Смысловое чтение на уроках химии
статья по химии на тему

Злобина Людмила Дмитриевна

В статье приведен опыт организации работы с учебником при изучении нового материала по химии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смысловое чтение на уроках химии

Новые  ФГОС делают упор на деятельностном  подходе  к обучению, а также  достижении его метапредметных  результатов.

        В связи с этим хочу поделиться опытом организации работы с текстом учебника при изучении нового материала (Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа,  2013.). К  некоторым темам, изложенным в соответствующих параграфах учебника, я разработала списки вопросов. Для примера я привожу в приложении  материал к уроку «Фосфор и его соединения». На вопросы ученикам  следует  давать ответы полными предложениями, что в первую очередь способствует развитию умения грамотно строить речевые высказывания.  Немаловажно и то, что в итоге они оформляют в тетради конспект урока, по которому могут дома повторить пройденный материал и подготовиться к следующему уроку. Каждый ответ оценивается определенным количеством баллов. Проверка правильности выполнения заданий может осуществляться как в ходе урока, так и в его конце. Работа  каждого ученика может быть оценена по шкале, приведенной на листе с вопросами. Таким образом, допускается и самооценка. Вопросы составлены в порядке изложения темы в параграфе, что экономит  ученикам время для поиска ответов. С этой же целью в отдельных случаях можно указать номер страницы или абзац.

        На мой взгляд, такая форма способствует развитию умения работать с информацией. Ведь ни для кого не секрет, что часто ученики не могут не только правильно сформулировать ответ, но и найти его в тексте или даже правильно прочитать вопрос. В ниже изложенном материале к уроку для ответа на вопросы 11 – 13 учащимся нужно только найти и кратко перефразировать предложения из параграфа. Для ответа на другие вопросы от них требуется умение соединять теоретический материал с практической деятельностью, т.е. конструировать новое знание на основе уже имеющегося опыта. Так, в вопросе 3, закрепляя умение определять степени окисления элементов по формулам, в итоге ученики получают представление о возможных степенях окисления фосфора. На развитие таких операций мышления, как сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение, направлены, например, вопросы 5 -10. Так, в вопросе 5 ученикам предлагается выбрать, с какими из указанных веществ реагирует фосфор. В параграфе приведены уравнения химических реакций (УХР) взаимодействия фосфора с калием и кислородом. Далее они должны самостоятельно определить принадлежность кальция к металлам и составить по аналогии УХР между кальцием и фосфором, учитывая степень окисления кальция в соединениях. В вопросе 6, делая вывод об окислительно-восстановительных свойствах фосфора, ученики учатся обобщать знания о химических свойствах неметаллов.

        Немаловажную роль играет этап урока, на котором осуществляется проверка правильности выполнения заданий. Здесь формируется умение слушать и слышать собеседника, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

        В заключении хочу добавить, что материалы к уроку могут быть частично или полностью использованы в качестве домашнего задания или  индивидуального задания ученикам.

Приложение:

Фосфор и его соединения (параграф 28) .

Ответы на вопросы следует давать полными предложениями

1.  (1 балл). Определите положение элемента фосфора в Периодической системе: порядковый номер, период, группа – подгруппа, относительная атомная масса.

2. (2 балла). Составьте схему строения атома фосфора. Определите количество протонов, нейтронов и электронов в его атоме.

3. (4 балла). Определите степени окисления фосфора в соединениях: HРO3, P2O3, P4,Ca3P2. В каком веществе максимальная степень окисления фосфора? Минимальная? Составьте шкалу степеней окисления фосфора.

4. (3 балла). Заполните таблицу (по с.225-226):

Белый фосфор Р4

Красный фосфор

Физические свойства

Химическая активность

Физиологическое действие

5. (4 балла). С какими из веществ: K, Ca, H2, O2 - взаимодействует фосфор?

Составьте УХР этих реакций и назовите продукты этих реакций.

Определите, как меняется степень окисления фосфора в этих реакциях.

6. (1 балл). Сделайте вывод: При взаимодействии с… фосфор является окислителем, а при взаимодействии с …         - восстановителем.

7. (2 балла). Составьте УХР получения фосфина из фосфида калия.

Почему эту реакцию следует проводить в вытяжном шкафу?

8. (4 балла). Выполните упражнение:HCl, NaOH, MgO, H2O, SO3- ?P2O5.

Определите, к каким классам относятся эти вещества.

Составьте УХР возможных химических реакций.

9. (4 балла). Учитывая заряды кислотных остатков ( PO43-, HPO42-, H2PO4-) составьте формулы фосфата натрия, гидрофосфата натрия и дигидрофосфата натрия. Какая из этих солей средняя? Как называют две оставшиеся?

10.(4 балла). с. 228: каким реактивом можно отличить фосфат натрия от хлорида натрия?

Запишите уравнение в молекулярном и ионном виде.

Опишите признак этой химической реакции.

11.(1 балл). Назовите природные соединения фосфора и их химический состав.

12.(1 балл). Почему академик А. Е. Ферсман назвал фосфор «элементом жизни и мысли»?

13.(1 балл). Перечислите области применения фосфора.

 «5»  28-32 балла

«4»  19-27 баллов

«3»  15-18 баллов

Домашнее задание: пересказ, упр. 2, 3 на стр.231.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Приемы смыслового чтения на уроках химии и биологии"

Разработка мастер-класса "Приемы смыслового чтения на уроках химии и биологии". Можно использовать для выступления на методическом объединении, а также для работы на уроке с учащимися при из...

Смысловое чтение на уроках химии

Введение ФГОС второго поколения предъявляет к подготовке учащихся новые требования. Среди познавательных УУД одним из важнейших на сегодняшний день является умение работать с текстом. На уроках химии ...

Смысловое чтение на уроках химии

Смысловое чтение- это вид чтения, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания текста.Задачей обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности является:Научить учащихся из...

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...

План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс

Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...

Формирование смыслового чтения на уроках химии (читательская грамотность)

Формирование смыслового чтения на уроках химии (читательская грамотность)...

Смысловое чтение на уроках химии и биологии

Чтение-это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения....