Химический вечер "Занимательные опыты"
методическая разработка (8 класс)
Мероприятие проводится в рамках декадника естественногеографической направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himicheskiy_vecher_zanimatelnye_opyty.docx | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СШ № 2» г.Николаевска
Химический вечер
«Занимательные опыты»
Выполнила учитель химии Рачитских С.П.
г.Николаевск, 2017
Внеклассное мероприятие по химии
«Занимательные опыты»
Цели:
- Подчеркнуть значение химии в жизни человека,
- Продолжение знакомства учащихся с химией,
- Повышение познавательной активности учащихся к химии, продемонстрировав ее занимательную сторону,
- Воспитание соблюдения правил техники безопасности, на примере выполнения демонстрационных опытов
Место проведения мероприятия: кабинет химии.
Оборудование: штатив с пробирками, коническая колба, химические стаканы, спички, стеклянные палочки, лабораторный штатив, скальпель, вата, фарфоровая чашка, лучина.
Реактивы:
Карбонат натрия, раствор NH3 10%-ный, соляная кислота (конц.), серная кислота(конц.), сахарная пудра, порошок магния, хлорид кальция 10%-ный раствор, хлорид бария 10%-ный раствор, сульфат магния 10%-ный раствор, гексацианоферрат калия 5%-ный раствор, хлорид железа 10%-ный раствор, нитрат калия (насыщ. р-р.), дихромат калия, гидроксид натрия 20%-ный раствор, серная кислота 10%-ный раствор, тиоцианат калия, фторид лития.
Подготовка к мероприятию: до начала мероприятия были распределены роли между учащимися, все опыты были заранее проделаны.
Литература:
- Г. П. Хомченко, Ф.П. Платонов, И.Н. Чертков Демонстрационный эксперимент по химии. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978.
- Занимательные задания и эффектные опыты по химии/ Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. – М.: Дрофа, 2006.
- М. Ю. Горковенко. Поурочные разработки по химии: 8 класс.- М.: ВАКО, 2007.
Ход мероприятия:
- Вступительное слово:
«Дамы и господа, ученики 8, 9 классов. Добро пожаловать на вечер химии, который проведу для вас я и уч-ся 9, 10, 11 классов.
Химия – удивительная наука. С одной стороны, она очень конкретна и имеет дело с бесчисленными полезными и вредными веществами вокруг нас. Она нужна всем: повару, шоферу, садоводу, строителю и многим другим. С другой стороны это наука абстрактна: она изучает мельчайшие частицы, которые не увидишь в самый сильный микроскоп, рассматривает грозные формулы и сложные законы.
Если считать первыми химиками древнеегипетских жрецов, то химия – наука- старушка, ей несколько тысяч лет. Вместе с тем постоянно открываются новые области этой старой науки, синтезируются новые вещества, появляются новые методы их получения и исследования… И старая наука молодеет…
И так, объявляю вечер, посвященный химии открытым!!!
Сейчас мы проведем и покажем ряд демонстрационных опытов, которые откроют для вас красивую и таинственную сторону химии…»
- Подготовка:
Один из опытов проведем в два этапа, один из которых, подготовительный, будет сейчас и для него нужны помощники, а другая часть будет немного позже… (говорит С. П.)
Одному добровольцу из 8 дали лист бумаги и стакан с насыщенным раствором KNO3 , и попросили что-нибудь написать, то же самое сделали с добровольцем из 9 класса, но раствором желтой кровяной соли. После чего листочки повесили сушиться на штативы, так что бы они были на глазах у учеников.
- Опыты:
- Облако из колбы:
Наверняка, в некоторых фильмах вы видели, как из чего-нибудь, например, из вазы или кувшина, выходит облако. Давайте выпустим свое облако (говорит и демонстрирует уч-ся)
Описание опыта: В колбу емкостью 2 – 3 литра насыпаем порошок карбоната натрия слоем 1 – 2 см и осторожно наливаем 10%-ный раствор аммиака в таком количестве, чтобы его слой, покрывающий кристаллы, был не толще 2мм. Затем очень тонкой струйкой вливаем в колбу немного концентрированной соляной кислоты. Из горла колбы вырывается плотная струя густого белого дыма, который под собственной тяжестью сползает по ее наружным стенкам и стелется по поверхности стола.
- Три чуда: молоко, творог и газировка
Химия, удивительная наука, она может превращать воду в молоко, творог или газировку. Сейчас я это вам продемонстрирую (говорит и демонстрирует уч-ся)
Описание опыта: В один стакан насыпают 2 чайные ложки хлорида кальция СаС12, а в другой — столько же карбоната натрия Na2C03 и наливают в каждый стакан воды примерно на 1/4 их объема. Затем полученные растворы сливают вместе, и жидкость становится белой, как молоко. Этот опыт надо демонстрировать быстро, так как карбонат кальция СаСО3 выпадает в осадок и зрители могут заметить, что это вовсе не молоко. Но если добавить к смеси избыток соляной кислоты, то «молоко», закипев, мгновенно превращается в «газированную воду».
Если к разбавленному водному раствору хлорида бария ВаС12 добавить раствор сульфата калия MgS04, образуется белый осадок сульфата бария BaS04, похожий на творог.
- Апельсин, лимон, яблоко
Обладая некоторыми специальными химическими знаниями можно перейти из одного сока в другой (говорит и демонстрирует С. П.)
Описание опыта: Сначала показываем зрителям стакан с раствором дихромата калия, который оранжевого цвета. Потом, добавив щелочь, превращаем «апельсиновый сок» в «лимонный». Затем делаем, наоборот: из «лимонного сока» — «апельсиновый», для этого добавляем немного серной кислоты, затем добавляем немного раствора пероксида водорода и «сок» стал «яблочным».
Обратного хода от «яблок» к «апельсинам» и «лимонам» нет: окислительно-восстановительную реакцию повернуть вспять не удастся.
- Хирургия
Некоторые химики научились творить настоящие чудеса, с помощью изготовленной ими же живой воды заживляют раны. (Говорит и демонстрирует С. П.).
Описание опыта: Заранее готовили растворы хлорида железа(Ш), тиоцианата калия, фторида лития. Выбрали добровольца, смочите ватку «спиртом» (тиоцианат калия) и протерли ему руку, затем продезинфицировали скальпель, раствором «иода» (хлорид железа (Ш)). Провели «скальпелем» по участку кожи, обработанному «спиртом», и потекла «кровь». После этого «заживляем рану», для этого смачиваем ватку в «живой воде» (раствор фторид лития). «Кровь» исчезнет, а под ней — здоровая кожа.
- «Огненная надпись» (демонстрирует уч-ся) и «секретные чернила» (демонстрирует С. П.)
А теперь подошло время для выполнения опытом, для которых делали заготовки в начале вечера (говорит С. П.).
Описание опытов:
- С. П. снимает листочек со штатива и демонстрирует его, на нем ничего нет, затем протирает его ваткой, смоченной в растворе хлорида железа (Ш), на желтом фоне появляется синяя надпись.
- Уч-ся демонстрирует второй чистый листок, висящий на штативе, и не снимает его, а подносит к нему тлеющую лучину. Листок не загорается, а лишь обугливается высохшая надпись.
- Костер без спичек
В походе может возникнуть ситуация, при которой спички промокли, зажигалка сломалась или потерялась, но это не помеха для человека знакомого с химией, он может разжечь костер без спичек или зажигалки. Сейчас я покажу способ, как это можно сделать (говорит и демонстрирует уч-ся)
Описание опыта: делаем смесь, размером с горошину из кристаллического перманганата калия и концентрированной серной кислоты. Помещаем смесь в фарфоровую чашечку и сверху на нее ложем лучинки (дрова), таким образом, что бы они не касались смеси. Смачиваем ватку обильно спиртом и выдавливаем каплю спирта на смесь. Костер загорается.
- Эскимо:
Многие дети любят мороженое, химики тоже любят это лакомство, но на этом они не остановились и придумали свой способ приготовления эскимо. (говорит и демонстрирует С. П.)
Описание опыта: Сахарную пудру помещаем в высокий стеклянный стакан, смачиваем ее водой и перемешиваем стеклянной палочкой, до получения густой кашеобразной смеси, затем приливаем по палочке концентрированную серную кислоту и быстро перемешиваем смесь в стакане. В скором времени содержимое стакана начинает чернеть, вспучиваться и в виде объемистой, рыхлой и ноздреватой массы поднимается, увлекая вверх стеклянную палочку.
- Вулкан Бёттгера:
По имени Вулкана, бога огня древних римлян, названы огнедышащие горы – вулканы, внезапно просыпающихся и уничтожающие окрест все живое во время страшных извержений. Свои домашние вулканы придумали и химики, самый известный из которых проделал немецкий химик Рудольф Бёттгер. Он получил оранжево-красное вещество и решил испытать его на способность воспламеняться от горячей лучины. Давайте посмотрим, что же произошло (говорит и демонстрирует ученик.)
Описание опыта: Насыпаем немного дихромата калия в фарфоровую чашечку, затем добавляем немного порошка магния, хорошо перемешиваем смесь и формируем в чашечке горкой. Прикасаемся к вершине «вулкана» горящей лучиной. Горящая смесь выбрасывает большое количество искр, это напоминает извержение вулкана. Сам вулкан при этом непрерывно растет и меняет цвет, из оранжевого в зеленый.
- Закрытие:
Спасибо за внимание. Наш химический вечер подходит к концу. Мы надеемся, что вам все понравилось и вы по другому взглянули на эту сложную и иногда скучную науку (говорит С. П.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Занимательные химические опыты" (внеклассное мероприятие)
Предлагаемые занимательные опыты можно проводить на школьных химических вечерах в форме викторин. Для объяснения сущности опытов привлекаем обучающихся, присутствующих на веч...
Из опыта формирования химических компетенций обучающихся.
В условиях компетентностного подхода важнейшей формой обучения химии являются практические занятия, на которых в ходе изучения школьного курса химии можно развивать химические компе...
Химический вечер "Занимательные опыты"
Химические опыты чтобы заинтерисовать к новому курсу...
Формирование бытовой химической грамотности учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности (из опыта работы)
В фундаментальном ядре содержания общего образования одной из основных целей изучения химии в школе является «применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов в бы...
Химические опыты
Данное пособие повышает интерес к предмету, развивает познавательную, мыслительную, исследовательскую деятельность. Учащиеся анализируют, сравнивают, изучают и обобщают материал, получают новую и...
Выступление по теме «Занимательные химические опыты»
Выступление по теме «Занимательные химические опыты»...
Из опыта работы учителя химии. Формирование предметных и метапредметных компетенций, учащихся в условиях школьного химического образования.
Из опыта работы учителя химии......