РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии 9 класс «Основные вопросы химии» (подготовка к ОГЭ по химии 9 класс)
рабочая программа по химии (9 класс)
Программа «Основные вопросы химии» (Подготовка к ОГЭ по химии 9 класс) составлена в соответствии со спецификацией контрольно-измерительных материалов для проведения в 2024 году основного государственного экзамена по химии (подготовлена Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений»).
В программе предусмотрена возможность для реализации основных идей примерных программ по химии, использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учет местных условий.
Данная программа включает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, и обоснование выбора программ и учебников, календарно-тематическое планирование, характеристику контрольно-измерительных материалов.
Программа используется для расширения и углубления программы обучения по химии и построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволяет расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса химии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы.
Рабочая программа предназначена для подготовки выпускников 9 классов образовательных учреждений к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ. Программа рассчитана на 34 часа. Курс проводится в течение года по 1 часу в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9kl_programma_osnovnye_voprosy_himii_2023-2024.docx | 39.34 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Новочеркасск
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №23
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 23
__________П.А.Петровсков
Приказ ____________ №______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии 9 класс
«Основные вопросы химии»
(подготовка к ОГЭ по химии 9 класс)
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 34
Учитель: Семёнычева Лариса Витальевна
(учитель высшей категории)
2023 год.
Пояснительная записка
Программа «Основные вопросы химии» (Подготовка к ОГЭ по химии 9 класс) составлена в соответствии со спецификацией контрольно-измерительных материалов для проведения в 2024 году основного государственного экзамена по химии (подготовлена Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений»).
В программе предусмотрена возможность для реализации основных идей примерных программ по химии, использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учет местных условий.
Данная программа включает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, и обоснование выбора программ и учебников, календарно-тематическое планирование, характеристику контрольно-измерительных материалов.
Программа используется для расширения и углубления программы обучения по химии и построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволяет расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса химии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы.
Рабочая программа предназначена для подготовки выпускников 9 классов образовательных учреждений к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ. Программа рассчитана на 34 часа. Курс проводится в течение года по 1 часу в неделю.
Цель: подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по химии, изучение основных тематических разделов, необходимых для успешной сдачи Основного Государственного Экзамена по химии.
Задачи:
- Закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным разделам курса химии основной школы;
- формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций;
- развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности в процессе поиска решений;
- отработать навыки выполнения тестовых заданий и решение основных видов заданий;
- формировать навыки самоконтроля, способствовать психологической готовности к ОГЭ;
- формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего профиля обучения в старшей школе.
Требования к уровню подготовки, проверяемых на основном государственном экзамене по химии
Перечень требований к уровню подготовки, проверяемых на основном государственном экзамене по химии, составлен на основе требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Знать/понимать
Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций
Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии
Характерные признаки важнейших химических понятий
О существовании взаимосвязи между важнейшими химическими понятиями
Смысл основных законов и теорий химии: атомно- молекулярная теория; законы сохранения массы веществ, постоянства состава; Периодический закон Д.И. Менделеева.
Уметь
Называть
- Химические элементы
- Соединения изученных классов неорганических веществ
Объяснять
- Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в Периодической системе Д.И. Менделеева, к которым элемент принадлежит
- Закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов
- Сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена
Характеризовать
- Химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов
- Взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ
- Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей)
Определять/классифицировать
- Состав веществ по их формулам
- Валентность и степень окисления элемента в соединении
- Вид химической связи в соединениях
- Принадлежность веществ к определённому классу соединений
- Типы химических реакций
- Возможность протекания реакций ионного обмена
- Возможность протекания реакций некоторых представителей веществ: с кислородом, водородом, металлами, водой, основаниями, кислотами, солями
Составлять
- Схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева
- Формулы неорганических соединений изученных классов
- Уравнения химических реакций
Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием
Проводить опыты / распознавать опытным путём
- Подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ
- По получению, собиранию и изучению химических свойств неорганических веществ
- Газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак
- Растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора
- Кислоты, щёлочи и соли по наличию в их растворах хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония
Вычислять
- Массовую долю химического элемента по формуле соединения
- Массовую долю вещества в растворе
- Количество вещества, объём или массу вещества по количеству вещества, объёму или массе реагентов, или продуктов реакции
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- Безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами
- Объяснения отдельных фактов и природных явлений
- Критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
Технологии, формы, методы и средства обучения.
Формы и режимы занятий: занятия будут проводиться в групповой форме. Основными формами занятий будут являться теоретическая и практическая работа.
Методы обучения и воспитания: словесный (рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение); наглядный; практический; аналитический (наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ).
Виды деятельности обучающихся: теоретические занятия, практикумы, работа с интернет источниками, работа со справочной литературой.
Программа предусматривает работу в группах, индивидуальную работу.
Условия реализации программы
Количество детей в классе – не более 9 человек.
Материально-техническая база:- кабинет химии, мультимедиа, виртуальная лаборатория, химическая лаборатория.
Внутришкольные связи: кабинеты информатики, биологии
Содержание курса
Вещество
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Группы и периоды Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента.
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.
Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.
Чистые вещества и смеси.
Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества.
Основные классы неорганических веществ.
Номенклатура неорганических соединений
Химическая реакция
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.
Электролиты и неэлектролиты.
Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).
Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель
Металлы. Неметаллы. Основные классы неорганических соединений
Общие химические свойства металлов и неметаллов.
Химические свойства неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
Химические свойства сложных веществ: оксидов, оснований, кислот, солей.
Получение и химические свойства оксидов (основных, амфотерных, кислотных)
Получение и химические свойства оснований. Химические свойства амфотерных гидроксидов алюминия и железа (III).
Получение, применение и химические свойства кислот.
Получение и химические свойства солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Методы познания веществ и химических явлений.
Экспериментальные основы химии
Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторные посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов.
Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).
Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).
Получение и изучение свойств изученных классов неорганических веществ.
Проведение расчётов на основе формул и уравнений реакций.
Вычисление массовой доли химического элемента в веществе.
Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе.
Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции.
Химия и жизнь
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Тематическое планирование
Тема | Количество часов |
1. Вещество | 5 |
2. Химическая реакция | 6 |
3. Металлы. Неметаллы. Основные классы неорганических соединений | 11 |
4. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии | 8 |
5. Химия и жизнь | 4 |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание (разделы, темы) | К-во часов | Дата факт-ая | Примечание |
1. Вещество – 5 ч. | ||||
1 | Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Группы и периоды. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в Периодической системе Д.И. Менделеева. | 1 | №1-3, 6 | |
2 | Валентность. Степень окисления химических элементов. Строение вещества. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. | 1 | №4, 5 | |
3 | Классификация и номенклатура неорганических веществ Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ: 1) оксидов 2) оснований 3) кислот 4) солей | 1 | №7,8,9,10 | |
4 | Решение заданий КИМ | 1 | №1-10, 18,19 | |
5 | Решение заданий КИМ | 1 | №1-10, 18,19 | |
2. Химическая реакция – 6 ч. | ||||
6 | Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних) Реакции ионного обмена и условия их осуществления | 1 | №11-14, 18,19. | |
7 | Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель | 1 | №15, 20 | |
8 | Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ионы аммония, бария, серебра, кальция, меди и железа). | 1 | №16,17,18,19 | |
9 | Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ионы аммония, бария, серебра, кальция, меди и железа). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак) | 1 | №17 | |
10 | Решение заданий КИМ | 1 | №1-20 | |
11 | Решение заданий КИМ | 1 | №1-20 | |
3. Металлы. Неметаллы. Основные классы неорганических соединений – 11ч. | ||||
12 | Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ионы аммония, бария, серебра, кальция, меди и железа). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак) | 1 | №20-22 | |
13 | Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе | 1 | ||
14 | Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе | 1 | №20-22 | |
15 | Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления | 1 | №20-22 | |
16 | Решение заданий КИМ | 1 | №1-22 | |
17 | Решение заданий КИМ | 1 | №1-22 | |
18 | Решение заданий КИМ | 1 | №1-22 | |
19 | Решение заданий КИМ | 1 | №1-22 | |
20 | Решение заданий КИМ | 1 | №1-22 | |
21 | Решение заданий КИМ | 1 | №1-22 | |
22 | Решение заданий КИМ | 1 | №1-22 | |
4. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии - 8 ч. | ||||
23 | Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV–VII групп и их соединений»; «Металлы и их соединения». Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, иодид-, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ион аммония; катионы изученных металлов, а также бария, серебра, кальция, меди и железа) Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов | 1 | №23-24 | |
24 | Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV–VII групп и их соединений»; «Металлы и их соединения». Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, иодид-, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ион аммония; катионы изученных металлов, а также бария, серебра, кальция, меди и железа) Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов | 1 | №23-24 | |
25 | Решение вариантов ОГЭ. | 1 | №1-24 | |
26 | Решение вариантов ОГЭ. | 1 | №1-24 | |
27 | Решение вариантов ОГЭ. | 1 | №1-24 | |
28 | Разбор демоверсий ОГЭ ФИПИ | 1 | №1-24 | |
29 | Пробный вариант | 1 | №1-24 | |
30 | Решение вариантов ОГЭ. | 1 | №1-24 | |
5. Химия и жизнь. Практикум – 4 ч. | ||||
31 | Решение вариантов ОГЭ. | 1 | №1-24 | |
32 | Решение вариантов ОГЭ. | 1 | №1-24 | |
33 | Решение вариантов ОГЭ. | 1 | №1-24 | |
34 | Решение вариантов ОГЭ. | 1 | №1-24 | |
Итого: | 34 |
Литература
- ОГЭ-2024. Химия: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов Доронькинь В.Н.
- Химия. ОГЭ. Тематический тренинг. Задания базового и повышенного уровней сложности. Доронькин В.Н.,2019
- Химия. Большой справочник. Доронькин В.Н.,2018
- Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. Тесты для школьников и поступающих в вузы. – М.: Издательство «Экзамен», 2017
- Химия в тестах, задачах и упражнениях. 8-9 кл. / О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова. – М.: Дрофа, 2017
- Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: РИА «Новая волна», 2018
Электронные ресурсы:
1. http://himоge.ru/
2. http://www.fipi.ru/ (открытый банк заданий)
Обобщённый план варианта КИМ ОГЭ по ХИМИИ
Уровни сложности задания: Б – базовый, П – повышенный, В – высокий
Проверяемые требования к результатам освоения образовательной программы | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания (мин.) |
1. Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. | Б | 1 | 3 |
2. Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Группы и периоды Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. | Б | 1 | 3 |
3. Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в Периодической системе Д.И. Менделеева. | Б | 1 | 3 |
4. Валентность. Степень окисления химических элементов. | П | 2 | 7 |
5. Строение вещества. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая | Б | 1 | 3 |
6. Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в Периодической системе Д.И. Менделеева | Б | 1 | 3 |
7. Классификация и номенклатура неорганических веществ | Б | 1 | 3 |
8. Химические свойства простых веществ. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных | Б | 1 | 3 |
9. Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ | П | 2 | 7 |
10. Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ. | П | 2 | 7 |
11. Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии | Б | 1 | 5 |
12. Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях | П | 2 | 7 |
13. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних) | Б | 1 | 5 |
14. Реакции ионного обмена и условия их осуществления | Б | 1 | 3 |
15. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель | Б | 1 | 4 |
16. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций | Б | 1 | 5 |
17. Определение характера среды раствора кислот и щёлочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ионы аммония, бария, серебра, кальция, меди и железа). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак) | П | 2 | 7 |
18. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе. | Б | 1 | 5 |
19. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. | Б | 1 | 5 |
20. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель | В | 3 | 20 |
21. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления | В | 3 | 20 |
22. Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе | В | 3 | 20 |
23. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV–VII групп и их соединений»; «Металлы и их соединения». Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, иодид-, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ион аммония; катионы изученных металлов, а также бария, серебра, кальция, меди и железа) | В | 4 | 20 |
24. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов | В | 2 | 12 |
Всего заданий – 24; из них: по типу: с кратким ответом – 19; с развёрнутым ответом – 5; по уровню сложности: Б – 14; П – 5; В – 5. Максимальный первичный балл за работу– 40. Общее время выполнения работы – 3 часа (180 минут). |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения
МБОУ СОШ №23 ________/Л.Е. Гапонова /
№5 от 21.06.2023 ____________ 2023 года
Руководитель МО ______ /О.И. Макаренко/
подпись Ф.И.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по математике: «Основные вопросы математики в ЕГЭ» 11 класс
В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации ЕГЭ по математике в 2015 году будет разделен на базовый и профильный уровни....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КТП ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ХИМИИ " ХИМИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА", 9 КЛАСС
ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ И КТП ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ХИМИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА...
Рабочая программа в 9 классе «Некоторые вопросы грамматики и развития речи»
Программа факультатива по русскому языку для 9 класса «Некоторые вопросы грамматики и развития речи. Подготовка к ГИА по русскому языку» разработана на основе спецкурса С.И.Львовой «...
Рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса «Подготовка к ОГЭ по химии»
Программа «Подготовка к ОГЭ по химии» составлена на базе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 №...
Рабочая программа элективного курса для учащихся 11 класса «Подготовка к ЕГЭ по химии»
Программа «Подготовка к ЕГЭ по химии» составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего о...
Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 класса 2019-2020 г
Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 класса...