Урок химии в 8 классе по теме "Чистые вещества и смеси"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Тип урока: комбинированный. Цель: рассмотреть чистые вещества и смеси, способы разделения смесей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Клюкина Ольга Владимировна, учитель химии МАОУ Банниковская СОШ
Тема: Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.
Цель: рассмотреть чистые вещества и смеси, способы разделения смесей.
Задачи:
- Дать понятие о чистых веществах и смесях;
- Рассмотреть классификацию смесей;
- Познакомить учащихся со способами разделения смесей;
- Продолжать развивать речевые навыки, наблюдательность и умение делать выводы на основе демонстрационного и лабораторного эксперимента;
- Создавать условия для воспитания желания активно с интересом учиться, работать над формированием у учащихся отношения к химии, как к возможной области будущей практической деятельности;
- Продолжать работать над формированием безопасного обращения с оборудованием (соблюдать правила ТБ).
Оборудование и реактивы: образцы смесей (железо с серой, железо с песком, песок с водой, сульфат меди (II) с водой, растительное масло с водой, гранит, соль с водой), химический стакан с водой, магнит, воронка, стеклянная палочка, бумажный фильтр, предметное стекло, пробиркодержатель, спиртовка, спички, инструкции по выполнению работы «Разделение смесей».
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: словесный, наглядно-иллюстрированный, практический, частично-поисковый, проблемный, работа в парах.
Ход урока:
- Организация класса.
- Проверка домашнего задания:
- Работа у доски:
1-й ученик выписать оксиды, рассчитывает относительную молекулярную массу любого вещества
2-й ученик выписать гидроксиды, дать названия, рассчитывает относительную молекулярную массу гидроксида меди
3-й ученик выписать кислоты, дать названия, определить массовую долю кислорода в серной кислоте.
Остальные учащиеся –«Игра горячий стул»
Работа с классом:
Игра «Горячий стул». Ученик занимает место на стуле перед классом, за учеником становится другой ученик и поднимает перед классом карточку с формулой неорганического вещества (кислота, оксид, основание, соль). Ученики, сидящие за партами, должны дать название и классную принадлежность вещества. Ученик, сидящий на «горячем стуле», должен назвать химическую формулу вещества.(приложение1)
Проверка ответов учащихся у доски.
- Актуализация знаний:
- Давайте вспомним, что изучает химия? (вещества)
Посмотрите, что стоит на столе, список этих веществ есть у вас в лотках. Вам представлены чистые вещества и вещества смешанные с другими веществами. Я прошу вас карандашом отметить чистые вещества, а ручкой вещества, смешенные с другими. А разделит эти вещества на столе. На 2 группы.
Проверка.
Как вы думаете, как называются вещества смешанные с другими? (смеси)
Значит тема нашего урока «Смеси», записываем тему в тетради.
Какова цель нашего урока?
(Сегодня мы с вами изучим:
- что такое чистые вещества и . смеси;
- чем чистые вещества отличаются от смесей;
-разделение смесей с помощью практических опытов.)
Изучение нового материала:
Леонардо да Винчи сказал-
«Знания не проверенные опытом, бесплодны и полны ошибок»
Как вы понимаете это выражение.
И мы сегодня будем опытным путём добывать знания.
Давайте вновь, обратим внимание на предметы стоящие на столе. На какие две группы мы их разделили (Чистые вещества и смеси). Глядя на эти вещества, сформулируйте определения: 1в-чистое вещество, 2в-смесь. Запишите в тетради.
Чистые вещества – вещества, которые обладают постоянными физическими свойствами.( состоят из одного компонента)
Смесь - это система, состоящая из двух и более компонентов, находящихся в контакте друг с другом.
Посмотрите на две эти колбы: с солёной водой и вода с глиной. Это обе смеси, но чем они будут отличаться?
Все смеси делятся: на однородные и неоднородные. (чертим схему)
Смеси
Однородные- Определение (смеси, в которых даже при помощи микроскопа нельзя обнаружить частицы веществ.) Примеры: (сахар в воде, воздух, соль в воде, морская вода) | Неоднородные- Определение (смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа можно заметить частицы веществ.) Примеры: (глина с водой, молоко, туман, смесь серы и железа, порошок, зубная паста.) |
Откройте страницу 83 вашего учебника и прочитав третий и четвёртый абзац, сформулируйте определение и дополните вашу схему, согласно образцу на доске. Опираясь на схему разделите смеси, стоящие на столе на 2 группы.
Как вы думаете, в природе, на производстве, в быту чаще встречаемся с чистыми веществами или смесями? Для чего нужны чистые вещества и смеси?
В лабораторной практике, и в повседневной жизни очень часто из смесей приходится получать отдельные компоненты. С помощью каких методов, каким образом можно разделить смеси, т.е. получить отдельные компоненты из смеси? Сейчас вы самостоятельно проведёте опыты и предложите способы разделения смесей. (смеси разные по сложности и составу компонентов) А полученной информацией поделитесь со своим одноклассниками. Чтобы вы не запутались в лотках лежат инструкции.
Способы разделения неоднородных смесей.
Работа по уровням сложности. (приложение):
1а уровень – разделение смеси воды и соли.
1б- смесь песка и древесных опилок
2а уровень - серы и железных опилок с помощью магнита
2б-смесь серы и песка
3 уровень – разделение смеси серы, железных опилок и песка
4уровень(олимпиадное задание) –смесь железных и древесных опилок, песка, соли.
Учащиеся выполняют лабораторные опыты. После выполнения опыта, представители от каждого ряда, заполняют кластер на доске и рассказывают о своем ходе работы.
(кластер на доске) Способы разделения неоднородных смесей: после составления схемы на доске, вклеивают себе в тетрадь.
- Закрепление: (задания раздаются с учетом возможностей учащихся)
- Определить к какому типу смеси относятся следующие примеры: морская вода, воздух, глина с водой, туман, облака, соль в воде, молоко, нефть, вода и растительное масло, трубопроводная вода.
- Вы зачерпнули со дна реки мутную воду и набрали смесь воды с песком, а вам нужна прозрачная вода. Как вы поступите? Определите тип смеси и способы ее разделения.
- Определите, какие способы разделения смеси перечислены в отрывке сказки «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского: «Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да, еще какая затейница: коли вода не чиста, так свернет лист бумаги, наложит в ее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин, да нальет в нее воды. А вода-то, знай себе проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная».
- работа с классом: дают определения: чистое вещество, простое вещество, смесь, сложное вещество.
- Домашнее задание:
- Прочитать § 23, выучить определения терминов: однородная смесь, неоднородная смесь, чистое вещество.
- Составить план очистки поваренной соли от песка.
5- выставление оценок за урок
6-рефлексия – на столах кружочки из самоклеющейся бумаги разного цвета: красный - на уроке мне было всё понятно, фиолетовый – на уроке я понял не всё, белый – мне было трудно понять материал.
Детям даётся лист, на котором изображена колба, на этот лист учащиеся наклеивают кружок определенного цвета, в конце определяют, что получилось, чистое вещество или смесь.
Предварительный просмотр:
Способы разделения смесей |
глина с водой молоко сера с железом стиральный порошок зубная паста сладкая вода воздух солёная вода алюминиевая фольга гранулы цинка медная проволока железо | глина с водой молоко сера с железом стиральный порошок зубная паста сладкая вода воздух солёная вода алюминиевая фольга гранулы цинка медная проволока железо | глина с водой молоко сера с железом стиральный порошок зубная паста сладкая вода воздух солёная вода алюминиевая фольга гранулы цинка медная проволока железо | глина с водой молоко сера с железом стиральный порошок зубная паста сладкая вода воздух солёная вода алюминиевая фольга гранулы цинка медная проволока железо |
глина с водой молоко сера с железом стиральный порошок зубная паста сладкая вода воздух солёная вода алюминиевая фольга гранулы цинка медная проволока железо | глина с водой молоко сера с железом стиральный порошок зубная паста сладкая вода воздух солёная вода алюминиевая фольга гранулы цинка медная проволока железо | глина с водой молоко сера с железом стиральный порошок зубная паста сладкая вода воздух солёная вода алюминиевая фольга гранулы цинка медная проволока железо | глина с водой молоко сера с железом стиральный порошок зубная паста сладкая вода воздух солёная вода алюминиевая фольга гранулы цинка медная проволока железо |
сульфат меди (II) с водой,
растительное масло с водой,
вода ЧИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА
вещества смешанные с другими веществами
Определить к какому типу смеси относятся следующие примеры: морская вода, воздух, глина с водой, туман, облака, соль в воде, молоко, нефть, вода и растительное масло, | Вы зачерпнули со дна реки мутную воду и набрали смесь воды с песком, а вам нужна прозрачная вода. Как вы поступите? Определите тип смеси и способы ее разделения. |
Определить к какому типу смеси относятся следующие примеры: морская вода, воздух, глина с водой, туман, облака, соль в воде, молоко, нефть, трубопроводная вода. | Вы зачерпнули со дна реки мутную воду и набрали смесь воды с песком, а вам нужна прозрачная вода. Как вы поступите? Определите тип смеси и способы ее разделения. |
Определите, какие способы разделения смеси перечислены в отрывке сказки «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского: «Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да, еще какая затейница: коли вода не чиста, так свернет лист бумаги, наложит в ее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин, да нальет в нее воды. А вода-то, знай себе проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная». | Определите, какие способы разделения смеси перечислены в отрывке сказки «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского: «Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да, еще какая затейница: коли вода не чиста, так свернет лист бумаги, наложит в ее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин, да нальет в нее воды. А вода-то, знай себе проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная». |
Определить к какому типу смеси относятся следующие примеры: морская вода, воздух, глина с водой, туман, облака, соль в воде, молоко, нефть, трубопроводная вода. | Вы зачерпнули со дна реки мутную воду и набрали смесь воды с песком, а вам нужна прозрачная вода. Как вы поступите? Определите тип смеси и способы ее разделения. |
Определите, какие способы разделения смеси перечислены в отрывке сказки «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского: «Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да, еще какая затейница: коли вода не чиста, так свернет лист бумаги, наложит в ее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин, да нальет в нее воды. А вода-то, знай себе проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная». | Определите, какие способы разделения смеси перечислены в отрывке сказки «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского: «Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да, еще какая затейница: коли вода не чиста, так свернет лист бумаги, наложит в ее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин, да нальет в нее воды. А вода-то, знай себе проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная». |
Разделение смеси водного раствора соли.
Оборудование и реактивы: смесь водного раствора соли, стеклянная палочка предметное стекло, пробиркодержатель, спиртовка, спички, химический стакан.
Ход работы:
Закрепите предметное стекло в пробиркодержателе. Зажгите спиртовку. Небольшое количество солёной воды стеклянной палочкой нанесите на предметное стекло. С помощью пробиркодержателя внесите предметное стекло в верхнюю часть пламени и выпарите соль из воды.
Вывод:
Выделить соль из водного раствора можно при помощи ..
Работа 2а.
Разделение смеси порошка серы и железных опилок действием магнита.
Оборудование и реактивы: смесь порошка серы и железных опилок, магнит, чашка Петри, лист бумаги, 2 химических стакана, вода, ложечка, смесь порошка серы и песка.
Ход работы:
Закройте чашку Петри листом бумаги. Поднесите к листу бумаги магнит. Железные опилки притянутся к листу бумаги действием магнита, а в чашке останется порошок серы. Перенесите лист бумаги с магнитом и притянутыми железными опилками в чистую чашку. Положите лист бумаги с опилками и уберите магнит. В чашке останутся железные опилки.
Вывод: 1.разделение смеси порошка серы и железных опилок основано на
действии. .
Работа 2б.
Разделение смеси порошка серы и песка.
Ход работы:
Смесь порошка и серы с песком пересыпьте в стакан с водой. Песок осядет на дно, а сера останется на поверхности. Соберите порошок серы ложечкой в чистую посуду.
Вывод:
1. разделение смеси порошка серы и песка основано на разнице плотности веществ, проводилась методом .
Работа 3
Разделение смеси порошка серы, железных опилок и песка
Оборудование и реактивы: смесь порошка серы, железных опилок и песка, магнит, чашка, лист бумаги, 2 химических стакана, вода, ложечка, смесь порошка серы и песка.
Ход работы:
Высыпите смесь на лист бумаги. Поднесите к листу бумаги другой лист с магнит. Железные опилки притянутся к листу бумаги действием магнита, а в чашке останется порошок серы с песком. Перенесите лист бумаги с магнитом и притянутыми железными опилками в чистую чашку. Положите лист бумаги с опилками и уберите магнит. В чашке останутся железные опилки. Смесь порошка и серы с песком пересыпьте в стакан с водой. Песок осядет на дно, а сера останется на поверхности. Соберите порошок серы ложечкой в чистую посуду.
Вывод:
1. разделение смеси порошка серы и железных опилок основано на действии ………..
2. разделение смеси порошка серы и песка основано на разнице ……………….
Работа 4
Разделение смеси железа, древесных опилок и соли.
Оборудование и реактивы: смесь, железных и древесных опилок и соли, магнит, чашка, лист бумаги, 2 химических стакана, вода, ложечка, спиртовка, проборкодержатель, бумажный фильтр.
1. Магнитом собрать железные опилки (Поднесите к листу бумаги другой лист с магнит. Железные опилки притянутся к листу бумаги действием магнита, а в чашке останется древесные опилки с солью)
2 В оставшуюся смесь добавить воды, древесные опилки всплывут. Собрать их ложечкой.
3. Закрепите предметное стекло в пробиркодержателе. Зажгите спиртовку. Небольшое количество солёной воды стеклянной палочкой нанесите на предметное стекло. С помощью пробиркодержателя внесите предметное стекло в верхнюю часть пламени и выпарите соль из воды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку химии 8 класс "Классификация неорганических веществ"
Данная презентация используется учителем для более полного раскрытия темы "Классификация неорганических веществ"...
Методическая разработка урока химии 9 класс по теме Железо – простое вещество.
Данное занятие может быть проведено с обучающимися в 9 классе, по любой авторской программе. Проведение занятия построено на применении методических приемов ТРКМ (Технологии развития...
Презентация к уроку химии 8 класс по теме "Растворение. Растворимость веществ в воде"
Презентация к уроку 8 класса по химии по теме "Растворение. Растворимость веществ в воде", можно использовать при объяснении нового материала. Первый урок по данной теме....
План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Чистые вещества и смеси»
Создание условий для обобщения и систематизации учебной информации через использование технологии критического мышления...
Конспект урока химии 8 класс Раздел: Растворение. Растворы. Свойства растворенных электролитов. Тема: « В мире неорганических веществ».
Цель:- Закрепить знания учащихся о причинах многообразия веществ, общенаучном понятии «классификация».- Продолжить формирование умений устанавливать существенные признаки, лежащие в основе классификац...
Учебный предмет "Введение в химию", урок в 7 классе, тема "Чистые вещества и смеси"
Каждый ученик должен четко представлять понятия «чистое вещество», «смесь», знать способы разделения смесей, находить причинно-следственные связи, формулировать выводы на основ...
урок химии 8 класс Предмет химии.Вещества.
Предмет химии.Вещества....