Методическая разработка урока по теме «Чистые вещества и смеси»
методическая разработка по химии (8 класс)
Формирование представлений о чистых веществах и смесях, химическом анализе, особо чистых веществах, способах разделения смесей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_chistye_veshchestva_i_smesi.docx | 29.86 КБ |
chistye_veshchestva_i_smesipowerpoint.pptx | 700.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Дата: 12.01.22
Класс: 8
Предмет: химия
Учитель: Джихаева Зарина Исидоровна
Тема: Чистые вещества и смеси
Педагогическая цель: сформировать представление о чистых веществах и смесях, химическом анализе, особо чистых веществах, способах разделения смесей.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные: обучающийся научится определять отличительные признаки чистых веществ и смесей; классифицировать способы разделения смесей по их составу; пользоваться лабораторным оборудованием; проводить наблюдения свойств веществ и происходящих с ними явлений с соблюдением правил ТБ; приводить доказательства целесообразности использования основных способов разделения смесей; объяснять значение химических знаний в повседневной жизни.
Личностные: будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; навыки обучения.
Метапредметные:
Познавательные УУД: обучающийся научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; систематизировать информацию; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.
Коммуникативные УУД: обучающийся научится принимать участие в работе группами, использовать в работе правила вежливости; принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Регулятивные УУД: обучающийся научится выполнять задания в соответствии с поставленной целью; ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Образовательные ресурсы: учебник О.С.Габриеляна «Химия» 8 класс; оборудование и реактивы для проведения демонстрационного эксперимента и лабораторных опытов; модуль ФЦИОР «Способы разделения смесей», раздаточный материал.
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Показатели достижения результата |
1. Организационный этап. | Приветствует учеников, организует рабочую обстановку | Приветствуют учителя. Выполняют самооценку готовности к уроку | Класс и оборудование полностью готовы к уроку; - обучающиеся включены в ритм работы; - организовано внимание всех учеников |
2. Проверка домашнего задания. | - Как делятся твердые вещества и чем они отличаются? - Какие типы кристаллических решеток вы знаете? - Заполните таблицу «Типы крис-таллических решеток» (См. Ре-сурсный материал к уроку.) | Отвечают на вопросы учителя. Слушают мне-ния одноклассников. Систематизируют ин-формацию. | - Проверены и скор-ректированы опорные знания |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Создает условия, в результате которых обучающихся самосто-ятельно определяют тему и выдвигают цель, формулируют задачи урока. - Нам хорошо знакомо, что такое чистота. Чистая тетрадь, чистые руки, чистый лист. А какое вещество считается чистым? Есть ли в природе чистые вещества? Чем отличается чистое вещество от смеси веществ? Как вы думаете, что будет темой нашего урока сегодня? Слайд 1. Тема, к изучению которой мы приступаем имеет огромное значение. С различными смесями и веществами мы ежедневно сталкиваемся в быту, на улице. Эта тема будет необходима при подготовке к экзамену по химии в 9 классе (24 зад. ), о смесях и веществах будет идти речь и на уроках физики. Как вы думаете, что мы должны сегодня выяснить на уроке? Цель урока: выяснить, какое вещество считается чистым и что такое смесь; узнать, где применяются чистые вещества и смеси; узнать, как разделить вещества, составляющие смесь. Слайд 2. | Понимают на слух рас-сказ учителя. Выдвигают свои идеи. Устанавлива-ют причинно-следствен-ные связи | Совместно с обучающимися сформулирована цель урока, оп-ределены задачи |
4. Актуализация знаний. | Давайте вспомним, что называется веществом? Вещество – это то, из чего состоят физические тела. Как вы думаете, морская вода и водопро-водная будут обладать одинаковыми свойствами? - Можно ли считать морскую воду чистым веществом? – Можно ли изучать свойства воды, используя для этой цели морскую воду? Слайд 3. Нельзя, ибо она пред-ставляет собой не чистую воду, а смесь различных веществ в ней, в пер-вую очередь солей (главная из них NaCl), которая придает ей своеоб-разный горько-соленый вкус. В природе практически нет чистых веществ. Воду, не загрязненную пос-торонними примесями, или содержа-щую их чрезвычайно мало, называют дистиллированной. Посмотрим на сравнительную характеристику темпе-ратур кипения морской и дистилли-рованной воды. Слайд 4. Суть экс-перимента: в 2-х сосудах нагревали до кипения дистиллированную и морскую воду. Через определенное время изме-ряли температуры кипения в этих сосу-дах). Вместе обсуждаем результаты эксперимента. Встает проблема: "По-чему у морской воды t кип не постоян-ная в разные промежутки времени по сравнению с t кип дистиллированной воды?" Учащиеся высказывают предположе-ние, что горько-соленый вкус морской воды влияет на температуру кипения, и это не чистое вещество. Сделайте вывод о чистом веществе: Чистое вещество – это вещество, обла-дающее постоянными физическими свойствами (tкип. , tпл. , плотностью и т.д.). С помощью специальных методов по-лучают особо чистые вещества, в ко-торых содержание примесей не пре-вышает одной миллионной доли про-цента. Применяют эти вещества в атомной энергетике, для создания принципиально новых приборов или технологических процессов. | Отвечают на вопросы. Воспринимают инфор-мацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учеб-ником; фиксируют в тет-ради новые термины и понятия | Актуализированы знания и способы действий, необходи-мые и достаточные для освоения содер-жания новой темы |
5.Первичное усвоение новых знаний. Физкультминутка | В жизни, как правило, мы встречаемся чаще не с чистыми веществами, а со смесями веществ. Что такое смесь? Определение понятия «смесь» было дано в 17 веке английским ученым Робертом Бойлем: «Смесь – целостная система, состоящая из разнородных компонентов». Слайд 6. Как можно классифицировать смеси? Перед вами две смеси: песка с водой и воды со спиртом. По внешнему виду смеси бывают однородные и неодно-родные. Слайд 7. Попробуем сформу-лировать определения однородной и неоднородной смесей. Неоднородные смеси, в которых даже невооруженным глазом или с помо-щью микроскопа можно различить вещества, входящие в состав смеси. Однородные смеси, в которых даже с помощью микроскопа нельзя отличить частицы веществ. Какие бывают смеси по агрегатному состоянию компонентов? См. рис. 77 на стр. 142. Слайд 8. Состав смесей может быть самым разнообразным и устанавливают его с помощью химического анализа. Как вы думаете, люди каких профессий ис-пользуют химический анализ? Методы химического анализа применяют в своей работе не только химики, но и медики, геологи, археологи, экологи, искусствоведы, криминалисты и мно-гие другие специалисты. Интересно, изменяются ли свойства веществ в смеси? Чтобы ответить на этот вопрос, про-ведем опыт. Смешаем порошки серы и железа. Сохранило ли железо свое свойство после смешения с серой? Чем мы можем воспользоваться, чтобы доказать наше предположение? Разде-лим смесь. Мы видим, что железо в смеси с серой не утратило способности к намагничиванию. Рассмотрим способы разделения однородных и неоднородных смесей. Модуль ФЦИОР «Способы разделения смесей». Применение способов в на-шей жизни. Слайд 9. Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперед смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к груди прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть. | Устанавливают причин-но-следственные связи в изучаемом круге явле-ний; ищут и отбирают источники необходимой информации, система-тизируют информацию | Использованы приобретенные знания |
6. Первичная проверка понимания | Слайд 10, 11 . Задание. Определите вид смеси по внешнему виду и предложите способ разделения смеси. 1 группа. Разделить смесь древесных опилок и сахара. 2 группа. Разделить смесь железных опилок и порошка мела. 3 группа. Разделить смесь мела и поваренной соли. 4 группа. Разделить смесь подсолнечного масла и воды. Вопрос. На чем основан ваш выбор способа разделения смеси? Составьте отчёт о проделанной работе в виде таблицы. Приложение | Определяют вид смеси и предлагают способ его разделения. Выполняют эксперимент | Решены типовые за-дания на новый спо-соб действий, исправлены ошибки |
7. Первичное закрепление | Слайд 12. Предлагаю вам вспомнить отрывок из сказки «Мороз Иванович»). Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет; да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в него угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в неё воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная…» (Одоевский В. Ф.). | Работают с информацией | Использованы приобретенные знания в практической дея-тельности; самосто-ятельно выполнено задание |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Подг. к практической работе №3, стр. 205 | Записывают домашнее задание | Сообщено содержа-ние домашнего задания с фиксацией в дневнике; произведен его анализ |
9. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Выскажите свое отношение к уроку. СЛАЙД 13 Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились Бабаева Н.В. | Используя Слайд 13, высказывают свое отношение к уроку | Подведен итог урока; проведена рефлексия учебной деятельности; осуществлен анализ достижения цели урока, самооценки, оценки учителя |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Выяснить, какое вещество считают чистым. Что такое смесь? Какие бывают смеси? Какими способами можно разделить смеси? Где применяются чистые вещества и смеси
Можно ли изучать свойства воды, используя морскую воду?
Чистое вещество Чистое вещество имеет постоянный состав. Чистое вещество обладает постоянными физическими свойствами (плотность , твердость, электропроводность, t кип , t плав )
Определение понятия «смесь» было дано в 17 веке английским ученым Робертом Бойлем Смесь – целостная система, состоящая из разнородных компонентов
Смеси могут быть: Жидкими (нефть, молоко, зубная паста) Твердыми (минералы, сплавы, мрамор) Газообразными (воздух, природный газ)
Делительная воронка
При выполнении лабораторного опыта: Не начинать работу без ведома учителя; Не пробовать вещества на вкус; Не допускать попадания веществ на кожу; Экономно расходовать вещества; По окончании работы привести рабочее место в порядок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Крестики-нолики" в 8-м классе на тему: "Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей".
Урок расчитан на закрепление и повторение темы в игровой форме. Как в реальной игре "Крестики-нолики", здесь тоже учащиеся должны выстроить линию по горизонтали, по вертикали или по диагонали из четыр...
Разработка урока по теме "Чистые вещества и смеси.Способы разделения смесей." (8 класс)
Урок по теме «Чистые вещества и смеси. Способы ра...
Урок химии в 8 классе по теме "Чистые вещества и смеси"
Тип урока: комбинированный. Цель: рассмотреть чистые вещества и смеси, способы разделения смесей....
Методическая разработка по теме: "Чистые вещества и смеси", факультативный курс химии, 7 класс.
Методическая разработка занятия по теме: "Чистые вещества и смеси" предназначена для пропедевтического курса химии в 7 классе в виде факультатива. Данное мероприятие создает познавательную мотивацию к...
Методическая разработка урока по теме "Количество вещества"
Изучение нового материала. Химия. 8 класс. Тема урока "Количество вещества". УМК О.С. Габриелян....
Опорный конспект к уроку по теме:Чистые вещества и смеси. 8 класс
8 класс. Опорный конспект по теме : Чистые вещества и смеси....
Технологическая карта по теме "Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей"
В разработке представлена технологическая карта по теме урока для 8 класса. Также файл содержит конспект урока и презентацию, которая станет незаменимым помощником во время урока....