Конспект урока "Гидролиз" для обучающихся 11 класса
план-конспект урока по химии (11 класс)

Горячева Гузалия Мухтасибовна

Коспект урока для проведения с использованием системно-деятельностного подхода. В ходе урока перед обучающимися была поставлена задача, опираясь на имеющиеся знания, вывести на новый уровень осмысления, а также расширение кругозора, связь знаний и применение в повседневной жизни. Материал представлен конспектом, рабочими листами для обучающихся и презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_gidroliz.doc47.5 КБ
Microsoft Office document icon razdatochnyy_gidroliz.doc205.5 КБ
Office presentation icon gidroliz_2.ppt2.12 МБ

Предварительный просмотр:

Гидролиз солей

Химия 11 класс

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие гидролиза солей.

Задачи урока:

Обучающие:

  1. Отработать умения осуществлять экспериментальное определение среды в растворах солей.
  2. Формировать умения теоретически обосновать результаты эксперимента по гидролизу соли.
  3. Формировать умения составлять уравнение гидролиза солей.

Развивающие:

  1. Развивать умение ставить несложные проблемы, проводить опыты и формулировать гипотезы;
  2. Совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами;
  3. Продолжить формирование умений оформления результатов эксперимента;
  4. Развивать способность к адекватному само- и взаимоконтролю;
  5. Развивать умение участвовать в проблемном диалоге;
  6. Продолжить развивать умение работать в группах.

Воспитательные:

  1. Продолжить формирование научного мировоззрения учащихся;
  2. Воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик- ученик», «учитель- ученик», а также наблюдательность, пытливость, инициативу.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: проблемно-исследовательский.

Технологии, применяемые на уроках: технология личностно-ориентированного обучения, технология  проблемного  обучения, технология формирования критического мышления, информационно коммуникативные технологии

Оборудование и реактивы:

Презентация, рабочие листы на группы, набор реактивов для проведения опытов.

Предварительная работа:  класс поделен на три группы для проведения эксперимента

Этапы урока

I Вводная часть

Взгляните, как прекрасна наша планета, когда на неё смотришь из космоса. Поверхность земного шара на 3/4 покрыта водой – это океаны, моря; озера, ледники. Из всех водных ресурсов Земли, только 2,5% приходится на пресную воду, большая часть которых сосредоточена во льдах полярной зоны и ледниках. Именно пресные воды имеют наибольшее практическое значение для планеты Земля. Благодаря своему уникальному свойству растворимости……

II. Основная часть

Реакция обменного разложения водой называется гидролизом. Именно об этой уникальной химической реакции мы и поговорим сегодня с вами. Гидролиз бывает разным. Это основа процессов, происходящих в живой и неживой природе. Наиболее изученным вопросом является Гидролиз солей.

Запишите тему в рабочих листах, которые лежат перед вами и понятие в определение, значение которого будем изучать. В ходе урока мы заполним с вами опорный конспект, который поможет Вам в конце урока сформулировать вывод, а также в дальнейшем при подготовке к следующему уроку, или решать вопросы ЕГЭ. Этот вопрос представлен в кодификаторе.

Работа в группах.

Каждая группа проведет свой химический опыт, соблюдая технику безопасности, которую вспомнили перед началом урока. Результаты внесем в таблицу.

Возьмите химический стаканчик с веществом № 1 и добавьте его в колбу с веществом №2.

Что произошло с веществом № 2? (растворилось)

Теперь возьмите индикатор (метил-оранж) и добавьте  в колбу.

Первая группа, что у вас произошло? А у вас? А у вас?

Давайте соотнесем окраску индикатора с полувшейся средой. Какова среда раствора в вашем случае?  2 группа?     3 группа?

А чему равен pH раствора? Посмотрите на экран, подсказка на экране

1 группа?        2 группа?       3 группа?

Нам с вами это обязательно нужно знать, так как это 21 задание ЕГЭ

Назовите первое вещество. (вода)

У всех первое вещество одинаковое – это вода, но результаты реакций разные. Значит все дело во втором веществе. Посмотрите на формулу второго вещества и скажите, к какому классу веществ, он принадлежит?

1-я группа                           2-я группа                          3-я группа

Верно, наше второе вещество — это соль, несмотря на то, что второе вещество относится к одному классу веществ, у нас получился разный результат, а значит, все зависит не от типа вещества, а от его составных частей

Вспомните, что такое соль? (Соль – это сложное вещество, состоящее из ионов металла и кислотного остатка, которое образуется в результате взаимодействия основания и кислоты)

Нашим помощником является таблица растворимости, обратитесь сейчас к ней. Все представленные нам вещества – хорошо растворимы.

А, значит, они могут проводить электрический ток, следовательно, мы их отнесем к каким электролитам? (сильным)

Давайте вспомним, что основное условие протекания реакций ионного обмена до конца – наличие таких ионов, которые могут связываться.

- Следовательно, какими бывают соли, кислоты и основания?

- Сильными и слабыми

Проанализируйте, чем образованы ваши соли? Запишите данные в свои рабочие листы.

- Вернитесь к своим рабочим листам, к таблице растворимости, и с помощью маркеров создайте себе подсказку для решения заданий из ЕГЭ

Закрасьте синим цветом – катионы щелочных металлов, т к со слабой кислотой они будут иметь всегда щелочную среду

Закрасьте красным цветом анионы сильных кислот, т к со слабыми основаниями они всегда будут иметь кислую среду

Что получилось у первой группы?

У второй?

А у третьей?

Какой вывод мы можем сформулировать  в каждом конкретном случае

1-ая группа?

2 группа?

3 Группа?

Конечно же, бывают и другие виды гидролиза, о них вы будете говорить на последующих уроках.

III. Заключительная часть.
Выполнение заданий ЕГЭ на закрепление знаний по материалу

А теперь давайте выполним следующие задания

1. Самостоятельно определите тип гидролиза для CaI2 (нейтр, не гидролизуется), Li2SiO3 (щелочн – по аниону), Ba(NO2)2 (щелочн – по аниону), CuBr2 (кислотн – по катиону), Zn(H2PO4)2 (нейтр – по катиону и аниону).

Однако замечу, что в дигидрофосфатах, гидросульфитах и гидросульфатах среда всегда кислая из-за особенностей диссоциации. Примеры: NH4H2PO4, LiHSO4. В гидрофосфатах среда щелочная из-за того, что константа диссоциации по третьей ступени меньше, чем константа гидролиза. Примеры: K2HPO4, Na2HPO4.

2. Определите pH раствора, если даны следующие растворы солей

 А) фосфат калия – pH>7

Б) ацетат бария - pH>7

B) нитрат хрома(III) - pH<7

Г) нитрат натрия – pH=7

3. Определите среду раствора – кислая, нейтральная или щелочная:

 А) Cu(NO3)2 – кислая 

Б) K2S – щелочная

В) LiCl – нейтральная

Г) Na2SO3 – щелочная

  1. Молодцы, вы хорошо справились с заданием и теперь подведем итоги.

Еще раз повторим суть гидролиза.  Гидролизу подвержены соединения различных классов. Наиболее изучен гидролиз неорганических солей.  В реакцию гидролиза вступают соли, образованные слабой кислотой и сильным основанием, сильной кислотой и слабым основанием, слабой кислотой и слабым основанием. Соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием гидролизу, не подвергаются. В результате гидролиза мы получаем различные среды

Какие? Напомните мне

Кислую, щелочную, нейтральную, а значит возможность существовать разнообразным живым организмам: флоре и фауне Выносимые речной водой гидрокарбонаты кальция и магния придают морской воде слабощелочную реакцию. Именно в такой слабощелочной среде прибрежных вод рН прибл. равно 9 наиболее интенсивно протекает фотосинтез в морских растениях, и наиболее быстро развиваются морские животные. А если вспомнить о составе рН крови млекопитающих, в том числе и человека, то вы сможете не только сделать вывод о единстве животного мира на Земле, но и сформулировать и некоторые гипотезы происхождении жизни на планете.

IV Домашнее задание

В качестве домашнего задания найдите примеры гидролиза в природе и в жизни человека, о которых мы не говорили на уроке. Уравнения реакций ионного обмена вы рассмотрите на следующем уроке, так как у нас был с вами первый урок по этой теме, а также какие вещества, кроме солей подвергаются процессу гидролиза.



Предварительный просмотр:

Окраска индикатора

Среда раствора и водородный показатель

Лакмус
Индикатор лакмус красный
Кислоту укажет ясно.
Индикатор лакмус синий -
Щелочь здесь, не будь разиней!
Когда ж нейтральная среда,
Он фиолетовый всегда.

Фенолфталеин
Фенолфталеиновый
В щелочах малиновый
Несмотря на это -
В кислотах он без цвета.

Метиловый оранжевый
От щелочи я желт как в лихорадке
Я розовею от кислот, как от стыда
И я бросаюсь в воду без оглядки -
Здесь я оранжевый практически всегда!

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (выдержка)

Во время выполнения лабораторного опыта или практического занятия учащийся обязан:

·  соблюдать настоящую инструкцию и инструкции по выполнению конкретного лабораторного опыта или практического занятия, правила эксплуатация оборудования и приспособлений;

·  находиться на своем рабочем месте;

·  неукоснительно выполнять все указания учителя;

·  соблюдать осторожность при обращении с оборудованием, приспособлениями и химическими реактивами;

·  соблюдать осторожность при обращении с приборами и лабораторной посудой из стекла;

·  не допускать попадания влаги на поверхность оборудования и химических реактивов;

·  постоянно поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем месте.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

Гидролиз - это реакция обменного разложения водой (от греч hydor – вода и lysis - разложение, распад)

Слайд 6

Индикаторная бумага не меняет окраску

Слайд 7

Задание 1 Определите среду раствора – кислая, нейтральная или щелочная а) Cu ( NO 3 ) 2 г) Na 2 SO 3 б) K 2 S д) CaI 2 в) LiCl е) CuBr 2

Слайд 8

Задание 2 Определите pH раствора, если даны следующие растворы солей а) фосфат калия б) ацетат бария г) нитрат натрия в) нитрат хрома (III) д) иодид цинка

Слайд 9

Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов, имеющих одинаковую концентрацию (моль/л). Назовите вещества в порядке увеличения показателя PH 1) нитрат бария 2) карбонат натрия 3) серная кислота 4) сульфат железа(III) Задание 3

Слайд 12

Выводы В реакцию гидролиза вступают соли, образованные слабой кислотой и ___________ основанием, слабым основанием и ___________ кислотой. Соли образованные ___________ кислотой и сильным основанием гидролизу не подвергаются. В результате гидролиза мы получаем различные среды: __________ и _____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями обучающихся класса.

Виды основной работы классного руководителя с родителями....

Профессиональное самоопределение обучающихся классов оборонно-спортивного профиля.

Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуали...

Конспект урока в классе эстрадного вокала с обучающейся 4 класса

Тема урока: "Работа с интонационной дикцией. Скэт - как способ развития голоса."...

Конспект урока "Обучающее подробное изложение текста - повествования с элементами описания по тексту А.Баркова"

Конспект урока в 6 классе "Обучающее подробное изложение текста-повествования с элементами описания по тексту А.Баркова "Щенок"...

работа с обучающимися класса

примерный план работы с обучающимися класса...

Презентация к конспекту урока обучающего сочинения по картине

Презентация к конспекту урока обучающего сочинения по картине...