Развитие читательской грамотности на уроках информатики путем внедрения ИКТ как средства повышения уровня образованности учащихся информатики
статья по информатике и икт

 

Анализ результатов проверочных работ по информатике показывает, что значительная часть ошибок допущена только потому, что ученик «не увидел…», «невнимательно прочитал», «не понял смысла …».  Это обусловлено недостаточным развитием у них таких метапредметных навыков, как  смысловое чтение; анализ условия задания;  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих предметную область; способность к самопроверке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnot_na_urokah_informatiki.docx32.51 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие читательской грамотности на уроках информатики путем
внедрения ИКТ как средства повышения уровня образованности
учащихся информатики

Анализ результатов проверочных работ по информатике показывает, что значительная часть ошибок допущена только потому, что ученик «не увидел…», «невнимательно прочитал», «не понял смысла …».  Это обусловлено недостаточным развитием у них таких метапредметных навыков, как  смысловое чтение; анализ условия задания;  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих предметную область; способность к самопроверке.  

Особенность технических дисциплин заключается в том, что по структуре тексты относятся к несплошным. Они содержат графики, диаграммы, схемы, таблицы, которые нацелены на понимание смыслового содержания текста, но, зачастую учащиеся их пропускают, считая их второстепенными.

При изучении информатики учащиеся сталкиваются с нехудожественным текстом, который характеризуется установкой на однозначность восприятия, связь между коммуникацией и жизнедеятельностью человека. В качестве признаков нехудожественной коммуникации чаще всего называют отсутствие эстетической функции, подтекста и установка на отражение реальной действительности.

В художественном тексте учебный материал может быть представлен таким, каким увидел автор, а в нехудожественном – по законам логического мышления. Поэтому в художественном тексте за изображенными картинами жизни всегда присутствует подтекстный, интерпретационный функциональный план, «вторичная действительность».

Следующая особенность заключается в том, что по структуре тексты в учебнике информатики относятся к несплошным. Они содержат графики, диаграммы, схемы, таблицы, которые нацелены на понимание смыслового содержания текста, но, зачастую учащиеся их пропускают, считая их второстепенными. Например, изучая тему «Двоичное кодирование» на страницах, ученик видит две схемы, три таблицы, формулу N=2i. В связи с этим для смыслового понимания несплошного текста недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку структурным элементам, дополняющим содержание. 

Эффективно формировать и развивать навыки смыслового чтения помогают «Приемы педагогической техники» Анатолия Гина.  

Приемы развития навыков смыслового чтения на уроках информатики на этапе актуализации знаний

Опыт показывает, что если ученики сами формируют цель, они добиваются большего, чем запланировали. Повышению познавательного интереса способствуют такие методические приемы, как «Привлекательная цель», «Определи тему и цель сам» (из предложенного текста учащиеся выделяют главную мысль и формулируют тему и цель урока), «Подводящий диалог»

Прием «Подводящий диалог». Это система посильных ученику вопросов, подводящих его к открытию мысли. Развивает логическое мышление учащихся.

Приемы развития навыков смыслового чтения на уроках информатики на этапе проверки домашнего задания

Начало урока – это, чаще всего, проверка домашнего задания, и дети это не очень любят. Но такие приемы, как «Верю-не верю», «Да-нет», «Лови ошибку», «Горячий стул» позволяют проверить знание материала, а в некоторых случаях создать игровую и соревновательную атмосферу на уроке.

Прием «Верю – не верю». Его удобнее всего применять в начале урока, когда идет повторение пройденного материала и подготовка учащихся к восприятию новой информации. Он помогает активизировать учащихся, подготовить, помочь им вспомнить все, что им известно по данной теме. Учащиеся уже в начале урока наглядно видят, что им предстоит узнать, что из этого они уже знали или предполагали, а что является неожиданным или противоречит их знаниям. Похожий прием – «Да-нет» Этот приём можно использовать при фронтальной работе, для того чтобы быстро провести опрос детей, проверить домашнее задание.

Прием «Составь пары». Установите соответствие между первым и вторым столбиком. Этот прием можно использовать и на этапе закрепления нового материала.

Приемы развития навыков смыслового чтения на уроках информатики на этапе изучения нового материала

Повторить ранее изученное, найти интересные подходы к мотивации новой темы — всё это очень важно, но большое место в учебном процессе занимает этап изучения нового материала. Как сделать так, чтобы не только привести ученика в класс, но и побудить его к активной работе? Как научить его новому, не заставляя, а вызвав «жажду» к знаниям? Необходимо «...перестроить учебно-воспитательный процесс так, чтобы в нем много времени занимало не пассивное восприятие учебной информации, а активная, самостоятельная деятельность учеников». Наиболее эффективными методическими приемами, побуждающими к самостоятельной деятельности, и способствующие развитию навыков смыслового чтения будут: «Кластер», «Ты – мне, я – тебе», «Свой конспект – своя опора», «Составь определение», «Шпаргалка для друга».

Прием «Кластер». Графическое отображение материала, показывающее внутренние и внешние связи предметов и явлений. Учитель записывает тему урока как «сердцевину» кластера, вместе с детьми формулирует и записывает вопросы, на которые в течение урока обучающиеся получают ответы. На первом этапе учащиеся активно вовлекаются в процесс. На фазе осмысления идет работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются и делаются выводы. Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать учебный материал, вырабатывать и высказывать свое мнение. Применяют его как на этапе изучения нового материала, так и закрепления.

Прием «Ты – мне, я – тебе». Ученики работают в парах или группах. Они задают вопросы друг другу по теме урока. Данный приём повышает интерес к учебному материалу и формирует умение формулировать вопросы.

Прием «Своя опора». Ученик составляет конспект или план материала учебника, которым он может пользоваться во время своего ответа. Конспект может быть оформлен в виде схемы, таблицы.

В этом же случае можно использовать прием «Шпаргалка для друга». Учитель предлагает составить текст шпаргалки, пригодный для полного ответа на поставленный вопрос или по данной теме.

Приемы развития навыков смыслового чтения на уроках информатики на этапе обобщения и систематизации знаний

Практически во всех типах урока присутствует такой этап, как обобщение и систематизация знаний. Методические приемы, применяемые на этом этапе урока, очень разнообразны: можно использовать такие же приемы, как и для проверки домашнего задания, но можно и такие, как «Кроссворд», «Синквейн», «Допиши предложения», «Составьте тест».

Прием «Кроссворд». Учащимся предлагается решить кроссворд по теме, составленный учителем, или самим составить кроссворд. Применяется по темам, содержащим много терминов.

Прием «Синквейн». Прочитанный текст анализируется по пяти пунктам:

первая строка – тема (понятие);

вторая строка – два прилагательных, характеризующих тему;

третья строка – три глагола, характеризующих действия, связанные с названной темой;

четвертая строка – высказывание, предложение, состоящее из четырех слов по данной теме;

пятая строка – слово - синоним к теме синквейна (описываемому понятию).

Прием «Допиши предложения». Учитель предлагает закончить предложения по теме урока. Ученики, работая в группах или индивидуально, дописывают предложения.

Прием «Составьте тест». Ученик составляет тест по изученной теме. Тип теста определяется учителем или самостоятельно учеником.

Приемы развития навыков смыслового чтения на уроках информатики на этапе подведения итогов урока

Опрос-итог: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока. Главное, интересное, новое, чему научились? Учитель не должен добиваться «административными мерами» того, чтобы главным назвали именно то, что считает таковым он. Он может наравне со всеми сказать и свое мнение.

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Прием «Незаконченные предложения». Ученикам по очереди необходимо ответить на вопросы, приведем несколько вариантов подобных клише: Продолжите предложение:

Сегодня на уроке я…

Я встретился(сь) с трудностью при…

У меня хорошо получилось…

Мне это необходимо для…

Прием «Синквейн» может быть так же применен на данном этапе урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар " Приёмы развития читательской грамотности на уроках гуманитарного цикла в условиях малокомплектной школы"

Сегодня мы с вами обсуждаем такую, по моему стойкому убеждению, важную тему, как читательская грамотность. К сожалению, современные дети не очень любят читать, и уж тем более не любят читать такие про...

Методы и приёмы развития читательской грамотности на уроках литературы в условиях реализации ФГОС

Педагогическая мастерская по теме "Методы и приёмы развития читательской грамотности на уроках литературы в условиях реализации ФГОС"...

Развитие читательской грамотности на уроках математики

Одна из важнейших задач современной школы-формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность- способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться в не...

Примеры заданий по развитию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 8-9 классах

1) Разработанное задание направлено на формирование читательской грамотности, а именно на формирование читательской стратегии изучающего, аналитического чтения;2) Задание составлено на основе текстов ...

Выступление с методической темой «Формирование и развитие читательской грамотности на уроках английского языка как условия повышения качества образования школьника в рамках внедрения ФГОС»

В современном образовательном сообществе читательская грамотность как один из компонентов функциональной грамотности обучающихся рассматривается сегодня в качестве одной из самых важных компетентносте...

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...