляйте один балл!”.

III. Команда “Кислота”;

Девиз: “Нас, кислот, огромный строй – водород тому виной!”;

Обращение к соперникам: “Разбегайтесь кто куда! Мы команда – “Кислота!”;

Обращение к жюри: “Спорить мы не будем с вами: место первое за нами!”.

Ведущий: Итак, с командами мы познакомились. Однако лучшими химиками не могут стать люди, не знающие историю своей страны. Необходимо выяснить, знакомы ли участники турнира с историческими личностями нашей страны, то есть с химическими элементами из Периодической системы.

Конкурс 1. Разминка.

     Разминка проводится в виде загадок о химических элементах, каждой команде задается по две загадки, в случае отсутствия ответа возможность ответа переходит к команде, поднявшей руку. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Вопросы 1-й команде:

1. В конце периода стоит,

В нем вода и та горит. (Фтор) 

2. Давно известно человеку:

Она тягуча и красна

Еще по бронзовому веку

Знакома в сплавах всем она. (Медь)

Вопросы 2-й команде:

1. К восьмой группе отнесен,

В честь России назван он. (Рутений) 

2. Серебристо-белый и активный очень,

Горит под водой, он, между прочим,

Сверканье бенгальским огням придает

И в Новый год детям радость несет. (Магний)

Вопросы 3-й команде:

1. Чаще черный я по цвету,

Могу и быть прозрачным.

Мною пишут и рисуют

Бываю я и мрачным. (Углерод)

2. Был металл серебристо-белым,

В соединении стал мелом. (Кальций)

Жюри считает баллы.

Конкурс 2. Географические названия в химии.

1. Какой химический элемент назван в честь европейского континента? (№ 63 - европий, открыт в 1901 году.)

2. Этот элемент, выделенный в 1898 году супругами Кюри, назван в честь родины Марии Склодовской-Кюри, Польши. (№ 84 - полоний.)

3. Какой элемент назван в честь России? (№ 44 - рутений. Выделен в 1844 году профессором Казанского университета К. К. Клаусом.)

Конкурс 3 «Составь название города»

Выдаются карточки с символами химических элементов нужно назвать их и по первым буквам составить название города нашего округа. Элементы: N-азот, Po-полоний, S-сера, Am-америций, At-астат, Ga – галлий, Li – литий, Eu – европий (Лангепас).   N, Po, S, At, Am, Eu, Ga, Li

Игра со зрителями.

Ведущий: Проверим знания и у остальных жителей нашей страны. Сейчас мы с вами будем разгадывать химические загадки. Обучающиеся, заработавшие баллы в этой игре, могут отдать команде, за которую болеют.

1.Нахожусь, друзья, везде:

В минералах и в воде.

Без меня вы как без рук:

Нет меня - огонь потух. (Кислород)

2.Я блестящий, светло-серый,

Образую хлорофилл,

И меня фотограф первый

Очень поджигать любил! (Магний)

3.Я - металл незаменимый,

Очень летчиком любимый,

Легкий, электропроводный,

А характер - переходный. (Алюминий)

4.Меня любит человек!

Мною назван целый век!

Я блестяща и рыжа,

Очень в сплавах хороша! (Медь)

5.Я светоносный элемент.

Я спички вам зажгу в момент.

Сожгут меня - и под водой

Оксид мой статен кислотой. (Фосфор)

6. Предупреждаю вас заранее:

Я непригоден для дыхания!

Но все как будто бы не слышат

И постоянно мной дышат. (Азот)

7. У меня дурная слава:

Я - известная отрава.

Даже имя говорит,

Что я страшно ядовит. (Мышьяк)

8. В горах далеких Шао Линь

Копали глину – каолин.

Из этой глины с давних пор

В Китае делали … (Фарфор)

9. Такова моя природа:

Известняк, песок и сода,

Много требуют огня,

Чтобы выплавить меня

Я прозрачно и светло

И зовут меня … (Стекло)

10. Сообщаю: я спешу!

Я живу, пока пишу.

Исчертил всю доску белым…

Исчезаю. Был я … (Мелом)

После игры со зрителями подводятся предварительные итоги.

Конкурс 4 «Составь формулу» (За каждую формулу дается 1 балл).

   Даны 8 символов химических элементов. За минуту надо составить как можно больше формул из знаков, изображенных на карточке; индексы использовать можно. (Элементы: H, O, K, S, Fe, C, Na, N).

Конкурс 5  «Темная лошадка»

      «Тёмная лошадка» — зашифрованный химический элемент. Командам задаются подсказки об этом элементе, на основе которых они должны его отгадать. Ответ после первой подсказки: 5 баллов; после второй- «4» и т.д. За неправильный ответ (-1балл). Та команда, которая быстрее узнает что за элемент – поднимает руку.

   

 1. В организме человека его содержится 3 г, из них примерно 2 г в крови.

 2. По распространённости в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.

 3. Первоначально единственным его источником были упавшие на землю метеориты, содержащие его в чистом виде.

 4. Первобытный человек стал использовать орудия труда из него за несколько тысячелетий до н.э.

 5. В честь него назван век.

 ( Железо).

   

 1. Этот металл известен человеку с глубокой древности.

 2. Его содержание в водах Мирового океана составляет примерно 8 млрд тонн.

 3. Самый большой самородок этого металла весил 112 кг.

 4. Из этого металла делают украшения, монеты.

 5. Этот металл – символ Солнца.

 ( Золото).

   

 1. За 350 лет до н.э. Аристотель в своих трудах упоминает об этом элементе.

 2. Алхимики часто называли этот элемент Меркурием.

 3. Этот металл хорошо растворяет другие металлы, образуя амальгамы.

 4. Пары металла ядовиты.

 5. Находится внутри градусника.

 ( Ртуть).

Конкурс 6. Кроссворд

В нём даны русские названия химических элементов, которые вы должны разгадать. За каждое название дается 1 балл).

О

О

О

О

О

О

О

Ответы: 1-олово, 2-йод, 3-бром, 4-водород, 5-кислород, 6-железо, 7-серебро.

Конкурс 7. Чёрный конверт.

Ведущий: И сейчас предложим последнее испытание. Каждая команда получает черный конверт. В этом конверте записки и буквы. Вам необходимо прочитать записку и из букв составить ответ. Посмотрим, какая команда выполнит быстрее!

1. СЛИКОДОР - без этого элемента не проживете и десяти минут. (кислород)

2. МНИКРЕЙ - этот элемент ищите среди камней. (кремний)

3.ОРРЕБЕС - блестит, а не золото. (серебро)

Жюри подводит итоги.

Ведущий: Пока жюри подводит итоги, старшеклассники демонстрируют занимательные опыты.

Опыты выполняются подготовленными учащимися, перед этим проводится инструктаж по технике безопасности. Каждый выполняет один опыт.

Занимательная химия.

Улыбнитесь поскорее, улыбнитесь веселее. Мы сегодня открываем наше фотоателье. Я могу моментально получить ваше фото, без фотоаппарата (приглашает зрителя).

Вот на этот чистый лист посмотри внимательно

Веселее улыбнись – это обязательно.

Этот снимок проявить мы сумеем запросто:

Листик сбрызнем чуть-чуть из пульверизатора.

1 опыт "Образ нерукотворный"

На листе ватмана заранее делается рисунок – рожица – щелочью натрия. В пульверизаторе находится фенолфталеин, при смачивании с которым на листе бумаги появляется малиновый рисунок, изображающий рожицу.

2 опыт. Извержение «вулкана».

На асбестовую пластинку горкой насыпают две чайные ложки бихромата аммония. Горку поджигают. Происходит бурный выброс зеленого порошка с воспламенением.

3 опыт. «Изменение цветов растворов»

Для опытов берутся 5 стаканов с растворами следующих веществ:

1 – с соляной кислотой, 2 – с хлоридом бария, 3 – с гидроксидом калия, 4 – с гидроксидом натрия, 5 – с гидроксидом натрия. Все растворы прозрачные и бесцветные.

Затем в 1 стакан приливается несколько капель метилового оранжевого. Раствор становится красным.

Во 2 стакан добавляют несколько капель бесцветного фенолфталеина. Раствор становится малинового цвета.

В 3 стакан добавляется бесцветный раствор сульфата натрия. Появляется осадок белого цвета (как молоко).

В 4 стакан добавляется голубой раствор сульфата меди (II). Образуется ярко-синий осадок.

В 5 стакан приливается жёлто-коричневый раствор хлорида железа (III). Выпадает бурый осадок.

Есть такая поговорка Нет дыма без огня,

4 опыт «Дым без огня»

Опыт необходимо проводить в хорошо проветриваемом помещении или в вытяжном шкафу.

      Берутся две стеклянных стакана. Один смачивают концентрированной соляной кислотой, а другой концентрированным раствором аммиака. Затем стаканом с соляной кислотой накрывают стакан с аммиаком. Оба стакана заполняются «дымом» (пары хлорида аммония): NH3 + HCl → NH4Cl.

5 опыт. Облако из колбы.

В большую колбу насыпают кристаллический карбонат натрия слоем 1-2 см. и осторожно наливают водный раствор аммиака в таком количестве, чтобы его слой перекрыл кристаллы на 2мм. Затем очень тонкой струйкой вливают немного концентрированной соляной кислоты. Из колбы валит густой белый дым и медленно сползает на пол.

Ведущий: Вот на этих красочных опытах мы и завершим наше волшебство.

А сейчас я попрошу членов жюри огласить результаты. Подводятся итоги конкурса.

Ведущий: Знаем мы, что встреча ваша - лишь игра,

И расставаться нам пришла пора.

Будете с улыбкой вспоминать

Как пытались баллы добывать.

Но не важен в баллах результат,

Дружба побеждает - это факт.

А находчивость по жизни вас ведет,

Знатокам всегда, везде везет!

 

Спасибо за внимание!

Выставление оценок и выводы по уроку.

Рефлексия

Об отношении детей к этому уроку узнаю по рефлексии, которую предлагаю провести в виде нарисованного на ½ листочка солнышка. Чем больше лучиков, тем больше понравился урок. После звонка, уходя с урока, положите эти листочки мне на стол.

1 опыт "Образ нерукотворный"

Улыбнитесь поскорее, улыбнитесь веселее!

Мы сегодня открываем наше фотоателье.

Я могу моментально получить ваше фото, без фотоаппарата (приглашает зрителя). 

Вот на этот чистый лист посмотри внимательно

Веселее улыбнись – это обязательно.

Этот снимок проявить мы сумеем запросто:

Листик сбрызнем чуть-чуть из пульверизатора.

2 опыт. Извержение «вулкана».

А я могу касанием лучинки разбудить вулкан!

3 опыт. «Изменение цветов растворов»

А я могу добавить волшебную каплю в бесцветный раствор и превратить его в разноцветный.

Для опытов берутся 5 колб с растворами следующих веществ:

1 колба – HCl + метиловый оранжевый → красный раствор.

2 колба  – ВаСl2 + Na2SO4 → белый осадок.

3 колба – NaOH + фенолфталеин → малиновый раствор.

4 колба – KOH + СuSO4 → ярко-синий осадок.

5 колба – NaOH + FeCl3  → бурый осадок

4 опыт «Дым без огня»

Есть такая поговорка  «Нет дыма без огня», а я докажу вам, обратное.

      Берутся две стеклянных стакана. Один смачивают концентрированной соляной кислотой, а другой концентрированным раствором аммиака. Затем стаканом с соляной кислотой накрывают стакан с аммиаком. Оба стакана заполняются «дымом» (пары хлорида аммония): NH3 + HCl → NH4Cl.

C:\Users\1\Desktop\1663120751_22-mykaleidoscope-ru-p-emotsii-dlya-detei-emotsii-22.jpg

Протокол результатов команд по конкурсам

     Конкурс. «Приветствие команд»

  Максимум – 6 баллов

                           Название

1 команда

Химики

2 команда

Алмаз

3 команда

Кислота

Девиз

Обращение к жюри

Обращение к соперникам

 

  Конкурс 1. «Разминка»

  Максимум 6 баллов

Название

1 команда

Химики

2 команда

Алмаз

3 команда

Кислота

Кол-во баллов

 

Конкурс 2. «Географические названия в химии»

Максимум 3 баллов

                 

Название

1 команда

Химики

2 команда

Алмаз

3 команда

Кислота

Кол-во баллов

   

   

Конкурс 3. «Составь название города»

  5 баллов

                                               

Название

1 команда

Химики

2 команда

Алмаз

3 команда

Кислота

Кол-во баллов

   

   Игра со зрителями

  Максимум – 10 баллов

Отметить болельщика, ответившего на наибольшее количество вопросов

 

  Конкурс 4. «Составь формулу»

  За каждую формулу дается 1 балл

   

Название

1 команда

Химики

2 команда

Алмаз

3 команда

Кислота

Кол-во баллов

 

  Конкурс 5. «Темная лошадка»

  Максимум – 15 баллов

Название

1 команда

Химики

2 команда

Алмаз

3 команда

Кислота

Кол-во баллов

                        

  Конкурс 6. «Кроссворд»

  Максимум – 7 баллов

Название

1 команда

Химики

2 команда

Алмаз

3 команда

Кислота

Кол-во баллов

                                       

  Конкурс 6. «Чёрный конверт»

  Максимум – 15 баллов – кто первый отгадает, 10 баллов – второй, 5 баллов - третий

Название

1 команда

Химики

2 команда

Алмаз

3 команда

Кислота

Кол-во баллов

 

    Общий результат

 

Название

1 команда

Химики

2 команда

Алмаз

3 команда

Кислота

Кол-во баллов

 

Приложение

Команда “Химики”;

Девиз: “Нам не представляет муки грызть гранит химической науки!”;

Обращение к соперникам: “Да, соперники сильны, но для нас вы не страшны. Мы “химичим” с малых лет, в этом наш большой секрет!”;

Обращение к жюри: “Вам судить будет не сложно, ошибаться невозможно: лучше нас, поверьте нет! Это знает целый свет!”.

Команда “Алмаз”;

Девиз: “Нет в природе тверже нас, потому что мы алмаз!”;

Обращение к соперникам: “Попотеть придется вам! Мы для вас не по зубам!”;

Обращение к жюри: “Вы судите справедливо, мыслите неторопливо, и, оценки ставя нам, прибавляйте один балл!”.

Команда “Кислота”;

Девиз: “Нас, кислот, огромный строй – водород тому виной!”;

Обращение к соперникам: “Разбегайтесь кто куда! Мы команда – “Кислота!”;

Обращение к жюри: “Спорить мы не будем с вами: место первое за нами!”.

Конкурс «Составь название города»

По первым буквам символов химических элементов составьте название города нашего округа: N, Po, S, At, Am, Eu, Ga, Li

Конкурс «Составь название города»

По первым буквам символов химических элементов составьте название города нашего округа: N, Po, S, At, Am, Eu, Ga, Li

Конкурс «Составь название города»

По первым буквам символов химических элементов составьте название города нашего округа: N, Po, S, At, Am, Eu, Ga, Li

Конкурс «Составь формулу»

   Даны 8 символов химических элементов. За минуту надо составить как можно больше формул из знаков, изображенных на карточке; индексы использовать можно.

Элементы: H, O, K, S, Fe, C, Na, N.

Конкурс «Составь формулу»

   Даны 8 символов химических элементов. За минуту надо составить как можно больше формул из знаков, изображенных на карточке; индексы использовать можно.

Элементы: H, O, K, S, Fe, C, Na, N.

Конкурс «Составь формулу»

   Даны 8 символов химических элементов. За минуту надо составить как можно больше формул из знаков, изображенных на карточке; индексы использовать можно.

Элементы: H, O, K, S, Fe, C, Na, N.

Конкурс «Кроссворд»

Разгадать русские названия химических элементов

О

О

О

О

О

О

О

Конкурс «Кроссворд»

Разгадать русские названия химических элементов

О

О

О

О

О

О

О

Конкурс «Кроссворд»

Разгадать русские названия химических элементов

О

О

О

О

О

О

О

Конкурс «Чёрный конверт»

С Л И К О Д О Р 

Без этого элемента не проживете и десяти минут.

Конкурс «Чёрный конверт»

М Н И К Р Е Й 

Этот элемент ищите среди камней.

Конкурс «Чёрный конверт»

О Р Р Е Б Е С 

Блестит, а не золото


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по математике «Своя игра» для учащихся 7 классов

Цели математического мероприятия: 1.    Повышение познавательного интереса к предмету математики. 2.    Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихс...

Интеллектуальная игра " Эрудиты,вперед!"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9классов....

Интеллектуальная игра " Эрудиты,вперед!"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9классов....

Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)

Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...

«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы

«МУЗЫКАЛЬНОЕ    РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...

Программа обще интеллектуального направления для старших классов "Интеллектуальные игры"

Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры об...

Презентация к игре по химии «Эрудиты, вперед»

Презентация к игре по химии  «Эрудиты, вперед»...