Развитие читательской грамотности учащихся средствами СДО.
статья по химии
В практике приводится задания по химии для развития читательской грамотности учащихся, составленные с применением инструментария технологии Способа диалектического обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 30.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие читательской грамотности учащихся
средствами СДО.
В современной системе образования можно выделить следующие противоречия:
- Повышение многообразия источников информации (книги, электронные учебники и приложения, ИНТЕРНЕТ) и низкий уровень сформированности умений учащихся работы с текстом;
- Стремительный рост объема информации при уменьшении количества часов учебного времени на изучение предметов естественно-научного цикла.
Решение создавшихся противоречий возможно посредством:
- формирования читательской компетентности учащихся: чтение связано с грамотностью и образованностью,
- конструктивного взаимодействия учителей-предметников по формированию читательской грамотности школьников при изучении различных учебных дисциплин, как гуманитарного, так естественно-научного циклов.
Требования ФГОС определяют читательскую компетентность как совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях.
Читательская грамотность (по PIRLS и PISA) определяется по уровню сформированности трёх групп умений:
- ориентация в содержании текста и понимание целостности текста;
- интерпретация текста;
- рефлексия на содержание текста и его оценка.
Для того, чтобы каждый ребенок владел всеми этими умениями, учитель должен знать, как и чем формировать их у школьников.
Внедрение Федерального государственного стандарта ведет к изменению деятельности учителя, освоению и применению развивающих технологий с целью формирования универсальных учебных действий учащихся.
Технология Способа диалектического обучения - общедидактическая интегрирующая технология, обеспечивающая развитие мышления, формирование познавательных и коммуникативных способностей, воспитание личностных качеств каждого учащегося.
Технология СДО концептуально и инструментально обеспечивает развитие у учащихся всех универсальных учебных действий на материале любого учебного предмета.
В системе естественно-научного образования химия занимает важное место в познании законов природы, общества, решении глобальных проблем человечества, в формировании у учащихся единой картины мира.
Диалектический подход к изучению химии способствует развитию логического мышления школьников и, как следствие, становлению их мировоззрения.
В условиях современной школы может быть создана развивающая образовательная среда, в которой культура чтения является базой, инструментом и стимулом общего развития ребенка. Деятельностным подходом в обучении приемам (стратегиям) чтения является работа с текстами школьных учебников на основе систем заданий.
Разработке систем заданий по химии к учебным текстам описания веществ, имеющих практическое применение в повседневной жизни, способствуют следующие предпосылки:
- знание о веществах необходимы в жизни;
- информация о веществах содержится в материале школьных учебников химии в достаточном объёме ;
- современный дидактический инструментарий, представленный комплектом карточек для обучения и усвоения учебного материала, разработанный в теории и технологии СДО.
Представляю пример системы заданий к тексту «Углекислый газ», размещенного в учебнике химии 8 класса, автора Габриеляна О. С.
Задание №1 Прочитав текст, сформулируйте ответы на вопросы – понятия (карточка №1).
Что называется углекислым газом?
Что считается сложным веществом?
Что понимается под физическими свойствами вещества?
Что представляет собой углекислый газ при обычных условиях?
Что выражает химическая формула углекислого газа?
Что является диоксидом углерода?
Что такое сухой лед?
Каковы свойства и виды агрегатных состояний углекислого газа?
В чём заключается сущность перехода газ жидкость твердое вещество для углекислого газа?
Предполагаемый ответ учащегося | балл |
1. Углекислый газ – сложное вещество, состоящее из одного атома углерода и двух атомов кислорода. | 1б |
2. Сложное вещество – вещество, состоящие из атомов двух и более химических элементов. | 1б |
3. Под физическими свойствами вещества понимается его агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, проявление пластичности, хрупкости, металлического блеска, твердости, температура плавления, кипения, тепло и электропроводности. | 1б |
4. Углекислый газ при обычных условиях представляет собой газ, без цвета, запаха и вкуса, хорошо растворимый в воде (в одном объеме воды растворяется один объем СО2), температура отвердевания -78,50С. | 1б |
5. Под химической формулой углекислого газа понимается условная запись состава вещества, состоящего из одного атома углерода и двух атомов кислорода | 1б |
6. Диоксид углерода – оксид углерода, в состав которого входят один атом углерода и два атома кислорода | 1б |
7. Сухой лед – углекислый газ в твердом состоянии, образующийся в результате испарения жидкого углекислого газа и превращения его в твердую снегообразную массу, которую прессуют. | 1б |
8. Углекислый газ может находится в следующих агрегатных состояниях:
| 2б |
9. Углекислый газ переходит в жидкость при увеличении давления до 60 атм, которая при испарении образует твердую снегообразную массу. | 1б |
Работа с текстом на основе карточки №1 позволяет анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных), подводить под понятие, выводить следствия
Задание №2. Прочитав текст, постройте суждения, ответив на вопросы (карточка №2).
Вопрос -суждение | Предполагаемый ответ учащегося | Балл |
Вследствие чего углекислый газ поступает в воздух? | Углекислый газ поступает в воздух в результате дыхания живых организмов, сгорания топлива, гниения органических веществ. | 2б |
Почему воздух в городах содержит больше углекислого газа, чем воздух в сельской местности? | Углекислый газ поступает в воздух в результате сгорания топлива, а в городах расположены заводы и фабрики, работающие на разных видах топлива. | 2б |
Каким образом углекислый используют в народном хозяйстве? | Углекислый газ применяют при изготовлении газированных напитков. Сухой лёд применяют для хранения пищевых продуктов, в том числе мороженного. Жидкий углекислый газ применяют в огнетушителях для тушения пожаров. | 2б |
Учащиеся, отвечая на вопросы – суждения, извлекают из текста необходимую информацию, осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме.
Задание №3 Ответьте на вопрос - суждение в форме умозаключения.
Как доказать, что углекислый газ является бинарным соединением?
Предполагаемый ответ учащегося | Балл |
Следовательно, углекислый газ является бинарным соединением. | 3б |
Речевое высказывание в форме умозаключения развивает умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, доказательство.
Задание №4. Найдите в 1 абзаце текста «Углекислый газ» нарушение требований закона противоречия в суждении о содержании углекислого газа в воздухе. Постройте правильное противоречие.
Предполагаемый ответ учащегося | Балл |
1. В воздухе всегда содержится около 0,03% (по объёму) углекислого газа. Содержание его в воздухе непостоянное. | 1 б |
2. Объёмная доля углекислого газа в воздухе постоянная и равна 0,03%, однако в воздухе вблизи заводов и фабрик она может быть выше. | 4б |
Задание позволяет критически оценивать информацию, формулировать проблему, самостоятельно создавать способы ее решения.
Мною разработана система заданий к тексту «Гашенная известь», размещенного в учебнике химии 8 класса, автора Габриеляна О. С. в форме субтестов.
Задание | Универсальное учебное действие, формируемое при выполнении задания |
Субтест №1 Осведомленность | Задание позволяет выделять необходимую информацию из текста, осуществлять синтез целого из частей |
Субтест №2 Определение понятий | Задание на распознавание верных и неверных понятий на основе текста, способствуют структурированию знаний, анализу объектов с целью выделения признаков. |
Субтест №3 Деление | Выполнение задания основано на умении обнаружения признака, присутствующего у одного понятия и отсутствующего у другого, этот признак является основанием деления родового понятия на виды. |
Субтест №4 Обобщение | Задание направлено на переход от единичных (конкретным) к абстрактным предметным понятиям и далее к понятиям общими для цикла учебных предметов – фундаментальным понятиям или предметным категориям. |
Субтест №5 Аналогия | Задание позволяет сформировать умения обобщать понятия, как до дальнего, так и до ближайшего рода; устанавливать внутрипредметные связи, а также межпредметные связи на двух уровнях: уровне наук и уровне философии. |
Таким образом, система заданий при работе с текстом, разработанная на основе дидактического инструментария технологии СДО направлена на:
- усвоение предметных понятий;
- развитие предметных и метапредметных умений;
- проверку уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся,
и, как следствие, формирование их читательской компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".
1. Введение Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и...
Мастер - класс "Развитие читательской грамотности учащихся"
Мастер - класс по использованию приемов формирования читательской грамотности на уроках литературы....
Доклад на городском объединении воспитателей "Формирование читательской грамотности учащихся средствами внеурочной деятельности в ГПД"
Доклад о работе в ГПД с учащимися начальной школы...
Доклад на тему «Развитие читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ и ГИА»
Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания ...
РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...
Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности
В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...
Развитие читательской грамотности на уроках информатики путем внедрения ИКТ как средства повышения уровня образованности учащихся информатики
Анализ результатов проверочных работ по информатике показывает, что значительная часть ошибок допущена только потому, что ученик «не увидел…», «невнимательно прочитал&ra...