Из опыта формирования химических компетенций обучающихся.
методическая разработка по химии (11 класс) по теме

Ерохина Елена Николаевна

    В условиях компетентностного подхода важнейшей формой обучения химии являются практические занятия, на которых в ходе изучения школьного курса химии можно развивать химические компетенции школьников: экспериментальные, коммуникативные, интеллектуальные, контрольно – оценочные.
    Для развития выше перечисленных ключевых химических компетенций наиболее эффективной является технология ролевого цикла. Реализуя технологию ролевого цикла, я предлагаю обучающимся выполнить опыты в группах по четыре человека (своеобразная ролевая игра). Каждая группа получает пакет документов, состоящий из карточек участников 1- 4,  инструктивной карты, карты контроля за выполнением опытов, карты отчета, которая заполняется секретарем по мере выполнения опытов.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetencii.docx33.53 КБ

Предварительный просмотр:

Ерохина Е.Н. учитель химии  

высшей квалификационной категории

МОУ «СОШ №2 г. Щигры Курской области»

Из опыта формирования химических компетенций обучающихся.

        Одно из перспективных направлений модернизации образования – использование компетентностного подхода в процессе обучения. При этом важным показателем качества обучения становится наличие не только знаний и умений, но и опыта решения жизненных проблем, выполнения социальных функций, практических навыков деятельности, т.е. сформированность ключевых компетенций.

        В условиях компетентностного подхода важнейшей формой обучения химии являются практические занятия, на которых в ходе изучения школьного курса химии можно развивать химические компетенции школьников: экспериментальные, коммуникативные, интеллектуальные, контрольно – оценочные.

        Для развития выше перечисленных ключевых химических компетенций наиболее эффективной является технология ролевого цикла. Реализуя технологию ролевого цикла, я предлагаю обучающимся выполнить опыты в группах по четыре человека (своеобразная ролевая игра). Каждая группа получает пакет документов, состоящий из карточек участников 1- 4,  инструктивной карты, карты контроля за выполнением опытов, карты отчета, которая заполняется секретарем по мере выполнения опытов.

        Во время выполнения практической работы обучающиеся меняются ролями в соответствии с полученной карточкой участника. Формируется ролевой цикл – совокупность опытов, при выполнении которых каждый участник группы находится в роли исследователя, координатора, контролера и секретаря один раз.

Карточка 1 участника

№ опыта

Роль

Деятельность

1

Исследователь

Выполняет все операции с веществами, лабораторным оборудованием, соблюдая правила техники безопасности.

2

Координатор

Руководит работой группы. Комментирует деятельность  секретаря и исполнителя, работая с инструктивной картой (перечисляет хим. операции, правила т/б, анализирует наблюдаемые явления).

3

Контролер

Контролирует работу всех участников группы по карте контроля.

4

Секретарь

Составляет отчет о выполнении эксперимента, заполняя карту отчета.

Карточка 2 участника

№ опыта

Роль

Деятельность

1

Координатор

Руководит работой группы. Комментирует деятельность секретаря и исполнителя, работая с инструктивной картой (перечисляет хим. операции, правила т/б, анализирует наблюдаемые явления).

2

Контролер

Контролирует работу всех участников группы по карте контроля.

3

Секретарь

Составляет отчет о выполнении эксперимента, заполняя карту отчета.

4

Исследователь

Выполняет все операции с веществами, лабораторным оборудованием, соблюдая правила техники безопасности.

Карточка 3 участника

№ опыта

Роль

Деятельность

1

Контролер

Контролирует работу всех участников группы по карте контроля.

2

Секретарь

Составляет отчет о выполнении эксперимента, заполняя карту отчета.

3

Исследователь  

Выполняет все операции с веществами, лабораторным оборудованием, соблюдая правила техники безопасности.

4

Координатор

Руководит работой группы. Комментирует деятельность секретаря и исполнителя, работая с инструктивной картой (перечисляет хим. операции, правила т/б, анализирует наблюдаемые явления).

Карточка 4 участника

№ опыта

Роль

Деятельность

1

Секретарь

Составляет отчет о выполнении эксперимента, заполняя карту отчета.

2

Исследователь

Выполняет все операции с веществами, лабораторным оборудованием, соблюдая правила техники безопасности.

3

Координатор

Руководит работой группы. Комментирует деятельность секретаря и исполнителя, работая с инструктивной картой (перечисляет хим. операции, правила т/б, анализирует наблюдаемые явления).

4

Контролер

Контролирует работу всех участников группы по карте контроля.

В ходе выполнения опыта исследователь постоянно сопоставляет свои действия с речью координатора, анализируя её; в свою очередь, контролер наблюдает за действиями первых двух, анализирует, дает свои комментарии, сравнивает увиденное с тем, что должно быть; секретарь составляет отчет о выполнении опыта.

Опыты для практической работы я подбираю таким образом, чтобы они, во-первых, соответствовали теме теоретического материала и были направлены на формирование  и развитие предусмотренных знаний, во-вторых, развивали широкий ряд компетенций и , в третьих, имели связь с повседневной жизнью.

Система подготовки обучающихся, ключевым звеном которой является химический эксперимент, реализуемый через использование технологии ролевого цикла, показала свою эффективность на практике. Примером может служить, разработанная мной, и  уже несколько лет, с успехом используемая в 11 - х классах, практическая работа по теме «Получение газов и изучение их свойств». Для выполнения этой практической работы подготовлен пакет документов (приложение 1, 2, 3).

Такая организация деятельности обучающихся на практическом занятии позволяет:

  1. включить всех обучающихся малой группы в проведение химического опыта;
  2. активизировать их познавательную деятельность;
  3. обеспечить развитие экспериментальных, коммуникативных, интеллектуальных, контрольно – оценочных компетенций;
  4. оценить степень усвоения экспериментальных, коммуникативных, интеллектуальных, контрольно – оценочных компетенций с помощью пооперационного взаимоконтроля;
  5. обеспечить усвоение знаний, умений и навыков в контексте компетентностного подхода.

Приложение 1.

Инструктивная карта

Практическая работа. Получение газов и изучение их свойств.

Опыт №1. Получение и исследование свойств углекислого газа.

  1. Возьмите сухую чистую пробирку.
  2. Насыпьте в пробирку 1 ложечку (≈ 25мг) гидрокарбоната натрия (питьевой соды).
  3. Добавьте 10 капель (≈2мл) уксусной кислоты.

С кислотой обращайтесь осторожно!

  1. Наблюдайте выделение газа.
  2. Сделайте записи в таблице карты отчета в графах
  1. «Названия и формулы веществ, из которых получили газ»
  2. «Уравнения реакций».
  1. Зажгите спичку.  Внесите ее в пробирку  с образовавшимся газом.
  2. Что наблюдаете? Запишите наблюдение в соответствующую графу таблицы карты отчета.
  3. Сделайте вывод о способности углекислого газа поддерживать горение и запишите его в соответствующую графу таблицы.
  4. В отчете (в графе применение) укажите, где используется
  1. реакция, проведенная вами,
  2. исследованное свойство газа.

Опыт №2. Получение и исследование свойств кислорода

  1. Возьмите пробирку с кусочком мяса.
  2. Добавьте в нее 20 капель (≈4мл) пероксида водорода (перекиси водорода).
  3. Наблюдайте выделение газа.
  4. Сделайте записи в таблице карты отчета в графах
  1. «Названия и формулы веществ, из которых получили газ»
  2.  «Уравнения реакций».
  1. Подожгите в пламени спиртовки лучинку, а затем погасите ее, чтобы лучинка еле тлела. 

Помните правила работы со спиртовкой!

  1. Внесите тлеющую лучинку в пробирку  с газом.
  2. Что наблюдаете? Запишите наблюдение в соответствующую графу таблицы карты отчета.
  3. Сделайте вывод о способности газа поддерживать горение и запишите его в соответствующую графу таблицы.
  4. В отчете (в графе применение) укажите, где используется
  1. реакция, проведенная вами,
  2. исследованное свойство газа.

Опыт №3. Получение и исследование свойств водорода

  1.  Возьмите сухую чистую пробирку.
  2. Положите  в пробирку 1гранулу цинка.
  3. Добавьте 10 капель (≈2мл) соляной кислоты.

С кислотой обращайтесь осторожно!

  1. Наблюдайте выделение газа.
  2. Сделайте записи в таблице карты отчета в графах
  1. «Названия и формулы веществ, из которых получили газ»
  2. «Уравнения реакций».
  1. Зажгите спичку.  Внесите ее в пробирку  с образовавшимся газом.
  2. Что наблюдаете? Запишите наблюдение в соответствующую графу таблицы карты отчета.
  3. Сделайте вывод о взаимодействии водорода с кислородом воздуха. Вывод и уравнение протекающей реакции запишите его в соответствующие графы таблицы.
  4. В отчете (в графе применение) укажите, где используется
  1. реакция, проведенная вами,
  2. исследованное свойство газа.

Опыт №4. Получение и исследование свойств ацетилена

  1. Возьмите сухую чистую пробирку.
  2. Насыпьте в пробирку 1 ложечку (≈ 25мг)  карбида кальция.
  3. Добавьте 10 капель (≈2мл) воды.

Будьте  осторожны! Пробирка с реакционной смесью должна стоять в подставке для пробирок!

  1. Наблюдайте выделение газа.
  2. Сделайте записи в таблице карты отчета в графах
  1. «Названия и формулы веществ, из которых получили газ»
  2. «Уравнения реакций».
  1. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой.
  2. Подожгите выделяющийся газ.
  3. Что наблюдаете? Запишите наблюдение в соответствующую графу таблицы карты отчета.
  4. Сделайте вывод о взаимодействии ацетилена с кислородом воздуха. Вывод и уравнение протекающей реакции  запишите в соответствующие графы таблицы.
  5. В отчете (в графе применение) укажите, где используется
  1. реакция, проведенная вами,
  2. исследованное свойство газа.

Приложение 2.

Карта отчета (заполняется секретарем по мере выполнения экспериментов)

Практическая работа. Получение газов и изучение их свойств.

Таблица.  Результаты экспериментов.

опыта

Название опыта

Названия и формулы веществ, из которых получили газ

Уравнения реакций

Наблюдения

Выводы

Применение  

1

Получение и исследование свойств углекислого газа

2

Получение и исследование свойств кислорода

3

Получение и исследование свойств водорода

4

Получение и исследование свойств ацетилена

 Укажите фамилию и имя участника группы выступившего в каждом опыте в роли координатора, исследователя, контролера и секретаря.

Роли

Опыт 1.

Опыт 2.

Опыт 3.

Опыт 4.

Координатор

Исследователь

Контролер

Секретарь

Приложение 3.

Карта контроля опыта №1

Получение и исследование свойств углекислого газа

Координатор

Исследователь

Секретарь

1.Возьмите сухую чистую пробирку.

2.Насыпьте в пробирку 1 ложечку (≈ 25мг) гидрокарбоната натрия NaHCO3 (питьевая сода).

3.Добавьте 10 капель (≈2мл) уксусной кислоты СН3СООН.

С кислотой обращайтесь осторожно!       Не допускайте попадания кислоты на кожу.

4.Наблюдайте выделение газа. Образующийся газ – оксид углерода (IV) CO2.

5.Сделайте записи в таблице карты отчета в графах: «Названия и формулы веществ, из которых  получили газ», «Уравнения реакций».

6.Зажгите спичку.  Внесите ее в пробирку  с образовавшимся углекислым газом.

7.Что наблюдаете? Запишите наблюдение в соответствующую графу таблицы карты отчета.

8.Сделайте вывод о способности углекислого газа поддерживать горение и запишите его в соответствующую графу таблицы.

9.В отчете (в графе применение) укажите, где в повседневной жизни используется реакция, проведенная вами, и  исследованное свойство углекислого газа.

Карта контроля опыта №2

Получение и исследование свойств кислорода

Координатор  

Исследователь  

Секретарь

1. Возьмите пробирку с кусочком мяса.

2. Добавьте в нее 20 капель (≈4мл) пероксида водорода Н2О2 (перекись водорода).

3.Наблюдайте выделение газа. Образующийся газ – кислород  O2.

4.Сделайте записи в таблице карты отчета в графах: «Названия и формулы веществ, из которых  получили газ», «Уравнения реакций».

5.Зажгите спиртовку.

Помните правила работы со спиртовкой! Сняв колпачок, поправьте фитиль. Подожгите спиртовку. Горящую спиртовку нельзя передвигать и переносить. Нельзя спиртовки зажигать друг от друга. Гасить спиртовку следует, накрывая ее колпачком.

6. Подожгите в пламени спиртовки лучинку, а затем погасите ее, чтобы лучинка еле тлела. 

7. Внесите тлеющую лучинку в пробирку  с кислородом.

8.Что наблюдаете? Запишите наблюдение в соответствующую графу таблицы карты отчета.

9.Погасите спиртовку и лучину.

10.Сделайте вывод о способности кислорода поддерживать горение и запишите его в соответствующую графу таблицы.

11.В отчете (в графе применение) укажите, где в повседневной жизни используется реакция, проведенная вами, и исследованное свойство кислорода.

Карта контроля опыта №3

Получение и исследование свойств водорода

Координатор  

Исследователь  

Секретарь

1.Возьмите сухую чистую пробирку.

2. Положите  в пробирку 1гранулу цинка.

3.Добавьте 10 капель (≈2мл) соляной кислоты НС1.

С кислотой обращайтесь осторожно!

4.Наблюдайте выделение водорода Н2.

5.Сделайте записи в таблице карты отчета в графах: «Названия и формулы веществ, из которых получили газ», «Уравнения реакций».

6.Зажгите спичку.  Внесите ее в пробирку  с образовавшимся водородом.

7.Что наблюдаете? Запишите наблюдение в соответствующую графу таблицы карты отчета.

8.Сделайте вывод о взаимодействии водорода с кислородом воздуха и запишите его в соответствующую графу таблицы, запишите уравнение реакции взаимодействия водорода с кислородом в соответствующей графе таблицы отчета.

9.В отчете (в графе применение) укажите, где используется реакция, проведенная вами, и исследованное свойство водорода.

Карта контроля опыта №4

Получение и исследование свойств водорода

Координатор  

Исследователь  

Секретарь

1.Возьмите сухую чистую пробирку.

2. Положите  в пробирку 1 ложечку (≈ 25мг) карбида кальция СаС2

3.Добавьте 10 капель (≈2мл) воды.

Будьте  осторожны! Пробирка с реакционной смесью должна стоять в подставке для пробирок!

4.Наблюдайте выделение ацетилена С2Н2.

5.Сделайте записи в таблице карты отчета в графах: «Названия и формулы веществ, из которых получили газ», «Уравнения реакций».

6.Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой.

7.Подожгите выделяющийся газ.

8.Что наблюдаете? Запишите наблюдение в соответствующую графу таблицы карты отчета.

9.Сделайте вывод о взаимодействии ацетилена с кислородом воздуха и запишите его в соответствующую графу таблицы. Запишите уравнение реакции в соответствующей графе таблицы отчета.

10.В отчете (в графе применение) укажите, где используется реакция, проведенная вами, и исследованное свойство ацетилена.

Литература:

  1. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009 г.
  2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия 11 класс: 2часть. - М.: Дрофа, 2004 г.
  3. Из опыта формирования химических компетенций учащихся. Химия в школе. 2009 г. №10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на уроках немецкого языка".

Представлен опыт учителя немецкого языка Николаевой Е.В. по теме“ Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на ...

обобщение опыта "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся по французскому языку через использование кейс-технологии"

Данный материал является обобщением инновационного педагогического опыта в  модульной технологии...

Формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В современной педагогике акцентируется внимание на формировании метапредметных умений и навыков, на развитие у школьников цельного представления о явлениях в природе и взаимосвязях между ними, что дел...

Формирование химической компетенции обучающихся через решение практико-ориентированных задач на уроках химии

Описание педагогического опыта.Назначение данной работы: В данной статье освещаются вопросы реализации практико-ориентированных заданий на уроках химии. С помощью проблемно - творческих заданий и ситу...

"Формирование химической компетенции обучающихся через решение практико-ориентированных задач на уроках химии"

Назначение данной работы: В данной теме самообразования освещаются вопросы  реализации практико-ориентированных заданий на уроках химии. С помощью проблемно - творческих заданий и ситуационных за...