Главные вкладки
Учебно-методические материалы
методическая разработка по химии (10 класс)
Разработанные учебно-методические пособия активно используются на уроках химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 174.18 КБ |
![]() | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Томский механико-технологический техникум»
РАССМОТРЕНО: Протокол № 1 заседания ЦМК общеобразовательных дисциплин от 30 августа 2024г. | УТВЕРЖДАЮ: Зам директора ОГБПОУ «ТМТТ» _______________Ф.Т. Довиденко 30 августа 2024г. |
О.Г. Бараксанова
Лабораторные работы по химии
Учебное пособие
для студентов техникума
Томск
2024
Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин техникума 30.08.2024., протокол №1 и рекомендовано к использованию в учебном процессе.
Составитель: Бараксанова Ольга Григорьевна, преподаватель Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Томский механико-технологический техникум».
Рецензенты:
- Довиденко Фатима Тимуровна, заместитель директора Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Томский механико-технологический техникум».
- Онищенко Яна Александровна, преподаватель Областного государственного бюджетного профессионального учреждения «Томский коммунально-строительный техникум».
Учебное пособие предназначено для студентов техникума, изучающих учебную дисциплину «Химия» в рамках общеобразовательного цикла.
В данном учебном пособие описаны методики выполнения лабораторных работ по общей и органической химии, дано краткое теоретическое введение к каждой теме, которое при самостоятельной подготовке поможет студентам выполнить эти работы.
Онлайн лабораторная работа №1
https://rutube.ru/video/43156e4afe605abe73c215112fc17e53/ ссылка на лабораторную работу
«Изучение превращения органических веществ при нагревании. Получение этилена и изучение его свойств»
Цель: изучить превращения некоторых органических веществ при нагревании - моделирование молекул и химических превращений на примере этана, этилена, ацетилена и др.; научиться получать в лаборатории этилен; изучить физические и химические свойства этилена
Оборудование и реактивы: набор моделей атомов для составления моделей молекул (лабораторный), C2H5OH, H2SO4(конц.), песок, бромная вода (Br2), KMnO4, пробка с газоотводной трубкой, спиртовка, спички, пробирки.
Ход работы
Теоретическая часть
При нагревании органических веществ происходят различные химические превращения. Каждый из этих процессов влияет на структуру и свойства органических веществ, приводя к изменению их состава и свойств.
При нагревании органических веществ происходят различные химические превращения. Существует несколько основных процессов, которые могут происходить при нагревании:
Конденсация — процесс образования газового состояния при нагревании жидкой или твердой органической вещества.
Окисление — реакция органических веществ с кислородом, что может приводить к образованию новых соединений.
Углеродизация — процесс образования углеродных соединений, таких как сажа или дегидрированные углеводороды.
Пиролиз — процесс разложения органических веществ при нагревании без доступа кислорода, что приводит к образованию газов и других продуктов.
Газообразование — процесс, при котором при нагревании органических веществ образуются газы, такие как углекислый газ или аммиак.
Перегонка — метод разделения различных компонентов органических веществ путем нагревания и последующей конденсации паров.
Разложение — процесс распада органических веществ на более простые соединения при нагревании.
Вулканизация — процесс, при котором полимеры подвергаются нагреванию с добавлением специальных реагентов для образования более прочных и устойчивых соединений.
Этиле́н (этен), первый член гомологического ряда алкенов, СН2=СН2. Бесцветный газ со слабым запахом; tкип –103,7 °C; хорошо растворяется в эфире, ацетоне и углеводородах, плохо – в воде; горит, образует взрывоопасные смеси с воздухом (3–34 % по объёму этилена).
Этилен – высоко реакционноспособен, особенно в реакциях присоединения. С хлором образует дихлорэтан, который при дегидрохлорировании превращается в винилхлорид; гидратация этилена приводит к этиловому спирту, гидрогалогенирование – к этилгалогениду, полимеризация – к полиэтилену, взаимодействие с хлоридами серы – к иприту. При окислении этилена в зависимости от условий получают этиленоксид, этиленгликоль, ацетальдегид или винилацетат. Этилен – алкилирующий реагент (например, алкилированием бензола получают этилбензол).
Этилен в незначительных количествах образуется в тканях растений и животных как промежуточный продукт обмена веществ; относится к фитогормонам. Содержится в сырой нефти, коксовом газе и газах нефтепереработки.
Основные методы получения этилена – пиролиз жидких дистиллятов нефти и низших алканов, дегидратация этанола. Этилен – самый многотоннажный продукт нефтехимического синтеза; объём производства этилена в мире около 180 млн. т (2022). Этилен – один из важнейших исходных продуктов основного органического синтеза. Применяется для получения полиэтилена (свыше 60 % потребляемого этилена), этиленоксида, дихлорэтана, этанола, винилхлорида, стирола, ацетальдегида, а также как регулятор роста растений, ускоритель созревания плодов. Обладает слабым наркотическим действием.
Практическая часть
1. Моделирование молекул и химических превращений на примере этана, этилена, ацетилена и др.
1.1 Составьте шаростержневые модели молекул этана, этилена, ацетилена.
Напишите структурные формулы этих веществ и названия.
1.2 Составьте шаростержневые модели молекул муравьиной кислоты, этилового спирта, метаналя. Напишите структурные формулы этих веществ и названия.
1.3 Составьте шаростержневые модели следующих химических реакций, протекающих при нагревании:
А) дегидрирование этана;
Б) каталитическое окисление метана;
В) пиролиз метана
Запишите уравнения реакций в тетрадь, обозначьте условия протекания реакций, дайте названия продуктам реакций.
(красные — атомы кислорода; белые — атомы водорода; черные — атомы углерода; голубые — атомы азота, желтый – атомы серы, зеленые – атомы хлора, серые - металлы)
2. Получение этилена и изучение его свойств.
Просмотрите видеоопыты на тему «Получение этилена и изучение его свойств», заполните таблицу.
Название опыта | Наблюдения | Уравнения реакции | Вывод |
Получение этилена | (какой газ выделяется?) | (назовите продукты и тип реакции) | |
Взаимодействие с бромной водой | (что происходит с раствором бромной воды?) | (назовите продукты и тип реакции) | |
Взаимодействие с перманганатом калия | (что происходит с раствором перманганата калия?) | (назовите продукты и тип реакции) | |
Горение этилена | (опишите характер горения этилена) | (назовите продукты и тип реакции) |
Вывод______________________________________________________________________________________________________________________________
Выполните тест:
1. Многообразие органических соединений обусловлено:
A) окислительно-восстановительными свойствами углерода;
Б) способностью атомов углерода соединяться между собой и образовывать различные цепи;
В) способностью образовывать различные функциональные группы;
Г) способностью атома углерода образовывать донорно-акцепторные связи;
Д) строением ядра атома углерода
2. Группу атомов, определяющих характерные химические свойства данного класса веществ, называют:
A) структурным звеном
Б) гомологической разностью
В) полимером
Г) радикалом
Д) функциональной группой
3. Какие из приведенных утверждений о метане и его свойствах верны?
1. В лаборатории метан можно получить путем гидролиза карбида алюминия.
2.Пиролиз метана используют для получения сажи.
А) верно только 1;
Б) верно только 2;
В) верны оба утверждения;
Г) оба утверждения неверны
4. Превращение С2Н4→ С2Н5OH осуществляется с помощью реакции:
А) гидратации; Б) гидрирования; В) дегидратации; Г) дегидрирования
5. Для получения этилена в лаборатории используют реакцию:
А) дегидрирования этана; Б) дегидратации этанола;
В) гидрирования ацетилена; Г) термического разложения метана
Онлайн лабораторная работа №2
https://rutube.ru/video/00682c4538aba132796d45bfae1bda31/ ссылка на лабораторную работу
«Идентификация органических соединений различных классов»
Цель: изучить качественные реакции для органических веществ, идентифицировать органические вещества с помощью качественных реакций
Оборудование и реактивы: NaOH, CuSO4, крахмал, раствор йода, глицерин, C6H12O6, AgNO3, NH4OH, СН3СООН, лакмус, метиловый оранжевый, CuO, Mg, Na2CO3, раствор белка, фенолфталеин, спиртовка, пробирки.
Ход работы
Практическая часть
1. Цветные реакции белков
Ход опыта | Наблюдения | Вывод |
Биуретовая реакция В пробирку налейте 2-3 мл. раствора белка и 2-3мл. раствора гидроксида натрия (NaOH) и затем 1-2 мл. медного купороса (CuSO4) . |
2. Качественная реакция на крахмал
Характерной реакцией на крахмал служит появление синего окрашивания с йодом. К 10-12 каплям 1-процентного раствора крахмала прибавляют каплю раствора йода. Объясните сущность наблюдаемых процессов.
Вывод____________________________________________________________
3. Качественная реакция на многоатомные спирты
Поместите в пробирку 1 мл. раствора сульфата меди 1 мл. раствора гидроксида натрия. Наблюдаете образование голубого студенистого осадка гидроксида меди (II). В пробирку добавьте 1 мл. раствора глицерина и взболтайте содержимое пробирки. Что наблюдаете? Запишите наблюдения в тетрадь и сделайте вывод.
Вывод____________________________________________________________4. Действие аммиачного раствора оксида серебра на глюкозу
Ход опыта | Наблюдения | Уравнение реакций |
Реакция «серебряного зеркала» В пробирку прилейте 1-2 мл. глюкозы (C6H12O6), прилейте 1-2 мл. нитрата серебра (AgNO3) и раствора аммиака (NH4OH). Осторожно нагрейте на спиртовке не доводя до кипения. |
Вопрос для вывода:
Наличие какой функциональной группы доказывает данный опыт?
Вывод:____________________________________________________________
5. Действие гидроксида меди (II) на глюкозу
Ход опыта | Наблюдения | Уравнение реакций |
Действие гидроксида меди (II) на глюкозу В пробирку прилейте 0,5 мл. глюкозы(C6H12O6) и 2 мл. гидроксида натрия (NaOH) . К полученной смеси прибавьте 2 мл. раствора медного купороса (CuSO4). Рассмотрите окраску получившегося раствора, затем подогрейте на спиртовке до изменения окраски. |
Вопросы для вывода:
- Почему образовавшийся вначале осадок гидроксида меди (II) растворяется с образованием прозрачного синего раствора? Наличием каких функциональных групп обусловлена эта реакция?
- Почему при нагревании происходит изменение цвета реакционной смеси с синего на оранжево-желтый? Наличием какой функциональной группы является причина данной реакции?
Вывод:____________________________________________________________
6. Изучение свойств карбоновых кислот
Обнаружение у уксусной кислоты общих свойств кислот
Ход опыта | Наблюдения | Уравнение реакций |
Установите планшетку на белую сторону фонового экрана. Перенесите по 2-3 капли уксусной кислоты в 2 ячейки планшетки. В первую ячейку опустите лакмусовую бумагу, во вторую прилейте 2 капли метилового оранжевого. Наблюдайте изменение окраски. | _____ | |
В третью ячейку поместите 2-3 капли уксусной кислоты. Внесите стружку магния с помощью пинцета. Что наблюдаете? | ||
В четвертую ячейку поместите 2-3 капли гидроксида натрия. Добавьте 2 капли фенолфталеина. Наблюдайте за изменение окраски. Затем добавьте 2-3 капли уксусной кислоты. Что наблюдаете? | ||
Положите в пробирку немного оксида меди (на кончике шпателя) CuO (II), добавьте уксусной кислоты и подогрейте на спиртовке. Что наблюдаете? | ||
В пятую ячейку поместите 2-3 капли раствора карбоната натрия. Добавьте 2-3 капли уксусной кислоты. Что наблюдаете? |
Вывод:____________________________________________________________
Выполните тест:
1. Установите соответствия:
1. Наличие альдегидной группы в молекуле HCOH можно доказать с помощью реактивов: | А) Гидроксид меди (II) |
2. Наличие карбоксильной группы в молекуле CH3COOH можно доказать реакцией с: | Б) Аммиачный раствор оксида серебра |
3. Двойственные функции муравьиной кислоты проявляются при взаимодействии с: | В) Бромная вода |
4. Для качественного определения уксусной кислоты применяют: | Г) Раствор перманганата калия |
5. Для определения непредельных углеводородов используют: | Д) Раствор хлорида железа (III) |
6. Для определения фенола используют: | Е) Индикаторы |
7. Для определения крахмала применяют: | Ж) Концентрированная азотная кислота |
8. Для качественного определения многоатомных спиртов применяют: | З) Раствор йода |
9. Для качественного определения глюкозы применяют: | И) Специфический запах |
10. Для определения белка применяют: | К) Растворы неорганических кислот |
Лабораторная работа №3
https://rutube.ru/video/8ca3ddc2fc6004c37268b35ec2e89a8c/ Ссылка на лабораторную работу
«Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества»
Цель: приготовить раствор заданной концентрации путем растворения твердого вещества в воде, разбавления раствора; определить характер среды, пользуясь индикаторами
Оборудование и реактивы: весы, разновесы, колба, мерный цилиндр, стакан, стеклянная палочка, NaCl, Na2CO3, CuSO4, лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин.
Ход работы
Теоретическая часть
Растворы – это однородные гомогенные системы, состоящие из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.
Массовая доля – это отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.
ω – массовая доля растворенного вещества; m (р.в) – масса растворенного вещества; m (р-ра) – масса раствора.
Вода и водные растворы окружают нас повсюду. В воде и в водных растворах присутствуют ионы Н+ и ОН—. Избыток или недостаток этих ионов определяет среду раствора.
В нейтральном растворе количество ионов водорода Н+ равно количеству гидроксид-ионов ОН–.
[Н+] = [ОН–]
Если количество ионов водорода Н+ больше количества гидроксид-ионов ОН–, то среда раствора кислая:
[Н+] > [ОН–]
Если количество ионов водорода Н+ меньше количества гидроксид-ионов ОН–, то среда раствора щелочная:
[Н+] < [ОН–]
Характер среды (кислый, нейтральный или щелочной) определяют с помощью индикатора.
Индикаторы — вещества, которые изменяют окраску раствора при различных значениях pH.
Чтобы определить характер среды, в исследуемый раствор достаточно добавить несколько капель водно-спиртового раствора индикатора — и окраска последнего изменится.
На практике наиболее распространены несколько индикаторов: метилоранж, лакмус и фенолфталеин.
Индикатор/среда | Кислая | Нейтральная | Щелочная |
Лакмус | Красный | Фиолетовый | Синий |
Метилоранж | Красный | Оранжевый | Желтый |
Фенолфталеин | Бесцветный | Бесцветный | Малиновый |
Практическая часть
- Приготовьте растворы с указанными массовыми долями растворенного вещества (таблица 1)
Таблица 1
Растворенное вещество | Раствор 1 | Раствор 2 | Раствор 3 |
Хлорид натрия | 60г, 7% | 5% | 10% |
Карбонат натрия | 50г, 6% | 4% | 8% |
Сульфат меди | 40г, 9% | 7% | 11% |
Приготовление раствора 1
Рассчитайте массу твёрдого вещества и воды, необходимых для приготовления раствора 1. Зная, что плотность воды равна 1 г/мл, рассчитайте объём воды, необходимый для приготовления раствора. Взвесьте твёрдое вещество в соответствии с рассчитанной массой и перенесите в химическую колбу. Мерным цилиндром отмерьте вычисленный объём воды и прилейте его к веществу в химической колбе. Перемешивая содержимое колбы стеклянной палочкой, добейтесь полного растворения вещества в воде.
Приготовление раствора 2
Рассчитайте массу воды, которую необходимо добавить к раствору l, чтобы получить раствор 2 меньшей концентрации. Рассчитайте объём воды. Отмерьте воду с помощью мерного цилиндра и добавьте в раствор 1.
Какова масса раствора 2?
Приготовление раствора 3
Рассчитайте массу твёрдого вещества, которое следует добавить к раствору 2, чтобы получить раствор 3 большей концентрации. На весах взвесьте необходимую массу вещества, добавьте его в раствор 2 и перемешайте стеклянной палочкой до полного растворения. Какова масса раствора 3?
- Определение характера среды.
Пользуясь теоретическим материалом, определите характер среды растворов, полученных в задании 1. (воспользуйтесь планшеткой)
Хлорид натрия | Карбонат натрия | Сульфат меди | ||
1. индикатор | лакмус | |||
метиловый оранжевый | ||||
фенолфталеин | ||||
2. Характер среды |
Вывод______________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполните тест:
1. Дополните предложения:
А. Растворы - это …
Б. Гидратную теорию растворов разработал 1887году …
В. Гидраты – это …
Г. Коэффициент растворимости показывает …
Д. Насыщенный раствор – это раствор, …
Е. По агрегатному состоянию растворы бывают …
2. Ненасыщенный раствор можно перевести в насыщенный следующим способом:
А) добавить воды
Б) добавить соли
В) поставить в темное место
3. Процесс растворения — это такой процесс:
А) физический
Б) химический
В) физико-химический
4. Как изменяется растворимость твердых веществ в воде с повышением температуры:
А) всегда уменьшается
Б) всегда увеличивается
В) не изменяется
5. Выберите определение растворимости:
А) способность смешиваться с другими веществами и образовывать гетерогенные системы
Б) способность вещества растворяться в растворителе
В) способность веществ смешиваться с другими веществами и образовывать однородные смеси
Лабораторная работа №4
https://rutube.ru/video/9a5c824f8d883647ef36c95512820f59/ ссылка на лабораторную работу
«Изучение типов химических реакций»
Цель: изучить типы (по составу и количеству исходных и образующихся веществ) и признаки химических реакций; изучить реакции ионного обмена-условия протекания до конца.
Оборудование и реактивы: BaCl2, Na2SO4, NaOH, FeCl3, Na2CO3, HCl, Mg, H2SO4, Zn, CuSO4, фенолфталеин, медная проволока, планшетка, пробирки, спиртовка, спички.
Ход работы
Теоретическая часть
Химической реакцией называют процесс, в результате которого
исходные вещества превращаются в продукты реакции. Вещества,
полученные после окончания реакции, называют продуктами. От исходных
они могут отличаться строением, составом или и тем, и другим.
Все химические реакции можно условно разделить на простые и
сложные. Простые химические реакции, в свою очередь, разделяются на:
- реакции соединения,
- реакции разложения,
- реакции замещения,
- реакции обмена.
В результате реакции соединения из нескольких веществ образуется
одно. Примером химической реакции соединения может быть нагревание
порошков железа и серы, при которой из них образуется сульфид железа:
Fe + S = FeS.
Другим ярким примеров этой реакции является горение простых
веществ, таких как сера или фосфор на воздухе
Реакция разложения является противоположностью реакции
соединения. При ней из одного вещества получается два или более веществ.
Примером химической реакции разложения может быть реакция разложение
мела, в ходе которой из мела образуется негашеная известь и углекислый газ.
Реакция замещения осуществляется при взаимодействии простого
вещества со сложным. Если опустить стальной гвоздь в раствор с медным
купоросом, то в ходе этого простого химического опыта мы получим
железный купорос (железо вытеснит медь из соли):
Fe + CuSO4→ FeSO4 + Cu
Реакции обмена проходят исключительно между сложными
химическими веществами, в ходе которых они меняются своими частями.
Очень много таких реакций имеют место быть в различных растворах.
Нейтрализация кислоты желчью – пример химической реакции обмена.
NaOH + HCl → NaCl + Н2О
Так выглядит химическое уравнение этой реакции, при ней ион водорода
из соединения HCl обменивается ионом натрия из соединения NaOH.
Следствием этой химической реакции является образование раствора
поваренной соли.
По признакам протекания химических реакций можно судить прошла ли
химическая реакция между реагентами или нет. Приведем примеры признаков химических реакций:
- изменение цвета
- выпадение осадка
- выделение газа
- образование слабодиссоциированных веществ (все реакции, в результате
- которых образуется вода).
- свечение раствора
Практическая часть
- Образования малорастворимых веществ.
1.1 В ячейку планшетки налейте 5 капель раствора хлорида бария и добавьте столько же раствора сульфата натрия. Что наблюдаете? Укажите тип реакции, отметьте признаки реакции. Напишите уравнение химической реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
1.2 В пробирку налейте 2 мл. раствора соли CuSO4 и прилейте 2 мл. раствора NaOH. Что наблюдаете? Подогрейте пробирку на пламени спиртовки. Что наблюдаете? Укажите тип реакции, отметьте условия и признаки реакции. Сделайте вывод и напишите уравнения химических реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
1.3 В ячейку планшетки поместите 5 капель FeCl3, добавьте 5 капель раствора NaOH. Что наблюдаете? Укажите тип реакции, отметьте признаки реакции. Напишите уравнение химической реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
2. Образование летучих продуктов реакции.
2.1 Налейте в ячейку планшетки 5 капель раствора карбоната натрия, добавьте 5 капель соляной кислоты. Что наблюдаете? Укажите тип реакции, отметьте признаки реакции. Напишите уравнение химической реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
2.2 В ячейку планшетки поместите стружку магния и добавьте 5 капель серной кислоты. Что наблюдаете? Укажите тип реакции, отметьте признаки реакции. Напишите уравнение химической реакции в молекулярном виде.
3. Реакция нейтрализации.
Налейте в ячейку планшетки 5 капель гидроксида натрия, добавьте каплю фенолфталеина. Что наблюдаете? Затем добавьте по каплям соляную кислоту до полного обесцвечивания раствора. Укажите тип реакции, отметьте признаки реакции. Напишите уравнение химической реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
4. Взаимодействие цинка с раствором сульфата меди (II).
В пробирку с раствором сульфата меди (1мл.) опустите одну гранулу цинка. Что наблюдаете? Укажите тип реакции, отметьте признаки
реакции. Напишите уравнение химической реакции в молекулярном виде.
5. Нагревание медной проволоки.
Медную проволоку закрепите в держателе, внесите в пламя спиртовки.
Что наблюдаете? Укажите тип реакции, отметьте признаки
реакции. Напишите уравнение химической реакции в молекулярном виде.
Выполните тест:
1. Уравнение реакции замещения:
а) Zn + 2HCI ZnCI2 +H2,
б) ZnO + H2SO4 ZnSO4 +H2O,
в) Сu(OH)2 Cuo + H2O,
г) Fe +S FeS.
2. В уравнении реакции, схема которой
Fe2O3 +H2 Fe + H2O
Коэффициент перед формулой железа равен:
а) 3, б) 6, в) 2, г) 1.
3.Уравнению реакции соединения алюминия с бромом соответствует запись:
а) 2 Al + Br2 2AlBr3 ,
б) 2Al + 3Br2 2AlBr3 ,
в) Al + Br2 AlBr3 ,
г) 2Al + 6HBr 2AlBr3 + 3H2 .
4. Взаимодействие соляной кислоты с оксидом железа (II) относится к реакции:
а) разложения,
б) замещения,
в) соединения,
г) обмена.
5. Реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется несколько более простого состава относятся к:
а) реакциям обмена,
б) реакциям замещения,
в) реакциям соединения,
г) реакциям разложения.
Лабораторная работа №5
https://rutube.ru/video/8ec7c21808366da2c5bd280c1fe16de7/ ссылка на лабораторную работу
«Идентификация неорганических веществ»
Цель: проведение идентификации неорганических веществ в растворах с
помощью качественных реакций или путем выявления характерных свойств
Оборудование и реактивы: NaCl, Na2CO3, Na2SO4, AgNO3, HCl, NH4Cl, FeCl3, NaOH, CuCl2, пробирки.
Ход работы
Теоретическая часть
Практически каждое неорганическое вещество можно определить с помощью характерных реакций. Эти реакции называются качественные.
Принадлежность неорганического вещества к определенным классам соединений, их строение, степень чистоты устанавливаются с помощью элементного и функционального анализа. Качественный элементный анализ позволяет определить качественный состав молекул неорганического соединения; количественный элементный анализ устанавливает элементный состав соединения и простейшую формулу.
Структура неорганического соединения может считаться окончательно доказанной, если осуществлен встречный синтез; проведен систематический химический анализ, включающий в себя: предварительные испытания, качественные реакции на функциональные и нефункциональные группы, получены различные производные; проведены спектральные методы анализа.
Функциональный анализ и идентификация неорганических веществ начинаются с предварительных испытаний, включающих в себя: определение физических констант, пробу на сожжение, растворимость в воде и органических растворителях, качественный анализ.
Принадлежность к классам неорганических веществ можно установить по их отношению к реагентам.
Практическая часть
1 этап. Проведите теоретический анализ состава каждого вещества
2 этап. Выберите пути распознавания веществ. При помощи, каких реактивов вы будете определять эти вещества.
3 этап. Определите последовательность ваших действий.
4 этап. Правила ТБ.
5 этап. Выполнение экспериментальной части.
1. Качественные реакции на анионы кислотных остатков
Вам выданы три пронумерованные флакона (1,2,3), с помощью качественных реакций (таблица 1) определите в каком флаконе находятся: хлорид натрия (NaCl), карбонат натрия (Na2CO3), сульфат натрия (Na2SO4).
Результаты работы внесите в таблицу:
Определяемое вещество, его формула | Реактив | Наблюдения и номер флакона | Уравнения реакций в молекулярном, ионном, сокращенном виде |
2. Качественные реакции на катионы металлов.
Вам выданы три обозначенные флакона (А, Б, В), с помощью качественных реакций (таблица 2) определите в каком флаконе находятся: хлорид аммония (NH4Cl), хлорид железа (III) (FeCl3), хлорид меди (II) (CuCl2). Данные занесите в таблицу.
Результаты работы внесите в таблицу:
Определяемое вещество, его формула | Реактив | Наблюдения и номер флакона | Уравнения реакций в молекулярном, ионном, сокращенном виде |
Алгоритм идентификации:
Пользуясь таблицей 1 и таблицей 2 выявите качественные реактивы для предложенных ионов. В 3 ячейки планшетки поместите пробы из 3 флаконов. Добавьте первый качественный реактив во все 3 ячейки. Обозначьте в какой ячейке происходят описываемые в таблице изменения. Данные о веществе из этой ячейки поместите в таблицу. На втором этапе возьмите пробы из оставшихся 2 флаконов в 2 ячейки планшетки, используйте следующий качественный реактив. Обозначьте в какой ячейке происходят описываемые в таблице изменения. Данные о веществе из этой ячейки поместите в таблицу. На третьем этапе анализа поместите в ячейку планшетки пробу из оставшегося флакона и проведите качественную реакцию. Данные о веществе из этой ячейки поместите в таблицу.
1 этап | 2 этап | 3 этап |
Таблица 1
Качественные реакции на анионы
Анион | Реактив | Признак реакции |
Cl- | Р-р нитрата серебра, AgNO3 | Белый творожистый осадок, растворимый в аммиачной воде. Ag+ + Cl- = AgCl ↓ |
Br- | Р-р нитрата серебра, AgNO3 | Желтоватый творожистый осадок, растворимый в аммиачной воде. Ag+ + Br- = AgBr ↓ |
I- | Р-р нитрата серебра, AgNO3 | желтый творожистый осадок, растворимый в аммиачной воде. Ag+ + I- = AgI ↓ |
S2- | Растворимые соли меди(II) или свинца (II), Сu2+ или Pb2+ | Черный осадок. Cu2++S2- = CuS↓ Pb2++ S2- = PbS↓ |
SO32- | Р-ры кислот, H+ | Сернистый газ SO2 c резким запахом. 2Н++ SO32- = SO2 ↑ |
SO42- | Растворимые соли бария, Ва2+ | Белый осадок, нерастворимый в кислотах. Ba2++ SO42- = BaSO4 ↓ |
CO32- | Р-ры кислот, H+ | Газ без запаха: 2Н++ СO32- = СO2 ↑ Который с известковой водой образует меловой осадок (помутнение): Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3↓+ H2O |
SiO32- | Р-ры кислот, H+ | Студенистый осадок кремниевой кислоты 2Н++ SiO32- = H2SiO3↓ |
NO3- | Конц. H2SO4 и Cu, t° | Образуется голубой р-р, содержащий ионы Cu2+, выделяется газ бурого цвета (NO2). NaNO3(крист.)+H2SO4(конц.)=NaHSO4+HNO3 Cu+4 HNO3=Cu(NO3)2+2NO2 ↑+2H2O |
PO43- | Р-р нитрата серебра (I), AgNO3 | Светло-желтый осадок, растворимый в азотной кислоте 3Ag++ PO43- = Ag3PO4↓ |
OH- щелочи | Лакмус | Синий цвет раствора |
Метиловый оранжевый | Желтый цвет раствора | |
Фенолфталеин | Малиновый цвет раствора |
Таблица 2
Качественные реакции на катионы
Катион | Реактив, условия | Признаки |
H+ кислоты | лакмус | Красное окрашивание |
Метиловый оранжевый | Розовый цвет раствора | |
NH4+ | Раствор щелочи, ОН-, t° | Выделение газа аммиака с резким запахом, окрашивание лакмусовой бумаги в синий цвет NH++OH-= NH3 ↑ + H2O |
Ag+ | Соляная кислота или р-р хлорида, Cl- | Белый творожистый осадок, растворимый в аммиачной воде. Ag+ + Cl- = AgCl ↓ |
Ca2+ | Р-р карбоната, CO32- | Белый осадок карбоната кальция. Ca2++ CO32-= CaCO3↓ |
Ba2+ | Р-р серной кислоты или сульфата, SO42- | Белый осадок, нерастворимый в кислотах. Ba2++ SO42- = BaSO4 ↓ |
Al3+ | Р-р щелочи, ОН- | Al3++ 3 ОН- = Al(OH)3 ↓, в избытке щелочи растворяется |
Cu2+ | пламя | Зеленое окрашивание |
вода | Гидратированные ионы Cu2+ имеют голубую окраску | |
Р-р щелочи, ОН- | Голубой студенистый осадок. Cu2++ 2ОН-=Сu(OH)2 ↓ | |
Fe2+ | Р-р щелочи, ОН- | Зеленый осадок. Fe2++ 2ОН-= Fe(OH)2↓ |
Р-р красной кровяной соли K3[Fe(CN)6] | Темно-синий осадок турнбулевой сини K3[Fe(CN)6]+ Fe2+=KFeII[FeIII (CN)6] ↓+2K+ | |
Fe3+ | Р-р щелочи, ОН- | Красно-бурый осадок. Fe3++ 3ОН-= Fe(OH)3↓ |
Р-р желтой кровяной соли K4[Fe(CN)6] | Темно-синий осадок берлинской лазури K4[Fe(CN)6]+ Fe2+=KFeIII[FeII (CN)6] ↓+3K+ | |
Р-р роданида калия или аммония, SCN- | Кроваво-красное окрашивание р-ра Fe3+ + 3 SCN- = Fe(SCN)3 |
Выполните тест:
- Качественным реактивом на нитрат-ионы является:
А) ион серебра
Б) хлорид железа(III)
В) медь в присутствии H2SO4 (конц.)
Г) хлорид натрия
2. Цвет водного раствора сульфата меди(II):
А) зеленый; Б) желтый; В) розовый; Г) голубой
3. Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить растворы этих веществ:
1) хлорид калия и сульфат калия
2) хлорид алюминия и хлорид кальция
3) сульфат аммония и сульфат калия
4)нитрат калия и силикат калия
Варианты ответов
А) соляная кислота
Б) гидроксид калия
В) гидроксид калия
Г) хлорид бария
4. Установите соответствие между анионом и реактивом, который обычно используется для обнаружения этого аниона.
1) NO3-
2) ОН-
3) Сl-
4) SO42-
Варианты ответов
А) нитрат бария
Б) нитрат серебра
В) фенолфталеин
Г) нужного реактива нет
Список использованных источников
1. Назарова Т. С., Грабецкий А.А.. Химический эксперимент в школе.
2. Никольский Б.П., Григоров О.Н., Позин М.Е. Справочник химика, Госхимиздат, 1967 г.
3. Журнал «Химия в школе» № 5, 2007. С.70
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Томский механико-технологический техникум»
РАССМОТРЕНО: Протокол № 1 заседания ЦМК общеобразовательных дисциплин от 30 ноября 2022г. | УТВЕРЖДАЮ: Зам директора ОГБПОУ «ТМТТ» _______________Ф.Т. Довиденко 30 ноября 2022г. |
Рабочая тетрадь
по УД Химия
(Раздел «Органическая химия»)
обучающегося__________________
группы_____________________
Томск
2022
Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин техникума 30.11.2022., протокол №4 и рекомендовано к использованию в учебном процессе.
Составитель: Бараксанова Ольга Григорьевна, преподаватель Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Томский механико-технологический техникум».
Рецензенты:
- Довиденко Фатима Тимуровна, заместитель директора Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Томский механико-технологический техникум».
- Онищенко Яна Александровна, преподаватель Областного государственного бюджетного профессионального учреждения «Томский коммунально-строительный техникум».
Рабочая тетрадь по органической химии предназначена для организации самостоятельной работы обучающихся по изучению нового материала и его закреплению. Отдельные темы выделены на решение расчетных и экспериментальных задач, проведение практических занятий и подготовку к контрольным работам.
Тема №1. Алканы
Задание№1. Дайте названия соединениям:
а) СН3-СН2-СН2-СН2-СН3
б) СН3-СН-СН2-СН3
СН3
в) СН3-СН-СН2-СН-СН3
СН3 СН3
Задание№2. Сформулируйте определение алканов. Какие другие названия этого класса органических соединений вам известны?
Задание№3.Опишите физические свойства алканов.
Задание№4. Напишите структурные формулы следующих соединений:
а) 2- метилпентан
б)3- метилпентан
в) 2,3- диметилпентан
г) 2,2- диметилбутан
Тема №2. Алкены
Задание№1.Назовите основные типы химических реакций, характерные для алкенов:
Задание№2. Перечислите названия основных типов реакций
присоединения, в которые вступают алкены:
Задание№3.Напишите структурные формулы следующих соединений:
а) 3- метилпентен-1
б) гексен-2
в) гексен-3
г) пентен-1
д)2- метилпентен-2
ж)бутен-2
з) 4,4-дибромгексен-1
Задание№4. Дайте название соединению:
СН2=СН-СН2-СН3
Задание№5. Реакция превращения пропилена в полипропилен относится к реакции
Тема № 3. Диены. Каучуки.
Задание№1.Сформулируйте определение алкадиенов
Задание№2. Дайте названия следующим соединениям:
а) СН2=СН-СН-СН=СН-СН2-СН2-СН2-СН3
СН3
б) СН3-СН=С=С-СН2-СН3
СН3
Задание№3. Определите, какие связи содержит бутадиен
а) одну двойную связь
б) две двойные связи
в) одну тройную связь
г) две тройные связи.
______________________________________________________________
Задание№4. Как называется процесс получения резины из каучука
а) полимеризация б) вулканизация
в) ректификация г) гидратация.
_____________________________________________________________
Тема № 4. Алкины. Арены
Задание№1. Назовите основные типы химических реакций, характерные для алкинов.
Задание№2. Напишите структурные формулы следующих соединений:
а) гексин-1
б) 3- метилпентин-1
в) гексин-2
г) гексин-3
ж) 2- метил-5-этилоктин-3
Задание№3. Какие соединения называются ароматическими?
Задание№4. Напишите реакцию горения бензола
Задание№5. Закончите уравнения реакций и назовите продукты реакций:
а) С6Н6 + Н2=_______________________
б) С6Н6 + СI2=______________________
в) С6Н6 + НО-NО2=__________________
г) С6Н6 + Вr2=____________________
Тема №5 Природные источники углеводородов.
Задание№1. Какие соединения называются углеводородами? Приведите примеры.
Задание№2. Перечислите основные природные источники УВ
Задание№3. Продолжите определение- нефть- это…
Задание№4. Продолжите определение –ректификация- это…
Задание№5. Напишите реакцию крекинга вещества С16Н34
Задание№6. Дайте определение фракционной перегонки.
Задание№7.Что такое коксование? Перечислите основные продукты, получаемые в результате этого процесса.
Тема №6. Спирты. Фенолы
Задание№1. Дайте определение спиртам. Приведите их общую формулу.
Задание№2. Напишите структурные формулы следующих веществ:
а) пропанол-2
б) 2- хлорпропанол-2
в) 2,3-дихлорпропанол-1
г) бутанол-2
Задание№3. Дайте названия следующим соединениям:
а) СН3-СН2-СН2-СН2-СН2-ОН
б) СН3-СН-СН2-СН2-СН2-СН3
ОН
в) СН3-СН-СН-СН3
ОН
Задание№4. Перечислите способы получения спиртов. Напишите
уравнения реакций.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Задание№5.Перечислите типы химических реакций, характерных для предельных одноатомных спиртов.
Задание№6.Напишите реакцию этерификации (взаимодействие спиртов с кислотой)
Задание№7. Закончите уравнение реакции:
СН3-ОН + Nа
Задание№8. Осуществите превращения:
целлюлоза глюкоза этиловый спирт углекислый газ
Задание№9.Сформулируйте определение фенолов. Напишите общую формулу фенолов.
_______________________________________________________________
Задание№10.Перечислите основные области применения фенола.
Тема №7. Альдегиды
Задание№1.Сформулируйте определение класса альдегидов. Напишите их общую формулу.
Задание№2.Напишите структурные формулы соединений:
а) 2- метилбутаналь
б) 3- бромпропаналь
в) 2- этилгексаналь
Задание№3. Составьте молекулярные формулы первых пяти представителей гомологического ряда предельных альдегидов.
Задание№4. Осуществите превращения:
Алкан алкен спирт альдегид кислота
Задание№5. Перечислите основные способы получения альдегидов.
Задание№6.Приведите качественную реакцию на альдегиды.
Тема№8. Карбоновые кислоты.
Задание№1.Сформулируйте определение карбоновых кислот. Напишите их общую формулу.
Задание№2. Напишите уравнение реакции горения стеариновой кислоты.
Задание№3. Напишите реакцию диссоциации муравьиной и уксусной кислоты.
Задание№4. Напишите реакции взаимодействия уксусной кислоты с:
а) металлом
б) основным оксидом
в) щелочью
г) солью
ж) органическим соединением
Задание№5.Приведите основные способы получения карбоновых кислот.
Тема№9. Сложные эфиры и жиры.
Задание№1.Сформулируйте определение сложных эфиров.
Задание№2. Какие реакции называются реакциями этерификации? Приведите пример.
Задание№3.Напишите структурные формулы:
а) метилацетата
б) этилформиата
в) пропилацетата
г) диэтилового эфира
Задание№4.Осуществите следующие превращения:
СН4 СН3Сl CН3ОН НСОН НСООН НСООС3Н7
Задание№5. Какие органические соединения относят к жирам? Приведите классификацию жиров.
Задание№6. Мыло представляет собой…
а) натриевую соль высшей карбоновой кислоты
б) сложный эфир глицерина
в) сложный эфир высшей карбоновой кислоты
г) смесь высших карбоновых кислот.
Тема №10. Углеводы.
Задание №1. Какие соединения называются углеводами? Приведите общую формулу углеводов.
Задание№2.Приведите примеры соединений, относящихся к моно- , ди- и полисахаридам.
Задание№3. Составьте уравнение фотосинтеза. В чем его сущность?
Задание№4. Приведите структурную формулу глюкозы:
Задание№5. Перечислите типы реакций характерные для глюкозы?
Задание№6. Перечислите области применения глюкозы.
Задание№7. Осуществите превращения:
Глюкоза этиловый спирт диоксид углерода глюкоза
Задание№8.Опишите физические свойства крахмала.
Задание№9.Осуществите превращения:
Сахароза глюкоза этиловый спирт уксусная кислота уксусноэтиловый эфир ацетат натрия.
Задание№10.Закончите уравнения реакций:
С12Н22О11 + Н2О
(С6Н10О5) п+ пН2О
Тема№11. Амины. Аминокислоты
Задание№1. Какие соединения называются аминами?
Задание№2.Напишите структурные формулы:
а) пентиламина
б) метилдиэтиламин
в) димитилпропиламина
г) диметиламина
Задание№3. Осуществите превращения:
С6Н6 С6Н5NО2 С6Н5NН2 С6Н2NН2Вr3
Задание№4. Какие соединения называют аминокислотами? Какие функциональные группы входят в состав аминокислот?
Задание№5. Какие химические свойства характерны для аминокислот?
Тема№12. Белки. Полимеры
Задание№1. Какая группа атомов называется пептидной?
________________________________________________________________
Задание№2. Какие вещества называют белками?
Задание№3. Осуществите превращения:
С2Н6 С2Н5ОН СН3СОН СН3СООН СН2СlСООН NН2СН2СООН полипептид
Задание№4. Перечислите качественные реакции на белки.
Задание№5. Перечислите химические свойства белков?
Задание№6. Дайте определение полимера.
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Тема №13. Пластмассы. Волокна, их классификация.
Задание№1. Дайте понятие высокомолекулярным соединениям.
Задание№2. Дайте определение реакции полимеризации и поликонденсации.
Задание№3. Перечислите преимущества и недостатки пластмасс:
Задание№4. Приведите классификацию волокон:
Задание№4. Перечислите преимущества и недостатки волокон химических
волокон.
Литература:
1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля, учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2017.
2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к районному конкурсу учебно-методических разработок по проблеме международного гуманитарного права
Цели урока: Добиться понимания необходимости ответственности за выбор средств и методов для достижения поставленной цели применительно к ситуации вооруженного конфликта;Познакомить учащихся с осн...

Презентация к учебно-методическому материалу “Helping Around the House: Laying the Table. Table Manners”.
Данная презентация может быть использована для демонстрации с целью поддержки урока по той же теме. В ней представлены не только контестные и ситуационные задачи, но и отражен ход урока....

Дидактический материал к комплексу учебно-методических материалов объединения дополнительного образования «Народный костюм Белгородчины»
Дидактический материал «Русский народный костюм», поможет учащимся ориентироваться в видах народного костюма Белгородской области и самостоятельно под руководством учителя технологии или п...

Методическая разработка с учебно-методическими материалами по теме «Личные качества военнослужащего»
Урок предназначен для изучения нового материала, отработки полученных знаний и закрепления пройденного...

Рабочие материалы к экономическому практикуму 1 год обучения на основе материалов учебно-методического пособия Т.Н.Стариченко
Переработанные рабочие материалы к экономическому практикуму 1 год обучения на основе материалов учебно-методического пособия Т.Н.Стариченко...
Протокол Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты
Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты...

Описание учебно-методического комплекса «Методические материалы по химии для заочного обучения школьников 7–11 классов»
ВВЕДЕНИЕУчебно-методический комплекс (УМК) «Методические материалы по химии для заочного обучения школьников 7–11 классов» направлен на решение актуальных задач организации дополните...