РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Подготовка к ОГЭ по химии»
рабочая программа по химии
Пояснительная записка
Программа «Подготовка к ОГЭ по химии» составлена на базе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089).
Она разработана для учащихся 9 классов и рассчитана на __ часа. Рабочая программа отражает содержание основных учебных требований к результатам обучения, которые могут быть достигнуты, исходя из учебного времени, выделенного на его изучение в примерном тематическом плане.
Рабочая программа служит для составления рабочего тематического плана по подготовке учащихся к ОГЭ по химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОГЭ Химия | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №29
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНО
Решением педагогического совета
от __________ 2021 года протокол №_____
Председатель _________________________
(подпись руководителя) ФИО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «Подготовка к ОГЭ по химии»
по ____ Химия ____
Уровень образования (класс) ____ основное общее образование (9 класс) ____
Количество часов ____ 34 ____
Учитель ____ Смирнова Елена Юрьевна ____
Пояснительная записка
Программа «Подготовка к ОГЭ по химии» составлена на базе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089).
Она разработана для учащихся 9 классов и рассчитана на __ часа. Рабочая программа отражает содержание основных учебных требований к результатам обучения, которые могут быть достигнуты, исходя из учебного времени, выделенного на его изучение в примерном тематическом плане.
Рабочая программа служит для составления рабочего тематического плана по подготовке учащихся к ОГЭ по химии.
Цели и задачи курса:
- изучение основных тематических разделов, необходимых для успешной сдачи Основного Государственного Экзамена по химии.
-закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по неорганической и общей химии соответствующих требованиям общего государственного экзамена;
- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
- ознакомление учащихся с.типовыми вариантами ОГЭ по химии.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Требования к уровню подготовки, проверяемых на основном государственном экзамене по химии
Перечень требований к уровню подготовки, проверяемых на основном государственном экзамене по химии, составлен на основе требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Знать/понимать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций.
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии; характерные признаки важнейших химических понятий; о существовании взаимосвязи между важнейшими химическими понятиями.
смысл основных законов и теорий химии: атомно-молекулярная теория; законы сохранения массы веществ, постоянства состава; Периодический закон Д.И. Менделеева; первоначальные сведения о строении органических веществ химические элементы; соединения изученных классов неорганических веществ; органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза.
Объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в Периодической системе Д.И. Менделеева, к которым элемент принадлежит; закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов; сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена.
Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ;
химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей); взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных представителей органических веществ.
Определять/классифицировать: состав веществ по их формулам; валентность и степень окисления элемента в соединении; вид химической связи в соединениях; принадлежность веществ к определенному классу соединений; типы химических реакций; возможность протекания реакций ионного обмена; возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ: с кислородом, водородом, металлами, водой, основаниями, кислотами, солями.
Составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций.
Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием.
Проводить опыты / распознавать опытным путем: подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ; по получению, собиранию и изучению химических свойств неорганических веществ; газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; кислоты, щелочи и соли по наличию в их растворах хлорид-,сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония.
Вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами; объяснения отдельных фактов и природных явлений; критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
Содержание курса.
Тема 1. Вещество.
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды. Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов. Чистые вещества и смеси. Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.
Тема 2. Химическая реакция.
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних). Реакции ионного обмена и условия их осуществления. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Тема 3. Элементарные основы неорганической химии.
Представления об органических веществах. Химические свойства простых веществ. Химические свойства простых веществ-металлов: щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа. Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Химические свойства сложных веществ. Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных. Химические свойства оснований. Химические свойства кислот. Химические свойства солей (средних). Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Первоначальные сведения об органических веществах. Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен. Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая). Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы.
Тема 4. Методы познания веществ и химических явлений.
Экспериментальные основы химии. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-,сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак). Получение и изучение свойств изученных классов неорганических веществ. Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций. Вычисления массовой доли химического элемента в веществе. Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Тема 5. Химия и жизнь.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Тематическое планирование.
Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
Тема 1. Вещество. | 6 |
Тема 2. Химическая реакция. | 7 |
Тема 3. Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах. | 7 |
Тема 4. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии. | 9 |
Тема 5. Химия и жизнь. | 5 |
Итого: | 34 |
Перечень рекомендуемой литературы
- Учебное пособие "ОГЭ 2019. Химия. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания"
2. Подготовка к ОГЭ по химии 2019. «ОГЭ. ФИПИ – школе», 2018.
3. Химия. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. 9 класс, Ю.Н. Медведев, Издательство: АСТ, 2016г.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения ___________ _______________
________________ СОШ№29 Подпись ФИО
от ______ 20 ___ года № ____ ____________ 20 ____ года
__________ _______________
Подпись ФИО
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________________________
Подпись ФИО
30 августа 2021 года ____________
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №29
муниципального образования Темрюкский район
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по биологии»
по ____ Химии ____
Класс ____ 9 ____
Учитель ____ Смирнова Елена Юрьевна ____
Количество часов: всего ____ 34 ____ часов; в неделю ____ 1 ____ часов;
Планирование составлено на основе рабочей программы
учителя биологии и химии Смирновой Елены Юрьевны, утверждена решением педагогического совета №1 от 30 августа 2021 ____________________________________
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по химии» 9 класс (34 ч.)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
По плану | По факту | ||||
1 | ОГЭ - что это такое? | 1 | 08.09. | ||
2 | Строение атома. | 1 | 15.09. | ||
3 | Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева | 1 | 22.09. | ||
4 | Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева | 1 | 29.09. | ||
5 | Тестирование по теме «Строение атома и периодический закон». | 1 | 06.10. | ||
6 | Тестирование по теме «Химическая связь» | 1 | 13.10. | ||
7 | Степень окисления химических элементов. | 1 | 20.10. | ||
8 | Тестирование по теме «Степень окисления» | 1 | 27.10. | ||
9 | Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. | 1 | 10.11. | ||
10 | Тестирование по теме «Основные классы неорганических веществ» | 1 | 17.11. | ||
11 | Химические реакции. Классификация химических реакций | 1 | 24.11. | ||
12 | Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | 31.11. | ||
13 | Тестирование по теме «Окислительно-восстановительные реакции». | 1 | 08.12. | ||
14 | Электролиты и неэлектролиты | 1 | 15.12. | ||
15 | Электролитеческая диссоциация кислот, щелочей, солей. | 1 | 22.12. | ||
16 | Ионные уравнения реакции | 1 | 29.12. | ||
17 | Тестирование по теме «Электролитическая диссоциация. Ионные уравнения реакции» | 1 | 12.01. | ||
18 | Химические свойства металлов и неметаллов. | 1 | 19.01 | ||
19 | Химические свойства оксидов. | 1 | 26.01 | ||
20 | Химические свойства оснований. | 1 | 02.02. | ||
21 | Химические свойства кислот. | 1 | 09.02 | ||
22 | Химические свойства солей | 1 | 16.02. | ||
23 | Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. | 1 | 02.03 | ||
24 | Тестирование по теме «Химические свойства основных классов неорганических веществ» | 1 | 09.03. | ||
25 | Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. | 1 | 16.03. | ||
26 | Тестирование по теме «Правила ТБ. Лабораторное оборудование и посуда». | 1 | 30.03. | ||
27 | Определение характера среды раствора кислот и щелочей. Качественные реакции. Получение газообразных веществ. | 1 | 06.04. | ||
28 | Тестирование по теме «Качественные реакции на различные ионы и газообразные вещества» | 1 | 13.04. | ||
29 | Вычисление массовой доли химического элемента в веществе. Вычисление массовой доли вещества в растворе | 1 | 20.04 | ||
30 | Расчеты по химическому уравнению. | 1 | 27.04. | ||
31 | Первоначальные сведения об органических веществах. | 1 | 04.05. | ||
32 | Тестирование по теме «Органическая химия». | 1 | 11.05. | ||
33 | Химия и жизнь. | 1 | 18.05. | ||
34 | Тестирование итоговое за курс химии 9 класс. | 1 | 25.05 | ||
Итого: | 34 часа |
Перечень учебно – методического обеспечения
1. Химическое оборудование:
- таблицы: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, «Растворимость кислот, оснований, солей в воде», «Электрохимический ряд напряжения металлов», «Ряд электроотрицательности неметаллов», «Инструктаж по технике безопасности», «Строение атомов металлов», портреты великих химиков;
- модели: атомов различные веществ, кристаллических решеток металлов, КР алмаза, графита, модель молекулы S8;
- лабораторное оборудование, посуда и приборы: склянки с пробками, пробирки, колбы, химические стаканы, ступки, мерные цилиндры, мензурки, фарфоровые и металлические шпатели или ложечки, металлические штативы с лапками и кольцами, небольшие пластмассовые штативы для пробирок, пробиркодержатели, огнеупорные подставки, стеклянные трубки, палочки, воронки, весы с разновесами;
- химические реактивы для проведения эксперимента.
2. Компьютерные программы и интернет – ресурсы:
- CD – Химия – 21 век;
- Образовательная коллекция. Химия для всех – XXI: Решение задач;
- Электронный справочник «Кирилла и Мефодия»;
- Alhimik www.alhimik.ru;
- Конспекты по химии для школьников www. chemistry.r2.ru,www.khimia.h1.ru;
- Химия для всех www.informika.ru;
- Химия для Вас www.chem4you.boom.ru;
- Химия. Образовательный сайт для школьников www.hemi.wallst.ru;
- Уроки химии Кирилла и Мефодия.
Дополнительная литература
1. Богданова Н.Н. Химия. Лабораторные опыты 8 – 11 кл. – М.: Астрель АСТ, 2001.
2. Большой справочник. Химия – М.: Дрофа, 2008.
3. Зуева М.В., Гара Н.Н. Школьный практикум. Химия. 8-9 кл. – М.: Дрофа, 2007;
4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2400 задач и упражнений для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2015;
5. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. Тесты для школьников и поступающих в вузы. – М.: Издательство «Экзамен», 2017;
6. Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической химии. – М.: Просвещение, 1997;
7. Химия. 9 кл. Подготовка к итоговой аттестации – 2017: учебно-метод.пособие / под ред. В.Н.Доронькина. – Ростов н/ Дону: Легион, 2012;
8. Химия в тестах, задачах и упражнениях. 8-9 кл. / О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова. – М.: Дрофа, 2015;
9. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: РИА «Новая волна», 2014
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Элективный курс ____ «Подготовка к ОГЭ по химии» ____
Класс ____ 9 ____
Учитель ____ Смирнова Елена Юрьевна ____
2021 - 2022 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | по факту | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по математике"
Программа составлена на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы. (Приказ Министерства образов...
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по химии»
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по химии» предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).Основной акцент при разработке программы курса делается на ре...
Рабочая программа элективного курса "Решение задач по общей химии"
Рабочая программа элективного курса для 11 класса. Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Программа расчитана на 34 часа....
Рабочая программа элективного курса: «Решение расчетных задач по химии» для учащихся 10 класса
ПРОГРАММА элективного курса: «Решение расчетных задач по химии» ориентирована для учащихся 10 А класса хим-биопрофиля...
Рабочая программа Элективный курс "Подготовка к ЕГЭ по химии"
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по химии» предназначен для учащихся 11 класса. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по химии»
Пояснительная запискаПрограмма «Подготовка к ЕГЭ по химии» составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», разработана на основе федерального компонента государственно...