Организация исследовательской деятельности учащихся по химии
статья по химии по теме
Одной из форм организации деятельности учащихся, позволяющей максимально приближать обучение к жизни, является исследовательская работа.
Учебно-исследовательскую работу в школе я начинаю так: первое - создание проблемных ситуаций на уроке, затем поиск решения как теоретический, так и через эксперимент, анализ полученных результатов, наблюдений, затем выводы и обобщения. Такой несложный механизм технологии учебно-исследовательской работы можно начинать с первых уроков химии. . Ежегодно образуется группа учащихся, которых я увлекаю интересными темами исследований:
« Охрана окружающей среды. Воздух .», «Анализ качества воды Называевского района»,
« Исследование амилазы слюны», «Анализ качества молока ОСХПК « ЛАСТОЧКА», «Биохимические свойства хлеба». Работы учащихся отличаются четким логическим изложением с элементами научности, убедительностью рассуждений, оригинальностью мышления, достоверностью результатов. В чем причина такого успеха ребят? Прежде всего, в умении логически мыслить, работать с литературой, ресурсами Интернета, применение своих знаний предмета химии, целеустремленности. Приобщаясь к научно-исследовательской работе, Исследовательская деятельность позитивно влияет на процесс становления личности ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_issledovatelskoy_deyatelnosti.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация исследовательской деятельности учащихся по химии
учитель химии МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1
г. Называевска Омской области»
Казакова Наталья Вадимовна
«Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность»
Б. Шоу
За последние десятилетия проблемы загрязнения окружающей среды приняли глобальный характер. Мы живем в период, когда экологические проблемы стали актуальнее, чем проблемы сохранения мира на планете. Потребительское, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование, экологическая безграмотность привели к сильному загрязнению всех природных сред. Для решения экологических проблем ученые выделяют несколько задач. Одна из них - это воспитание экологической культуры подрастающего поколения. Основной показатель экологической культуры – это, прежде всего, поступки человека, образ, правила, стиль жизни. Когда человек имеет разумные потребности, бережлив к природным ресурсам, он, без усилий над собой ,занимается озеленением ,соблюдает правила поведения в природе и т.д. Каждый учитель стремится решить поставленные перед собой задачи с помощью различных методов, средств, форм обучения. На мой взгляд, одна из таких задач в настоящее время – воспитание экологически грамотного человека. Когда его знания и жизненная позиция находятся в гармонии. На сегодняшний день в нашей школе отсутствует как предмет – экология. Очень жаль. А ведь мы говорим о всесторонне развитой личности. Конечно, как учитель химии для наиболее полного решения поставленных перед собой задач, опираясь на основные принципы экологического образования, использую различные типы и виды внеклассной работы: экологические конференции, праздники, декады, ролевые игры, исследовательскую деятельность.
Одной из форм организации деятельности учащихся, позволяющей максимально приближать обучение к жизни, является исследовательская работа. Хорошо организованная и систематизированная исследовательская деятельность учащихся способствует не только развитию творческих способностей ребенка, но и мотивирует его на выполнение учебной задачи в целом и, самое главное, способствует его социальной адаптации в среде сверстников, помогает менять его статус в коллективе, позволяет почувствовать собственную значимость.
Поисковый характер урока-исследования вносит в учебный процесс элементы развивающего обучения. Для него характерна опора на конкретный жизненный опыт учащихся, достаточно высокая мотивация через решение особо значимых для школьников проблем, высокая доля самостоятельного поискового труда на уроке, динамичная атмосфера рефлексивного осмысления поиска и инициативная позиция учащихся. На уроках и внеклассных мероприятиях я ставлю следующие цели: 1.Создать условия для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области исследования факторов, влияющих на состояние собственного здоровья. 2. Сформировать умения самостоятельно приобретать и применять знания. 3. Создать условия для развития творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать точку зрения. На таких уроках появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности в решении проблем, а также освоения ими способов деятельности , составляющих коммуникативную и информационные компетенции.
Учебно-исследовательскую работу в школе я начинаю так: первое - создание проблемных ситуаций на уроке, затем поиск решения как теоретический, так и через эксперимент, анализ полученных результатов, наблюдений, затем выводы и обобщения. Такой несложный механизм технологии учебно-исследовательской работы можно начинать с первых уроков химии. Например, в теме: “Что изучает химия? Каков путь изменения этого предмета?”, можно предложить для исследования вопрос: зачем нужно изучать химию? Создается, как бы, мини педагогическая мастерская, где каждый ученик делится своим жизненным опытом, знаниями, которые складываются в совместную научную копилку. То есть мы совместно подходим к осознанию значимости данной науки и можем оценить высказывание нашего знаменитого соотечественника М.В. Ломоносова: “широко распростирает химия руки свои в дела человеческие”. И так, шаг за шагом, от собирания фактов к обобщению, мы осваиваем основные химические понятия и законы. К 9 классу копилка знаний уже достаточна, чтобы перейти к освоению нового этапа учебно-исследовательской деятельности. Ежегодно образуется группа учащихся, которых я увлекаю интересными темами исследований:
« Охрана окружающей среды. Воздух .», «Анализ качества воды Называевского района»,
« Исследование амилазы слюны», «Анализ качества молока ОСХПК « ЛАСТОЧКА», «Биохимические свойства хлеба».
Над выбранной темой учащиеся работают с середины октября до конца февраля. Два года мы работали на энтузиазме. В этом году появился час кружковой работы - «Исследователь окружающей среды». Часть времени идет на ознакомление с литературой, половина – на освоение физико-химических методов исследования, создания простейших лабораторных установок и выполнение эксперимента. Также необходимо время для написания доклада и составление его тезисов, компьютерную обработку результатов и набор текста. Работа в лаборатории позволяет лучше усвоить правила безопасности, освоить широкий спектр навыков по работе с веществами и их анализу, научиться обращаться с различными приборами. Мною ведутся занятия, позволяющие сформировать личность, обладающую элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы. Ученики являются победителями и призерами районных и областных учебно-исследовательских конференций «Белая береза», участвуют в открытой научно-практической конференции «Всемирный день охраны окружающей среды», межрегиональных экологических фестивалях.
Работы учащихся отличаются четким логическим изложением с элементами научности, убедительностью рассуждений, оригинальностью мышления, достоверностью результатов. В чем причина такого успеха ребят? Прежде всего, в умении логически мыслить, работать с литературой, ресурсами Интернета, применение своих знаний предмета химии, целеустремленности. Приобщаясь к научно-исследовательской работе, ученики проявляют интерес к науке, поиску. Одним из самых ответственных и важных моментов учебно-исследовательской работы является выбор темы исследования каждым учащимся. Я предлагаю примерный перечень тем для исследования. При определении тематики ученических исследований необходимо учитывать следующие критерии:
1)актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении;
2)соответствие интересам учащегося-исследователя;
3)реальная выполнимость;
4)возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов, изучаемых избранной наукой;
5)обеспеченность необходимым количеством различных источников.
В данном случае, педагог выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции. Поэтому одной из наиболее существенных задач становится разрешение вопроса о способах формирования внутренней мотивации, то есть переведение внешней необходимости поиска неизвестного во внутреннюю потребность. Исследовательская деятельность позитивно влияет на процесс становления личности ученика. Старшеклассники, включенные в исследовательскую деятельность, проявляют повышенную склонность к самообразованию, грамотнее анализируют и оценивают факты, события, явления, увереннее в своих силах, любознательнее, инициативнее.
Организация исследовательской деятельности старшеклассников способствует и профессиональному росту учителя, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал.
При таком подходе к обучению, у учащихся формируются следующие УУД:
1) личностные: оценивание содержания исследовательской работы, исходя из социальных и личностных ценностей;
2) регулятивные: целеполагание, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, самооценка;
3) познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; выдвижение гипотез и их обоснование; анализ предмета и объекта исследования; синтез как составление целой работы из частей; выбор оснований и критериев для сравнения; классификации объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений и др.;
4) коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская работа создает благоприятные условия для саморазвития личности школьника, формированию у нее ключевых компетенций. В результате – повышение качества образования и способность к определению своего места в мире и реализации своих способностей. [6.с.24]
Исследовать — значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто.
Литература :
1.Александрова Т.К. Возможность реализации профильного обучения в условиях современной гимназии (из опыта гимназии №73 "Ломоносовская гимназия" Выборгского района Санкт-Петербурга). Материалы Всероссийской научно-практической конференции "200 лет Российскому гимназическому образованию". Т1[Текст]/ Т.К. Александрова. - СПб.: Осипов, 2007. С.176
2.Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности[Текст] // VII юношеские чтения им. В.И, Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2000 .С.304
3.Выготский Л.С. Сборник сочинений. [Текст]- М.: Педагогика, 1987 .С.276
4.Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сборник в двух томах./ Под общей ред. А.С. Обухова. Т.1: Теория и методика. -[Текст] М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов "Исследователь", 2007.С.389
5.Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности.[Текст] - М.: Наука, 1988
6. Научно - методический журнал « Химия в школе» №3 2004
7.М.В. Высоцкая «Экология» элективные курсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....
Организация исследовательской деятельности учащихся в обучении химии
Единственный путь, ведущийк знанию, - это деятельность.Бернард ШоуВ основе Федерального Государственного Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который ориентирует учебно-воспитательный проце...
Из опыта работы учителя химии МКОУ "Залининская СОШ" Журавлевой Людмилы Юрьевны по организации исследовательской деятельности учащихся.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся по химии: на уроках, элективных курсах, курсах по выбору, в объединении "Занимательная химия"-из опыта работы....
Статья на тему "Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении химии"
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить таким важным умением, как уме...
методическая разработка "Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время "
В данной работе рассматривается актуальный материал по применению исследований на уроках химии и внеурочное время. Главной идеей образования в последние годы...
Организация исследовательской деятельности учащихся в современной образовательной организации
В материале раскрываются теоретические основы исследовательской деятельности учащихся, а также рассматривается практический опыт учителя Сергеевой Ирины Николаевны....