Рабочие программы элективного курса "Химия и медицина"
рабочая программа по химии (9 класс)
Содержание курса расширяет представление обучающихся о химических веществах, используемых в медицине, дает понятие о лекарствах и механизмах их действия на организм человека.
Интеграция этого курса с биологией и медициной позволит учащимся лучше понять биохимические процессы, происходящие в организме человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_ek_himiya_i_meditsina_elektiv.doc | 374.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «Химия и медицина»
для 9г класса
Агапитовой Натальи Александровны,
учителя химии
пгт Излучинск
2022/2023 учебный год
Пояснительная записка
Элективный курс «Химия и медицина» рассчитан на 34 часов, рекомендован для учащихся 9 классов, проявляющих интерес к естественнонаучным дисциплинам, в целях организации предпрофильной подготовки. На занятиях курса школьники знакомятся с лекарственными препаратами, которые находятся в домашней аптечке. Программа предполагает информирование обучающихся о влиянии продуктов питания на здоровье человека, о роли химических элементов в организме человека. В ней уделяется большое внимание изучению средств гигиены и косметики, лекарств, наиболее часто используемых в домашней аптечке.
Программа элективного курса «Химия и медицина» предназначена для учащихся 9 класса и рассчитана на 35 часов. Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на старшей ступени общего образования к профильному обучению. Согласно концепции профильного обучения, значительную роль в развитии обучающихся играют элективные курсы, выбираемые самими учащимися. Элективные курсы поддерживают и углубляют базовые и профильные дисциплины.
Содержание курса расширяет представление обучающихся о химических веществах, используемых в медицине, дает понятие о лекарствах и механизмах их действия на организм человека.
Интеграция этого курса с биологией и медициной позволит учащимся лучше понять биохимические процессы, происходящие в организме человека.
Цели курса:
развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельности, наблюдательности, творческих способностей учащихся, формирование представлений о профессиях, связанных с химией и медициной.
Задачи курса:
- углубление, расширение и систематизация знаний учащихся о строении, свойствах, применении веществ, их соединений;
- знакомство учащихся с процессами, происходящими в организме человека, с действием химических веществ на организм человека, с правилами гигиены; с историей важнейших открытий медицины; с приемами оказания доврачебной помощи;
- проведение профориентационной работы, знакомство с работой фармацевта, лаборанта, медсестры; формирование умений работать с научно-популярной литературой;
- совершенствование умений обращения с химическими веществами, химическими приборами и оборудованием; решения экспериментальных и расчетных задач;
- развитие творческих способностей учащихся, целеустремленности, наблюдательности, воображения.
Программой предусмотрено проведение демонстраций эксперимента, практических и лабораторных занятий, повышающих интерес школьников к предмету.
- Результаты освоения элективного курса «Химия и медицина»
После изучения элективного курса «Химия и медицина» учащиеся должны:
- знать формы лекарственных препаратов, их применение и влияние на организм человека, правила хранения лекарственных веществ в быту, свойства, применение и правила использования в домашних условиях йодной настойки, борной кислоты, растворов перекиси водорода, нашатырного спирта, перманганата калия, свойства ядовитых веществ, правила их хранения и меры оказания первой доврачебной помощи при отравлениях ими, элементарные сведения о фармакологической и химической
классификациях лекарственных веществ, правила техники безопасности при обращении с химическими веществами;
- уметь объяснять применение лекарственных веществ, исходя из знаний об их свойствах, использовать лекарственные вещества в домашних условиях, производить расчеты исходных веществ и готовить растворы разной концентрации, оказывать первую доврачебную помощь, составлять простейшие уравнения химических реакций, протекающих с изучаемыми лекарственными веществами, обращаться с химической посудой, оборудованием и реактивами;
- использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
Учащиеся должны знать:
- классификацию органических соединений, основные гигиенические требования к качеству пищевых продуктов и их пищевой ценности;
- понятие микро – и макроэлементов и об их значении для организма;
- состав и свойства химических веществ, имеющихся в организме человека;
- средства гигиены и косметики, препараты бытовой химии, наиболее используемые в домашней аптечке лекарства.
Учащиеся должны уметь:
-устанавливать причинно-следственные связи между качеством пищевых продуктов и здоровьем человека;
- соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными веществами, препаратами бытовой химии;
- применять вещества по назначению;
- грамотно проводить химические опыты, наблюдать, анализировать и обобщать полученные данные.
- Содержание курса
Введение (3 ч)
Первые шаги химии в медицине. Понятие о фармакологии, иатрохимии, химиотерапии.
Парацельс - основоположник медицинской химии. Клавдий Гален - фармаколог. П. Эрлих - основоположник химиотерапии. Профессии: химик, биохимик, фармацевт, лаборант. Лекарственные вещества. Классификации лекарственных веществ: фармакологическая, химическая. Сырье для получения неорганических, органических лекарственных веществ. Формы лекарственных препаратов: таблетки, драже, свечи, эмульсии, суспензии, настойки и др.
Лабораторный опыт. Ознакомление с формами лекарственных препаратов.
Тема 1. Самые простые из лекарств (16 ч)
Перманганат калия. История открытия. Физические свойства. Окислительные свойства. Применение растворов перманганата калия в быту, в медицине. Правила хранения. Меры первой помощи при отравлении концентрированным раствором перманганата калия. Пероксид водорода, история открытия. Пергидроль. Физические, химические свойства. Применение в медицине: кровоостанавливающее и дезинфицирующее средство. Иод: история открытия, строение, физические и химические свойства, применение.
Борная кислота, борный спирт, антисептическая активность. Физиологический раствор. Ляпис. Нашатырный спирт. Гексагидрат хлорида кальция. Гептагидрат сульфата цинка. Активированный уголь.
Практическая работа № 1. Анализ морской капусты на содержание в ней галогенидов.
Тема 2. Органические вещества (10 ч)
Понятие об органических веществах, отличие от неорганических. Аспирин, физические свойства, история получения, применение. Анальгин. Кофеин. Витамины. Углеводы, аминокислоты их биологическая роль углеводов и значение в жизни человека и общества
Практическая работа № 2. «Анализ аскорбиновой кислоты, витамина В12»
Тема 3. Ядовитые вещества (5 ч)
Яды. Классификация ядовитых веществ. Угарный газ: признаки отравления. Оказание первой помощи. Ртуть. Токсичность паров ртути. Соли ртути: коломель, сулема, применение в медицине. Правила хранения ядов в быту. Меры первой помощи при отравлении.
- Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание учебной темы | дата | |||
Цели и задачи. Основные понятия, термины | Лабораторные работы, демонстрационные опыты. | Формы контроля | план | факт | |||
1. | Введение. | 1 | Первые шаги химии в медицине. Понятие о фармакологии. Парацельс – основоположник медицинской химии. Клавдий Гален – фармаколог. П. Эрлих – основоположник химиотерапии. Профессии: химик, фармаколог, фармацевт, биохимик, лаборант. |
| |||
2. | Лекарственные вещества. | 1 | Классификация лекарственных веществ: химическая и фармакологическая. Формы лекарственных препаратов. Доза. | Л.р.: Формы лекарственных препаратов: драже, таблетки, эмульсии, суспензии, свечи, настойки. | групповой | ||
3. | Домашняя аптечка | 1 | Примерный типовой список домашней аптечки. Некоторые обозначения лекарственных средств. | ||||
4-5 6-7 | Перманганат калия перманганат калия в реакциях | 4 | История открытия перманганата калия. Физические свойства перманганата калия. Окислительные свойства. Применение в быту и медицине. Первая помощь при отравлении концентрированным раствором перманганата калия. | Л.р.: окислительные свойства перманганата калия в зависимости от среды. | групповой | ||
8 9 | Пероксид водорода Химический свойства пероксида водорода | 2 | История открытия пероксида водорода. Физические и химические свойства. Применение медицине в качестве кровоостанавливающего и дезинфицирующего средства. | Л.р.: анализ пероксида водорода. | групповой | ||
10 11 | Йод. Свойства йода | 2 | История открытия йода. Физические и химические свойства. Применение медицине. Биологическая роль для организма. | Л.р.: анализ раствора йода. | групповой | ||
12 | Практическая работа № 1 «Анализ морской капусты на содержание в ней галогенидов» | 1 | Анализ морской капусты на содержание в ней галогенидов. | Индивид. | |||
13-14 | Борная кислота. | 2 | Борная кислота, борный спирт. Антисептические свойства. | Л.р.: анализ борной кислоты. | групповой | ||
15-16 | Гидрокарбонат натрия. | 2 | Гидрокарбонат натрия, пищевая сода. Физические и химические свойства. Применение медицине. | Л.р.: анализ гидрокарбоната натрия. | групповой | ||
17 18 19 | Железосодержащие лекарственные препараты. Роль железа в организме Свойства железа | 3 | Роль железа в организме. Анемия. Пищевые продукты богатые железом. Железосодержащие лекарственные препараты. | Л.р.: анализ железа | групповой | ||
20 | Ацетилсалициловая кислота. | 1 | История открытия аспирина. Физические свойства. Применение медицине в качестве противовоспалительного средства. Побочные действия аспирина. | Л.р.: анализ аспирина | групповой | ||
21. | Анальгин. | 1 | История открытия анальгина. Физические свойства. Применение в медицине в качестве болеутоляющего, жаропонижающего и противовоспалительного средства. Правила хранения. | ||||
22. | Кофеин. | 1 | Кофеин. Лекарственные препараты, содержащие кофеин. Применение в медицине. Действие на организм. | ||||
23. | Витамины. | 1 | Роль витаминов в организме. Классификация витаминов. Признаки авитаминоза и гипервитаминоза. Продукты питания, содержащие группы витаминов. | ||||
24. | Практическая работа №2 «Анализ аскорбиновой кислоты, витамина В12» | 1 | Анализ аскорбиновой кислоты. Витамина В12. | Индивид. | |||
25-26 | Углеводы, их состав и классификация. | 3 | Моно-, ди-, полисахариды. | ||||
27-28 | Аминокислоты: состав, строение молекул. | 2 | Определение аминокислот, строение, классификация, Биологическая роль аминокислот, их значение в жизни человека и общества | ||||
29 30 31 32- 33 34 | Яды Классификация ядовитых веществ. Угарный газ и его свойства Соли ртути: коломель, Хранение ядов в быту. | 6 | Яды. Классификация ядовитых веществ. Угарный газ. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом. Ртуть, токсичность паров ртути, соли ртути. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по химии "Химия и медицина"
Цели курса:Развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельно...
Рабочая программа элективного курса "Физика и медицина" 9 класс
Рабочая программа элективного курса «Физика в медицине» разработана на основе авторской программы С. М Новикова (Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение/ сост...
Рабочая программа элективного курса "Химия и медицина"
Пояснительная запискаЭлективный курс «Химия и медицина» рассчитан на 17 часов, рекомендован для учащихся 9 классов, проявляющих интерес к естественнонаучным дисциплинам, в целях организации предпрофил...
Рабочая программа элективного курса «Биохимия и медицина»
Программа элективного курса «Биохимия и медицина» предназначена для учащихся 10-11 классов, избравших химико-биологический профиль, и носит межпредметный характер на стыке экологии, ...
Рабочая программа элективного курса "Биология в медицине".
Рабочая программа элективного курса 9 класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по химии «Химия – союзник медицины»
Содержание курса расширяет представления учащихся о химических веществах, используемых в медицине, даёт понятие о некоторых лекарствах и механизмах их действия на организм, рассматривает способы оказа...
Рабочая программа элективного курса по химии "Химия - союзник медицины"
Рабочая программа элективного курса по химии "Химия - союзник медицины" ...