ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ"
презентация к уроку по химии (10 класс)
Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Естественнонаучно-грамотный человек должен обладать следующими компетентностями:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_estestvennonauchnoy_gramotnosti.ppt | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями (определение используемое в PISA) Естественнонаучная грамотность
Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Естественнонаучно-грамотный человек должен обладать следующими компетентностями : научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и доказательства Естественнонаучная грамотность
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) 2018 год
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) 2018 год
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) 2018 год
Какие задания используются для определения уровня грамотности? Инструментарий PISA : не типичные учебные задачи по физике, химии или математике, характерные для российской школы, а близкие к реальным проблемные ситуации , связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения не только знания основных учебных предметов, но и сформированности общеучебных и интеллектуальных умений. Содержание каждого задания формируется не по предметному принципу , а относится к одному из следующих контекстов : Здоровье; Природные ресурсы; Окружащая среда; Опасности и риски; Новые знания в области науки и технологии От учащихся требуется продемонстрировать компетенции в определенном контексте Задания имеют межпредметную основу. Приоритеты в заданиях: с точки зрения содержания – экологические вопросы ; с точки зрения компетенций – методы научного исследования
Какими должны быть учебные задания, формирующие естественнонаучную грамотность? Характеристика заданий : Задания должны содержать как текстовую информацию, так и информацию в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем ( «несплошные» тексты ); Задания должны быть основаны на материале из разных предметных областей (для выполнения надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения); В заданиях может быть не ясно, к какой области знаний надо обратиться , чтобы определить способ действий или информацию для постановки и решения проблемы; Задания могут требовать привлечения дополнительной информации или, напротив, содержать избыточную информацию и «лишние данные»; Задания должны быть комплексными и структурированными , состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов
Прочитайте текст и выполните задания 1-12. Комплексное задание «Антибиотики» (12 заданий). Прочитайте Листок 1 и выполните задания 1-3. Почему лекарства больше не действуют? Открытие британского учёного Александра Флеминга , сделанное в 1929 году, что пенициллин из зелёной плесени убивает микробы, положило начало созданию большой группы антимикробных препаратов под общим названием «антибиотики». Применение антибиотиков позволило в разы сократить смертность от таких заболеваний, как чума, холера, туберкулёз и др. Создав эти лекарства, человечество получило мощное оружие в борьбе с заболеваниями, вызванными бактериями и грибковыми инфекциями, но... постепенно обнаружило, что оружие действует всё слабее, а враг становится всё сильнее. Оказалось, что бактерии тоже защищаются от нас: они «знакомятся» с нашими средствами уничтожения, видоизменяются и начинают проявлять устойчивость (резистентность) к тем препаратам, которыми мы хотим с ними расправиться. Уже многие антибиотики, которые были созданы полвека назад и в первое время хорошо работали, теперь на бактерии не действуют. Микроорганизмы же при этом непрерывно размножаются и передают свои гены «потомкам», а кроме того, обмениваются ими с «соседями»! А ведь антибиотики дают не только людям, но и животным, которых разводит человек: коровам, курицам, рыбам. Для лечения и просто так - «чтобы не заболели».Появились супербактерии, которые устойчивы абсолютно ко всем существующим антибиотикам. В США бактерии, устойчивые к тем или иным антибиотикам, поражают около 2 млн человек в год, из них 23 тысячи не удаётся спасти. Учёные с трудом разрабатывают новые лекарства, более сильные, дорогостоящие, а бактерии, изменившись в который раз, очень быстро перестают реагировать и на них. Это неудивительно: человечество существует миллионы лет, бактерии - миллиарды. Всё это время они приспосабливались к окружающим обстоятельствам, изменялись и выживали. Но люди, создав антибактериальные препараты, ускорили процесс приспособления. Между людьми и бактериями возникла гонка: кто кого? Объявив войну бактериям, мы многих из них сделали сильнее, теперь они для нас такая серьёзная угроза, что её сравнивают с угрозой терроризма.
Задания 1-3. 1.Какое определение наиболее точно объясняет, что такое супербактерии? Отметьте ОДИН верный ответ. □ бактерии, вызывающие смертельно опасные заболевания □ бактерии, с которыми можно бороться только мощными антибиотиками □ бактерии, которые сильнее всех других бактерий □ бактерии, на которые не действуют антибиотики □ бактерии, которые не погибают 2.С какой целью авторы листка 1 добавили к тексту диаграмму «Зарегистрированные антибиотики»? Отметьте ОДИН верный ответ. Чтобы показать, что... □ новые антибиотики становятся всё мощнее □ новые антибиотики становятся всё более дорогими □ новых антибиотиков создают всё меньше □ новые антибиотики хуже предыдущих 3.Ещё в Древнем Египте плесневелый хлеб прикладывали к ранам и порезам. Могло ли, с вашей точки зрения, это оказывать лечебное действие? Отметьте «Да» или «Нет». □ Да □ Нет Объясните свой ответ. ______________________________________________________________________________________________________
Результаты ответов 1.Какое определение наиболее точно объясняет, что такое супербактерии? Отметьте ОДИН верный ответ. 77% 2.С какой целью авторы листка 1 добавили к тексту диаграмму «Зарегистрированные антибиотики»? Отметьте ОДИН верный ответ. Чтобы показать, что... 63% 3.Ещё в Древнем Египте плесневелый хлеб прикладывали к ранам и порезам. Могло ли, с вашей точки зрения, это оказывать лечебное действие? Отметьте «Да» или «Нет». 70% Объясните свой ответ. ______________________________________________________________________________________________________ Задание 1. Характеристики задания Содержательная область оценки : Чтение для общественных целей, Здоровье Компетентностная область оценки : находить и извлекать информацию Контекст : общественный Тип текста : несплошной (информационная статья с диаграммой) Уровень сложности задания : низкий Формат ответа : задание с выбором одного верного ответа Объект оценки: умение находить и извлекать одну единицу информации Система оценивания 1 балл -выбран ответ 4 (бактерии, на которые не действуют антибиотики), другие ответы не выбраны. 0 баллов- в других случаях
Прочитайте Листок 2 и выполните задания 4-7. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) провела опрос, в котором приняли участие около 10 тыс. взрослых человек из 12 стран мира, в том числе из России. Результаты опроса показали полное непонимание серьёзности проблемы устойчивости к антибиотикам. В МИРЕ В РОССИИ Только 56% опрошенных россиян, принимавших в последние полгода антибиотики, сообщили, что их последний курс антибиотиков был прописан врачом, - это самый низкий показатель среди всех 12 стран. 67% ошибочно полагают, что антибиотиками можно лечить простуду и грипп, хотя антибактериальные препараты не действуют на вирусы. 26% считают, что с улучшением самочувствия следует прекратить приём антибиотиков, а не пропивать весь предписанный курс.
Прочитайте Листок 2 и выполните задания 4-7. Правила приёма антибиотиков Ситуация в России Лучше Хуже Принимать антибиотики только по назначению врача □ □ Допивать начатый курс антибиотиков до конца □ □ Не пытаться лечить антибиотиками вирусные заболевания □ □ 4.Каким словом из листка 1 или листка 2 можно заменить слово «резистентность» на диаграмме «В мире», чтобы она была более понятной? Запишите свой ответ. 58% 5.Сколько процентов опрошенных людей из всех 12 стран , судя по данным опроса, не знают, какие болезни нельзя вылечить антибиотиками? Запишите свой ответ на вопрос в виде числа. 42% 6.В чём ситуация с приемом антибиотиков в России, судя по данным опроса Всемирной организации здравоохранения, лучше, чем в среднем в мире, а в чем - хуже? Отметьте « Лучше » или « Хуже » для каждого правила. Рядом с каждым правилом поставьте знак «^». 7.Выпишите из Листка 2 один фрагмент, который говорит о том, что проблема резистентности к антибиотикам может быть связана именно с неправильными действиями врачей. 63% 56%
Результаты выполнения комплексного задания «Антибиотики» высокий 13-15 б 10 23% средний 8-12 б 23 53% низкий 3-7 б. 10 23% 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Итого 77% 63% 70% 58% 42% 56% 63% 65% 30% 98% 26% 40% 9,6 63% 30% 44%
Какие основные проблемы-пробелы в подготовке наших школьников выявляют международные исследования? У российских учащихся слабо сформированы умения: осуществлять поиск информации по ключевым словам; анализировать процессы проведения исследований; составлять прогнозы на основе имеющихся данных; выявлять и интерпретировать научные факты и данные исследований; интерпретировать графическую информацию; проводить оценочные расчеты и прикидки . Всему этому можно и нужно учить!
Пути решения проблем Усиление естественнонаучной составляющей в курсе «Окружающий мир» в начальной школе. Увеличение часов учебного плана на естественнонаучные дисциплины (биология, химия, физика). Изменение в УМК естественнонаучных предметов и методики преподавания. Новые учебные задания. Новые модели взаимодействия учителя и ученика.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!! Сергеева Анна Михайловна koroleva979@mail.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по работе над повышением уровня естественнонаучной грамотности
Для успешной работы на уроках естественно-научного цикла рекомендовано применение определённых методов обучения: проблемного, индивидуально-группового, научно-исследовательского. Используя данные мето...
Методические рекомендации по работе над повышением уровня естественнонаучной грамотности
Для успешной работы на уроках естественно-научного цикла рекомендовано применение определённых методов обучения: проблемного, индивидуально-группового, научно-исследовательского. Используя данные мето...
Формирование естественнонаучной грамотности учащихся в условиях модели школы полного дня
Одним из приоритетных направлений работы в условиях школы полного дня было выбрано естественнонаучное, так как в настоящее время наблюдается существенное падение интереса учащихся ко всем предметам ес...
Развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии
В данной работе предлагается с помощью особых типов задач развивать естественно-научную грамотность на уроках биологии. Использование таких заданий помогает развить универсальные учебные действия, учи...
Текст- задания для оценки естественнонаучной грамотности детей
Текст- задания для оценки естественнонаучной грамотности детей...
«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...
Естественнонаучная грамотность. Современный урок – пространство формирования функциональной грамотности.
Задания в формате PISA позволяют мне оценить уровень развития читательской компетенции учащихся, т. е. насколько ученик в состоянии разобраться в тексте задачи или задания и извлечь из него ...