Решение качественных задач. Подготовка к ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии (9 класс)
Материал содержит запись качественных реакций необходимых для решения заданий ОГЭ по химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение качественных задач в неорганической химии. Подготовка к ОГЭ.
В кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по химии в разделе «Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии» указан перечень требований к содержанию вопроса о качественных реакциях на ионы. Задания данного типа содержаться в части 1 (№ 10, 12, 17) и относятся к заданиям повышенного уровня сложности. Задания в части 2 (№ 23) относятся к заданиям высокого уровня сложности с развернутым ответом.
Как показывает анализ результатов ОГЭ, обучающиеся затрудняются в ответе на данные вопросы.
Данные таблиц позволяют использовать знание качественных реакции и при решении заданий по теме «Электролитической диссоциации» часть 1 ( № 14) и во 2 части – задание 21.
1. Качественные реакции на катионы
Катион | Реагент или воздействие | Внешний эффект | КИУ реакции на катион |
Н+ | Индикаторы | Изменение цвета: универсальный индикатор и лакмус покраснеют, метиловый оранжевый—порозовеет. | |
Na+ | Пламя | Окраска пламени становится равномерно желтой. | Не записываем. |
K+ | Пламя | Окраска пламени становится равномерно фиолетовой. | Не записываем. |
Ag+ | Раствор с анионом Cl- | Выпадает белый творожистый осадок, не растворимый в азотной кислоте, чернеющий на свету. | Ag++Cl- = AgCl↓ |
NH4+ | Раствор щелочи при нагревании | Запах аммиака. Влажная индикаторная бумага дает изменение как на ион ОН- | NH4++OH- = NH3↑+H2O |
Cu2+ | Раствор щелочи | В голубом или синем растворе соли выпадает осадок синего цвета. | Cu2++2OH- = Cu(OH)2↓ |
Ba2+ | 1) пламя; 2) раствор с анионом SO42- | 1) Окраска пламени становится равномерно желто-зеленой; 2) выпадает белый осадок, который в кислотах не растворяется. | 1)Не записываем; 2)Ba2++SO42- = BaSO4↓ |
Fe2+ | 1)Раствор щелочи | Выпадение зеленоватого осадка. | 1)Fe2++2OH- = Fe(OH)2↓ |
Ca2+ | Пламя | Окраска пламени становится равномерно кирпично-красной. | Не записываем. |
Fe3+ | 1) раствор щелочи | 1) выпадение бурого осадка. | 1)Fe3++3OH- = Fe(OH)3↓ |
2. Качественные реакции на анионы
Анион | Реагент | Внешний эффект | Реакции на катион |
ОН- | Индикаторы | Изменение цвета: универсальный индикатор и лакмус посинеют, метиловый оранжевый—пожелтеет. | Не записываем. |
Cl- | Раствор с катионом Ag+ | Выпадает белый творожистый осадок, не растворимый в азотной кислоте, чернеющий на свету. | Cl-+Ag+ = AgCl↓ |
Br- | Раствор с катионом Ag+ | Выпадение светло-желтого осадка, который растворяется в азотной кислоте и темнеет на свету. | Br-+Ag+ = AgBr↓ |
J- | Раствор с катионом Ag+ | Выпадение желтого осадка, который растворяется в азотной кислоте и темнеет на свету. | J-+Ag+ = AgJ↓ |
S2- | Раствор с катионом Pb2+ | Выпадение черного осадка. | S2-+Pb2+ = PbS↓ |
SO42- | Раствор с катионом Ba2+ | Выпадает белый осадок, который в кислотах не растворяется. | SO42-+Ba2+ = BaSO4↓ |
SO32- | Раствор с катионом H+ | Выделяется газ, имеющий запах жженой спички. | SO32-+2H+ = H2O+SO2↑ |
CO32- | Раствор с катионом Ca2+ | Выпадает белый осадок, который в кислотах растворяется с выделением газа без цвета и запаха. | CO32-+Ca2+ = CaCO3↓ |
PO43- | Раствор с катионом Ag+ | Выпадение желтого осадка, который растворяется в азотной кислоте. | PO43-+3Ag+ = Ag3PO4↓ |
3. Качественные реакции неорганических соединений и изменения, сопровождающие химические превращения
№ | Признак реакции | Уравнения реакции, ключевые слова, ассоциации |
1 | «Бурый» газ – оксид азота (IV) | Выделяется при окислении NOдоNO2, взаимодействии тяжелых металлов сHNO3 (конц) и разложении нитратов металлов, находящихся в ряду активности правее магния. 2NO + O2 = 2NO2 Cu + 4 HNO3 (конц) = Cu(NO3)2 + 2NO2↑ + 2H2O 2Zn(NO3)2 = 2ZnO + 4NO2↑ + O2↑ 2AgNO3 = 2Ag + NO2↑+ O2↑ |
2 | Газ с запахом тухлых яиц – сероводород H2S | Выделяется при взаимодействии сульфидов металлов с кислотами и очень активных металлов с HNO3 (конц) FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S 4Mg + 5HNO3 (конц)= 4MgSO4 + H2S↑ + 4H2O |
3 | Газ с резким (характерным_ запахом, растворимый в воде – оксид серы (IV) SO2 | Образуется при обжиге серосодержащий веществ и взаимодействии тяжелых металлов с HNO3 (конц) S + O2 = SO2 2H2S + 3O2 = 2SO2 + 2H2O 2ZnS + 3O2 = 2SO2↑+ 2ZnO Cu + 2 HSO4 (конц)= CuSO4 + SO2↑ + 2H2O |
4 | Газ с характерным запахом, очень хорошо растворимый в воде – аммиак NH3 | Образуется при синтезе аммиака и взаимодействии солей аммония со щелочами. N2 + 3H2 = 2NH3 NH4Cl + NaOH = NaCl + NH3↑ + H2O |
5 | Газ, не поддерживающий горение, не ядовитый, малорастворимый в воде, - азот N2 | Горение и окисление (некаталитическое) азотсодержащих веществ, синтез аммиака и разложение нитрита аммония. 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O 2NH3 + 3CuO = N2 + 3Cu + 3H2O NH4NO2 = N2↑ + 2H2O |
6 | Газ, поддерживающий горение (вспыхивает тлеющая лучинка), - кислород O2 | C + O2 = CO2 |
7 | Газ, поддерживающий горение (вспыхивает тлеющая лучинка) | Озон, оксиды азота 3C + 2O3 = 3CO2 C + 2NO2 = CO2 + 2NO |
8 | Окрашивание пламени | Качественная реакция на катионы: бария – жёлто-зелёное; калия – фиолетовое; кальция – кирпично-красное; лития – ярко-красное; натрия – жёлтое; стронция – карминово-красное |
9 | Осадок (творожистый) белого цвета, нерастворимый в HNO3 | Качественная реакция на хлорид-ионы (соляную кислоту и её соли): Cl- + Ag+ = AgCl↓ |
10 | Осадок белого цвета, нерастворимый в кислотах | Качественная реакция на серную кислоту и её соли: SO4 2- + Ba 2+ = BaSO4↓ |
11 | Осадок белого цвета, нерастворимый в кислотах | Качественная реакция на соли бария: Ba2+ + SO42- = BaSO4↓ |
12 | Осадок белого цвета, который образуется при пропускании газа без цвета и запаха через известковую воду и растворяется при пропускании избытка газа или в кислотах | Качественная реакция на CO2 и карбонаты: CO32- + 2H+ = CO2↑ + H2O CO2 + Ca2+ + 2OH- = CaCO3↓ + H2O CaCO3↓ + CO2 + H2O = Ca(HCO3)2 CaCO3↓ + 2H+ = Ca2+ + H2O + CO2↑ |
13 | Осадок белого цвета, который образуется при пропускании бесцветного газа с резким запахом через известковую воду и растворяется при пропускании избытка газа или в кислотах | Качественная реакция на SO2 и сульфиты (солиH2SO3): SO32- + 2H+ = SO2↑ + H2O SO2 + Ca2+ + 2OH- = CaSO3↓ + H2O CaSO3↓ + SO2 + H2O = Ca(HSO3)2 CaSO3↓ + 2H+ = Ca2+ + H2O + SO2↑ |
14 | Осадок белого (светло-зеленого) цвета; образуется при взаимодействии с растворами щелочей | Качественная реакция на соли Fe2+ Fe2+ + 2OH- = Fe(OH)2↓ |
15 | Осадок кремового цвета, нерастворимый в HNO3; образуется при взаимодействии с AgNO3 | Качественная реакция на бромид-ионы: Br -- + Ag+ = AgBr↓ |
16 | Осадок жёлтого цвета, нерастворимый в HNO3;образуется при взаимодействии сAgNO3 | Качественная реакция на йодид-ионы: I- + Ag+ = AgI↓ |
17 | Осадок жёлтого цвета, растворимый в кислотах; образуется при взаимодействии сAgNO3 | Качественная реакция на ортофосфат-ионы: PO43- + 3Ag+ = Ag3PO4↓ |
18 | Осадок бурого цвета, образуется при взаимодействии с растворами щелочей | Качественная реакция на солиFe3+: Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3↓ |
19 | Осадок голубого (синего) цвета, образуется при взаимодействии с растворами щелочей | Качественная реакция на солиCu2+: Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2↓ |
20 | Осадок чёрного цвета, образуется при взаимодействии с растворимыми сульфидами (или сероводородом) | Качественная реакция на Fe2+,Ni2+,Cu2+,Pb2+,Ag+, Hg2+ и некоторые другие: Cu 2+ + S2- = CuS↓ |
21 | Появление запаха аммиака или изменение цвета влажной индикаторной бумажки (посинение влажной лакмусовой бумажки) при взаимодействии вещества со щелочами | Качественная реакция на соли аммония: NH4Cl + NaOH = NaCl + NH3↑ + H2O |
22 | Осадок белого цвета, который образуется при добавлении щёлочи в раствор и растворяется в избытке щёлочи | Качественная реакция на соли Al3+ иZn2+ (амфотерных оснований): Al3+ + 3OH- = Al(OH)3↓ Al(OH)3 + OH- = [Al(OH)4]- Zn2+ + 2OH- = Zn(OH)2↓ Zn(OH)2↓ + 2OH- = [Zn(OH)4]2- |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение качественных задач с элементами исследования на уроке
Решение качественных задач носит практический характер, учит творчески мыслить. Как правило, подобные задачи не требуют специального оборудования, но для их решения необходимы знания, что стимулирует ...

Вес и невесомость.Решение качественных задач повышенного уровня сложности.
Презентация содержит качественные задачи на углубление знаний учащихся 9 – 10 классов по теме: Вес тела. Невесомость...

Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка. Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобр...
Урок решения качественных задач
Урок повторительно-обобщающий урок в 8-ом классе по теме "Тепловые явления" Цель урока 11. Повторить материал по теме тепловые явления, изучение которых предусмотрено программой.2. Научить "виде...

8 класс. Решение качественных задач на объяснение поверхностных явлений жидкостей
Решение качественных задач на объяснение поверхностных явлений жидкостей в группах...

Рабочая программа элективного курса по физике 10 класс «Использование возможностей решения качественных задач по физике в социально-экономических расчётах».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАСодержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которы...

Решение качественных задач по физике при подготовке к ОГЭ
Качественные задачи, представленные в ОГЭ, целесообразно решать по следующему алгоритму:1. Проанализировать содержание задачи:Выделить один или несколько объектовЗаписать явления, о которых идет речь ...