Особенности изучения темы "Периодический закон и периодическая система
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс)

В статье автор раскрывает важность изучения темы о Периодическом законе,поясняет, как можно подать данный материал более увлекательно и интересно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_k_attestatsii.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности изучения темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И Менделеева. Строение атома»

Автор: Ямская Светлана Викторовна

ГБОУ «Школа им. Н.М. Карамзина», Москва

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что изучение основ химии в 8 класса и должно непременно базироваться на Периодическом законе.

Ключевые слова: Периодический закон, периодическая система, химические элементы.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО

Бесспорно, что основой современной химии является Периодический закон. Помимо научного, он имеет еще и важнейшее образовательное значение.  Таблица Менделеева является главным объектом в кабинете химии, и, несомненно, привлекает внимание школьников. Для них - это символ химии. На переменах неоднократно приходится видеть, как ребята собираются возле этого пособия, рассматривают, ищут знакомые элементы, спрашивают, правда ли, что Периодическую таблицу нужно будет учить наизусть. Со временем интерес к Периодической системе угасает. Когда подходит время изучать закон Менделеева, большинство ребят забывает, где именно у них в учебнике находится графическое изображение Периодического закона. Соответственно, приходится много времени тратить на то, чтобы объяснить, замысел ее автора, что обозначают числа внутри каждой клетки. А поскольку времени на изучение данной темы в современных учебных программах выделено немного, то важнейший материал изучается поверхностно. Что можно предпринять в данной ситуации?

Изучение химических символов, знакомство с понятиями относительная атомная масса, валентность должны обязательно предусматривать работу с Периодической системой. Чем раньше ребята начнут с ней знакомиться, тем успешнее будет их обучение химии в течение следующих лет.

При знакомстве с понятием «химический элемент» учитель обычно демонстрирует обозначения нескольких химических элементов, объясняет, что символ элемента – это первая буква латинского названия элемента или первая и одна из последующих букв. Обязательно следует показать символы этих элементов в периодической таблице. Можно сопроводить свой рассказ краткой историей их открытия.

Важным, на мой взгляд, моментом является то, что обучающимся надо с первых уроков показать универсальность Периодической системы, научить их пользоваться ею. В таком случае, таблица станет их надежным помощником и разрешенной шпаргалкой. К примеру, при изучении темы про относительную атомную массу, в некоторых учебниках дана справочная таблица с указанием символов наиболее часто используемых элементов и их массы. Ребятам удобно пользоваться ею, но в дальнейшем таблицу приходится искать в учебнике, перелистывая страницы назад. На проверочных работах возникает проблема – учебник открывать нельзя, а где найти атомные массы? Если школьники умеют искать атомные массы в Периодической системе, знают, что для решения задач их надо округлять до целого числа (кроме хлора), то подобных проблем не возникает.

Похожая ситуация складывается при изучении темы «Валентность». Зачастую добросовестные восьмиклассники заучивают значения валентностей некоторых элементов, менее добросовестные ищут их в учебнике. Кому из учителей незнаком возглас из класса: «А какая валентность у кальция?» Если сразу рассказать ребятам о том, как с помощью номеров групп определить валентность, то многие вопросы отпадут сами собой. Конечно, есть и исключения, но об этом можно упомянуть в каждом конкретном случае.

Так, постепенно школьники все чаще и чаще начинают пользоваться системой элементов. К тому времени, как подойдет время изучения Периодического закона, работа с таблицей не будет вызывать затруднений.

При работе с классами неорганических соединений, внимание ребят можно обратить на формулы высших оксидов. Ознакомившись с определением, школьники учатся составлять формулы оксидов. Здесь на помощь снова может прийти Периодическая система. Восьмиклассники уже знают, как с помощью таблицы определить валентность, а то, что внизу каждой группы есть еще и общая формула оксида элементов, находящихся в ней, станет для ребят еще одним доказательством универсальности Периодического закона.

В некоторых учебных программах тема о Периодическом законе изучается в первом полугодии. В таком случае, задачей учителя является то, чтобы все дальнейшее обучение химии в 8 классе шло с обязательной опорой на пройденный материал.

Рассказывая о великом открытии Д.И. Менделеева, следует обязательно остановиться на биографии ученого. Для многих школьников удивительным становится тот факт, что к моменту создания Периодического закона, Менделеев был совсем молодым человеком, ему было всего лишь 35 лет. Обычно мы представляем себе Менделеева таким, каким он стал к концу жизни – величавый старец с бородой. Можно дать ребятам задание, подготовить доклады, стенды, презентации о жизни Дмитрия Ивановича. Даже если не будет возможности на уроке заслушать все сообщения, можно использовать их позже, при проведении предметных недель или химических праздников.  Учитель может и сам рассказать ребятам несколько интересных фактов из жизни Менделеева, о том, что он был 17 ребенком в семье, какую огромную роль в его жизни сыграла мать, заметившая в сыне способности к наукам. О том, как удивительно переплелись судьбы великого химика, Павла Ершова и Александра Блока. Интересна будет школьникам и информация о том, как Дмитрий Иванович поднимался на воздушном шаре, и о его увлечении – изготовлении чемоданов. Это, несомненно, будет интересно даже тем восьмиклассникам, которые считают себя «гуманитариями» и испытывают сложности в изучении химии.

Всегда большое впечатление на восьмиклассников производит тот факт, что порядковые номера, которые Менделеев присвоил химическим элементам, чтобы легче было раскладывать их в порядке возрастания атомных масс, совпали с зарядами атомных ядер. Интерес вызывает информация о предсказании Менделеевым еще не открытых химических элементов, таких как экабор, экаалюминий и экасилиций. С какой точностью великий ученый определил их физические и химические свойства и даже атомные массы!

При наличии времени или в качестве домашнего задания восьмиклассникам можно предложить следующие занимательные задания: «Если бы я открыл химический элемент, какое название я бы ему дал и почему»; «Зашифруй свое имя с помощью символов химических элементов (например, IrINa)».

В 11 классе изучается общая химия. И очевидно, что Периодический закон рассматривается здесь на более высоком уровне. Школьниками уже освоен курс неорганической и органической химии, они обладают знаниями о строении атома, умеют составлять электронные формулы. Учитель знакомит старшеклассников с квантовыми числами и снова обращает внимание на Периодический закон и его графическое изображение. В этой теме полезно упомянуть и о теории химического строения органических веществ, на основе которой строится обучении химии в 10 классе. Необходимо провести параллель между теорией Бутлерова и Периодическим законом, подчеркнуть, что созданы они были примерно в одно и тоже время, что авторами их являются наши соотечественники, чем мы, безусловно, можем гордиться. Здесь же можно опровергнуть некоторые выдумки, связанные с именем Дмитрия Ивановича. К примеру тот факт, что он придумал водку. Старшеклассники уже знают и теорию растворов и свойства этилового спирта, а также знают историю России. Глупо было бы предположить, что до середины XIX века русский народ ничего не слышал о водке.

Хочется надеяться, что спустя много лет выпускники, увидев Периодическую таблицу, вспомнят не только то, что она приснилась Менделееву во сне (кстати, этот миф вызывал у ученого возмущение и негодование). Пусть тема о периодическом законе останется в их памяти, как пример гениальности человеческого разума, как образец открытия, которое не теряет своей актуальности и по сей день.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева.

Обощающий урок по данной теме проводится в виде игры, с использованием элементов технологии педагогических мастерских....

Внеклассное мероприятие "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"

Внеклассное мероприятие раскрывает историю создания периодического закона и периодической системы Д.И. Менделеева. Информация изложена в стихотворной форме, которая способствует быстрому запоминанию м...

Приложение к внеклассному мероприятию "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"

Открытию закона предшествовала длительная и напряженная научная работа Д.И. Менделеева в течение 15 лет, а дальнейшему его углублению было отдано еще 25 лет....

урок по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менднлеева. Группы и периоды."

Конспект открытого урока по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Периоды и группы". Программа Н. Е.  Кузнецовой....

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

Обобщение материала по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева" 11 класс...

Разработки уроков для реализации МТО при изучении тем «Важнейшие химические понятия и законы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома», «Строение вещества» (11 класс).

Представлены  методические разработки уроков химии в 11 классе (технология МТО)    по следующим темам: «Важнейшие химические понятия и законы» (2 ч), «Периодический закон и п...

Методические рекомендации по изучению темы «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Строение атома» в 8 классе.

Данный материал представлен как рекомендация по подготовке к урокам по теме «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Строение атома» в 8 классе....