Разработка урока по теме "Чистые вещества и смеси.Способы разделения смесей." (8 класс)
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Урок по теме «Чистые вещества и смеси.
Способы разделения смесей», 8 класс.
Цель урока: Обобщение знаний по первоначальным понятиям химии, развитие логического мышления учащихся.
Задачи:
Образовательные: актуализировать знания учащихся об основных понятиях общей химии, совершенствовать умения составления уравнений химических реакций, определения её типа, способствовать развитию химического языка.
Развивающие: повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное, составлять алгоритмы действий.
Воспитывающие: способствовать формированию конструктивных, доброжелательных отношений в общении.
Тип урока: комбинированный. Повторение ранее изученного материала и сообщение новых знаний.
Мы продолжаем изучать увлекательную и интересную, но и сложную науку - химию. Как вы считаете: есть ли необходимость вернуться к ранее изученному к материалу?
Повторим те определения и понятия, которые помогут успешно продолжить изучение химии. На каких понятиях химии вам хотелось бы остановиться и повторить сегодня на уроке?
(обсуждения с учащимися)
Учитель предлагает выполнить задания по карточкам: двое учащихся выполняют у доски, остальные в тетради.
Карточка №1.
1. Определить среди уравнений реакции: А) реакции соединения,
Б) реакции замещения.
Дать определение каждому типу реакции. Уравнять уравнения.
1) Р + O2 → P2 O5
2) HCl + Al2O3 → AlCl3 + H2O
3) NO2 → NO + O2
4) Fe3O4 +Al → Al2O3 + Fe
5) Na + H2O → Na OH + H2
6) Ca O + HNO3 → Ca(NO3)2 + H2O
Карточка №2.
1. Определить среди уравнений реакции: А) реакции разложения,
Б) реакции обмена.
Дать определение каждому типу реакции. Уравнять уравнения:
1) Р + O2 → P2 O5
2) HCl + Al2O3 → AlCl3 + H2O
3) NO2 → NO + O2
4) Fe3O4 +Al → Al2O3 + Fe
5) Na + H2O → Na OH + H2
6) Ca O + HNO3 → Ca(NO3)2 + H2O
Карточка №3. (выполняется устно)
1. Найдите среди предложенных веществ лишнее вещество. Объясните ответ. Приведите свои примеры.
А) Al2O3; HNO3; Cl2; HCl; P2 O5.
Б) O2; N2; H2O2; H2; Cl2.
Карточка №4. (выполняется устно)
1. Распределите явления на две группы. Дайте обоснованный ответ.
А) горение свечи;
Б) таяние снега;
В) плавление парафина;
Г) прокисание молока;
Д) превращение железа в ржавчину;
Е) кипение воды в чайнике.
Приведите свои примеры.
Тест: (выполняется в тетради)
1)Все окружающие нас предметы называются:
А) химическими реакциями
Б) физическими явлениями
В) физическими телами
2) То, из чего состоят физические тела, называют:
А) веществом
Б) физическими явлениями
В) химическими явлениями
3) Вода, сахар, сода, поваренная соль относятся к
А) химическим явлениям
Б) физическим телам
В) веществам
4) Стакан, пробирка, гвоздь, колба относятся к
А) веществам
Б) физическим телам
В) химическим явлениям
5) Морская вода – это:
А) простое вещество
Б) сложное вещество
В) смесь
ответы – 1- в; 2 – а; 3 – в; 4 – б; 5 –в
Обратим внимание на 5-е задание. Почему вы считаете морскую воду смесью?
Ключевая вода является чистым веществом или смесью? Молоко?
Всё, что нас окружает: воздух, вода, продукты питания, лекарства и т.д. состоит из веществ и их смесей.
Смеси делят на 2 группы:
1- гомогенные – это смеси, если составляющие вещества однородны (частицы не видны невооруженным глазом) – в любой точке объёма имеет одинаковый состав.
2 – гетерогенные – это смеси, в которых составляющие вещества не являются однородными (видны невооруженным глазом).
Определите вид смеси:
Раствор поваренной соли NaCl
Раствор сахара - C12 H22 O11
Раствор мела – СаСО3
Можно ли воздух выразить одной химической формулой?
Воздух – это смесь газов, состоящая из кислорода, азота, углекислого газа, инертных газов.
Но смесь можно разделить на составляющие вещества.
Из воздуха получают азот, который используют для производства аммиака. Аммиак используют в медицине как нашатырный спирт, идёт для получения минеральных удобрений.
Мы пришли к выводу, что смеси можно разделить на компоненты.
В этом основное отличие смеси от сложного вещества:
Смесь можно разделить на составляющие компоненты, а сложное вещество – нет.
Смесь железа и серы и сульфид железа.
Смесь железа и серы можно разделить при помощи магнита, а сульфид железа – разделить на составляющие вещества невозможно.
Давайте подумаем: какие способы разделения гетерогенных смесей можно использовать:
А) Отстаивание
Б) Фильтрование
В) С помощью магнита
Как разделить смесь бензина и воды - обсуждение
Г) Экстрагирование – это разделение несмешивающихся компонентов с разной плотностью.
Способы разделения гомогенных смесей:
А) Перегонка (дистилляция)
Б) Кристаллизация
В) Плавление и кристаллизация
Г) Возгонка (сублимация) и осаждение
Д) Хроматография (с. 119)
Задание 1.
Разделите на две группы следующие смеси:
А) смесь поваренной соли и воды
Б) смесь глины и воды
В) смесь мела и воды
Г) смесь сахара и воды
Д) смесь мела и железных опилок
Г) воздух
Задание 2.
Предложите способ разделения смеси:
А) медь и древесные опилки;
Б) бензина из нефти
В) речного песка и воды
Г) растительного масла и воды
Д) медного купороса из его раствора в воде
Д/З: п.37,40, с 121 №2, №3.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 18.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Чистые вещества и смеси.
Способы разделения смесей», 8 класс.
Цель урока: Обобщение знаний по первоначальным понятиям химии, развитие логического мышления учащихся.
Задачи:
Образовательные: актуализировать знания учащихся об основных понятиях общей химии, совершенствовать умения составления уравнений химических реакций, определения её типа, способствовать развитию химического языка.
Развивающие: повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное, составлять алгоритмы действий.
Воспитывающие: способствовать формированию конструктивных, доброжелательных отношений в общении.
Тип урока: комбинированный. Повторение ранее изученного материала и сообщение новых знаний.
Мы продолжаем изучать увлекательную и интересную, но и сложную науку - химию. Как вы считаете: есть ли необходимость вернуться к ранее изученным темам, к материалу, рассмотренному в первой четверти?
Повторим те определения и понятия, которые помогут успешно продолжить изучение химии. На каких понятиях химии вам хотелось бы остановиться и повторить сегодня на уроке?
………………
Выполним задания по карточкам.
Карточка №1.
- Определить среди уравнений реакции: А) реакции соединения,
Б) реакции замещения.
Дать определение каждому типу реакции. Уравнять уравнения.
1) Р + O2 → P2 O5
2) HCl + Al2O3 → AlCl3 + H2O
3) NO2 → NO + O2
4) Fe3O4 +Al → Al2O3 + Fe
5) Na + H2O → Na OH + H2
6) Ca O + HNO3 → Ca(NO3)2 + H2O
Карточка №2.
1. Определить среди уравнений реакции: А) реакции разложения,
Б) реакции обмена.
Дать определение каждому типу реакции. Уравнять уравнения.
1) Р + O2 → P2 O5
2) HCl + Al2O3 → AlCl3 + H2O
3) NO2 → NO + O2
4) Fe3O4 +Al → Al2O3 + Fe
5) Na + H2O → Na OH + H2
6) Ca O + HNO3 → Ca(NO3)2 + H2O
Карточка №3.
1. Найдите среди предложенных веществ лишнее вещество. Объясните ответ. Приведите свои примеры.
А) Al2O3; HNO3; Cl2; HCl; P2 O5.
Б) O2; N2; H2O2; H2; Cl2.
Карточка №4.
1. Распределите явления на две группы. Дайте обоснованный ответ.
А) горение свечи;
Б) таяние снега;
В) плавление парафина;
Г) прокисание молока;
Д) превращение железа в ржавчину;
Е) кипение воды в чайнике.
Приведите свои примеры.
Тест:
1)Все окружающие нас предметы называются:
А) химическими реакциями
Б) физическими явлениями
В) физическими телами
2) То, из чего состоят физические тела, называют:
А) веществом
Б) физическими явлениями
В) химическими явлениями
3) Вода, сахар, сода, поваренная соль относятся к
А) химическим явлениям
Б) физическим телам
В) веществам
4) Стакан, пробирка, гвоздь, колба относятся к
А) веществам
Б) физическим телам
В) химическим явлениям
5) Морская вода – это:
А) простое вещество
Б) сложное вещество
В) смесь
№1, №2 – у доски
№3 - устно
№4 - устно
Выполнить химический тест: ответы – 1- в; 2 – а; 3 – в; 4 – б; 5 –в
Обратим внимание на 5-е задание
Почему вы считаете морскую воду смесью?
Если мы возьмем ключевую воду. Будет ли она чистым веществом или смесью? Молоко?
Всё, что нас окружает: воздух, вода, продукты питания, лекарства и т.д. состоит из веществ и их смесей.
Смеси делят на 2 группы:
1- гомогенные – это смеси, если составляющие вещества однородны (частицы не видны невооруженным глазом) – в любой точке объёма имеет одинаковый состав.
2 – гетерогенные – это смеси, в которых составляющие вещества не являются однородными (видны невооруженным глазом).
Распределите смеси на 2 группы:
Раствор поваренной соли NaCl
Раствор сахара - C12 H22 O11
Раствор мела – СаСО3
Можно ли воздух выразить одной химической формулой?
Воздух – это смесь газов, состоящая из кислорода, азота, углекислого газа, инертных газов.
Но смесь можно разделить на составляющие вещества.
Из воздуха получают азот, который используют для производства аммиака. Аммиак используют в медицине как нашатырный спирт, идёт для получения минеральных удобрений.
Мы пришли к выводу, что смеси можно разделить на компоненты.
В этом основное отличие смеси от сложного вещества:
Смесь можно разделить на составляющие компоненты, а сложное вещество – нет.
Смесь железа и серы и сульфид железа.
Смесь железа и серы можно разделить при помощи магнита, а сульфид железа – разделить на составляющие вещества невозможно.
Давайте подумаем: какие способы разделения гетерогенных смесей можно использовать:
А) Отстаивание
Б) Фильтрование
В) С помощью магнита
Как разделить смесь бензина и воды - обсуждение
Г) Экстрагирование – это разделение несмешивающихся компонентов с разной плотностью.
Способы разделения гомогенных смесей:
А) Перегонка (дистилляция)
Б) Кристаллизация
В) Плавление и кристаллизация
Г) Возгонка (сублимация) и осаждение
Д) Хроматография (с. 119)
Задание 1.
Разделите на две группы следующие смеси:
А) смесь поваренной соли и воды
Б) смесь глины и воды
В) смесь мела и воды
Г) смесь сахара и воды
Д) смесь мела и железных опилок
Г) воздух
Задание 2.
Предложите способ разделения смеси:
А) медь и древесные опилки;
Б) бензина из нефти
В) речного песка и воды
Г) растительного масла и воды
Д) медного купороса из его раствора в воде
Д/З: п.37,40, с 121 №2, №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока тема "Плотность вещества"7 класс
Данный урок построен на деятельностной основе....
Разработка урока "Пигменты красящие вещества растений"
Урок сочетает в себе много интересных научных фактов о цветковых растениях, стихи, занимательный материал. Данную разработку можно использовать не только на уроках, но и во внеклассной работе для пров...
Реализация ФГОС ООО по предмету «физика» на примере методической разработки урока "Удельная теплоемкость вещества".
Конспект урока по физике в 8 класс. Тема :«Удельная теплоемкость вещества». Выполнен в соответсвии с целями ФГОС ООО....
Методическая разработка урока: "Агрегатные состояния вещества"
Обобщающий урок по физике: "Агрегатные состояния вещества". 8 класс....
Разработка урока "Атомное строение вещества", 7 класс
Урок физики в 7 классе по учебнику О.Ф. Кабардина...
Разработка урока "Взаимодействие частиц вещества", 7 класс
Урок в 7 классе по учебнику О.Ф. Кабардина...
Презентация "Разделение смесей" (8 класс)
Презентация содержит материалы для проведения уроков....