Открытый урок в 8 классе "Соли"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Конспект урока по теме "Соли" и презентация к нему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок с ИКТ по теме

«Соли, их классификация и химические свойства».

Химия 8 класс.

Учебник: Габриелян О.С. И.Г. Остроумов, С.А. Сладков Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, 3-е издание

Москва «Просвещение» 2021.

Урок с использованием ИКТ.

Учитель: Тибилова З.Н.

Цели урока: 1) Познакомить учащихся с понятием соли, научить составлять формулы солей и давать им названия;

2) Изучить классификацию солей;

3)Рассмотреть химические свойства солей;

4)Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций.

Задачи урока:

Обучающие: 1. Дать определение солей.

2. Рассмотреть состав и название солей.

3. Научить составлять формулы солей.

4. Классификация солей.

5. Познакомить с химическими свойствами солей.

Развивающие: развивать мышление, память, внимание, логическое мышление, умение работать в парах, группах, умение работать с малым набором реактивов; умение классифицировать вещества и читать химические формулы.

Воспитывающие: воспитание толерантности, ценностного самосознания, умение работать индивидуально, в коллективе. Воспитание коллективизма.

Методы урока: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, выполнение лабораторных опытов.

Форма организации деятельности: коллективная, индивидуальная.

Межпредметные связи: биология, география, физика.

Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, ПК, экран, штатив с пробирками, пословицы на доске, девиз, демонстрационный стол с продуктами, содержащими в своем составе соль, природные минералы.

Реактивы: Растворы: нитрат серебра, сульфат меди, хлорид бария, серная кислота, соляная кислота, железо, индикаторы (фенолфталеин, лакмус)

Планируемые результаты урока

Предметные результаты: ученик научится давать определение солей, получит представление о солях как производных кислот и оснований, сможет классифицировать соли по различным признакам, записывать уравнения реакций.

Метапредметные результаты: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний.

Личностные УУД: проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД: преобразовать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями.

Познавательные УУД: определять способы решения проблем под руководством учителя, формулировать новые знания совместными групповыми усилиями.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Постановка целей и задач урока.

Учитель обращает внимание учащихся на девиз урока, а также на демонстрационный стол. На столе продукты питания, которых объединяет соленый вкус. Можно дать попробовать на вкус (при желании). Также на столе образцы природных минералов, в состав которых входят соли и минеральная вода, которая в своем составе также содержит соли. Учитель подводит детей к теме урока. Они должны попробовать назвать тему урока: Соли, их классификация и свойства.

  1. Актуализация знаний. Проверка изученного материала.

  1. С классом проводится фронтальный опрос:

Вопросы (Слайд 4):

  1. Какие классы веществ вы знаете? (Оксиды, основания, кислоты)
  2. Что такое оксиды?
  3. Как классифицируются оксиды?
  4. Что такое основания?
  5. Как можно классифицировать основания?
  6. Что такое кислоты?
  7. Как можно классифицировать кислоты?

  1. Тестирование. Учащиеся выполняют письменно по командам.

Слайд 5. 1. Выберите формулу оксида серы (IV) – 1 вариант, оксида углерода (II) – 2 вариант и рассчитайте массовую долю кислорода:

а)H2S б) CO в) NO2 г) ZnO д) SO2

Слайд 6. 2. Выберите формулу серной кислоты – 1 вариант, сернистой – 2 вариант и рассчитайте молекулярную массу:

а) H2SiO3 б) H2SO4 в) H2 SO3 г) H2 S

Слайд 7 3. Выберите формулы растворимых в воде оснований – 1 вариант, нерастворимых в воде оснований – 2 вариант:

а)Cu(OH)2 б) KOH в) LiOH г) AI(OH)3

Слайд 8. 4. Установите соответствие между формулой и названием вещества

А) Азотистая кислота 1. H2СО3

Б) Гидрокид кальция 2. Al2О3

В) Оксид фосфора (V) 3. СuОН

Г) Угольная кислота #1056;2О5

Д) Оксид алюминия 5. Са(ОН)2

Е) Гидрокcид меди (I) 6. HNO2

Учащиеся меняются листочками и проверяют выполнение теста. На экране изображены правильные ответы и критерии оценивания учащихся. Выставляют друг другу оценки.

Слайд 9. Практическое задание.

Выбрать вещества, в которых лакмус красный – 1 вариант, лакмус синий – 2 вариант.

Слайд 10. Задачи:

Чему равна масса 3 моль оксида кальция? (1 вариант) (168 г)

Чему равна масса 2 моль гидроксида натрия? (2 вариант) (80г)

  1. Изучение нового материала.
  1. Понятие о солях

Ребята, распределите предложенные формулы по классам: оксиды, кислоты, основания.

Далее обращаем внимание на вещества, которые остались и сравниваем их между собой. Что у них общего и чем они отличаются друг от друга? (предполагаемый ответ: сходство - во всех формулах на первом месте присутствует металл, а отличаются кислотными остатками).

Учитель просит учащихся сформулировать определения самим, а затем поверяют по изображению на экране.

Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.

Образование соли хлорида натрия и выяснение у учащихся, почему соли считаются производными кислот и оснований? (ответ: они образуются из кислот и оснований)

Теперь обратите внимание на пословицы. Как вы думаете, о какой соли идет речь? Почему поваренная соль имеет столь важное значение? (Сообщение о хлориде натрия). Какие еще соли использует человек в своей деятельности? (Сообщение о карбонате и фосфате кальция)

Физминутка.

  1. Номенклатура солей

Название

соли

=

Название кислотного остатка

+

Название металла в родительном падеже

+

Валентность металла

  1. Классификация солей
  1. по признаку: замещение атомов водорода в кислоте или гидроксогрупп в основании.

Средние соли Кислые соли Основные соли

(дети с помощью учебника сами дают определения и приводят примеры)

  1. по растворимости: растворимые и нерастворимые

(ребята самостоятельно приводят примеры по таблице растворимости)

  1. по содержанию кислорода в кислотном остатке: бескислородные и кислородсодержащие (привести примеры)

  1. Химические свойства солей

(демонстрация опытов)

  1. Взаимодействие солей с металлами.

Условия протекания реакций:

а) металл должен находиться в ряду напряжений левее металла соли;

б) в результате реакции должна образоваться растворимая соль, так как в противном случае она покроет металл осадком;

в) не рекомендуется использовать щелочные и щелочноземельные металлы, так как они активно взаимодействуют с водой.

CuSO4(p-p) + Fe = FeSO4 (p-p) + Cu (красн.)

Наблюдаем образование красного налета – меди.

  1. Взаимодействие солей с кислотами.

H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 +2HCl

Наблюдаем образование белого осадка сульфата бария.

  1. Взаимодействие солей со щелочами.

NaOH + CuSO4 = Na2SO4 + Cu(OH)2↓

Реакция ионного обмена, которая протекает при условии, если образуется осадок или выделяется газ.

Наблюдаем образование голубого осадка гидроксида меди.

  1. Взаимодействие солей с солями.

АgNO3 + KCl = KNO3 +AgCl

АgNO3 + KI = KNO3 +AgI ↓

АgNO3 + K3РО4 = KNO3 +Ag3РО4

Реакции ионного обмена, которые протекают при условии, если образуется осадок.

Учащиеся записывают реакции, указывают цвет образовавшихся нерастворимых веществ.

  1. Закрепление.

Тест Как я усвоил тему:

1) Выберите формулу соли:

а) HCl б) Ca(OH)2

в) Na2SO4 г) MgО

2) Какая из приведенных солей бескислородная:

а) CаSO4 б) KBr

в) NH4NO3 г) Na2CO3

3) Какая из приведенных солей кислородсодержащая:

а) K2S б) KBr

в) NаСl г) Na2CO3

4) К какому типу солей относится данная соль - AlOHCl2:

а) средняя б) основная

в) кислая г) ни к одной из этих

5) Какая реакция не является типичной реакцией для средних солей:

а) соль + металл б) соль + кислота

в) соль + оксид г) соль + щелочь

Игра «Крестики-нолики» (Указать выигрышный путь)

  1. Домашнее задание: П.26, вопр. 1-3 (устно), 4,6 (письменно)

Подготовить сообщение о значении соды в народном хозяйстве.

  1. Итоги урока. Рефлексия. Оценки.

Рефлексия.

Знания/умения

Да +

Нет -

1)Я знаю

Что такое соли

Состав солей

2) Я умею

Выбирать из предложенных веществ формулы солей

Составлять названия солей

Классифицировать соли по растворимости, по наличию кислорода.

Составлять уравнения реакций

Если все плюсы – поднимите синий кружок, если минусы – красный кружок.

Тест для команды №1 Химики (1 вариант)

1. Выберите формулу оксида серы (IV) и рассчитайте массовую долю кислорода в нём:

а)H2S б) CO в) HNO3 г) ZnO д) SO2

2. Выберите формулу серной кислоты и рассчитайте молекулярную массу:

а) H2SiO3 б) H2SO4 в) H2 SO3 г) H2 S

3. Выберите формулы растворимых в воде оснований:

а)Cu(OH)2 б) KOH в) LiOH г) AI(OH)3

4. Установите соответствие между названием и формулой:

А) Азотистая кислота 1. H2CO3

Б) Гидроксид кальция 2. Al2O3

В) Оксид фосфора (V) 3. CuOH

Г) Угольная кислота 4. P2O5

Д) Оксид алюминия 5. Ca(OH)2

Е) Гидроксид меди (I) 6. HNO2

Тест для команды №2 Молекула (2 вариант)

1. Выберите формулу оксида углерода (II) и рассчитайте массовую долю кислорода в нём:

а)H2S б) CO в) HNO3 г) ZnO д) SO2

2. Выберите формулу сернистой кислоты и рассчитайте молекулярную массу:

а) H2SiO3 б) H2SO4 в) H2 SO3 г) H2 S

3. Выберите формулы нерастворимых в воде оснований:

а)Cu(OH)2 б) KOH в) LiOH г) AI(OH)3

4. Установите соответствие:

А) Азотистая кислота 1. H2CO3

Б) Гидроксид кальция 2. Al2O3

В) Оксид фосфора (V) 3. CuOH

Г) Угольная кислота 4. P2O5

Д) Оксид алюминия 5. Ca(OH)2

Е) Гидроксид меди (I) 6. HNO2

Закрепление.

Тест Как я усвоил тему:

1) Выберите формулу соли:

а) HCl б) Ca(OH)2

в) Na2SO4 г) MgО

2) Какая из приведенных солей бескислородная:

а) CаSO4 б) KBr

в) NH4NO3 г) Na2CO3

3) Какая из приведенных солей кислородсодержащая:

а) K2S б) KBr

в) NаСl г) Na2CO3

4) К какому типу солей относится данная соль - AlOHCl2:

а) средняя б) основная

в) кислая г) ни к одной из этих

5) Какая реакция не является типичной реакцией для средних солей:

а) соль + металл б) соль + кислота

в) соль + оксид г) соль + щелочь

Рефлексия.

Знания/умения

Да +

Нет -

1)Я знаю

Что такое соли

Состав солей

2) Я умею

Выбирать из предложенных веществ формулы солей

Составлять названия солей

Классифицировать соли по растворимости, по наличию кислорода.

Составлять уравнения реакций

Если все плюсы – поднимите синий кружок, если минусы – красный кружок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Считай несчастным тот день и тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию. Ян Амос Коменский Эпиграф к уроку:

Слайд 2

Тема: Соли, их классификация и свойства.

Слайд 3

1)Познакомить учащихся с понятием соли, научить составлять формулы солей и давать им названия; 2) Изучить классификацию солей; 3)Рассмотреть химические свойства солей; 4) Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций. Цели урока:

Слайд 4

1. Какие классы веществ вы знаете? 2. Что такое оксиды? 3. Как классифицируются оксиды? 4. Что такое основания? 5. Как можно классифицировать основания? 6. Что такое кислоты? 7. Как можно классифицировать кислоты? Вопросы:

Слайд 5

1 . Выберите формулу оксида серы ( IV) – I вариант Выберите формулу оксида углерода ( II ) – II вариант: а) H 2 S б) CO в) SO 3 г) ZnO д ) SO 2 Рассчитайте массовую долю кислорода в выбранных оксидах

Слайд 6

2 . Выберите формулу серной кислоты – I вариант Выберите формулу сернистой кислоты – II вариант а) H 2 SiO 3 б) H 2 SO 4 в) H 2 SO 3 г) H 2 S Найдите молекулярные массы выбранных кислот.

Слайд 7

3 . Выберите формулы растворимых в воде оснований – I вариант Выберите формулы нерастворимых в воде оснований – II вариант а) C u (OH) 2 б) KOH в) LiOH г) AI(OH) 3

Слайд 8

А) Азотистая кислота 1 . H 2 CO 3 Б) Гидроксид кальция 2. Al 2 O 3 В) Оксид фосфора ( V ) 3. CuOH Г) Угольная кислота 4. P 2 O 5 Д) Оксид алюминия 5. Ca(OH) 2 Е) Гидроксид меди ( I ) 6. HNO 2 4 . Установить соответствие между формулой и названием вещества.

Слайд 9

I вариант II вариант 1 . д 1. б 2 . б 2. в 3 . б, в 3. а, г 6. А-6, Б-5, В-4, Г-1, Д-2, Е-3 Ответы к тесту:

Слайд 10

Выберите формулы, в которых лакмус меняет свой цвет на красный – I вариант, на синий – II вариант (Ответ подтвердите практически) а) НС I б) H 2 SO 4 в) NaOH г) KOH Практическое задание

Слайд 11

1 ВАРИАНТ Рассчитайте массу 3 моль оксида кальция. 2 ВАРИАНТ Рассчитайте массу 2 моль гидроксида натрия .

Слайд 12

Na 2 SO 4 , HCI , КОН, CO 2 , K 2 S , H 2 SO 4 , AI 2 O 3 , Ва Cl 2 , NaOH , К 3 РО 4 . Разделите перечисленные формулы веществ на 3 группы: оксиды, кислоты, основания.

Слайд 13

Na 2 SO 4 K 2 S Ва Cl 2 K 3 PO 4 Чем объединены и чем отличаются оставшиеся соединения:

Слайд 14

Соли– это сложные вещества, образованные атомами металлов и кислотными остатками Что такое соли? Na OH H Cl NaCl + - +

Слайд 15

Название Название Указание кислотного + металла (в р.п.) + валентности остатка (если она переменная) NaCl хлорид натрия CaCO 3 карбонат кальция Са 3 (РО 4 ) 2 фосфат кальция FeCI 2 хлорид железа ( II ) Номенклатура солей

Слайд 16

Вы наверное устали? Ну тогда все дружно встали. Две минуты отдыхаем, но урок не забываем. Основный оксид – руки вперед Кислотный оксид – руки вверх Кислота – руки в стороны Основание – руки вниз Соль – вращаем головой. ФИЗМИНУТКА

Слайд 17

CuO , N2O5 вспомним классы мы опять H2S, KOH лучше думай, мозг ты наш! NaCl и KBr – голова идёт кругом. Покачали головой, И усталость с нас долой! ФИЗМИНУТКА

Слайд 18

Классификация солей Соли Средние (нормальные) Кислые Основные

Слайд 19

Средние соли - это продукты полного замещения атомов водорода в кислоте на металл . Na 2 CO 3 , CuSO 4 Кислые соли – это продукты неполного замещения атомов водорода в кислоте на металл. NaHCO 3 ( гидро карбонат натрия) Mg(HSO 4 ) 2 ( гидро сульфат магния) Основные соли – это продукты неполного замещения гидроксогрупп в основании на кислотный остаток. ( CuOH ) 2 CO 3 ( гидроксо карбонат меди ( II )) AlOHCl 2 ( гидроксо хлорид алюминия)

Слайд 20

2) По растворимости в воде Растворимые Нерастворимые Малорастворимые Натриевая селитра Нитрат натрия N а NO 3 Сульфат кальция (гипс ) Классификация солей Фосфат железа ( III ) FePO 4 CaSO 4

Слайд 21

3) По наличию или отсутствию кислорода Кислородсодержащие Бескислородные Например: Например: Na 2 SO 4 (сульфат натрия) NaBr ( бромид натрия) KNO 3 (нитрат калия) KI (иодид калия) Ca 3 ( РО 4 ) 2 (фосфат кальция) CaCl 2 (хлорид кальция) Классификация солей

Слайд 22

Определите, какие из данных солей являются нерастворимыми: 1. Na 2 SO 4 2. K 2 S 3. Ва SO 4 4. AgCl Определите, какие из данных солей являются бескислородными : 1. Na 2 SO 4 2. K 2 S 3. Ва SO 4 4. AgCl

Слайд 23

1) Соль + металл = другая соль + другой металл Например: CuSO 4 (p-p) + Fe = FeSO 4 (p-p) + Cu Правила: а) металл должен находиться в ряду напряжений левее металла соли; б) обе соли (и реагирующая, и образующаяся в результате реакции) должны быть растворимыми; в) металлы не должны взаимодействовать с водой, поэтому металлы главных подгрупп I и II группы ПС Д.И.Менделеева не вытесняют другие металлы из растворов солей, так как они активно взаимодействуют с водой. Химические свойства

Слайд 24

2) Соль + кислота = другая соль + другая кислота Например: H 2 SO 4 + BaCl 2 = BaSO 4 +2HCl Типичная реакция ионного обмена, протекающая только в том случае, если образуется осадок или газ. Химические свойства

Слайд 25

3) Соль + щелочь = другая соль + другое основание Например: NaOH + CuSO 4 = Na 2 SO 4 + Cu(OH) 2 Типичная реакция ионного обмена, протекающая только в том случае, если образуется осадок или газ. Химические свойства

Слайд 26

4) Соль 1 + соль 2 = соль 3 + соль 4 Например: А gNO 3 + KCl = KNO 3 + AgCl А gNO 3 + KI = KNO 3 + AgI А gNO 3 + K 3 РО 4 = KNO 3 +Ag 3 РО 4 Типичная реакция ионного обмена, протекающая только в том случае, если образуется осадок. Химические свойства

Слайд 27

Тест «Как я запомнил тему»: 1) Выберите формулу соли: а) HCl б) Ca(OH) 2 в) Na 2 SO 4 г) Mg О 2) Какая из приведенных солей бескислородная : а) C а SO 4 б) KBr в) NH 4 NO 3 г) Na 2 CO 3 3 ) Какая из приведенных солей кислородсодержащая: а) K 2 S б) KBr в) N аС l г) Na 2 CO 3 Закрепление:

Слайд 28

4) К какому типу солей относится данная соль - AlOHCl 2 : а) средняя б) основная в) кислая г) ни к одной из этих 5) Какая реакция не является типичной реакцией для средних солей: а) соль + металл б) соль + кислота в) соль + оксид г) соль + щелочь

Слайд 29

СаО Са SO 4 HCl H 2 SO 3 MgCl 2 KOH H 2 S Na 3 PO 4 CaCO 3 Игра «Крестики - нолики» ( выигрышный путь составляют средние соли )

Слайд 30

СаО Са SO 4 HCl H 2 SO 3 MgCl 2 KOH H 2 S Na 3 PO 4 CaCO 3 Игра «Крестики - нолики» ( выигрышный путь составляют средние соли )

Слайд 31

BaSO 4 K 2 SO 4 NaNO 3 H 2 SO 3 AgCl KOH SO 3 MgCl 2 CuS Игра «Крестики - нолики» (выигрышный путь составляют нерастворимые соли)

Слайд 32

BaSO 4 K 2 SO 4 NaNO 3 H 2 SO 3 AgCl KOH SO 3 MgCl 2 CuS Игра «Крестики - нолики» (выигрышный путь составляют нерастворимые соли)

Слайд 33

BaCO 3 H 2 SO 3 NaNO 3 K 2 S AgF MgCl 2 SO 3 KOH CuS Игра «Крестики - нолики» (выигрышный путь составляют бескислородные соли)

Слайд 34

BaCO 3 H 2 SO 3 NaNO 3 K 2 S AgF MgCl 2 SO 3 KOH CuS Игра «Крестики - нолики» (выигрышный путь составляют бескислородные соли)

Слайд 35

BaSO 4 K 2 S Na 2 O H 2 SO 3 AgF KOH Na 2 SO 3 MgCl 2 AgNO 3 Игра «Крестики - нолики» (выигрышный путь составляют растворимые соли)

Слайд 36

BaSO 4 K 2 S Na 2 O H 2 SO 3 AgF KOH Na 2 SO 3 MgCl 2 AgNO 3 Игра «Крестики - нолики» (выигрышный путь составляют растворимые соли)

Слайд 37

Знания/умения Да + Нет - 1)Я знаю Что такое соли Состав солей 2)Я умею Выбирать из предложенных веществ формулы солей Составлять название солей Классифицировать соли по растворимости, по наличию кислорода в кислотном остатке. Составлять уравнения химических реакций солей. Рефлексия

Слайд 38

§ 26 вопр . 1-3 (устно), 4,5 (письменно) Подготовить сообщение на тему: «Значение соды в народном хозяйстве» Домашнее задание:

Слайд 39

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...