Исследовательская деятельность учащихся по химии
методическая разработка по химии

Машеева Мария Дашеевна

Профессиональная компетентность учителя определяется опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к самообразованию, к самосовершенствованию, к творческому отношению к делу. Сегодня учитель является проводником изменений в образовании и работает в условиях перемен: увеличения объёма научно-методической и научно-исследовательской составляющих в структуре педагогической деятельности.  Велением времени вызвана необходимость овладения учителями исследовательскими компетенциями. Исследовательская деятельность позволяет расширить множество необходимых в профессиональной деятельности умений и навыков, т.к. является средством развития интеллектуальных умений, которые, в свою очередь, в какой-то мере обеспечивает успешность любой деятельности, в частности профессиональной педагогической. Поэтому необходимо формирование такого элемента, как исследовательские умения или исследовательская компетентность, которая может универсальным способом решения любой задачи профессиональной педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_uchashchihsya_po_himii.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность учащихся по химии

(из опыта работы учителя химии МБОУ «Оерская СОШ»

Республики Бурятия Машеевой М.Д.)

Профессиональная компетентность учителя определяется опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к самообразованию, к самосовершенствованию, к творческому отношению к делу. Сегодня учитель является проводником изменений в образовании и работает в условиях перемен: увеличения объёма научно-методической и научно-исследовательской составляющих в структуре педагогической деятельности.  Велением времени вызвана необходимость овладения учителями исследовательскими компетенциями. Исследовательская деятельность позволяет расширить множество необходимых в профессиональной деятельности умений и навыков, т.к. является средством развития интеллектуальных умений, которые, в свою очередь, в какой-то мере обеспечивает успешность любой деятельности, в частности профессиональной педагогической. Поэтому необходимо формирование такого элемента, как исследовательские умения или исследовательская компетентность, которая может универсальным способом решения любой задачи профессиональной педагогической деятельности.

Здесь существует одна из проблем: нужен учитель, который может и хочет делать, т.е. речь идет о симбиозе профессионализма и мотивации преподавателя. Исследовательская деятельность (а тем более научно-исследовательская деятельность) требует определенной подготовки, как ученика, так и учителя. В этой совместной работе успех зависит от каждого из её участников. Вполне естественно, что основная доля ложится на руководителя работы, исполняющего в данном случае роль ведущего, более опытного участника.

Под руководством учителя, учащиеся могут выполнять проектную, исследовательскую или творческую работу с глубоким анализом первоисточников и поиском решений для самореализации собственной идеи.

Высокая мотивированность к выполнению научно-исследовательской работы является основой для получения высоких результатов и реализации своих интеллектуальных способностей. Эффективность организации научно-исследовательской работы школьников на раннем этапе обучения подтверждается высоким уровнем научных мероприятий. на которых с докладами выступают школьники, занимающиеся научно-исследовательской работой под руководством учителя.

Интегрирование тематики выполняемых учащимися научно-исследовательской работ с общеобразовательными дисциплинами является одной из важнейших методических особенностей в формировании личностных характеристик будущего высоко квалицированного специалиста. Через непосредственное использование усвоенных на занятиях знаний по различным дисциплинам, при решении собственной творческой задачи, достигается практическое закрепление полученных сведений. При этом происходит осознание неразрывности связей между различными областями знаний, ощущение целостной картины окружающего мира, а собственное исследование оценивается как неотъемлемая часть общего процесса познания.

Такая работа направляет учащихся самостоятельно мыслить, оценивать свою деятельность и её результаты, что крайне необходимо для осознания личностью возможностей самореализации. Наличие публикаций, выступление на конференциях, участие в какой – либо исследовательской деятельности делают учащихся более конкурентоспособными среди студентов первых курсов любого вуза: приобретенные исследовательские навыки выгодно выделяют их среди других и способствуют более быстрому формирования профессионального статуса.

Принципы исследовательской деятельности

В современном обществе становление квалифицированного специалиста невозможно без формирования компетенций, необходимых для выполнения будущих профессиональных задач. В настоящее время становится очевидным, что навыки исследовательской деятельности необходимы не только тем, кто в дальнейшем свяжет свою жизнь с наукой, но и любому человеку. Мотивация к исследовательской деятельности – главная задача современного педагогического и научного общества. Исследовательская деятельность может послужить отправной точкой к возникновению интереса к химической науке.

Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т.е. осознает смысл и результат своих усилий. (Осницкий, 1986). Только те знания, которые добыты исследовательским путем, становится прочно усвоенными и осознанными, образующими научную картину мира в сознании ребенка (Верзилин, 1955). Учащийся ориентируется на рефлексивное восприятие материала, формирует умение ставить перед собой проблему, сравнивает и выбирает информационный материал, переводит знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий.

Исследовательская деятельность ставит учащихся в ситуацию, когда он вынужден самоопределяться, проектировать собственную предметную деятельность, продумывать и организовывать условия для ее осуществления, что способствует культурному самоопределению (Леонтович, 2001). Впоследствии приобретённый опыт он переносит на свои поступки в обыденной жизни.

Исследовательская деятельность для реализации педагогического потенциала должны строиться на принципах: доступности, естественности, осмысленности, самодеятельности, экспериментальности и культуросообразности. Системообразующим принципом является принцип самодеятельности. Ребенок может овладеть ходом исследования только через собственный опыт.

Позитивного результата не будет. если у учащегося не возникнет потребности исследования. По моим наблюдениям это происходит тогда, когда если проблема ему не по силам. Таким образом, необходим принцип доступности. Занятие исследовательской деятельностью предполагает освоение учащимися материала, выходящего за рамки школьного учебника. Чтобы установить и поддерживать уровень трудности материала нужно дать возможность ученику самому выбрать тему своего исследования. Выполнение задания и доведение до конца погружает ребенка в ситуацию успеха от результатов своей деятельности.

Следующим принципом организации исследовательской деятельности является принцип экспериментальности, который существует в педагогике Я.А. Коменского, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, как принцип наглядности. Учащиеся познают свойства вещества и явления не только зрением, но и с помощью других анализаторов. Лучше всего ученик будет развиваться в лабораторном исследовании, где изучает мир не по книгам, а какой он на самом деле.

Для того, чтобы знания стали личностными ценностями, они должны осознаваться и осмысливаться учеником, т.е. деятельность должна строиться на принципах осмысленности.

Осмысление проблемы, цели, задачи происходит в том случае, когда формируются причинно-следственные связи между компонентами исследования, когда ученик самостоятельно своими словами может сформулировать и объяснять главные теоретические идеи, применять теорию для объяснения частных явлений. Процесс осмысления знаний связан с проведением сложных мыслительных операций, как синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение. В этом случае учащиеся способны переносит знания в новые ситуации. Принцип осмысленности позволяет перейти учащимся культуросообразно к науке, т.е. использовать опыт, методы, подходы, накопленные предыдущими поколениями. Таким образом, использование принципа осмысленности, требует реализации принципа культуросообразности.

 Ведущими средствами для достижения поставленных целей являются: насыщение практических занятий эмоциональным содержанием, включение исследовательских заданий по мировоззренческой проблематике, приближенных к реальной ситуации, создание ситуации успеха.

В своей работе ставлю цель – обучить учащихся методам, принципам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания. Даю возможность самореализоваться через решение задач научного характера. Такая деятельность будет называться научно-исследовательской.

Например: ученица Х.В. заинтересовалась витамином С. Отсюда у нас тема вышла «Определение витамина С в некоторых овощах и фруктах». Дала задание искать материал о витамине С, найти методику определения витамина С в разных источниках. Под моим руководством готовила растворы нужных реактивов, проводила эксперимент, тем самым ученица овладела методами определения. Таким путем обучаю учащихся методам, принципам и способам научного исследования и в результате научное исследование с необходимой новизной и элементами открытия. Ежегодно в течение ряда лет, учащиеся успешно выступают со своими работами на научно-практических конференциях разного уровня (районного до российского). Все это позволило ученице поступить в престижный вуз, заниматься научной работой с первого курса и в дальнейшем защитить диссертацию на степень кандидата химических наук.  

  Мнения наших коллег и наблюдения за учащимися позволяет сделать вывод том, что исследовательская деятельность позитивно влияют на учащихся. Старшеклассники, вовлеченные в исследовательскую деятельность, внимательнее слушают, наблюдают, отвечают на вопросы и формулируют их, грамотнее анализируют и оценивают факты, события, явления, пишут хорошо конспект и реферат. Сами учащиеся отмечают повышение степени самостоятельности в своей учебной деятельности, применяют знания в разнообразных видах деятельности. В результате – повышение качества знаний и способность к самореализации.

Литература:

  1. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование. – 1999. №10.
  2. Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. – М: Народное образование, 2001.
  3. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Школьные технологии. – 2004. - №4.
  4. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. Уроки мастерства., М.: «Глобус»,2007.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме:"Проектно- исследовательская деятельность учащихся по химии во внеурочное время " (презентация)

Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.Вы...

Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".

Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....

Статья. Роль исследовательской деятельности учащихся в формировании экологической компетентности учащихся при изучении химии.

Статья посвящена актуальной проблеме современного общества - экологической безопасности.Исходя из этого целью школьного экологического образования и воспитания являются:формирование высокой культуры п...

Учебно -исследовательская деятельность учащихся по химии

P { margin-bottom: 0.21cm; } «Единственный путь, ведущийк знаниям — это деятельность»Б. ШоуОдной из форм организации деятельности учащихся, позволяющей максимально приближать обучение к жизни, яв...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Опыт проектно-исследовательской деятельности учащихся по химии как средство развития самостоятельной познавательной активности начал формироваться в МОУ СОШ №2 г. Лузы Кировской области в ходе реализа...

Статья «Исследовательская деятельность учащихся по химии в рамках предпрофильного обучения»

Учебно-исследовательская деятельность - один из методов современного обучения, который является одной из перспективных форм деятельности школьников в рамках современного образовательного процесс...

Организация исследовательской деятельности учащихся по химии

Одной из форм организации деятельности учащихся, позволяющей максимально приближать обучение к жизни, является исследовательская работа.  Учебно-исследовательскую работу в школе я начинаю та...