"Скорость химических реакций" 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс)

Боровик Елена Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skorost_himicheskih_reaktsiy.docx153.78 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН УРОКА

Учитель

Боровик Елена Владимировна

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Предмет

Химия

Класс

9

Автор УМК

Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г.

Тема урока

«Скорость химических реакций»

Цели

Обучающая: организовать деятельность учащихся на усвоение знаний: понятие о скорости химических реакций,

понятие о факторах, влияющих на скорость химической реакции, понятия «катализатор», «ингибитор».

формировать умение пользоваться исследовательской картой как алгоритмом поисково-самостоятельной деятельности учащихся на основе памятки - задания;

Развивающая: создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся в групповой работе по разрешению проблемной ситуации;

Воспитательная: воспитывать доброту, взаимопонимание, дружеские качества.

Тип урока

Урок «открытия»  новых знаний

Нетрадиционный тип урока

Урок-исследование

Формируемые УУД

Личностные

Метапредметные

Предметные

развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных ситуациях;

умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

формировать уважительное отношение к чужому мнению;

осуществлять самоконтроль, оценивать свои достижения на уроке.

уметь слушать собеседника и вести диалог;

уметь признавать возможность существования различных точек зрения

использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с задачами урока;

уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

знать определение скорости химических реакций;

знать факторы, влияющие на скорость химических реакций;

 иметь навыки решения задач:

иметь навыки составления уравнений реакции.

Форма орг-ции

деят-ти учащихся

Групповая (работа в парах)

Тип обучения

Проблемно - развивающий.

Технологии

Проблемное обучение, разноуровневое обучение

Методы обучения

а) показательный; б) диалогический; в) эвристический.

Средства обучения.

Ноутбук, проектор, экран, видеоролики, слайдовая презентация, классная доска, учебники, тетради.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

УУД, формируемые на данном этапе

I.Организационный

Приветствие. Вводное слово учителя.  Здравствуйте, ребята, сегодня  на уроке тема интересная и очень важная в изучении химических реакций.

До сих пор, рассматривая какой-либо химический процесс, мы записывали уравнение этого процесса с помощью химических формул. Нам было ясно, какие исходные вещества дали химические продукты, но о длительности протекания процесса мы сказать ничего не могли.

А ведь важной характеристикой любого процесса является  что? "скорость". Вы уже знакомы с понятием "скорость" из курса физики и математики, но мы будем изучать не скорость поезда или автомобиля, не скорость механического движения.

Здороваются. Проверяют все ли готово к уроку.

 Регулятивные УУД:

целеполагание

планирование

Подготовить учащихся к работе на уроке, к определению темы и цели  урока.

II.Постановка цели

Что мы будем изучать?

Называют тему урока «Скорость химических реакций и ее зависимость от условий протекания» и задачи.

Личностные УУД:

формирование положительной мотивации к изучению нового.

III.Актуализация знаний

Давайте вспомним:

Что такое химическая реакция?

Каковы условия возникновения химической реакции?

Каковы признаки химических реакций?

Отвечают на вопросы

Проверить знания.

IV.Введение знаний (изучение нового материала)

Организует работу в парах. Группам дана исследовательская карта и Приложение 2 (задания к исследовательской работе).

Демонстрирует 5 видеороликов с факторами, влияющими на скорость химических реакций. После первого ролика с влиянием концентрации на скорость, более подробно останавливается на скорости хим. реакции, записывает на доске формулы, единицы измерения.

                             ФИЗМИНУТКА

При демонстрации последующих опытов внимание уделяет правилу Вант-Гоффа (при повышении t на 100  скорость реакции увеличивается в 2-4 раза) и катализаторам.

Что является ускорителем реакций в животных и растительных организмах?

Для тех, кто справился с работой, задание – написать уравнения реакций к опытам.

08

Просматривают видеоопыты.

Решают проблемы: от чего зависит скорость химической реакции? Наблюдают, анализируют, делают выводы.

Дают определение скорости, сравнивают с определением в учебнике, на слайде.

05

Информацию вносят в  исследовательские карты;

Из курса биологии вспоминают ферменты - биологические катализаторы.

Личностные УУД:  смыслообразование.

Познавательные УУД:  построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные УУД:

оценивание результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

построение речевого высказывания.

Сотрудничество со сверстниками.

Рабата в парах.

Постановка перед учащимися учебной проблемы.

V.Обобщение первичного опыта, закрепление и систематизация знаний.

 Итак, мы справились с поставленной задачей и экспериментально подтвердили наличие такой качественной характеристики химического процесса как скорость.

От каких факторов она зависит?

Пары обмениваются исследовательскими картами, сравнивают с картой на слайде.

07

Называют факторы:

Температура, концентрация, поверхность соприкосновения реагирующих веществ, природа реагирующих веществ, катализатор.

Проверяют и оценивают работу другой пары.

Взаимопроверка.

5 баллов, если все выводы учащихся совпали с результатами общей исследовательской карты. Ученики получают оценку "отлично",

4 балла - "хорошо",

3- «удовлетворительно»

Регулятивные УУД:  Контроль. Коррекция.

Познавательные УУД:

Осуществление мыслительных операций анализа и синтеза.

Установить, усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. Закрепить у учащихся полученные  знания и умения.

VI.Подведение итогов обучения

А теперь давайте убедимся, что             благодаря полученным знаниям сегодня на уроке, вы можете объяснить многие явления из реальной жизни.  Вопросы:

  1. Известно, что для полного гниения брошенной в лесу газеты потребуется год. Для ржавления консервной банки - 10 лет. А стекло практически не разрушается в течение столетий. Какой фактор влияет на скорость названных химических процессов?

Задумайтесь, ребята, можно ли оставлять мусор в лесу?

2) Почему продукты питания хранят в холодильниках?

3) Что горит быстрее: деревянная дощечка или пучок древесных лучинок?

4) От чего зависит скорость горения веществ в чистом кислороде и на воздухе?

Отвечают на вопросы:

Скорость реакции зависит от различных факторов.

Личностные УУД:

Адекватное понимание причин успеха и неуспеха.

Регулятивные УУД:

соотношение цели и результата.

VII.Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению

Параграф 14 стр. 39-40  

3 уч-ся выполняют работу по карточкам и № 1.

Ребята занимающиеся на «4» и «5» выполняют задания №1-3 стр 42.

Остальные уч-ся выполняют №1,3 обязательно,

№2 по желанию (задание творческого характера).

Записывают в дневник

Личностные УУД:  формирование положительной мотивации к изучению нового.

Разноуровневое д/з

VIII.Рефлексия

Предлагает ответить на вопросы:

Сегодня на уроке я …….

Мне запомнилось ………

Мне показалась полезным….

Вызвало затруднение …..

Хотелось бы узнать ……..

Отвечают на вопросы

Личностные УУД:

самооценка своей учебной деятельности.

Приложение 1.

Исследовательская карта 

"Опыт вот учитель жизни вечный". И. Гёте 

п/п

Содержание пробирки

Реактив, условие реакции

Наблюдение (в какой пробирке реакция идет быстрее)

От какого фактора зависит скорость химической реакции?

1

 H2SO4  20%

 H2SO4  10%

Zn

обычные условия

 

  

 

2

 Zn

(расплющенный)

 Zn

(Гранула)

H2SO4

обычные условия

 

   

 

3

          CH3COOH

 H2SO4

Zn

обычные условия

 

    

 

4

 Zn

 Zn

H2SO4    t

H2SO4 

 

   

  

 

5

 H2О2

МпО2

 

    

 

Приложение 2.  

Задания к исследовательской работе

Опыт 1.

В пробирках находится серная кислота 20% и 10%. Добавьте в каждую пробирку по грануле цинка. В какой пробирке химическая реакция протекает быстрее? От чего зависит её скорость? Ответы на вопросы запишите в соответствующих колонках исследовательской карты. 

Опыт 2.

В двух пробирках находится Zn одинаковой массы: расплющенный, во второй -  гранула. В обе пробирки прилейте 1 мл разбавленной серной кислоты  (р). В какой пробирке химическая реакция протекает быстрее? Почему? 

Опыт 3.

В  пробирках находятся: уксусная и  серная кислота; 

Положили в каждую пробирку по грануле Zn. В какой пробирке металл реагирует быстрее с кислотой? От чего зависит скорость химической реакции? 

Опыт 4.

В пробирках  находится ZnПрилейте в обе пробирки по 1 мл разбавленной серной кислоты H2SO4 (р). Одну их них №7 нагрейте над пламенем спиртовки. В какой пробирке произошла химическая реакция быстрее? От чего зависит её скорость? 

Опыт 5.

Поместите в пробирку с пероксидом водорода Н2О2 немного оксида марганца (IV). Вспомните, какую роль играет МпОг в получении кислорода при разложении Н2О2. Как изменяется скорость химической реакции при добавлении МпОг?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:  дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость...

Скорость химической реакции.Условия влияющие на скорость химической реакции.

Урок химии в 9 классе.Тема : «Скорость химической реакции. Условия влияющие на скорость химической реакции»Тип урока: урок- исследование.Цели урока: - расширить знания учащихся по теме: «Законом...

Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.

Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость химической ...

Разработка урока по теме "Скорость. химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"

Данная методическая разработка предназначена для учащихся общеобразовательных школ 11 класса.         Изучение темы «Учение о скорости химической реакции....

«Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Конспект урока химии для 9 класса на тему «Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции»...