"Скорость химических реакций" 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс)
Предварительный просмотр:
ПЛАН УРОКА
Учитель | Боровик Елена Владимировна | ||
Образовательное учреждение | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» | ||
Предмет | Химия | ||
Класс | 9 | ||
Автор УМК | Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г. | ||
Тема урока | «Скорость химических реакций» | ||
Цели | Обучающая: организовать деятельность учащихся на усвоение знаний: понятие о скорости химических реакций, понятие о факторах, влияющих на скорость химической реакции, понятия «катализатор», «ингибитор». формировать умение пользоваться исследовательской картой как алгоритмом поисково-самостоятельной деятельности учащихся на основе памятки - задания; Развивающая: создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся в групповой работе по разрешению проблемной ситуации; Воспитательная: воспитывать доброту, взаимопонимание, дружеские качества. | ||
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний | ||
Нетрадиционный тип урока | Урок-исследование | ||
Формируемые УУД | Личностные | Метапредметные | Предметные |
развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных ситуациях; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формировать уважительное отношение к чужому мнению; осуществлять самоконтроль, оценивать свои достижения на уроке. | уметь слушать собеседника и вести диалог; уметь признавать возможность существования различных точек зрения использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с задачами урока; уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | знать определение скорости химических реакций; знать факторы, влияющие на скорость химических реакций; иметь навыки решения задач: иметь навыки составления уравнений реакции. | |
Форма орг-ции деят-ти учащихся | Групповая (работа в парах) | ||
Тип обучения | Проблемно - развивающий. | ||
Технологии | Проблемное обучение, разноуровневое обучение | ||
Методы обучения | а) показательный; б) диалогический; в) эвристический. | ||
Средства обучения. | Ноутбук, проектор, экран, видеоролики, слайдовая презентация, классная доска, учебники, тетради. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД, формируемые на данном этапе |
I.Организационный | Приветствие. Вводное слово учителя. Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке тема интересная и очень важная в изучении химических реакций. До сих пор, рассматривая какой-либо химический процесс, мы записывали уравнение этого процесса с помощью химических формул. Нам было ясно, какие исходные вещества дали химические продукты, но о длительности протекания процесса мы сказать ничего не могли. А ведь важной характеристикой любого процесса является что? "скорость". Вы уже знакомы с понятием "скорость" из курса физики и математики, но мы будем изучать не скорость поезда или автомобиля, не скорость механического движения. | Здороваются. Проверяют все ли готово к уроку. | Регулятивные УУД: целеполагание планирование Подготовить учащихся к работе на уроке, к определению темы и цели урока. |
II.Постановка цели | Что мы будем изучать? | Называют тему урока «Скорость химических реакций и ее зависимость от условий протекания» и задачи. | Личностные УУД: формирование положительной мотивации к изучению нового. |
III.Актуализация знаний | Давайте вспомним: Что такое химическая реакция? Каковы условия возникновения химической реакции? Каковы признаки химических реакций? | Отвечают на вопросы | Проверить знания. |
IV.Введение знаний (изучение нового материала) | Организует работу в парах. Группам дана исследовательская карта и Приложение 2 (задания к исследовательской работе). Демонстрирует 5 видеороликов с факторами, влияющими на скорость химических реакций. После первого ролика с влиянием концентрации на скорость, более подробно останавливается на скорости хим. реакции, записывает на доске формулы, единицы измерения. ФИЗМИНУТКА При демонстрации последующих опытов внимание уделяет правилу Вант-Гоффа (при повышении t на 100 скорость реакции увеличивается в 2-4 раза) и катализаторам. Что является ускорителем реакций в животных и растительных организмах? Для тех, кто справился с работой, задание – написать уравнения реакций к опытам. | Просматривают видеоопыты. Решают проблемы: от чего зависит скорость химической реакции? Наблюдают, анализируют, делают выводы. Дают определение скорости, сравнивают с определением в учебнике, на слайде. Информацию вносят в исследовательские карты; Из курса биологии вспоминают ферменты - биологические катализаторы. | Личностные УУД: смыслообразование. Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений. Регулятивные УУД: оценивание результатов деятельности. Коммуникативные УУД: построение речевого высказывания. Сотрудничество со сверстниками. Рабата в парах. Постановка перед учащимися учебной проблемы. |
V.Обобщение первичного опыта, закрепление и систематизация знаний. | Итак, мы справились с поставленной задачей и экспериментально подтвердили наличие такой качественной характеристики химического процесса как скорость. От каких факторов она зависит? Пары обмениваются исследовательскими картами, сравнивают с картой на слайде. | Называют факторы: Температура, концентрация, поверхность соприкосновения реагирующих веществ, природа реагирующих веществ, катализатор. Проверяют и оценивают работу другой пары. Взаимопроверка. 5 баллов, если все выводы учащихся совпали с результатами общей исследовательской карты. Ученики получают оценку "отлично", 4 балла - "хорошо", 3- «удовлетворительно» | Регулятивные УУД: Контроль. Коррекция. Познавательные УУД: Осуществление мыслительных операций анализа и синтеза. Установить, усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. Закрепить у учащихся полученные знания и умения. |
VI.Подведение итогов обучения | А теперь давайте убедимся, что благодаря полученным знаниям сегодня на уроке, вы можете объяснить многие явления из реальной жизни. Вопросы:
Задумайтесь, ребята, можно ли оставлять мусор в лесу? 2) Почему продукты питания хранят в холодильниках? 3) Что горит быстрее: деревянная дощечка или пучок древесных лучинок? 4) От чего зависит скорость горения веществ в чистом кислороде и на воздухе? | Отвечают на вопросы: Скорость реакции зависит от различных факторов. | Личностные УУД: Адекватное понимание причин успеха и неуспеха. Регулятивные УУД: соотношение цели и результата. |
VII.Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению | Параграф 14 стр. 39-40 3 уч-ся выполняют работу по карточкам и № 1. Ребята занимающиеся на «4» и «5» выполняют задания №1-3 стр 42. Остальные уч-ся выполняют №1,3 обязательно, №2 по желанию (задание творческого характера). | Записывают в дневник | Личностные УУД: формирование положительной мотивации к изучению нового. Разноуровневое д/з |
VIII.Рефлексия | Предлагает ответить на вопросы: Сегодня на уроке я ……. Мне запомнилось ……… Мне показалась полезным…. Вызвало затруднение ….. Хотелось бы узнать …….. | Отвечают на вопросы | Личностные УУД: самооценка своей учебной деятельности. |
Приложение 1.
Исследовательская карта
"Опыт - вот учитель жизни вечный". И. Гёте
№ п/п | Содержание пробирки | Реактив, условие реакции | Наблюдение (в какой пробирке реакция идет быстрее) | От какого фактора зависит скорость химической реакции? |
1 | H2SO4 20% H2SO4 10% | Zn обычные условия |
|
|
2 | Zn (расплющенный) Zn (Гранула) | H2SO4 обычные условия |
|
|
3 | CH3COOH H2SO4 | Zn обычные условия |
|
|
4 | Zn Zn | H2SO4 t H2SO4 |
|
|
5 | H2О2 | МпО2 |
|
|
Приложение 2.
Задания к исследовательской работе
Опыт 1.
В пробирках находится серная кислота 20% и 10%. Добавьте в каждую пробирку по грануле цинка. В какой пробирке химическая реакция протекает быстрее? От чего зависит её скорость? Ответы на вопросы запишите в соответствующих колонках исследовательской карты.
Опыт 2.
В двух пробирках находится Zn одинаковой массы: расплющенный, во второй - гранула. В обе пробирки прилейте 1 мл разбавленной серной кислоты (р). В какой пробирке химическая реакция протекает быстрее? Почему?
Опыт 3.
В пробирках находятся: уксусная и серная кислота;
Положили в каждую пробирку по грануле Zn. В какой пробирке металл реагирует быстрее с кислотой? От чего зависит скорость химической реакции?
Опыт 4.
В пробирках находится Zn. Прилейте в обе пробирки по 1 мл разбавленной серной кислоты H2SO4 (р). Одну их них №7 нагрейте над пламенем спиртовки. В какой пробирке произошла химическая реакция быстрее? От чего зависит её скорость?
Опыт 5.
Поместите в пробирку с пероксидом водорода Н2О2 немного оксида марганца (IV). Вспомните, какую роль играет МпОг в получении кислорода при разложении Н2О2. Как изменяется скорость химической реакции при добавлении МпОг?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели: дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость...
Скорость химической реакции.Условия влияющие на скорость химической реакции.
Урок химии в 9 классе.Тема : «Скорость химической реакции. Условия влияющие на скорость химической реакции»Тип урока: урок- исследование.Цели урока: - расширить знания учащихся по теме: «Законом...
Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.
Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость химической ...
"Скорость химических реакций и факторы, влияющие на скорость химических реакций."
разработка и презентация урока с элементами ФГОС...
Разработка урока по теме "Скорость. химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"
Данная методическая разработка предназначена для учащихся общеобразовательных школ 11 класса. Изучение темы «Учение о скорости химической реакции....
«Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции»
Конспект урока химии для 9 класса на тему «Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции»...