Химические опыты
опыты и эксперименты по химии (11 класс) на тему
Данное пособие повышает интерес к предмету, развивает познавательную, мыслительную, исследовательскую деятельность. Учащиеся анализируют, сравнивают, изучают и обобщают материал, получают новую информацию и практические навыки. Некоторые опыты учащиеся могут провести самостоятельно в домашних условиях, но большинство на занятиях химического кружка под руководством учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Химические опыты | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 35
пгт. Новомихайловский
Муниципального образования
Туапсинский район
Занимательные опыты по тематике
« Химические реакции вокруг нас»
Учитель:
Козленко
Алевтина Викторовна
2015 г.
«Вулкан» на столе. В тигель насыпают дихромат аммония, смешанный с металлическим магнием (в центре холмик смачивают спиртом). Зажигают «вулкан» горящей лучиной. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскаленные частички оксида хрома (III) и
горящего магния. Если погасить свет, то создается впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого высыпаются раскаленные массы:
(NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 +4Н2О + N2; 2Mg + O2 = 2MgO.
«Звездный дождь». Высыпают на лист чистой бумаги, тщательно перемешивая, по три ложечки перманганата калия, угольного порошка и порошка восстановленного железа. Полученную смесь высыпают в железный тигель, который укрепляют в кольце штатива и нагревают пламенем спиртовки. Начинается реакция, и смесь выбрасывается
в виде множества искр, производящих впечатление «огненного дождя».
Фейерверк в середине жидкости. В цилиндр наливают 5 мл концентрированной серной кислоты и осторожно по стенке цилиндра приливают 5 мл этилового спирта, затем бросают несколько кристалликов перманганата калия. На границе между двумя жидкостями появляется искорки, сопровождающиеся потрескиванием. Спирт воспламеняется при появлении кислорода, который образуется при взаимодействии перманганата калия с серной кислотой.
«Зеленый огонь». Борная кислота с этиловым спиртом образуют сложный эфир:
Н3ВО3 + 3С2Н5ОН = В(ОС2Н5) + 3Н2О
В фарфоровую чашечку насыпают 1 г борной кислоты, приливают 10 мл спирта и 1 мл серной кислоты. Смесь перемешивают стеклянной палочкой и поджигают. Пары эфира горят зеленым пламенем.
Вода зажигает бумагу. В фарфоровой чашке смешивают пероксид натрия с мелкими кусочками фильтровальной бумаги. На приготовленную смесь капают несколько капель воды. Бумага воспламеняется.
Na2O2 + 2Н2О = Н2О2 + 2NaOH
2Н2О2 = 2Н2О+О2|
Разноцветное пламя. Различные цвета пламени можно показать при сжигании хлоридов в спирте. Для этого берут чистые фарфоровые чашки с 2—3 мл спирта. В спирт добавляют по 0,2—0,5 г мелко растертых хлоридов. Смесь поджигают. В каждой чашке цвет пламени характерен для того катиона, который имеется в составе соли: литий — малиновый, натрий — желтый, калий — фиолетовый, рубидий и цезий — розово-фиолетовый, кальций — кирпично-красный, барий — желтовато-зеленый, стронций — малиновый и т. д.
Волшебные палочки. Три химических стакана наполняют растворами лакмуса, метилового оранжевого и фенолфталеина примерно на 3/4 объема.
В других стаканах подготавливают растворы соляной кислоты и гидрсксида натрия. Стеклянной трубочкой набирают раствор гидроксида натрия. Перемешивают этой трубочкой жидкости во всех стаканах, незаметно выливая каждый раз из нее небольшое количество раствора. Цвет жидкости в стаканах изменится. Затем набирают таким способом кислоту во вторую трубочку и перемешивают ею жидкости в стаканах. Окраска индикаторов опять резко изменится.
Волшебная палочка. Для опыта в фарфоровые чашки помещают заранее приготовленную кашицу из перманганата калия и концентрированной серной кислоты. Стеклянную палочку погружают в свежеприготовленную окислительную смесь. Быстро подносят палочку к влажному фитилю спиртовки или ватке, смоченной спиртом, фитиль воспламеняется. (Вносить повторно смоченную спиртом палочку в кашицу запрещается.)
2KMnO4 + H2SO4 = Mn2O7 + K2SO4 + Н2О
6Мп2О7 + 5С2Н5ОН +12H2SO4 = l2MnSO4 + 10СО2↑ + 27Н2О
Проходит реакция с выделением большого количества теплоты, спирт воспламеняется.
Самовоспламеняющаяся жидкость. В фарфоровую чашку помещают 0,5 г слегка растертых в ступке кристаллов перманганата калия, а затем из пипетки наносят 3—4 капли глицерина. Через некоторое время глицерин воспламеняется:
14КМnO4+3C3H6(OH)3 = 14MnO2+9CO2+5H2O+14КОН
Горение различных веществ в расплавленных кристаллах.
Три пробирки на 1/3 заполняют белыми кристаллами нитрата калия. Все три пробирки закрепляют вертикально в штативе и одновременно нагревают тремя спиртовками. Когда кристаллы расплавятся, в первую пробирку опускают кусочек нагретого древесного угля, во вторую — кусочек нагретой серы, в третью — немного зажженного красного фосфора. В первой пробирке уголь горит, «прыгая» при этом. Во второй пробирке кусочек серы горит ярким пламенем. В третьей пробирке красный фосфор сгорает, выделяя такое количество теплоты, что плавится пробирка.
Вода — катализатор. На стеклянной пластинке осторожно смешивают
4 г порошкообразного йода и 2 г цинковой пыли. Реакция не происходит. На смесь капают несколько капель воды. Начинается экзотермическая реакция с выделением фиолетового пара йода, который реагирует с цинком. Опыт проводят под тягой.
Самовоспламенение парафина. Заполняют 1/3 пробирки кусочками парафина и нагревают до температуры его кипения. Льют кипящий парафин из пробирки, с высоты примерно 20 см, тонкой струей. Парафин вспыхивает и сгорает ярким пламенем. (В пробирке парафин загореться не может, так как нет циркуляции воздуха. При выливании парафина тонкой струей к нему облегчается доступ воздуха. А так как температура расплавленного парафина выше его температуры воспламенения, од вспыхивает.)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 35
пгт. Новомихайловский
Муниципального образования
Туапсинский район
Занимательные опыты по тематике
« Химия в нашем доме»
Учитель:
Козленко
Алевтина Викторовна
2015 г
Дым без огня. В один чисто вымытый цилиндр наливают несколько капель концентрированной соляной кислоты, а в другой — раствор аммиака. Оба цилиндра закрывают крышками и ставят друг от друга на некотором расстоянии. Перед опытом показывают, что цилиндры пусть. Во время демонстрации цилиндр с соляной кислотой (на стенках) переворачивают вверх дном и ставят на крышку цилиндра с аммиаком. Крышку убирают: образуется белый дым.
«Золотой» нож. К 200 ил насыщенного раствора медного купороса добавляют 1 мл серной кислоты. Берут нож, почищенный наждачной бумагой. Опускают нож на несколько секунд в раствор медного купороса, вынимают, ополаскивают его и сейчас же насухо протирают полотенцем. Нож становится «золотым». Он покрылся ровным блестящим слоем меди.
Примерзание стакана. В стакан с водой всыпают аммиачную селитру и ставят его на влажную фанерку, которая примерзает к стакану.
Цветные растворы. Перед опытом обезвоживают кристаллогидраты солей меди, никеля, кобальта. После добавления к ним воды образуются цветные растворы. Безводный белый порошок соли меди образует раствор голубого цвета, зеленый порошок соли никеля—зеленого, синий порошок соли 4 кобальта — красного цвета.
Кровь без раны. Для проведения опыта используют 100 мл 3%-го раствора хлорида железа FeCI3 в 100 ил 3%-го раствора роданида калия KCNS. Для демонстрации опыта используют детский полиэтиленовый меч. Вызывают кого-нибудь из зрителей на сцену. Ваткой промывают ладонь раствором FeCI3, а бесцветным раствором KCNS смачивают меч. Далее мечом проводят по ладони: на бумагу обильно течет «кровь»:
FeCl3 + 3KCNS=Fe(CNS)3+3KCl
«Кровь» с ладони смывают ватой, смоченной раствором фторида натрия. Показывают зрителям, что раны нет и ладонь совершенно чистая.
Моментальная цветная «фотография». Желтая и красная кровяные соли, взаимодействуя с солями тяжелые металлов, дают различного цвета продукты реакций: желтая кровяная соль с сульфатом железа (III) дает синее окрашивание, с солями меди (II) —темно-коричневое, с солями висмута — желтое, с солями железа (II) — зеленое. Вышеуказанными растворами солей на белой бумаге выполняют рисунок и высушивают его. Поскольку растворы бесцветны, то и бумага остается неокрашенной. Для проявления таких рисунков по бумаге проводят влажным тампоном, смоченным раствором желтой кровяной соли.
Превращение жидкости в студень. В химический стакан наливают 100 г раствора силиката натрия и прибавляют 5 мл 24%-го раствора соляной кислоты. Размешивают стеклянной палочкой смесь этих растворов и держат палочку в растворе вертикально, Через 1—2 мин палочка уже не падает в растворе, потому что жидкость загустела так, что не выливается из стакана.
Химический вакуум в склянке. Заполняют склянку углекислым газом. Наливают в нее немного концентрированного раствора гидроксида калия и закрывают отверстие склянки очищенным крутым яйцом, поверхность которого смазана тонким слоем вазелина. Яйцо постепенно начинает втягиваться в склянку и с резким звуком выстрела падает на ее дно.
(В склянке образовался вакуум в результате реакции:
СО2 + 2КОН = К2СО3+Н2О.
Давление наружного воздуха проталкивает яйцо.)
Несгораемый платочек. Платочек пропитывают раствором силиката натрия, высушивают и складывают. Для демонстрации негорючести его смачивают спиртом и поджигают. Платочек надо держать тигельными щипцами в расправленном виде. Спирт сгорает, а ткань, пропитанная силикатом натрия, остается невредимой.
Сахар горит огнем. Взять щипцами кусочек сахара-рафинада и попытаться его поджечь — сахар не загорается. Если же этот кусочек посыпать пеплом от папиросы, а затем поджечь его спичкой, сахар загорается ярким синим пламенем и быстро сгорает.
(В пепле содержатся соединения лития, которые действуют как катализатор.)
Уголь из сахара. Отвешивают 30 г сахарной пудры и переносят ее в химический стакан. Приливают к сахарной пудре ~ 12 мл концентрированной серной кислоты. Перемешивают стеклянной палочкой сахар и кислоту в кашеобразную массу. Через некоторое время смесь чернеет и разогревается, и вскоре из стакана начинает выползать пористая угольная масса.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 35
пгт. Новомихайловский
Муниципального образования
Туапсинский район
Занимательные опыты по тематике
« Химия в природе»
Учитель:
Козленко
Алевтина Викторовна
2015 г
Добывание «золота». В одной колбе с горячей водой растворяют ацетат свинца, а в другой — иодид калия. Оба раствора сливают в большую колбу, дают смеси остыть и демонстрируют красивые золотистые чешуйки, плавающие в растворе.
Рb(СН3СОО)2 + 2КI = РЬI2 + 2СНзСООК
Минеральный «хамелеон». В пробирку наливают 3 мл насыщенного раствора перманганата калия и 1 мл 10%-го раствора гидроксида калия.
К полученной смеси при взбалтывании добавляют 10 - 15 капель раствора сульфита натрия до появления темно-зеленого цвета. При перемешивании цвет раствора становится синим, затем фиолетовым и, наконец, малиновым.
Появление темно-зеленого цвета объясняется образованием манганата калия
К2МпО4:
2КМпО4 + 2КОН + Na2SO3 = 2К2МпО4 + Na2SO4 + Н2О.
Изменение темно-зеленого цвета раствора объясняется распадом манганата калия под влиянием кислорода воздуха:
4К2МпО4+О2 + 2Н2О = 4КМпО4 + 4КОН.
Превращение красного фосфора в белый. В сухую пробирку опускают стеклянную палочку и кладут красного фосфора в объеме полгорошины. Дно пробирки сильно нагревают. Сначала появляется белый дымок. При дальнейшем нагревании на холодных внутренних стенках пробирки появляются желтоватые капельки белого фосфора. Он осаждается и на стеклянной палочке. После прекращения нагревания пробирки стеклянную палочку вынимают. Белый фосфор на ней воспламеняется. Концом стеклянной палочки снимают белый фосфор и на внутренних стенках пробирки. На воздухе происходит повторная вспышка.
Опыт проводит только учитель.
Фараоновы змеи. Для проведения опыта готовят соль — роданид ртути (II) путем смешивания концентрированного раствора нитрата ртути (II) с 10 %-ным раствором роданида калия. Осадок фильтруют, промывают водой и делают палочки толщиной 3—5 мм и длиной 4 см. Палочки высушивают на стекле при комнатной температуре. Во время демонстрации палочки кладут на демонстрационный столик и поджигают. В результате разложения роданида ртути (II) выделяются продукты, которые принимают вид извивающейся змеи. Ее объем во много раз превышает первоначальный объем соли:
Hg(NO3)2+2KCNS = Нg(CNS)2 + 2KNO3
2Hg (CNS|2 = 2HgS + CS2 + C3N4.
Темно-серая «змея». В кристаллизатор или на стеклянную пластинку насыпают конусом песок и пропитывают его спиртом. В центре конуса делают отверстие и помещают туда смесь из 2 г пищевой соды и 13 г сахарной пудры. Поджигают спирт. Cаxap превращается в карамель, а сода разлагается с выделением оксида углерода (IV). Из песка выползает толстая темно-серая «змея». Чем дольше горит спирт, тем длиннее «змея».
«Химические водоросли». В стакан наливают разбавленный равным объемом воды pаствор силикатного клея (силиката натрия). На дно стакана бросают кристаллы хлоридов кальция, марганца (II), кобальта (II), никеля (II) и других металлов. Через некоторое время в стакане начинают расти кристаллы соответствующих труднорастворимых силикатов, напоминающие водоросли.
Горящий снег. Вместе со снегом в банку кладут 1—2 кусочка карбида кальция. После этого к банке подносят горящую лучинку. Снег вспыхивает и горит коптящим пламенем. Реакция происходит между карбидом кальция и водой:
СаС2 + 2Н2О = Са(ОН)2 + С2Н2↑
Выделяющийся газ — ацетилен горит:
2С2Н2 +5О2 = 4СО2+ 2Н2О.
«Буран» в стакане. В химический стакан емкостью 500 мл насыпают 5 г бензойной кислоты и кладут веточку сосны. Закрывают стакан фарфоровой чашкой с холодной водой и нагревают над спиртовкой. Кислота сначала плавится, потом превращается в пар, и стакан заполняется белым «снегом», который покрывает веточку.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 35
п. Новомихайловский
Муниципального образования
Туапсинский район
Занимательные опыты по тематике
« Химия в сельском хозяйстве»
Учитель:
Козленко
Алевтина Викторовна
2015 г
Разные способы получения «молока». Для опыта готовят растворы: хлорида натрия и нитрата серебра; хлорида бария и сульфата натрия; хлорида кальция и карбоната натрия. Сливают эти растворы в отдельные стаканы. В каждом из них образуется «молоко» — нерастворимые соли белого цвета:
NaCI+ AgNO3 = AgCI ↓+ NaNO3;
Na2SO4 + ВаСI2 = BaSO4 ↓ + 2NaCI;
Na2CO3 + CaCI2 = CaCO3↓+ 2NaCI.
Превращение «молока в воду». К белому осадку, полученному сливанием растворов хлорида кальция и карбоната натрия, добавляют избыток соляной кислоты. Жидкость вскипает и становится бесцветной и
прозрачной:
CaCl2+Na2CO3 = CaCO3↓+2NaCl;
СаСОз↓ + 2НСI = СаСI2+Н2О + СО2↑.
Оригинальное яйцо. В стеклянную банку с разбавленным раствором соляной кислоты опускают куриное яйцо. Через 2—3 минуты яйцо покрывается пузырьками газа и всплывает на поверхность жидкости. Пузырьки газа отрываются, а яйцо снова опускается на дно. Так, ныряя и поднимаясь, яйцо двигается до растворения скорлупы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 35
п. Новомихайловский
муниципального образования
Туапсинский район
Внеклассное мероприятие
«Интересные вопросы о химии»
Учитель:
Козленко
Алевтина Викторовна
2015 г.
Викторина.
1. Назовите десять наиболее распространенных в земной коре элементов.
2. Какой химический элемент открыт раньше на Солнце, нежели на Земле?
3. Каков редкостный металл входит в состав некоторых драгоценных камней?
4. Что такое гелийный воздух?
5. Какие металлы и сплавы плавятся в горячей воде?
6. Какие вы знаете тугоплавкие металлы?
7. Что такое тяжелая вода?
8. Назовите элементы, которые входят в состав человеческого организма.
9. Назовите самые тяжелые газ, жидкость и твердое вещество.
10. Сколько элементов используется в изготовлении автомобиля?
11. Какие химические элементы поступают в растение из воздуха, воды, почвы?
12. Какие соли серной и соляной кислот используют для защиты растений от вредителей и болезней?
13. Каким расплавленным металлом можно за морозить вод/ ?
14. Полезно ли человеку пить чистую воду?
15. Кто впервые методами синтеза и анализа определил количественный химический состав воды?
16. Какой газ в твердом состоянии при температуре —2>252 °С соединяется со взрывом с жидким водородом?
17. Какой элемент есть основа всего минерального мира нанки планеты?
18. Какое соединение хлора с ртутью является сильным ядом?
19. Названия каких элементов связаны с радиоактивными процессами?
Ответы:
1. Наиболее распространенны в земной коре следующие элементы: кислород, кремний, алюминий, железо, кальций, натрий, магний, калий, водород, титан. Эти элементы занимают приблизительно 96,4% массы земной коры; на все другие элементы остается только 3.5% массы земной коры.
2. Гелий сначала был открыт на Солнце, и только через четверть столетия его нашли на Земле.
3. Металл бериллий встречается в природе как составная часть драгоценных камней (берилл, аквамарин, александрит и др.).
4. Так называют искусственный воздух, в состав которого входит примерно 20% кислорода и 80% гелия.
5. В горячей воде плавятся такие металлы: цезий (+28,5 °С), галлий (+ 29,75 °С), рубидий (+ 39 °С), калий (+63 °С). Сплав Вуда (50% Bi, 25% Pb, 12,5% Sn, 12,5% Cd) плавится при температуре +60,5 °С.
6. Наиболее тугоплавкие металлы такие как : вольфрам (3370 °С), рений (3160 °С), тантал (3000 °С), осмий (2700?С), молибден (2620 °С), ниобий (2415 °С).
7. Тяжелой водой называют соединение изотопа водорода дейтерия с кислородом D2О. Тяжелая вода в небольшом количестве есть в обыкновенной воде (1 весовая часть на 5000 весовых частей).
8. В состав человеческого организма входит более 20 элементов: кислород (65,04%), углерод (18,25%), водород (10,05%), азот (2,65%), кальций (1,4%), фосфор (0,84%), калий (0,27%), хлор (0,21%), сера (0,21%) и
др.
9. Самым тяжелым газом, взятым при нормальных условиях, является шестифтористый вольфрам WF6, самой тяжелой жидкостью — ртуть, самым тяжелым твердым веществом - металл осмий Os.
10. В изготовлении автомобиля используется приблизительно 50 химических элементов, которые входят в состав 250 разных веществ и материалов.
11. Углерод, азот, кислород поступают в растение из воздуха. Водород и кислород из воды. Все остальные элементы поступают в растение из почвы.
12. Для защиты растений от вредителей и болезней используют сульфаты меди и железа, хлориды бария, цинка.
13. Заморозить воду можно ртутью, она плавится при температуре 39 °С.
14. Относительно чистой водой химики считают дистиллированную воду. Но она вредна для организма, потому что в ней нет полезных солей и газов. Она вымывает из клеток желудка соли, которые содержатся в клеточном соке.
15. Количественный химический состав воды сначала методом синтеза, а потом анализа определил Лавуазье.
16. Фтор — очень сильный окислитель. В твердом состоянии он соединяется с жидким водородом при температуре -252 °С.
17. Кремний составляет 27,6% земной коры и является главным элементом в царстве минералов и горных пород, которые исключительно состоят из соединений кремния.
18. Сильным ядом является соединение хлора с ртутью — сулема. В медицине сулема применяется как дезинфицирующее средство (1:1000).
19. С радиоактивными процессами связаны названия таких элементов: астат, радий, радон, актиний, протактиний.
Знаете ли вы, что...
На производство 1 т строительного кирпича требуется 1—2 м3 воды, а на производство 1 т азотных удобрений и 1 т капрона — соответственно 600, 2500 м3.
Слой атмосферы на высоте от 10 до 50 км называют озоносферой. Общее количество газа озона невелико; при нормальном давлении и температуре О °С он распределился бы по земной поверхности тонким слоем 2—3 мм. Озон верхних слоев атмосферы поглощает большую часть ультрафиолетовой радиации, которую посылает Солнце, и предохраняет все живое от ее губительного влияния.
Поликарбонат — полимер, обладает интересными особенностями. Он может быть твердым, как металл, эластичным, как шелк, прозрачным, как хрусталь, или окрашенным в разные цвета. Полимер можно отливать в форме. Он не горит, сохраняет свои свойства при температурах от +135 до -150 °С.
Озон токсичен. В малых концентрациях (при грозе) запах озона приятный, освежающий. При концентрации в воздухе свыше 1% его запах крайне неприятен и дышать им невозможно.
Кристалл поваренной соли при медленной кристаллизации может достигнуть размера более полуметра.
Чистое железо встречается на Земле только в виде метеоритов.
Горящий магний нельзя тушить углекислым газом, так как он взаимодействует с ним и продолжает гореть за счет выделяющегося кислорода.
Самый тугоплавкий металл - вольфрам (tпл 3410 °С), а самый легкоплавкий металл - цезий (tпл 28,5 °С).
Самый большой самородок золота, найденный на Урале в 1837 г., весил около 37 кг. В Калифорнии был найден самородок золота в 108 кг, а в Австралии —250 кг.
Бериллий называют металлом неутомимости, потому что пружины, изготовленные из его сплава, могут выдержать до 20 млрд. циклов нагрузки (они практически вечны).
ЛЮБОПЫТНЫЕ ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Заменители фреона. Как известно, фреоны и другие синтетические вещества, содержащие хлор и фтор, разрушают озоновый слой атмосферы. Советские ученые нашли замену фреону — углеводородные пропиланы (соединения пропана и бутана), безвредные для атмосферного слоя. К 1995 г. химическая промышленность будет выпускать 1 млрд. аэрозольных упаковок.
ТУ-104 и пластмассы. В самолете ТУ-104 насчитывается 120 000 деталей из органического стекла, других пластических масс и из различных комбинаций их с другими материалами.
Азот и молнии. Около 100 разрядов молний, ударяющих каждую секунду, являются одним из источников соединений азота. При этом происходят следующие процессы:
N2 + О2 =► 2NO
2NO+O2=2NO2
2NO2+H2О+1/2O2=2HNO3
Таким образом в почву попадают нитратные ионы, которые усваиваются растениями.
Метан и потепление. Содержание метана в нижних слоях атмосферы (тропосферы) составляло 10 лет назад в среднем 0,0152 частей/млн. и было относительно постоянным. В последнее время наблюдается систематическое увеличение его концентрации. Рост содержания метана в тропосфере способствует усилению парникового эффекта, так как молекулы метана поглощают инфракрасное излучение.
Золою в морской воде. В воде морей и океанов находятся растворенные соли золота. Подсчеты показывают, что в воде всех морей и океанов содержится около 8 млрд. т золота. Ученые ищут наиболее выгодные способы добычи золота из морской воды. В 1 т морской воды содержимся 0,01—0,05 мг золота.
«Белая сажа». Кроме обычной, всем хорошо известной черной сажи, имеется и «белая сажа». Гак называется порошок из аморфной двуокиси кремния, применяющийся в качестве наполнителя к каучуку при изготовлении из него резины.
Угроза от микроэлементов. Активная циркуляция накапливающихся в природных средах микроэлементов создает, по мнению специалистов, серьезную угрозу для здоровья современного человека и грядущих поколений. Их источники — миллионы тонн ежегодно сжигаемого топлива, доменное производство, цветная металлургия, внесенные в почву минеральные удобрения и т. д.
Прозрачная резина. При изготовлении резины из каучука применяют оксид цинка (он ускоряет процесс вулканизации каучука). Если вместо оксида цинка прибавить к каучуку пероксид цинка, то резина получается прозрачной. Через слой такой резины толщиной 2 см можно свободно читать книгу.
Масло дороже золота. Для приготовления многих сортов духов требуется розовое масло. Оно представляет собой смесь душистых веществ, извлекаемых из лепестков розы. Для получения I кг этого масла необходимо собрать и подвергнуть химической обработке 4—5 т лепестков. Розовое масло цедится в три раза дороже золота.
Железо внутри нас. В организме взрослого человека содержится 3,5 г железа. Это очень немного по сравнению, например, с кальцием, которого в организме больше 1 кг. Но если мы сравним не общее содержание этих элементов, а их концентрацию только в крови, то здесь железа раз в пять больше, чем кальция. В эритроцитах крови сконцентрирована основная масса железа, входящего в состав организма (2,45 г). Железо содержится в мышечном белке — миоглобине и во многих ферментах. 1% железа постоянно циркулирует в плазме — жидкой части крови. Главное «депо» железа — печень: здесь у взрослого мужчины может быть запасено до 1 г железа. Между всеми тканями и органами, содержащими железо, происходит постоянный обмен. Около 10% железа кровь приносит в костный мозг. Оно входит в состав пигмента, окрашивающего волосы.
Фосфор — элемент жизни и мысли. В организме животных фосфор сосредоточен главным образом в скелете, мышцах и нервной ткани. Тело человека содержит в среднем около 1,5 кг фосфора. Из этой массы 1,4 кг приходится на кости, около 130 г — на мышцы и 12 г — на нервы и мозг. Почти все физиологические процессы, происходящие в нашем организме, связаны с превращениями фосфорорганических веществ.
Асфальтовое озеро. На острове Тринидад в группе Малых Антильских островов имеется озеро, наполненное не водой, а застывшим асфальтом. Площадь его составляет 45 га, а глубина доходит до 90 м. Предполагают, что озеро образовалось в кратере вулкана, в который по подземным трещинам проникала нефть. Из него добыты уже миллионы тонн асфальта.
Микролегирование. Микролегирование — одна из центральных проблем современного материаловедения. Вводя небольшие количества (примерно 0,01%) некоторых элементов, удается заметно изменить свойства сплавов. Связано это с сегрегацией, т. е. образованием избыточной концентрации легирующих элементов на дефектах структуры.
Виды угля. «Бесцветный уголь» — это газ, «желтый уголь» — солнечная энергия, «зеленый уголь» — растительное топливо, «синий уголь» — энергия приливов и отливов морей, «голубой уголь» — движущая сила ветра, «красный уголь» — энергия вулканов.
Самородный алюминий. Недавние находки самородного металлического алюминия поставили вопрос о путях его образования. Как считают ученые, в природных расплавах под воздействием электротеллурических токов (электрических токов, текущих в земной коре) происходит электрохимическое восстановление алюминия.
Гвоздь из пластической массы. Пластические массы — поликарбонаты оказались пригодными и для изготовления гвоздей. Гвозди из них свободно вбиваются в доску и не ржавеют, во многих случаях отлично заменяя железные гвозди.
Серная кислота в природе. Серную кислоту получают на химических заводах. Оказалось, что она образуется в природе, прежде всего в вулканах. Например, в водах реки Рио-Негро, берущей начало у вулкана Пурачо в Южной Америке, в кратере которого образуется сера, содержится до 0,1% серной кислоты. Река ежедневно уносит в море до 20 л «вулканической» серной кислоты. В СССР серная кислота была обнаружена академиком Ферсманом в месторождениях серы в Каракумах.
Увлекательные химические игры
Кто быстрее и больше? Учитель предлагает участникам игры написать названия элементов, оканчивающиеся на одну и ту же букву, например, на «н» (аргон, криптон, ксенон, лантан, молибден, неон, радон и т. д.). Игру можно усложнить, предложив найти эти элементы в таблице
Д. И. Менделеева и указать, какие из них металлы, а какие неметаллы.
Составьте названия элементов. Учитель вызывает учащегося к доске и предлагает ему записать ряд слогов. Остальные учащиеся записывают их в тетради. Задание: за 3 мин составить из записанных слогов возможные названия элементов. Например, из слогов «се, тий, дий, ра, лев, ли» можно составить слова: «литий, сера, радий, селен».
Составление уравнений реакций. «Кто умеет быстро составлять уравнения реакций, например, между металлом и кислородом? — спрашивает учитель, обращаясь к участникам игры.— Запишите уравнение реакции окисления алюминия. Тот, кто первым напишет уравнение, пусть поднимет руку».
Кто больше знает? Полоской бумаги учитель закрывает в таблице
Д. И. Менделеева какую-нибудь группу элементов (или период) и поочередно предлагает командам назвать и написать знаки элементов закрытой группы (или периода). Победителем выходит тот ученик, который больше назовет химических элементов и правильно напишет их знаки.
Значение названий элементов в переводе с иностранного языка. Что означает в переводе с греческого языка слово «бром»? Можно проводить эту же игру и на выяснение участниками значения названий элементов в переводе с латинского языка (например, рутений, теллур, галлий, гафний, лютеций, гольмий и др.).
Назовите формулу. Учитель называет какое -нибудь соединение, например, гидроксид магния. Играющие, в руках которых таблички с формулами, выбегают, держа в руках табличку с соответствующей формулой.
Шарады, головоломки,
чайнворды, кроссворды.
1. Первые четыре буквы фамилии знаменитого греческого философа» обозначают слово «народ» на греческом языке без последней буквы, последние четыре — это остров в Средиземном море; в целом — фамилия греческого философа, основателя атомистической теории. (Демос, Крит — Демокрит.)
2. Первый слог названия химического элемента является первым и у названия одного из элементов платиновой группы; в целом — это металл, за получение которого Мария Склодовская-Кюри получила Нобелевскую премию. (Радон, родий — радий.)
3. Первый слог названия химического элемента является также первым у названия «лунного элемента»; второй является первым у названия металла, открытого М. Склодовской-Кюри; в целом — это (на алхимическом языке) «желчь бога Вулкана». (Селен, радий — сера.)
4. Первый слог названия является также первым слогом названия удушливого газа, получаемого синтезом оксида углерода (II) и хлора; второй слог является первым у названия раствора формальдегида в воде; в целом — это химический элемент, о котором А. Е. Ферсман писал, что это элемент жизни и мысли. (Фосген, формалин — фосфор.)
2 | 3 | 4 | 9 | ||||||
1 | |||||||||
5 | 6 | 7 | 8 | 10 | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Занимательные химические опыты" (внеклассное мероприятие)
Предлагаемые занимательные опыты можно проводить на школьных химических вечерах в форме викторин. Для объяснения сущности опытов привлекаем обучающихся, присутствующих на веч...
Из опыта формирования химических компетенций обучающихся.
В условиях компетентностного подхода важнейшей формой обучения химии являются практические занятия, на которых в ходе изучения школьного курса химии можно развивать химические компе...
Химический вечер "Занимательные опыты"
Химические опыты чтобы заинтерисовать к новому курсу...
Формирование бытовой химической грамотности учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности (из опыта работы)
В фундаментальном ядре содержания общего образования одной из основных целей изучения химии в школе является «применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов в бы...
Выступление по теме «Занимательные химические опыты»
Выступление по теме «Занимательные химические опыты»...
Из опыта работы учителя химии. Формирование предметных и метапредметных компетенций, учащихся в условиях школьного химического образования.
Из опыта работы учителя химии......
Из опыта проведения семинарского занятия с использованием способа диалектического обучения на уроках химии в старших классах. 11 класс, тема: «Химический процесс».
В данной статье автор публикует опыт проведения семинаров на уроках химии в старших классах. Активная целенаправленная работа старшеклассников с содержанием и объёмом понятий, составление вопросов-пон...