Решение расчетных задач
рабочая программа по химии (11 класс)
Программа элективного курса "Решение расчетных задач"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_11_klass_2_chasa.docx | 25.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 им. Героя Советского Союза Русанова М.Г. с. Варна»
Рабочая программа элективного курса «Решение расчетных задач»
Предмет: химия
Класс: 11 класс
Учитель: Медведева Е.О.
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Рабочая программа по предмету химии на уровне основного общего образования (9, 10 – 11 классов по ФГОС) разработана на основе:
- Конституции Российской Федерации.
- Конвенции о правах ребёнка.
- Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ.
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Федерального базисного учебного плана общего образования, утверждён приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312.
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Программа одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, № 1/15).
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г №189 (зарегистрированы в Минюсте России от 03.03.2011 г, регистрационный №19993).
- Приказ МО и науки РФ № 345 от 28.12.2018 " О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного и общего образования».
- Концепция Специального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (СФГОС) к структуре основной адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ с нарушениями интеллекта.
- Федеральный список учебников, допущенных Министерством образования Российской Федерации на 2020-2021 учебный год.
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2016.
Настоящая программа является авторской, она составлена с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми владеют учащиеся к моменту окончания основной школы. Актуальность данного курса обусловлена тем, что в программах основной и полной средней школ не отводится дополнительное время на решение задач, в то же время умение решать задачи является универсальным и может быть использовано обучающимися не только на уроках химии, но и при решении задач по математике и физике.
Химическое образование занимало и занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что определяется безусловной практической значимостью химии, ее возможностями в познании основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей.
Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении такой науки, как химия.
Решение задач – не самоцель, а метод познания веществ и их свойств, совершенствования и закрепления знаний учащихся. Через решение задач осуществляется связь теории с практикой, воспитываются трудолюбие, самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения ими учебного материала.
В связи с введением профильного обучения на старшей ступени общего образования, на курс химии в классах социально-экономического, физико-математического, гуманитарного профилей отводится в учебном плане 1 час в неделю, что не позволяет уделить достаточно времени на решение задач. Один из вариантов решения этой проблемы – включение в учебный план элективного курса «Решение задач», структура которого и время проведения не противоречат последовательности изучения тем в базовом курсе «Органическая химия». В этом курсе используются общие подходы к методике решения как усложненных, нестандартных задач, так и задач школьного курса, применяется методика их решения с точки зрения рационального приложения идей математики и физики.
Согласно действующему в МБОУ СОШ № 1 учебному плану и с учетом направленности классов, календарно-тематический план предусматривает следующий вариант организации процесса обучения: предполагается обучение в объеме 67часов ( 2 часа в неделю) . Согласно «Годового календарного графика работы МБОУ СОШ №1 на 2019-2020 учебный год», «Учебного плана МБОУ СОШ №1 на 201-98-2020 учебный год», «Расписания МБОУ СОШ №1 на 2018-2019 учебный год», в 2019-2020 учебном году фактическое количество учебных часов по химии в 11 классе составит 63 часа. Урок, выпавший на праздничный день24.02, будет проведен за счет уплотнения материала урока № 43 19.02. Урок, выпавший на праздничный день 9.03, будет проведен за счет уплотнения материала урока № 46 4.03. Урок, выпавший на праздничный день 4.05, будет проведен за счет уплотнения материала урока № 59 29.04. Урок, выпавший на праздничный день 11.05, будет проведен за счет уплотнения материала урока № 59 29.04.
Элективный курс выполняет следующие функции:
- развивает содержание базисного курса химии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
- позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку;
- позволяет школьникам подготовиться к сдаче ЕГЭ по химии.
Цели элективного курса:
- воспитание личности, имеющей развитое естественно-научное восприятие природы; развитие творческого потенциала учащихся;
- развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы обучения; закрепление, систематизация знаний учащихся по химии;
- обучение учащихся основным подходам к решению расчетных задач по химии.
Задачи элективного курса:
- учить учащихся приемам решения задач различных типов;
- закреплять теоретические знания, учить творчески применять их в новой ситуации;
- способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении математики и физики при решении расчетных задач по химии;
- продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;
- развивать учебно-коммуникативные навыки.
4. Требования к уровню подготовки обучающихся по ФГОС:
После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:
- способы решения различных типов задач;
- основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
- стандартные алгоритмы решения задач.
После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:
- решать расчетные задачи различных типов;
- четко представлять сущность описанных в задаче процессов;
- видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче;
- работать самостоятельно и в группе;
- самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;
- владеть химической терминологией; пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.
Учебно-тематическое планирование элективного курса «Решение расчетных задач по химии» для 11 класса
№ п/п | Тема | Количество часов на изучение темы | Формируемые знания и умения учащихся/ компетенции (согласно стандарту образования) |
1 | Расчеты по формулам химических веществ | 4 | Учащиеся должны знать: химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций; важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; Учащиеся должны уметь: определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена; составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций; обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы; вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации. |
2 | Решение задач, связанных с растворами веществ | 10 | |
3. | Решение расчетных задач с использованием уравнения реакции | 14 | |
4. | Расчёты по термохимическим уравнениям | 4 | |
5. | Решение расчетных задач с использованием уравнения реакции и понятия «массовая доля» | 18 | |
6. | Вывод формул химических соединений различными способами | 12 | |
7. | Решение комплексных задач и упражнений по разделам химии | 5 |
Календарно-тематическое планирование элективного курса
«Решение расчетных задач по химии» для 11 класса
№ урока | Дата проведения урока | Тема урока | Количество часов |
| |||
1,2 | Относительная плотность газов. | 2 | |
3,4 | Массовая доля элементов в веществе. | 2 | |
| |||
5,6 | Способы выражения состава растворов, массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. . | 2 | |
7,8 | Массовая доля растворённого вещества | 2 | |
9,10 | Задачи, связанные с выпариванием воды из раствора с образованием раствора с новой массовой долей растворенного вещества. | 2 | |
11,12 | Задачи, связанные со смешиванием растворов. «Правило креста», или «квадрат Пирсона». | 2 | |
13,14 | Задачи, связанные со смешиванием растворов. «Правило креста», или «квадрат Пирсона». Закрепление | 2 | |
| |||
15,16 | Нахождение массы вещества по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ. | 2 | |
17,18 | Нахождение объёма газа по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ. | 2 | |
19,20 | Нахождение массы вещества или объёма газа по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ. Закрепление. | 2 | |
21,22 | Соотношение объёмов и массы газов при химических реакциях. | 2 | |
23,24 | Соотношение объёмов и массы газов при химических реакциях. Закрепление. | 2 | |
25,26 | Вычисление массы продукта реакции, если известны массы исходных веществ, одно из которых взято в избытке. | 2 | |
27,28 | Вычисление массы продукта реакции, если известны массы исходных веществ, одно из которых взято в избытке. Закрепление. | 2 | |
| |||
29,30 | Расчёты по термохимическим уравнениям. | 2 | |
31,32 | Расчёты по термохимическим уравнениям. Закрепление. | 2 | |
| |||
33,34 | Вычисление массы продукта реакции, если для неё взят раствор с определённой массовой долей исходного вещества. | 2 | |
35,36 | Вычисление массы продукта реакции, если для неё взят раствор с определённой массовой долей исходного вещества. Закрепление | 2 | |
37,38 | Вычисление массы продукта реакции по массе исходного вещества, содержащего определённую массовую долю примеси ( в %). | 2 | |
39,40 | Вычисление массы продукта реакции по массе исходного вещества, содержащего определённую массовую долю примеси ( в %). Закрепление | 2 | |
41,42 | Вычисление массовой доли выхода продукта реакции от теоретически возможного | 2 | |
43 | Вычисление массовой доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Закрепление | 2 | |
44,45 | Вычисление объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного | 2 | |
46 | Вычисление объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Закрепление | 2 | |
47,48 | .Вычисление массовой и объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного Закрепление | 2 | |
| |||
49,50 | Определение молекулярной формулы газа по его относительной плотности | 2 | |
51,52 | Определение молекулярной формулы газа по его относительной плотности. Алгебраический способ решения | 2 | |
53,54 | Определение молекулярной формулы газа по его относительной плотности. Закрепление | 2 | |
55,56 | Определение молекулярной формулы вещества по продуктам его сгорания. | 2 | |
57,58 | Определение молекулярной формулы вещества по продуктам его сгорания. Закрепление. | 2 | |
59 | Определение молекулярной формулы вещества различными способами. Обобщение | 2 | |
| |||
60 | Решение комплексных задач и упражнений по неорганической химии | 2 | |
61,62 | Решение комплексных задач и упражнений по органической химии. | 2 | |
63 | Решение комплексных задач и упражнений по органической химии. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение расчетных задач по химии с детьми с повышенной мотивацией к обучению.
Программа предназначена для учащихся 8-9 классов, имеющих базовую подготовку по теоретическим основам химии и желающих повысить уровень знаний в области неорганической химии и совершенствоваться в реш...
Открытый урок по химии в 8 классе по теме : Решение расчетных задач по теме "Количество вещества. Моль".
Решение расчетных задач по теме " Количество вещества. Моль."...
ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО КУРСУ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ.
Данное пособие предназначено для подготовки к ЕГЭ по физической географии. Оно включает перечень основных вопросов содержания школьного курса физической географии, проверяемых в рамках ЕГЭ, подборку ...
Различные методы решения расчетных задач
Конспекти методический материал к уроку по химии для учащихся 9 класс....
Различные методы решения расчетных задач
Конспекти методический материал к уроку по химии для учащихся 9 класс....
РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ НА ВЫХОД ПРОДУКТА ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКИ ВОЗМОЖНОГО
Презентация для учителей в помощь при решении задач на выход продукта...
План-конспект урока информатики "Решение расчетных задач с помощью электронных таблиц"
Данный материал содержит подробный план-конспект урока по теме "Решение раччетных задач с помощью электронных таблиц" и презентацию к уроку.Цель урока: Формирование умений и навыков создания, редактир...