Открытый урок в 8 классе "Соли"
план-конспект урока по химии (8 класс)
Конспект урока по теме "Соли" и презентация к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок в 8 классе Соли | 92.5 КБ |
Презентация к открытому уроку Соли | 290.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок с ИКТ по теме
«Соли, их классификация и химические свойства».
Химия 8 класс.
Учебник: Габриелян О.С. И.Г. Остроумов, С.А. Сладков Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, 3-е издание
Москва «Просвещение» 2021.
Урок с использованием ИКТ.
Учитель: Тибилова З.Н.
Цели урока: 1) Познакомить учащихся с понятием соли, научить составлять формулы солей и давать им названия;
2) Изучить классификацию солей;
3)Рассмотреть химические свойства солей;
4)Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций.
Задачи урока:
Обучающие: 1. Дать определение солей.
2. Рассмотреть состав и название солей.
3. Научить составлять формулы солей.
4. Классификация солей.
5. Познакомить с химическими свойствами солей.
Развивающие: развивать мышление, память, внимание, логическое мышление, умение работать в парах, группах, умение работать с малым набором реактивов; умение классифицировать вещества и читать химические формулы.
Воспитывающие: воспитание толерантности, ценностного самосознания, умение работать индивидуально, в коллективе. Воспитание коллективизма.
Методы урока: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, выполнение лабораторных опытов.
Форма организации деятельности: коллективная, индивидуальная.
Межпредметные связи: биология, география, физика.
Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, ПК, экран, штатив с пробирками, пословицы на доске, девиз, демонстрационный стол с продуктами, содержащими в своем составе соль, природные минералы.
Реактивы: Растворы: нитрат серебра, сульфат меди, хлорид бария, серная кислота, соляная кислота, железо, индикаторы (фенолфталеин, лакмус)
Планируемые результаты урока
Предметные результаты: ученик научится давать определение солей, получит представление о солях как производных кислот и оснований, сможет классифицировать соли по различным признакам, записывать уравнения реакций.
Метапредметные результаты: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний.
Личностные УУД: проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу.
Регулятивные УУД: преобразовать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями.
Познавательные УУД: определять способы решения проблем под руководством учителя, формулировать новые знания совместными групповыми усилиями.
Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Ход урока
Тест для команды №1 Химики (1 вариант)
1. Выберите формулу оксида серы (IV) и рассчитайте массовую долю кислорода в нём:
а)H2S б) CO в) HNO3 г) ZnO д) SO2
2. Выберите формулу серной кислоты и рассчитайте молекулярную массу:
а) H2SiO3 б) H2SO4 в) H2 SO3 г) H2 S
3. Выберите формулы растворимых в воде оснований:
а)Cu(OH)2 б) KOH в) LiOH г) AI(OH)3
4. Установите соответствие между названием и формулой:
А) Азотистая кислота 1. H2CO3
Б) Гидроксид кальция 2. Al2O3
В) Оксид фосфора (V) 3. CuOH
Г) Угольная кислота 4. P2O5
Д) Оксид алюминия 5. Ca(OH)2
Е) Гидроксид меди (I) 6. HNO2
Тест для команды №2 Молекула (2 вариант)
1. Выберите формулу оксида углерода (II) и рассчитайте массовую долю кислорода в нём:
а)H2S б) CO в) HNO3 г) ZnO д) SO2
2. Выберите формулу сернистой кислоты и рассчитайте молекулярную массу:
а) H2SiO3 б) H2SO4 в) H2 SO3 г) H2 S
3. Выберите формулы нерастворимых в воде оснований:
а)Cu(OH)2 б) KOH в) LiOH г) AI(OH)3
4. Установите соответствие:
А) Азотистая кислота 1. H2CO3
Б) Гидроксид кальция 2. Al2O3
В) Оксид фосфора (V) 3. CuOH
Г) Угольная кислота 4. P2O5
Д) Оксид алюминия 5. Ca(OH)2
Е) Гидроксид меди (I) 6. HNO2
Закрепление.
Тест Как я усвоил тему:
1) Выберите формулу соли:
а) HCl б) Ca(OH)2
в) Na2SO4 г) MgО
2) Какая из приведенных солей бескислородная:
а) CаSO4 б) KBr
в) NH4NO3 г) Na2CO3
3) Какая из приведенных солей кислородсодержащая:
а) K2S б) KBr
в) NаСl г) Na2CO3
4) К какому типу солей относится данная соль - AlOHCl2:
а) средняя б) основная
в) кислая г) ни к одной из этих
5) Какая реакция не является типичной реакцией для средних солей:
а) соль + металл б) соль + кислота
в) соль + оксид г) соль + щелочь
Рефлексия.
Знания/умения | Да + | Нет - |
1)Я знаю | ||
Что такое соли | ||
Состав солей | ||
2) Я умею | ||
Выбирать из предложенных веществ формулы солей | ||
Составлять названия солей | ||
Классифицировать соли по растворимости, по наличию кислорода. | ||
Составлять уравнения реакций |
Если все плюсы – поднимите синий кружок, если минусы – красный кружок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: Соли, их классификация и свойства.
1)Познакомить учащихся с понятием соли, научить составлять формулы солей и давать им названия; 2) Изучить классификацию солей; 3)Рассмотреть химические свойства солей; 4) Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций. Цели урока:
1. Какие классы веществ вы знаете? 2. Что такое оксиды? 3. Как классифицируются оксиды? 4. Что такое основания? 5. Как можно классифицировать основания? 6. Что такое кислоты? 7. Как можно классифицировать кислоты? Вопросы:
1 . Выберите формулу оксида серы ( IV) – I вариант Выберите формулу оксида углерода ( II ) – II вариант: а) H 2 S б) CO в) SO 3 г) ZnO д ) SO 2 Рассчитайте массовую долю кислорода в выбранных оксидах
2 . Выберите формулу серной кислоты – I вариант Выберите формулу сернистой кислоты – II вариант а) H 2 SiO 3 б) H 2 SO 4 в) H 2 SO 3 г) H 2 S Найдите молекулярные массы выбранных кислот.
3 . Выберите формулы растворимых в воде оснований – I вариант Выберите формулы нерастворимых в воде оснований – II вариант а) C u (OH) 2 б) KOH в) LiOH г) AI(OH) 3
А) Азотистая кислота 1 . H 2 CO 3 Б) Гидроксид кальция 2. Al 2 O 3 В) Оксид фосфора ( V ) 3. CuOH Г) Угольная кислота 4. P 2 O 5 Д) Оксид алюминия 5. Ca(OH) 2 Е) Гидроксид меди ( I ) 6. HNO 2 4 . Установить соответствие между формулой и названием вещества.
I вариант II вариант 1 . д 1. б 2 . б 2. в 3 . б, в 3. а, г 6. А-6, Б-5, В-4, Г-1, Д-2, Е-3 Ответы к тесту:
Выберите формулы, в которых лакмус меняет свой цвет на красный – I вариант, на синий – II вариант (Ответ подтвердите практически) а) НС I б) H 2 SO 4 в) NaOH г) KOH Практическое задание
1 ВАРИАНТ Рассчитайте массу 3 моль оксида кальция. 2 ВАРИАНТ Рассчитайте массу 2 моль гидроксида натрия .
Na 2 SO 4 , HCI , КОН, CO 2 , K 2 S , H 2 SO 4 , AI 2 O 3 , Ва Cl 2 , NaOH , К 3 РО 4 . Разделите перечисленные формулы веществ на 3 группы: оксиды, кислоты, основания.
Na 2 SO 4 K 2 S Ва Cl 2 K 3 PO 4 Чем объединены и чем отличаются оставшиеся соединения:
Соли– это сложные вещества, образованные атомами металлов и кислотными остатками Что такое соли? Na OH H Cl NaCl + - +
Название Название Указание кислотного + металла (в р.п.) + валентности остатка (если она переменная) NaCl хлорид натрия CaCO 3 карбонат кальция Са 3 (РО 4 ) 2 фосфат кальция FeCI 2 хлорид железа ( II ) Номенклатура солей
Вы наверное устали? Ну тогда все дружно встали. Две минуты отдыхаем, но урок не забываем. Основный оксид – руки вперед Кислотный оксид – руки вверх Кислота – руки в стороны Основание – руки вниз Соль – вращаем головой. ФИЗМИНУТКА
CuO , N2O5 вспомним классы мы опять H2S, KOH лучше думай, мозг ты наш! NaCl и KBr – голова идёт кругом. Покачали головой, И усталость с нас долой! ФИЗМИНУТКА
Классификация солей Соли Средние (нормальные) Кислые Основные
Средние соли - это продукты полного замещения атомов водорода в кислоте на металл . Na 2 CO 3 , CuSO 4 Кислые соли – это продукты неполного замещения атомов водорода в кислоте на металл. NaHCO 3 ( гидро карбонат натрия) Mg(HSO 4 ) 2 ( гидро сульфат магния) Основные соли – это продукты неполного замещения гидроксогрупп в основании на кислотный остаток. ( CuOH ) 2 CO 3 ( гидроксо карбонат меди ( II )) AlOHCl 2 ( гидроксо хлорид алюминия)
2) По растворимости в воде Растворимые Нерастворимые Малорастворимые Натриевая селитра Нитрат натрия N а NO 3 Сульфат кальция (гипс ) Классификация солей Фосфат железа ( III ) FePO 4 CaSO 4
3) По наличию или отсутствию кислорода Кислородсодержащие Бескислородные Например: Например: Na 2 SO 4 (сульфат натрия) NaBr ( бромид натрия) KNO 3 (нитрат калия) KI (иодид калия) Ca 3 ( РО 4 ) 2 (фосфат кальция) CaCl 2 (хлорид кальция) Классификация солей
Определите, какие из данных солей являются нерастворимыми: 1. Na 2 SO 4 2. K 2 S 3. Ва SO 4 4. AgCl Определите, какие из данных солей являются бескислородными : 1. Na 2 SO 4 2. K 2 S 3. Ва SO 4 4. AgCl
1) Соль + металл = другая соль + другой металл Например: CuSO 4 (p-p) + Fe = FeSO 4 (p-p) + Cu Правила: а) металл должен находиться в ряду напряжений левее металла соли; б) обе соли (и реагирующая, и образующаяся в результате реакции) должны быть растворимыми; в) металлы не должны взаимодействовать с водой, поэтому металлы главных подгрупп I и II группы ПС Д.И.Менделеева не вытесняют другие металлы из растворов солей, так как они активно взаимодействуют с водой. Химические свойства
2) Соль + кислота = другая соль + другая кислота Например: H 2 SO 4 + BaCl 2 = BaSO 4 +2HCl Типичная реакция ионного обмена, протекающая только в том случае, если образуется осадок или газ. Химические свойства
3) Соль + щелочь = другая соль + другое основание Например: NaOH + CuSO 4 = Na 2 SO 4 + Cu(OH) 2 Типичная реакция ионного обмена, протекающая только в том случае, если образуется осадок или газ. Химические свойства
4) Соль 1 + соль 2 = соль 3 + соль 4 Например: А gNO 3 + KCl = KNO 3 + AgCl А gNO 3 + KI = KNO 3 + AgI А gNO 3 + K 3 РО 4 = KNO 3 +Ag 3 РО 4 Типичная реакция ионного обмена, протекающая только в том случае, если образуется осадок. Химические свойства
Тест «Как я запомнил тему»: 1) Выберите формулу соли: а) HCl б) Ca(OH) 2 в) Na 2 SO 4 г) Mg О 2) Какая из приведенных солей бескислородная : а) C а SO 4 б) KBr в) NH 4 NO 3 г) Na 2 CO 3 3 ) Какая из приведенных солей кислородсодержащая: а) K 2 S б) KBr в) N аС l г) Na 2 CO 3 Закрепление:
4) К какому типу солей относится данная соль - AlOHCl 2 : а) средняя б) основная в) кислая г) ни к одной из этих 5) Какая реакция не является типичной реакцией для средних солей: а) соль + металл б) соль + кислота в) соль + оксид г) соль + щелочь
СаО Са SO 4 HCl H 2 SO 3 MgCl 2 KOH H 2 S Na 3 PO 4 CaCO 3 Игра «Крестики - нолики» ( выигрышный путь составляют средние соли )
СаО Са SO 4 HCl H 2 SO 3 MgCl 2 KOH H 2 S Na 3 PO 4 CaCO 3 Игра «Крестики - нолики» ( выигрышный путь составляют средние соли )
BaSO 4 K 2 SO 4 NaNO 3 H 2 SO 3 AgCl KOH SO 3 MgCl 2 CuS Игра «Крестики - нолики» (выигрышный путь составляют нерастворимые соли)
BaSO 4 K 2 SO 4 NaNO 3 H 2 SO 3 AgCl KOH SO 3 MgCl 2 CuS Игра «Крестики - нолики» (выигрышный путь составляют нерастворимые соли)
BaCO 3 H 2 SO 3 NaNO 3 K 2 S AgF MgCl 2 SO 3 KOH CuS Игра «Крестики - нолики» (выигрышный путь составляют бескислородные соли)
BaCO 3 H 2 SO 3 NaNO 3 K 2 S AgF MgCl 2 SO 3 KOH CuS Игра «Крестики - нолики» (выигрышный путь составляют бескислородные соли)
BaSO 4 K 2 S Na 2 O H 2 SO 3 AgF KOH Na 2 SO 3 MgCl 2 AgNO 3 Игра «Крестики - нолики» (выигрышный путь составляют растворимые соли)
BaSO 4 K 2 S Na 2 O H 2 SO 3 AgF KOH Na 2 SO 3 MgCl 2 AgNO 3 Игра «Крестики - нолики» (выигрышный путь составляют растворимые соли)
Знания/умения Да + Нет - 1)Я знаю Что такое соли Состав солей 2)Я умею Выбирать из предложенных веществ формулы солей Составлять название солей Классифицировать соли по растворимости, по наличию кислорода в кислотном остатке. Составлять уравнения химических реакций солей. Рефлексия
§ 26 вопр . 1-3 (устно), 4,5 (письменно) Подготовить сообщение на тему: «Значение соды в народном хозяйстве» Домашнее задание:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...