Смысловое чтение на уроках химии
статья по химии на тему
В статье приведен опыт организации работы с учебником при изучении нового материала по химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта организации работы с учебником при изучении нового материала по химии | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Смысловое чтение на уроках химии
Новые ФГОС делают упор на деятельностном подходе к обучению, а также достижении его метапредметных результатов.
В связи с этим хочу поделиться опытом организации работы с текстом учебника при изучении нового материала (Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2013.). К некоторым темам, изложенным в соответствующих параграфах учебника, я разработала списки вопросов. Для примера я привожу в приложении материал к уроку «Фосфор и его соединения». На вопросы ученикам следует давать ответы полными предложениями, что в первую очередь способствует развитию умения грамотно строить речевые высказывания. Немаловажно и то, что в итоге они оформляют в тетради конспект урока, по которому могут дома повторить пройденный материал и подготовиться к следующему уроку. Каждый ответ оценивается определенным количеством баллов. Проверка правильности выполнения заданий может осуществляться как в ходе урока, так и в его конце. Работа каждого ученика может быть оценена по шкале, приведенной на листе с вопросами. Таким образом, допускается и самооценка. Вопросы составлены в порядке изложения темы в параграфе, что экономит ученикам время для поиска ответов. С этой же целью в отдельных случаях можно указать номер страницы или абзац.
На мой взгляд, такая форма способствует развитию умения работать с информацией. Ведь ни для кого не секрет, что часто ученики не могут не только правильно сформулировать ответ, но и найти его в тексте или даже правильно прочитать вопрос. В ниже изложенном материале к уроку для ответа на вопросы 11 – 13 учащимся нужно только найти и кратко перефразировать предложения из параграфа. Для ответа на другие вопросы от них требуется умение соединять теоретический материал с практической деятельностью, т.е. конструировать новое знание на основе уже имеющегося опыта. Так, в вопросе 3, закрепляя умение определять степени окисления элементов по формулам, в итоге ученики получают представление о возможных степенях окисления фосфора. На развитие таких операций мышления, как сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение, направлены, например, вопросы 5 -10. Так, в вопросе 5 ученикам предлагается выбрать, с какими из указанных веществ реагирует фосфор. В параграфе приведены уравнения химических реакций (УХР) взаимодействия фосфора с калием и кислородом. Далее они должны самостоятельно определить принадлежность кальция к металлам и составить по аналогии УХР между кальцием и фосфором, учитывая степень окисления кальция в соединениях. В вопросе 6, делая вывод об окислительно-восстановительных свойствах фосфора, ученики учатся обобщать знания о химических свойствах неметаллов.
Немаловажную роль играет этап урока, на котором осуществляется проверка правильности выполнения заданий. Здесь формируется умение слушать и слышать собеседника, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.
В заключении хочу добавить, что материалы к уроку могут быть частично или полностью использованы в качестве домашнего задания или индивидуального задания ученикам.
Приложение:
Фосфор и его соединения (параграф 28) .
Ответы на вопросы следует давать полными предложениями
1. (1 балл). Определите положение элемента фосфора в Периодической системе: порядковый номер, период, группа – подгруппа, относительная атомная масса.
2. (2 балла). Составьте схему строения атома фосфора. Определите количество протонов, нейтронов и электронов в его атоме.
3. (4 балла). Определите степени окисления фосфора в соединениях: HРO3, P2O3, P4,Ca3P2. В каком веществе максимальная степень окисления фосфора? Минимальная? Составьте шкалу степеней окисления фосфора.
4. (3 балла). Заполните таблицу (по с.225-226):
Белый фосфор Р4 | Красный фосфор | |
Физические свойства | ||
Химическая активность | ||
Физиологическое действие |
5. (4 балла). С какими из веществ: K, Ca, H2, O2 - взаимодействует фосфор?
Составьте УХР этих реакций и назовите продукты этих реакций.
Определите, как меняется степень окисления фосфора в этих реакциях.
6. (1 балл). Сделайте вывод: При взаимодействии с… фосфор является окислителем, а при взаимодействии с … - восстановителем.
7. (2 балла). Составьте УХР получения фосфина из фосфида калия.
Почему эту реакцию следует проводить в вытяжном шкафу?
8. (4 балла). Выполните упражнение:HCl, NaOH, MgO, H2O, SO3- ?P2O5.
Определите, к каким классам относятся эти вещества.
Составьте УХР возможных химических реакций.
9. (4 балла). Учитывая заряды кислотных остатков ( PO43-, HPO42-, H2PO4-) составьте формулы фосфата натрия, гидрофосфата натрия и дигидрофосфата натрия. Какая из этих солей средняя? Как называют две оставшиеся?
10.(4 балла). с. 228: каким реактивом можно отличить фосфат натрия от хлорида натрия?
Запишите уравнение в молекулярном и ионном виде.
Опишите признак этой химической реакции.
11.(1 балл). Назовите природные соединения фосфора и их химический состав.
12.(1 балл). Почему академик А. Е. Ферсман назвал фосфор «элементом жизни и мысли»?
13.(1 балл). Перечислите области применения фосфора.
«5» 28-32 балла
«4» 19-27 баллов
«3» 15-18 баллов
Домашнее задание: пересказ, упр. 2, 3 на стр.231.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Приемы смыслового чтения на уроках химии и биологии"
Разработка мастер-класса "Приемы смыслового чтения на уроках химии и биологии". Можно использовать для выступления на методическом объединении, а также для работы на уроке с учащимися при из...
Смысловое чтение на уроках химии
Введение ФГОС второго поколения предъявляет к подготовке учащихся новые требования. Среди познавательных УУД одним из важнейших на сегодняшний день является умение работать с текстом. На уроках химии ...
Смысловое чтение на уроках химии
Смысловое чтение- это вид чтения, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания текста.Задачей обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности является:Научить учащихся из...
Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»
laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...
План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс
Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...
Формирование смыслового чтения на уроках химии (читательская грамотность)
Формирование смыслового чтения на уроках химии (читательская грамотность)...
Смысловое чтение на уроках химии и биологии
Чтение-это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения....