Программа внеурочной деятельности "В мире химии"
рабочая программа по химии (9 класс)
Программа для учащихся 9 класса направлена на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки обучающихся, а также для обобщения и систематизации предметных знаний по химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vneurochnoy_deyatelnosti_po_himii.docx | 40.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Татарско-Ямалинская основная общеобразовательная школа»
Актанышского муниципального района РТ
ОБСУЖДЕНО Руководитель ШМО МБОУ «Татарско-Ямалинская ООШ» АМР РТ ________ Гардисламова Ф.М. Протокол №1 от «26» августа 2024г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Татарско-Ямалинская ООШ» АМР РТ __________ Шаймухаметова Р.Р. «28» августа 204г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Татарско-Ямалинская ООШ» АМР РТ _________ Файрушина Г.Г. Приказ №77 от «29» августа 2024г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«В мире химии» для 9 класса
за 2024-2025 учебный год
Составитель: Хабибуллин Марат Ясавиевич,
учитель первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета.
Протокол №____
от «____» __________ 20__г.
2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире химии» для 9 класса составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Программа «В мире химии» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Цель программы
-подготовить выпускников к основному государственному экзамену по химии.
Задачи программы
- развитие познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы обучения; - закрепление и систематизация знаний, обучающихся по химии; - выявить основные затруднения и ошибки при выполнении заданий ОГЭ по химии; - научить обучающихся приемам решения задач различных типов; - способствовать интеграции знаний, учащихся по предметам естественно-математического цикла при решении расчетных задач по химии;
- способствовать развитию творческого потенциала обучающихся, способности критически мыслить;
- развивать умение самостоятельно работать с литературой, систематически заниматься решением задач, работать с тестами различных типов;
- развивать целеустремлённость обучающихся и способность преодолевать трудности в различных ситуациях.
Планируемые результаты Предметные результаты:
- знать модели строения атома, физический смысл понятий Периодического закона и системы элементов Д.И. Менделеева; раскрывать смысл основных химических понятий;
- уметь решать задачи различных типов;
- применять правила систематической международной номенклатуры;
- составлять молекулярные и структурные формулы органических и неорганических веществ, на основе которых характеризовать их свойства и принадлежность к определенному классу соединений с помощью
химических уравнений; характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства простых и сложных веществ,
- проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ.
Метапредметные результаты:
Базовые логические действия: раскрывать смысл химических понятий; уметь оперировать химическими символами, формулами, уравнениями реакций; выявлять в них общие закономерности.
Базовые исследовательские действия: умение наблюдать за ходом химического опыта, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной работе.
Работа с информацией: уметь анализировать и интерпретировать информацию, получаемую из разных источников (научно-популярная литература, справочные пособия, ресурсы Интернета); критически оценивать противоречивую и недостоверную информацию; уметь использовать и анализировать информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей среды.
Универсальные коммуникативные действия: уметь задавать вопросы в ходе диалога/обсуждения результатов эксперимента, совместной учебной деятельности; заинтересованность в совместной со сверстниками познавательной и исследовательской деятельности.
Универсальные регулятивные действия: уметь самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Личностные результаты: в части патриотического воспитания: понимание значения химической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях мировой и отечественной химии; гражданского воспитания: готовности к совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
Ценности научного познания: формирование интереса к обучению и познанию, любознательности, способности к самообразованию; Формирования культуры здоровья: осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, неприятия вредных
привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни.
Трудового воспитания: осознанный выбор продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к химии и развития необходимых умений; готовность адаптироваться в профессиональной среде.
Экологического воспитания: экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышение уровня экологической культуры;
- критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах интернета с целью формирования собственной позиции;
- воспитать в себе экологически безопасные правила поведения в быту и жизни с целью сохранения своего здоровья и окружающей среды.
Содержание программы
(34 часа, 1 час в неделю)
Раздел 1. Строение вещества и химическая связь. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева. Атомы и молекулы. Химический элемент.
Простые и сложные вещества. Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д.И.Менделеева. Группы и периоды Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента.
Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в Периодической системе Д.И. Менделеева. Валентность. Степень окисления химических элементов. Ряд электроотрицательности неметаллов. Строение вещества. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Механизмы образования ковалентной полярной связи: обменный и донорно-акцепторный. Типы кристаллических решёток.
Спецификация ОГЭ по химии 2023 г. Изменения в КИМ в сравнении с прошлым годом.
Раздел 2. Классификация неорганических веществ и их свойства.
Химические реакции. Классификация и номенклатура неорганических веществ. Тривиальные и международные (по номенклатуре IUPAK) названия сложных веществ. Химические свойства простых веществ. Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных. Химические свойства кислот, оснований и солей. Соли кислые, основные и средние (нормальные). Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии. Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Раздел 3. Теория электролитической диссоциации.
Реакции ионного обмена и ионные уравнения. Решение задач. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щёлочей и солей (средних). Реакции ионного обмена и условия их осуществления. Определение зарядов ионов и составление ионных уравнений реакций. Реакции нейтрализации. Определение характера среды раствора кислот и щёлочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ионы аммония, бария, серебра, кальция, меди и железа).
Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).
Вычисление массовой доли химического элемента в веществе.
Задания из банка ФИПИ.
Раздел 4. Окислительно-восстановительные реакции. Человек в мире веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Процессы окисления и восстановления. Составление уравнений ОВР: метод электронного баланса. Основные типы окислительно-восстановительных реакций. Ряд стандартных электродных потенциалов.
Расчеты по уравнениям, в основе которых лежит реакция замещения одного металла другим. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Раздел 5. Расчётные задачи. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления. Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе.
Раздел 6. Химический эксперимент. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов.
Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV–VII групп и их соединений».
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения». Качественные реакции на катионы изученных металлов, а также бария, серебра, кальция, меди и железа.
Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, иодид-, сульфат-ионы, карбонат-, силикат-, фосфат-ионы, ион аммония и гидроксид-ион). Отработка практических навыков.
Тематическое планирование.
Наименование разделов и тем | Количество часов |
Раздел 1. Строение вещества и химическая связь. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева. | 7 |
Раздел 2. Классификация неорганических веществ и их свойства. Химические реакции. | 7 |
Раздел 3. Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена и ионные уравнения. Решение задач | 5 |
Раздел 4. Окислительно-восстановительные реакции. Человек в мире веществ. | 4 |
Раздел 5. Расчётные задачи. | 5 |
Раздел 6. Химический эксперимент. | 6 |
Итого: | 34 |
Календарно - тематическое планирование
№ | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Даты проведения | |||
По плану | По факту | |||||
Раздел 1. Строение вещества и химическая связь. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева. | 7 | |||||
1 | Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. | 1 | ||||
2-3 | Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Группы и периоды Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента | 2 | ||||
4 | Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в Периодической системе Д.И. Менделеева | 1 | ||||
5 | Валентность. Степень окисления химических элементов | 1 | ||||
6 | Строение вещества. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая | 1 | ||||
7 | Тематический контроль «Периодический закон и Периодическая система элементов. Химическая связь» | 1 | ||||
Раздел 2. Классификация неорганических веществ и их свойства. Химические реакции | 7 | |||||
1 | Классификация и номенклатура неорганических веществ | 1 | ||||
2 | Химические свойства простых веществ. Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных. | 1 | ||||
3 | Химические свойства кислот | 1 | ||||
4 | Химические свойства сложных веществ: оснований и солей. Средние и кислые соли | 1 | ||||
5 | Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии | 1 | ||||
6 | Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях | 1 | ||||
7 | Тематический контроль «Химические свойства простых и сложных веществ. Генетическая связь между веществами» | 1 | ||||
Раздел 3. Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена и ионные уравнения. Решение задач | 5 | |||||
1 | Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щёлочей и солей (средних) | 1 | ||||
2 | Реакции ионного обмена и условия их осуществления | 1 | ||||
3 | Определение характера среды раствора кислот и щёлочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ионы аммония, бария, серебра, кальция, меди и железа). | 1 | ||||
4 | Получение газообразны веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак) | 1 | ||||
5 | Вычисление массовой доли химического элемента в веществе. Задания из банка ФИПИ | 1 | ||||
Раздел 4. Окислительно - восстановительные реакции. Человек в мире веществ | 4 | |||||
1 | Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель | 1 | ||||
2 | Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель | 1 | ||||
3 | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. | 1 | ||||
4 | Пробный ОГЭ (по материалам СтатГрад) | 1 | ||||
Раздел 5. Расчётные задачи | 5 | |||||
1-2 | Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления | 2 | ||||
3-4 | Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции. | 2 | ||||
5 | Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе | 1 | ||||
Раздел 6. Химический эксперимент | 6 | |||||
1 | Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов | 1 | ||||
2-3 | Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV–VII групп и их соединений». Отработка практических навыков. | 2 | ||||
4 | Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения». Качественные реакции на катионы изученных металлов, а также бария, серебра, кальция, меди и железа. Отработка практических навыков. | 1 | ||||
5 | Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, иодид-, сульфат-ионы, карбонат-, силикат-, фосфат-ионы, ион аммония и гидроксид-ион). Отработка практических навыков. | 1 | ||||
6 | Пробный ОГЭ (по материалам СтатГрад) | 1 | ||||
Итого: | 34 |
Список литературы для педагогов
- ОГЭ-2023. Химия. Добротин Д. Ю. Типовые экзаменационные варианты 30 вариантов. ФИПИ. – М., Национальное образование, 2022.
- Методическая разработка по формированию естественнонаучной грамотности на уроках химии и на внеурочных занятиях. Стук А.В. 2022.
Список литература для учащихся
- ОГЭ-2023. Химия. Добротин Д. Ю. Типовые экзаменационные варианты
30 вариантов. ФИПИ. – М., Национальное образование, 2022.
- Кузьменко Н.Е. и др. Начала химии. – М.: Экзамен, 2005.
Электронные образовательные ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по химии " Химия вокруг нас"
Курс нацелен на приобретение знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни при обращении с веществами. В ходе выполнения лабораторных и практических работ у учащихся формируется умение прав...
Программа внеурочной деятельности по химии " Решение задач по неорганической химии" 8 класс
Программа внеурочной деятельности позволяет расширить знания основных понятий и законов химии, учит наблюдать, применять полученные знания на практике, развивает внимание, мышление учащихся, формирует...
Программа внеурочной деятельности по химии "Химия в задачах и упражнениях"
Программа внеурочной деятельности позволяет расширить знания основных понятий и законов химии, воспитывает общечеловеческую культуру, учит наблюдать, применять полученные знания на практике....
Программа внеурочной деятельности по химии "Химия для любознетельных"
Программа расчита для учащихся 8 классов. Программа включает в себя проведение эксперимента, чтение научно-популярной литературы, экскурсии....
Программа внеурочной деятельности по химии для учащихся 8 классов "Химия для любознетельных"
Программа расчита для учащихся 8 классов. Программа включает в себя проведение эксперимента, чтение научно-популярной литературы, экскурсии....
Программа внеурочной деятельности по химии для 7 класса "Химия. Вопросы и ответы"
Программа внеурочной деятельности по химии для 7 класса содержит следующие разделы: - Введение, - Химическая лаборатория, - Вещества на кухне, - Атомы. Молекулы. Вещества, - П...
Рабочая программа внеурочной деятельности по химии «Искусство быть здоровым: химия в быту»
Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незна...