Формирование смыслового чтения на уроках химии (читательская грамотность)
учебно-методический материал по химии

Добкина Ирина Владимировна

Формирование смыслового чтения на уроках химии (читательская грамотность)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности»

Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Ирина Владимировна, я учитель химии и биологии Большекетской школы.

На сегодняшний день не только в России, но и во всем мировом сообществе выделена такая актуальная проблема как повышение качества образования. Для ее решения выделяют несколько направлений

  1. Вызвать интерес к предмету
  2. Осуществлять индивидуально-ориентированный подход к обучению
  3. Осуществлять строгий контроль знаний

  Результаты международных исследований PISA и PIRLS выявили, что наибольшие затруднения, а как результат неверный ответ, испытывают учащиеся не из-за нехватки знаний, большей проблемой является невнимательное прочтение вопроса. Аналогичная ситуация происходит при выполнении заданий ГИА и ЕГЭ. Некоторые вопросы требуют анализа содержания текста,  его интерпретации и преобразования совсем в иные формы: таблица, схема, кластер, знаковый конспект. У большинства школьников отсутствует критичность в восприятии информационного потока, исходящего от учителей, интернета, учебников.

Введение ФГОС второго поколения предъявляет к подготовке учащихся новые требования. Среди познавательных УУД одним из важнейших на сегодняшний день является умение работать с текстом. На уроках химии необходимо формировать умение не просто читать текст, но и осмысливать его содержание.  

Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения.

 Сегодня я хочу поделиться своим опытом по формированию смыслового чтения на уроках химии.

В своей работе я использую такие приемы, которые занимают мало времени в применении и удобны при работе с разными текстами.

 Прием «Чтение по частям».

Форма работы - групповая. Преимущества этого приема в том, что к работе привлечены все учащиеся класса. Текст делится на   части. В каждой группе 3-4 человека. Если параграф большой по объему, выбирается один пункт или несколько.

1. Каждый член группы   читает свою часть.    

2. Передача содержания текста. (После чтения ответственный за свою часть рассказывает её товарищам в группе) обсуждают

3. После обсуждения любой ученик вызывается к доске для передачи содержания текста, и каждый из членов группы   переживает за ответ товарища. Если отвечающий у доски не справляется с ответом, помогают товарищи из группы. Оценки выставляются или всей группе, или выборочно членам группы. Все зависит от ответа учащихся и состава группы.

Например

Урок в 9 классе по теме «Получение металлов» Текст делится на части .

1 часть  «Металлы в природе»

2 часть «Руды»

3 часть «Пирометаллургия»

4 часть «Гидрометаллургия»

5 часть «Электрометаллургия»

Приём «Заполнение пропусков» – в тексте закрывается часть слов и понятий, дети подбирают спрятанные слова по смыслу, т.е. задача учащихся - восстановить текст. Например, при изучении  темы «Кристаллические решётки» в 8 классе, предлагается такое задание:

Прочитайте текст и заполните пропуски, вставляя слова и/или цифры, которыми обозначены на рисунке соответствующие понятия.

Кристаллические вещества состоят из частиц, которые имеют четкое расположение в определенных точках пространства. Если соединить эти частицы, то получится своеобразный каркас, который называется (---). А точки, где находятся частицы – (---). В узлах кристаллической решетки могут находиться ионы, атомы, молекулы. В зависимости от типа частиц в кристаллической решетки и характера связи между ними, различают ионные, атомные, молекулярные и металлические кристаллические решётки. Ионными, называются кристаллические решётки, в узлах которых находятся (---). Их образуют вещества с (---) типом связи. Это соли, основания, некоторые оксиды. Атомными называют кристаллические решётки, в узлах которых находятся (---), которые между собой соединены очень прочными (----) связями. Атомную кристаллическую решётку имеет (---). Молекулярная кристаллическая решётка – это кристаллическая решетка, в узлах которой находятся (---). Связи у веществ с молекулярной кристаллической решёткой могут быть (---), как в молекулах HCl, H2O, и (---), как в молекулах O2, O3, N2, H2 и др. Атомы внутри молекулы связаны прочно, а вот связи между самими молекулами непрочные. Поэтому вещества с молекулярной кристаллической решеткой имеют (---) твердость, (---) температуры плавления и кипения, летучи

Приём «Сопоставление / нахождение сходств и различий» – учащимся предлагается сравнить несколько объектов (текстов, схем, картинок, формул химических веществ и т.д.). Например  тема «Строение кристаллических решёток» 8 класс. В параграфе учебника на рисунке изображены различные типы кристаллических решёток. Учащимся предлагается сравнить данные изображения, найти сходства и отличия и, исходя из строения кристаллических решёток, предположить свойства веществ, имеющих данное строение.

Приём «Кластер («гроздь») можно использовать, работая с текстом, при изучении химических элементов» (темы «Углерод», «Водород», «Азот», «Сера» и т.д.). Данный приём относится к приёмам критического мышления. Смысловые единицы выделяются из текста и оформляются графически в виде грозди. Применять метод кластера можно на любом этапе урока

Приём «Заполнение таблицы» – прочитанную информацию учащиеся интерпретируют в табличную форму, выделяя необходимую информацию для заполнения таблицы из текста. Например, в 8 классе данный приём можно использовать при изучении тем «Оксиды», «Кислоты», «Соли» (строение, физические свойства, химические свойства, примеры). В 9 классе при изучении темы «Галогены», «Аммиак» учащиеся заполняют таблицу, используя прочитанный текст параграфа (Физические свойства галогенов; Химические свойства галогенов;).

Пример.

  Задание. Прочитайте параграф и заполните таблицу.  

Свойства

Аммиак

Химическая формула вещества

Тип химической связи

Тип кристаллической решетки

Агрегатное состояние при н.у

Цвет

Запах

Плотность по воздуху

Растворимость в воде

Получение в промышленности

Получение в лаборатории

Окислительно-востановительные свойства

Применение

  Я и мои коллеги приняли участие в семинаре по теме «Оптимизацию учебных занятий: занятия совместного изучения». Цель семинара: формирование представлений о оптимизации УЗ с целью повышения образовательных результатов школьников по учебным предметам.

В работе я использую фронтально-парный цикл который включает в себя несколько этапов:

  1. Вброс материала с использованием опоры в виде схемы (учащиеся фиксируют схему в своих тетрадят)
  2. Инструктирование (формулирование задания  на работу в парах)
  3. Выполнение задания в парах + отладка учителем парной работы
  4. Акцентирование учителем парной работы

Я предлагаю вам побывать в роли моих учеников и познакомится с химическими свойствами солей.

  1. Начнем мы с этапа припоминания. Совместно с учащимися вспоминаем состав основных классов неорганических соединений. Информация фиксируется учителем на доске.

Оксиды  -  бинарные соединения, состоящие из двух химических  элементов один из которых кислород в степени окисления -2  ( записываю на доске общую формулу –ХО)

Гидроксиды –сложные вещества, в состав которых входят метал и гидроксогруппа  

( записываю на доске общую формулу –МОН)

Кислоты сложные вещества, в состав которых входят водород и кислотный остаток

( записываю на доске общую формулу – Нок)

Соли сложные вещества, в состав которых входят метал и кислотный остаток  ( общая формула Ме ко)

  1. Прочитайте текст   и назовите химические свойства солей

Текст "Соли"

 Солями называются сложные соединения, в составе которых обязательно присутствуют атомы металла (или аммоний NH4+) и кислотные остатки. Как атомов металла, так и кислотных остатков в молекуле соли может быть не только один, но и несколько.  

Соли представляют собой твердые кристаллические вещества (при нахождении в условиях нормальной температуры и давления). Кристаллы разных солей при этом могут различаться по форме.

Соли различаются по степени растворимости их в воде. По этому критерию они условно подразделяются на: растворимые (в 100 г воды растворяется больше 1 г соли); малорастворимые (растворимость находится в пределах от 0,1 г до 1 г на 100 г воды); нерастворимые (в 100 г воды растворяется менее 0,1 г соли).  Окраска солей очень разнообразна, но чаще всего они белые или бесцветные

Химические свойства разных солей могут существенно различаться. Это определяется прежде всего их составом и принадлежностью к определенному подклассу. Но все соли обладают и рядом общих свойств, характерных для этого класса химических соединений.

Соли вступают в реакцию с металлами, которые в ряду активности расположены перед металлом, входящим в состав соли. В такой реакции предыдущий металл вытесняет последующий из солей, в составе которых он имеется. Образуются новая соль и новый металл.

Соли взаимодействуют с кислотами, в результате образуются новая соль и новая кислота. Такая реакция будет протекать при условии, что кислота является более сильной, чем соль, на которую она должна воздействовать.    

В результате взаимодействия соли с основанием образуется другая соль и другое основание.  

Соли могут взаимодействовать с другими солями, образуя новые соли.  

 В результате воздействия сильного нагревания происходит разложение большинства солей. При этом как правило образуются кислотный и основный оксиды  

 

 3 вброс материала

  1. Соль + метал = нов. Соль + нов. Метал

Ме ко + Ме =   нов Ме ко +нов Ме

  1. соль + кислота =нов соль +нов. Кислота

Ме ко + Нко =   нов Ме ко +нов  Нко

4. инструктирование пар

задание для первого варианта:  «Проговорить все обозначения которые мы использовали в схеме» (второй слушает, исправляет, дополняет)

задание для второго варианта: «Проговорить уравнения реакций, расшифровывая обозначения» (первый слушает, исправляет, дополняет)

5 отладка парной работы (фронтальная беседа на понимание

6 акцентирование

Чем мне нравиться использование данного приема, тем что в результате проговаривания схемы учащиеся лучше понимают смысл текста. Формируются такие универсальные учебные действия как регулятивные, коммуникативные, познавательные

В заключение хочется отметить, что, реализуя в своей практике

приведенные выше приемы по работе с текстом, я вижу положительные изменения в своих учениках.  Очень важно, чтобы ученики осваивали химию не только как частнопредметное знание, но и как знание, без которого не может обойтись современный мыслящий человек

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование смыслового чтения на уроках химии

Слайд 2

Прием «Чтение по частям» Форма работы - групповая. Преимущества этого приема в том, что к работе привлечены все учащиеся класса. Текст делится на части. В каждой группе 3-4 человека. Если параграф большой по объему, выбирается один пункт или несколько. 1. Каждый член группы читает только свою часть. 2. Передача содержания текста. (После чтения ответственный за свою часть рассказывает её товарищам в группе) 3. После обсуждения любой ученик вызывается к доске для передачи содержания текста, и каждый из членов группы переживает за ответ товарища. Если отвечающий у доски не справляется с ответом, помогают товарищи из группы. Оценки выставляются или всей группе, или выборочно членам группы. Все зависит от ответа учащихся и состава группы. Например Урок в 9 классе по теме «Получение металлов» Текст делится на части . 1 часть «Металлы в природе» 2 часть «Руды» 3 часть «Пирометаллургия» 4 часть «Гидрометаллургия» 5 часть «Электрометаллургия»

Слайд 3

Приём «Заполнение пропусков» В тексте закрывается часть слов и понятий, дети подбирают спрятанные слова по смыслу, т.е. задача учащихся - восстановить текст. Например, при изучении в 8 классе темы «Кристаллические решётки», предлагается такое задание: Прочитайте текст и заполните пропуски, вставляя слова и/или цифры, которыми обозначены на рисунке соответствующие понятия. Кристаллические вещества состоят из частиц, которые имеют четкое расположение в определенных точках пространства. Если соединить эти частицы, то получится своеобразный каркас, который называется (---) . А точки, где находятся частицы – (---). В узлах кристаллической решетки могут находиться ионы, атомы, молекулы. В зависимости от типа частиц в кристаллической решетки и характера связи между ними , различают ионные, атомные, молекулярные и металлические кристаллические решётки. Ионными, называются кристаллические решётки, в узлах которых находятся (---) . Их образуют вещества с (---) типом связи . Это соли, основания, некоторые оксиды . Атомными называют кристаллические решётки, в узлах которых находятся (---), которые между собой соединены очень прочными (----) связями . Атомную кристаллическую решётку имеет (---). Молекулярная кристаллическая решётка – это кристаллическая решетка, в узлах которой находятся (---) . Связи у веществ с молекулярной кристаллической решёткой могут быть (---), как в молекулах HCl , H 2 O, и (---), как в молекулах O 2 , O 3 , N 2 , H 2 и др. Атомы внутри молекулы связаны прочно, а вот связи между самими молекулами непрочные. Поэтому вещества с молекулярной кристаллической решеткой имеют (---) твердость, (---) температуры плавления и кипения, летучи .

Слайд 4

Приём «Сопоставление/ нахождение сходств и различий» У чащимся предлагается сравнить несколько объектов (текстов, схем, картинок, формул химических веществ и т.д.). Например тема 8 класса «Строение кристаллических решёток». В параграфе учебника на рисунке изображены различные типы кристаллических решёток. Учащимся предлагается сравнить данные изображения, найти сходства и отличия и, исходя из строения кристаллических решёток, предположить свойства веществ, имеющих данное строение.

Слайд 5

Приём «Кластер » можно использовать работая с текстом, при изучении химических элементов (темы «Углерод», «Водород», «Азот», «Сера» и т.д.). Данный приём относится к приёмам критического мышления. Смысловые единицы выделяются из текста и оформляются графически в виде грозди. Применять метод кластера можно на любом этапе урока

Слайд 6

Приём «Заполнение таблицы» П рочитанную информацию учащиеся интерпретируют в табличную форму, выделяя необходимую информацию для заполнения таблицы из текста. Например , в 8 классе данный приём можно использовать при изучении тем «Оксиды», «Кислоты», «Соли» (строение, физические свойства, химические свойства). В 9 классе при изучении темы «Галогены», «Аммиак» учащиеся заполняют таблицу, используя прочитанный текст параграфа

Слайд 7

Задание. Прочитайте параграф и заполните таблицу. Свойства Аммиак Химическая формула вещества Тип химической связи Тип кристаллической решетки Агрегатное состояние при н.у Цвет Запах Плотность по воздуху Растворимость в воде Получение в промышленности Получение в лаборатории Окислительно-востановительные свойства Применение

Слайд 8

Фронтально-парный цикл Вброс материала с использованием опоры в виде схемы (учащиеся фиксируют схему в своих тетрадях) Инструктирование (формулирование задания на работу в парах) Выполнение задания в парах + отладка учителем парной работы Акцентирование учителем парной работы

Слайд 9

Условные обозначения Х -химический элемент (металл или неметалл) Ме -металл КО- кислотный остаток ОН- гидроксогруппа Н- водород

Слайд 10

Фронтально-парный цикл Вброс материала с использованием опоры в виде схемы (учащиеся фиксируют схему в своих тетрадях) Инструктирование (формулирование задания на работу в парах) Выполнение задания в парах + отладка учителем парной работы Акцентирование учителем парной работы

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования смыслового чтения на уроках математики

Буклет "Приемы формирования смыслового чтения на уроках математики" предназначен для помощи педагогическим работникам при подготовке к учебным занятиям.Работу по формированию умений и навыков самостоя...

Методическая разработка "ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

Систематическая и планомерная работа по формированию умений работы с текстом учебника включает разнообразные аспекты, пополняясь ими в разных возрастных группах. Формирование навыков самостоятельной р...

Мастер-класс "Приемы смыслового чтения на уроках химии и биологии"

Разработка мастер-класса "Приемы смыслового чтения на уроках химии и биологии". Можно использовать для выступления на методическом объединении, а также для работы на уроке с учащимися при из...

Смысловое чтение на уроках химии

В статье приведен опыт организации работы с учебником при изучении нового материала по химии....

Смысловое чтение на уроках химии

Введение ФГОС второго поколения предъявляет к подготовке учащихся новые требования. Среди познавательных УУД одним из важнейших на сегодняшний день является умение работать с текстом. На уроках химии ...

Смысловое чтение на уроках химии

Смысловое чтение- это вид чтения, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания текста.Задачей обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности является:Научить учащихся из...

Смысловое чтение на уроках химии и биологии

Чтение-это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения....