Разработка урока "Соли"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Чулочникова Оксана Викторовна

Урок разработан с применением  развивающей педагогической технологии Способа диалектического обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока "Соли", 8 класс93.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Чулочникова Оксана Викторовна

Класс: 8

УМК: Габриелян О. С.

Тема: Соединения химических элементов

Тема урока: Соли

Тип урока: комбинированый

Место  урока в изучаемой теме:   5 урок в теме

  1. Образовательно-развивающие цели урока:
  1. Выведение и усвоение учащимися новых понятий: «соли», «номенклатура солей».
  2. Применение опорных понятий: «вещество», «кислота», «основание», «химическая формула», «молекула», «ион», «растворимость».
  3. Развитие у учащихся универсальных учебных действий:

- познавательных: поиск и выделение информации; знаково-символические действия, включая моделирование; подведение под понятие; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез, их доказательство, осознанное и произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; структурирование знаний;

 - регулятивных: постановка учебной задачи; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценка и самооценка;

  - коммуникативных: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.

1.4. Овладение учащимися специальными (предметными) умениями: составлять формулы солей и называть их, проводить опыты, наблюдать, описывать наблюдения.

II. Воспитательные цели:

2.1. Формирование мировоззрения учащихся на основе философских категорий: единство-многообразие, часть-целое, общее – частное.

2.2. Формирование личностных УУД:   личностное самоопределение; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.  

Ход урока

Этап урока 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Баллы

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. 

1.1.Приветствие учащихся.

1.2. Целевая установка на урок.

1.3.Заявка на оценку:

«5» - 15 баллов и выше

«4» - 11-14 баллов

«3» - 10-6 баллов

Критерии оценки

Обоснование ответа – 1 балл

Дополнение-возражение – 1 балл

Построение структурной схемы-3 балла

Построение логической цепи рассуждений – 3б

Ответ на вопрос – суждение – 2 балла

Выдвижение гипотезы – 1 балл

Доказательство – 2 балла

За скорость – 1 балл

Умение работать в группе – 1 балл

Самоорганизация учащихся.

3 мин

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Задание 1. Распределите вещества на группы, обоснуйте свой выбор:

НNO3,CuSO4,H3PO4, H2O, KOH, NaCI, Fe(OH)2, Ag2O.

Правильный ответ:

Оксиды

Кислоты

Основания

H2O

НNO3

KOH

NaCI

Ag2O

H3PO4

Fe(OH)2

CuSO4

Задание 2. Используя информацию табл. 1, составьте структурную схему «Сложные вещества» (см. Приложение)

- Вещество  NaCI  называют «белым ядом», однако без него нет жизни. Оно обеспечивает важнейшие физиологические   процессы в организмах: в крови создает необходимые условия для существования красных кровяных телец, в желудке образует соляную кислоту, без которой было бы невозможным переваривание и усвоение пищи. О каком веществе идет речь?

Учащиеся распределяют вещества.

Индивидуальный труд

Простая кооперация. Сложная кооперация. Самопроверка

Составляют структурную схему

Сложная кооперация (Выступление от групп с презентацией логических схем)

Поисковая беседа

10 мин

III. Постановка учебной задачи

Итак, тема сегодняшнего урока «Соли»

Определим учебные задачи:

  • изучить
  • формировать
  • развивать

Учащиеся определяют учебные задачи

2 мин

IV.  Построение проекта выхода из затруднения

- Перед вами образцы солей, которые мы применяем в повседневной жизни

-

Название

Формула

Описание веществ

Хлорид натрия

NaCI

Это вещество символ гостеприимства

Бытовое название-поваренная соль

Сульфат меди

CuSO4

В саду применяется как средство от вредителей

Бытовое название -медный купорос

Карбонат натрия

Na2CO3

Используется в быту как моющее  и чистящее средство

Техническое название-сода

Карбонат кальция

CaCO3

Белое твердое вещество, нерастворимое в воде

Распространен в природе в виде известняка, мела, мрамора

- Проанализируйте химические формулы солей и определите их существенные признаки.

Задание 3.  Сформулируйте определение понятие «соли», выявив родовой и видовые признаки.

Демонстрация образцов солей

Определяют родовой и видовые признаки

Формулируют понятие

Соли-сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков

Индивидуальный труд.

6 мин

V. Первичное закрепление

- Соли состоят из ионов. Предположите,  каким источником информации целесообразно пользоваться при составлении химических формул солей?

- Каким образом составляют химические формулы солей на основе таблицы растворимости?

Задание 4. Составьте химические формулы солей.

Ионы

Са2+

Na+

CI-

CO32-

-Названия солей состоят из двух слов: название кислотного остатка в именительном падеже и названия металла в родительном падеже.

Задание 5. Как называют  соли в соответствии с правилами номенклатуры.

- В таблице растворимости содержится информация о растворимости солей в воде.

Задание 6. Составьте логическую схему «Классификация солей» по отношению к воде.

- Любая теория находит подтверждение в практике.  Проведем эксперимент: в двух стаканчиках без названий находятся соли: карбонат кальция и карбонат натрия, прильем воду.

- Что вы наблюдаете?

- Выдвинете гипотезу какая  соль растворилась и докажите ее правильность.

Поисковая беседа

Ответ: Таблица растворимости

Предполагаемый ответ:

  1. Записываем ионы металла и кислотного остатка, обозначая их заряд.
  2. Находим наименьшее общее кратное зарядов ионов
  3. Определяем индексы, разделив НОК на величины зарядов

Индивидуальный труд

Простая кооперация

Сложная кооперация

Учащиеся составляют названия солей

Составляют логическую схему.

Индивидуальный труд. Сложная кооперация.

Демонстрация эксперимента.

Учащиеся описывают наблюдения.

Предполагаемый ответ: в стакане №1 – соль растворилась, а в стакане №2 соль не растворилась.

Выдвигают гипотезу. Формулируют доказательство.

Предполагаемый ответ: в стакане №1 – карбонат натрия, так как по таблице растворимости – это растворимая соль, а в стакане №2 – карбонат кальция, так как – это нерастворимая соль.

 

15 мин

VII. Рефлексия деятельности

- В каком случае сложное вещество является солью?

- Докажите, что перманганат калия – это соль?

- Подсчитайте количество баллов и переведите ее в оценку.

- Дом. задание: п. 22 воп. 2. Доп. выполните систему заданий к тексту «Карбонат кальция» (Приложение 2)

Учащиеся отвечают на проблемные вопросы.

- Оцределение оценки каждым учащимся

5 мин

VIII. Самостоятельное применение знаний

Используя карточку №3 (сравнения), постройте суждения сходства и отличие кислот, оснований и солей.

4 мин

Приложение 1.

Лист  индивидуального труда

Задание 1. Распределите вещества на группы, обоснуйте свой выбор:

НNO3,CuSO4,H3PO4, H2O, KOH, NaCI, Fe(OH)2, Ag2O.

Таблица 1. «Классы веществ»

Задание 2. Используя информацию табл. 1, составьте структурную схему «Сложные вещества»,

                                                                                    (_______________________________________________)

Задание 3. Соли – это______________________________________________________________________________

Ионы

Сu2+

K+

CI-

SO42-

Задание 3. Составьте химические формулы солей  

Задание 4. Назовите химические формулы солей

                  в соответствии с правилами номенклатуры.

Задание 5. Составьте логическую схему «Классификация солей» по отношению к воде.

(по отношению к воде)

Система заданий для работы с текстом   «Карбонат кальция»

(Учебник О. С. Габриеляна, «Химия, 8 класс, стр. 122)

Субтест 1. Осведомленность

Продолжите предложение, выбрав правильный вариант ответа:

1

Карбонат кальция имеет химическую формулу…

А) СО2     В) Са(ОН)2     С) СаСО3

2

Карбонат– соль твердое вещество белого цвета, которое в воде…

А) растворимо  В) малорастворимо     С) нерастворимо.

3

Строительный материал, не имеющий такую же формулу,  как у мела…

А) известняк   В) мрамор   С) известь.

Субтест 2. Определение понятий

Отметьте знаком «+» правильное содержание понятия «-» - неправильное

1

Соль – сложное вещество, состоящее из ионов неметалла и кислотных остатков.

2

Нерастворимое вещество – вещество, которое не растворяется в воде (менее 0,1 до 1 г на 100 г воды).

Субтест 3. Деление понятий

Найдите лишнее понятие и объясните свой выбор

1

А - гашенная известь, В - мел,  С - мрамор

1-2 б

Субтест 4. Обобщение

Обобщите понятие, указав ближайшее родовое понятие

1

Известняк, мел,  мрамор

1-2 б

Субтест 5. Аналогия

Из трех понятий, указанных под буквами А,В,С

Выпишите только то, что в паре исходных понятий

1

Учащийся - ученик

Карбонат кальция-

А-СаСО3

В-соль

С-вещество

2

Крапива-трава

Карбонат кальция-

А-СаСО3

В-соль

С-мел

Ключи ответа:

Субтест 1.  1 - С, 2 - С, 3 – С

Субтест 2. 1 -  «-«, 2 – «+»

Субтест 3. Лишнее понятие – гашенная известь (Ф), так как по химической формуле – это гидроксид кальция, а В – мел и   С – мрамор – это карбонат кальция.

Субтест 4  Карбонат кальция

Субтест 5. 1 – А, 2 – В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....