Программа внеурочной деятельности "В мире химии"
рабочая программа по химии (9 класс)

Хабибуллин Марат Ясавиевич

Программа для учащихся 9 класса направлена на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки обучающихся, а также для обобщения и систематизации предметных знаний по химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_vneurochnoy_deyatelnosti_po_himii.docx40.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Татарско-Ямалинская основная общеобразовательная школа»

Актанышского муниципального района РТ

ОБСУЖДЕНО

Руководитель ШМО МБОУ

«Татарско-Ямалинская ООШ» АМР РТ

________ Гардисламова Ф.М.

Протокол №1 от «26» августа 2024г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Татарско-Ямалинская ООШ» АМР РТ

__________ Шаймухаметова Р.Р.

«28» августа 204г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Татарско-Ямалинская ООШ» АМР РТ

_________ Файрушина Г.Г.

Приказ №77 от «29» августа 2024г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«В мире химии» для 9 класса

за 2024-2025 учебный год

Составитель: Хабибуллин Марат Ясавиевич,

учитель первой квалификационной категории

Рассмотрено на заседании

педагогического совета.

Протокол №____

от «____» __________ 20__г.

2024-2025 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире химии» для 9 класса составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Программа «В мире химии» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

Цель программы

-подготовить выпускников к основному государственному экзамену по химии.

Задачи программы

  • развитие познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы обучения; - закрепление и систематизация знаний, обучающихся по химии; - выявить основные затруднения и ошибки при выполнении заданий ОГЭ по химии; - научить обучающихся приемам решения задач различных типов; - способствовать интеграции знаний, учащихся по предметам естественно-математического цикла при решении расчетных задач по химии;
  • способствовать развитию творческого потенциала обучающихся, способности критически мыслить;
  • развивать умение самостоятельно работать с литературой, систематически заниматься решением задач, работать с тестами различных типов;
  • развивать целеустремлённость обучающихся и способность преодолевать трудности в различных ситуациях.

Планируемые результаты Предметные результаты:

  • знать модели строения атома, физический смысл понятий Периодического закона и системы элементов Д.И. Менделеева; раскрывать смысл основных химических понятий;
  • уметь решать задачи различных типов;

- применять правила систематической международной номенклатуры;

- составлять молекулярные и структурные формулы органических и неорганических веществ, на основе которых характеризовать их свойства и принадлежность к определенному классу соединений с помощью

химических уравнений; характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства простых и сложных веществ,

  • проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ.

Метапредметные результаты:

Базовые логические действия: раскрывать смысл химических понятий; уметь оперировать химическими символами, формулами, уравнениями реакций; выявлять в них общие закономерности.

Базовые исследовательские действия: умение наблюдать за ходом химического опыта, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной работе.

Работа с информацией: уметь анализировать и интерпретировать информацию, получаемую из разных источников (научно-популярная литература, справочные пособия, ресурсы Интернета); критически оценивать противоречивую и недостоверную информацию; уметь использовать и анализировать информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей среды.

Универсальные коммуникативные действия: уметь задавать вопросы в ходе диалога/обсуждения результатов эксперимента, совместной учебной деятельности; заинтересованность в совместной со сверстниками познавательной и исследовательской деятельности.

Универсальные регулятивные действия: уметь самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Личностные результаты: в части патриотического воспитания: понимание значения химической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях мировой и отечественной химии; гражданского воспитания: готовности к совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

Ценности научного познания: формирование интереса к обучению и познанию, любознательности, способности к самообразованию; Формирования культуры здоровья: осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, неприятия вредных

привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни.

Трудового воспитания: осознанный выбор продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к химии и развития необходимых умений; готовность адаптироваться в профессиональной среде.

Экологического воспитания: экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышение уровня экологической культуры;

  • критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах интернета с целью формирования собственной позиции;
  • воспитать в себе экологически безопасные правила поведения в быту и жизни с целью сохранения своего здоровья и окружающей среды.

Содержание программы

(34 часа, 1 час в неделю)

Раздел 1. Строение вещества и химическая связь. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева. Атомы и молекулы. Химический элемент.

Простые и сложные вещества. Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д.И.Менделеева. Группы и периоды Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента.

Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в Периодической системе Д.И. Менделеева. Валентность. Степень окисления химических элементов. Ряд электроотрицательности неметаллов. Строение вещества. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Механизмы образования ковалентной полярной связи: обменный и донорно-акцепторный. Типы кристаллических решёток.

Спецификация ОГЭ по химии 2023 г. Изменения в КИМ в сравнении с прошлым годом.

Раздел 2. Классификация неорганических веществ и их свойства.

Химические реакции. Классификация и номенклатура неорганических веществ. Тривиальные и международные (по номенклатуре IUPAK) названия сложных веществ. Химические свойства простых веществ. Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных. Химические свойства кислот, оснований и солей. Соли кислые, основные и средние (нормальные). Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии. Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Раздел 3. Теория электролитической диссоциации.

Реакции ионного обмена и ионные уравнения. Решение задач. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щёлочей и солей (средних). Реакции ионного обмена и условия их осуществления. Определение зарядов ионов и составление ионных уравнений реакций. Реакции нейтрализации. Определение характера среды раствора кислот и щёлочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ионы аммония, бария, серебра, кальция, меди и железа).

Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).

Вычисление массовой доли химического элемента в веществе.

Задания из банка ФИПИ.

Раздел 4. Окислительно-восстановительные реакции. Человек в мире веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Процессы окисления и восстановления. Составление уравнений ОВР: метод электронного баланса. Основные типы окислительно-восстановительных реакций. Ряд стандартных электродных потенциалов.

Расчеты по уравнениям, в основе которых лежит реакция замещения одного металла другим. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Раздел 5. Расчётные задачи. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления. Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе.

Раздел 6. Химический эксперимент. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов.

Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV–VII групп и их соединений».

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения». Качественные реакции на катионы изученных металлов, а также бария, серебра, кальция, меди и железа.

Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, иодид-, сульфат-ионы, карбонат-, силикат-, фосфат-ионы, ион аммония и гидроксид-ион). Отработка практических навыков.

Тематическое планирование.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел 1. Строение вещества и химическая связь.

Периодическая система элементов Д.И. Менделеева.

7

Раздел 2. Классификация неорганических веществ и

их свойства. Химические реакции.

7

Раздел 3. Теория электролитической диссоциации.

Реакции ионного обмена и ионные уравнения. Решение задач

5

Раздел 4. Окислительно-восстановительные реакции.

Человек в мире веществ.

4

Раздел 5. Расчётные задачи.

5

Раздел 6. Химический эксперимент.

6

Итого:

34

Календарно - тематическое планирование

Содержание (разделы, темы)

Количество часов

Даты проведения

По плану

По факту

Раздел 1. Строение вещества и химическая связь. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева.

7

1

Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества.

1

2-3

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д.И.

Менделеева. Группы и периоды Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента

2

4

Закономерности изменения свойств элементов в связи с

положением в Периодической системе Д.И. Менделеева

1

5

Валентность. Степень

окисления химических элементов

1

6

Строение вещества. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая

1

7

Тематический контроль

«Периодический закон и Периодическая система элементов. Химическая

связь»

1

Раздел 2. Классификация неорганических веществ и их

свойства. Химические реакции

7

1

Классификация и номенклатура

неорганических веществ

1

2

Химические свойства простых веществ.

Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных.

1

3

Химические свойства кислот

1

4

Химические свойства сложных веществ: оснований и солей. Средние и кислые соли

1

5

Классификация химических реакций по различным признакам:

количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению

энергии

1

6

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при

химических реакциях

1

7

Тематический контроль «Химические

свойства простых и сложных веществ. Генетическая связь между веществами»

1

Раздел 3. Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена и ионные уравнения. Решение задач

5

1

Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая

диссоциация кислот, щёлочей и солей (средних)

1

2

Реакции ионного обмена и условия их

осуществления

1

3

Определение характера

среды раствора кислот и щёлочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-,

гидроксид-ионы; ионы аммония, бария, серебра, кальция, меди и

железа).

1

4

Получение газообразны веществ. Качественные реакции на газообразные

вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)

1

5

Вычисление массовой доли химического элемента в веществе.

Задания из банка ФИПИ

1

Раздел 4. Окислительно - восстановительные реакции. Человек

в мире веществ

4

1

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель

1

2

Окислительно-восстановительные

реакции. Окислитель и восстановитель

1

3

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических

реакций.

1

4

Пробный ОГЭ (по материалам

СтатГрад)

1

Раздел 5. Расчётные задачи

5

1-2

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их

осуществления

2

3-4

Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов

реакции.

2

5

Вычисление массовой доли

растворённого вещества в растворе

1

Раздел 6. Химический эксперимент

6

1

Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление

растворов

1

2-3

Решение экспериментальных задач по

теме «Неметаллы IV–VII групп и их соединений». Отработка практических

навыков.

2

4

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Качественные реакции на катионы изученных металлов, а также бария, серебра, кальция, меди и железа.

Отработка практических навыков.

1

5

Качественные реакции на

ионы в растворе (хлорид-, иодид-, сульфат-ионы, карбонат-, силикат-, фосфат-ионы, ион аммония и

гидроксид-ион). Отработка практических навыков.

1

6

Пробный ОГЭ (по материалам

СтатГрад)

1

Итого:

34

Список литературы для педагогов

  1. ОГЭ-2023. Химия. Добротин Д. Ю. Типовые экзаменационные варианты 30 вариантов. ФИПИ. – М., Национальное образование, 2022.
  2. Методическая разработка по формированию естественнонаучной грамотности на уроках химии и на внеурочных занятиях. Стук А.В. 2022.

Список литература для учащихся

  1. ОГЭ-2023. Химия. Добротин Д. Ю. Типовые экзаменационные варианты

30 вариантов. ФИПИ. – М., Национальное образование, 2022.

  1. Кузьменко Н.Е. и др. Начала химии. – М.: Экзамен, 2005.

Электронные образовательные ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по химии " Химия вокруг нас"

Курс нацелен на приобретение знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни при обращении с веществами. В ходе выполнения лабораторных и практических работ у учащихся формируется  умение прав...

Программа внеурочной деятельности по химии " Решение задач по неорганической химии" 8 класс

Программа внеурочной деятельности позволяет расширить знания основных понятий и законов химии, учит наблюдать, применять полученные знания на практике, развивает внимание, мышление учащихся, формирует...

Программа внеурочной деятельности по химии "Химия в задачах и упражнениях"

Программа внеурочной деятельности позволяет расширить знания основных понятий и законов химии, воспитывает общечеловеческую культуру, учит наблюдать, применять полученные знания на практике....

Программа внеурочной деятельности по химии "Химия для любознетельных"

Программа расчита для учащихся 8 классов. Программа включает в себя проведение эксперимента, чтение научно-популярной литературы, экскурсии....

Программа внеурочной деятельности по химии для учащихся 8 классов "Химия для любознетельных"

Программа расчита для учащихся 8 классов. Программа включает в себя проведение эксперимента, чтение научно-популярной литературы, экскурсии....

Программа внеурочной деятельности по химии для 7 класса "Химия. Вопросы и ответы"

Программа внеурочной деятельности по химии для 7 класса содержит следующие разделы: - Введение, - Химическая лаборатория, - Вещества на кухне, - Атомы. Молекулы. Вещества, - П...

Рабочая программа внеурочной деятельности по химии «Искусство быть здоровым: химия в быту»

Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незна...