Конспект по химии "Атом, молекулы и ионы"
план-конспект занятия по химии (8 класс)
Основы атомно-молекулярного учения впервые были изложены Ломоносовым в так называемой корпускулярной теории строения вещества.
Согласно представлениям Ломоносова, все вещества состоят из мельчайших «нечувствительных» частичек, физически неделимых и обладающих способностью взаимного сцепления. Более мелкие «элементы» (атомы), а более крупные - «корпускулы» (молекулы). Каждая корпускула имеет тот же состав, что и все вещество. Химически разные вещества имеют и разные по составу корпускулы. Существуют корпускулы однородные и разнородные. Причиной различия веществ Ломоносов считал не только различие в составе корпускул, но и различное расположение элементов в корпускуле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_atom_molekuly.docx | 24.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Пигари»
Разработка урока по Химии 8 класс
Автор учебника : Габриэлян О.С
Тема урока: Атомы, молекулы и ионы.
Учитель химии: Андреева Ольга Сергеевна
Тип урока: Освоение новых знаний
Цели урока: Используя знания учеников о строении вещества, подойти к рассмотрению атома как сложной частице; рассмотреть строение атома; ввести новые понятия: электрон, протон, нейтрон; сформировать знания о молекулах, атомно-молекулярном учении в химии и его значении; изучить образование ионов.
Задачи :
Образовательные: познакомить с понятиями «атом», «молекула», «ион».
Развивающие: продолжать развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, осознанно и обоснованно вести диалог, делать выводы.
Воспитательные: освоить регулятивные и коммуникативные УУД (воспитывать стремление к самообразованию и самосовершенствованию, прививать умение сотрудничества и объективного оценивания своей работы и работы других учащихся).
Планируемые результаты обучения:
Личностные: сформировать учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи
Предметные: сформировать знания о составе атома и атомного ядра, ионов и молекул.
Метапредметные: формулировать собственное мнение и позицию; умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию, уметь использовать знаково- символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, уметь самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия; составлять конспект по прочитанному тексту, применять знания физики и русского языка.
Основные понятия, изучаемые на уроке : атом, ядро атома, протон, электрон, нейтрон, молекулы, ионы.
Ход урока
- Орг. Момент.
- Повторение
Слово Учителя : Основы атомно-молекулярного учения впервые были изложены Ломоносовым в так называемой корпускулярной теории строения вещества.
Согласно представлениям Ломоносова, все вещества состоят из мельчайших «нечувствительных» частичек, физически неделимых и обладающих способностью взаимного сцепления. Более мелкие «элементы» (атомы), а более крупные - «корпускулы» (молекулы). Каждая корпускула имеет тот же состав, что и все вещество. Химически разные вещества имеют и разные по составу корпускулы. Существуют корпускулы однородные и разнородные. Причиной различия веществ Ломоносов считал не только различие в составе корпускул, но и различное расположение элементов в корпускуле.
Ломоносов подчеркнул, что корпускулы движутся согласно законам механики и сталкиваясь друг с другом изменяются. Поэтому химические превращения должны изучаться не только методами химии, но и методами физики и математики.
С тех пор прошло более 200 лет, когда жил и работал Ломоносов, его идеи о строении вещества прошли всестороннюю проверку, и их справедливость была полностью подтверждена.
Основные положения АМУ:
#1057;уществуют вещества с молекулярным и немолекулярным строением.
#1052;ежду молекулами имеются промежутки, размеры которых зависят от агрегатного состояния вещества и температуры. Наибольшие расстояния имеются между молекулами газов. Этим объясняется их легкая сжимаемость. Труднее сжимаются жидкости, где промежутки между молекулами значительно меньше. В твердых веществах промежутки еще меньше, поэтому они почти не сжимаются.
#1052;олекулы находятся в непрерывном движении. Скорость движения молекул зависит от температуры, чем выше температура, тем выше скорость движения молекул.
#1052;ежду молекулами существуют силы взаимного притяжения и отталкивания. В наибольшей степени эти силы выражены в твердых веществах, в наименьшей – в газах.
#1040;томы одного вида отличаются от атомов другого вида массой и свойствами.
#1055;ри физических явлениях молекулы сохраняются, а при химических, как правило, разрушаются.
#1059; веществ с молекулярным строением в твердом состоянии в узлах кристаллических решеток находятся молекулы. Связи между молекул слабые и при нагревании разрушаются. Поэтому вещества с молекулярным строением имеют низкие температуры плавления.
#1059; веществ с немолекулярным строением в узлах кристаллических решеток находятся атомы или другие частицы. Между этими частицами существуют сильные химические связи, для разрушения которых потребуется много энергии. Поэтому эти вещества имеют высокие температуры плавления.
Задание №1.(10 минут)
Прочитайте 1 пункт параграфа 7. Составьте краткий конспект «Возникновение представлений об атомах и молекулах»
Демокрит
Ломоносов М.В.
Джон Дальтон
Всемирный съезд химиков в Карлсруэ (1860г.)
Ответ: У1, у2, у3…….Обобщает У4.
Задание №2. Анализ рисунка 14 стр. 25. Вывод.
В трубке №1 газ. Поднести спичку – вспыхнет. Какой газ? (кислород)
В трубке № 2 газ. Поднести спичку – загорится газ. Какой газ (водород)
Вывод: вода состоит из водорода и кислорода. Под действием тока разложилась на водород и кислород.
Задание № 3.
На доске из магнитов строим молекулу воды.
Н2О распалась на 2Н и 2 О.
Вывод: молекула воды состоит из разных атомов. Молекулы водорода и кислорода- из одинаковых.
Задание № 4.
Из чего состоят атомы? Они же неделимые частицы?
Рисунок
5
4
3
2
1
- Атом 2- ядро 3 – протоны 4- нейтроны 5 – электроны
Вывод: Молекулы делятся на атомы, атомы неделимы!!!!!!
Ядро + заряжено, в нем протоны (+) и нейтроны (без заряда). Число протонов определяет заряд ядра. Заряд ядра равен порядковому номеру элемента в таблице. (К = 19. Fe = 26; у К + протонов и 19 – электронов, у железа 26 +протонов и 26- электронов)
Электроны вокруг ядра. Отрицательно заряжены.
Число протонов = числу электронов в нейтральном атоме.
Закрепление. На доске таблица. У1 у доски, остальные в тетради.
Проверка сразу.
Задание №5.
Одни атомы могут принимать электроны, другие могут отдавать электроны. Атом превращается в ион!!!
Если атом отдает электрон – он + заряженный ион.
Если атом присоединяет электроны – отрицательно заряженный ион!!! (каждому карточку отдать)
- Закрепление.
- Что вы сегодня узнали на уроке? (отвечают не повторяясь)
- Чему научились? (определять заряд ядра, составлять конспект и т.д.)
- Допишите предложения, вставленные слова подчеркните как члены предложения.
А. Атом – это ……………………….. частица вещества.
Б. Атом состоит ………… .
В. Электроны располагаются ………….. .
Г. Протоны и нейтроны находятся ………… .
Д. Электроны имеют ……………………… заряд.
А. Молекула – это …………………… частица вещества.
Б. Ядро состоит ………………. .
В. Возле ядра располагаются ………………… .
Г. Протоны имеют ………………………… заряд.
- Рефлексия.
Как вам сегодня было на уроке?
Как вы считаете, вы усвоили материал урока?
Какую отметку вы бы себе поставили и почему?
Какую отметку поставили бы У2……Почему? Д\З. п.7, задания и тест стр. 28.
- Допишите предложения, вставленные слова подчеркните как члены предложения.
А. Атом – это ……………………….. частица вещества.
Б. Атом состоит ………… .
В. Электроны располагаются ………….. .
Г. Протоны и нейтроны находятся ………… .
Д. Электроны имеют ……………………… заряд.
А. Молекула – это …………………… частица вещества.
Б. Ядро состоит ………………. .
В. Возле ядра располагаются ………………… .
Г. Протоны имеют ………………………… заряд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
приложение к уроку «Азотная кислота: состав молекулы, физические и химические свойства". «Азотная кислота: состав молекулы, физические и хими- ческие свойства". Приложение к уроку "Азотная кислота:
Приложение к уроку, заполняемое учащимися в учебное портфолио....
Атомы, молекулы и ионы
Урок изучения нового материала с последующим закреплением...
Атомы и молекулы. Молекулярное строение веществ. Движение молекул. Диффузия. Зависимость температуры тела от скорости молекул.
Цели урока: знакомство с новой главой учебника, определение материальности объектов и предметов; познакомить учащихся с диффузией в жидкостях, газах и твердых телах; научить объяснять явление диффузии...
конспект урока "Строение молекулы бензола"
С использованием метода конфликтов сконструирована модель молекулы бензола, не противоречащая сведениям о его химических свойствах ( присоединение водорода превращает бензол в циклогексан) и спектрах ...
Технологическая карта по химии к уроку "Атомы, молекулы и ионы" 8 класс
Технологическая карта по химии к уроку "Атомы, молекулы и ионы" 8 класс Рудзитис, Фельдман...
Урок химии в 8 классе. Атомы, молекулы, ионы.
Урок химии в 8 классе по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана....
Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы
Изучить делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы...