Программа элективного курса по химии «Готовимся к государственной итоговой аттестации»
элективный курс по химии (9 класс)
курс разработан как помощь учащимся в подготовке к ГИА ОГЭ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования Иркутского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования
«Пивоваровская средняя общеобразовательная школа»
Программа элективного курса по химии
«Готовимся к государственной итоговой аттестации»
Автор:
Богданова Татьяна Владимировна
учитель химии
высшей
квалификационной категории
с.Пивовариха
2020 год
Пояснительная записка
Программа элективного курса предназначена для обучающихся 9-х классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 18 часов. Курс позволяет повысить эффективность подготовки обучающихся 9 классов к основному государственному экзамену по химии за курс основной школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему обучению в средней школе.
Программа элективного курса разработана на основе УМК по химии Габриелян О.С., рекомендованным к использованию в образовательном процессе. Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса химии основной школы.
Программой школьного курса химии не предусмотрены обобщение и систематизация знаний по различным разделам, полученных учащимися за весь период обучения в 8 классе. Элективный курс «Готовимся к государственной итоговой аттестации» позволит систематизировать и углубить знания учащихся по различным разделам курса химии основной школы.
Задания практической части (13 часов) программы направлены на то, чтобы учащиеся освоили практическую часть ГИА, развили интерес к предмету, познакомились с новыми идеями и методами, расширили представление о химической науке.
Этот курс предлагает знакомство с химией как с общекультурной ценностью, создает условия понимания того, что химия является инструментом познания окружающего мира и самого себя.
Цель элективного курса: привитие интереса к предметам естественного цикла и дальнейшей профильной ориентации; обобщение и систематизация знаний и способов деятельности учащихся по химии за курс основной школы; подготовка обучающихся 9 класса к успешному прохождению ГИА по химии.
Задачи курса:
- обучающие: (формирование познавательных и логических УУД)
- Формирование навыков грамотного выполнения и правильной интерпретации спорных формулировок заданий.
- Развить навыки решения тестов.
- Научить максимально эффективно распределять время, отведенное на выполнение задания.
- Подготовить школьников к успешной сдаче ОГЭ по химии.
- развивающие: (формирование регулятивных УУД)
- умение ставить перед собой цель – целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планировать свою работу — планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД)
- формировать умение слушать и вступать в диалог;
- воспитывать ответственность и аккуратность;
- участвовать в коллективном обсуждении, при этом учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Методы обучения.
Проблемно-интегративный метод; Метод диалогического изложения;
Метод работы в малых группах; Объяснительно-иллюстративный метод;
Метод тестирования; Экспериментальный метод.
Формы обучения.
Лекция и семинар; Практикум; Тематическое тестирование;
Промежуточное и итоговое тестирование в формате ОГЭ.
Программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки. Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.
Основное содержание
(18часов)
«Классификация, свойства и получение неорганических веществ. Количественные отношения в химии» (6ч.)
Химические формулы. Оксиды. Кислоты .Основания. Закон постоянства состава. Расчеты по химической формуле и химическим уравнениям. Моль. Относительная плотность газов. Газовые законы. Понятия «Чистые вещества» и «смеси». Способы разделения смесей.
Массовые доли элемента в веществе. Нахождение химической формулы. Типы химических реакций по количеству вступающих и образующихся веществ. Схемы решения простейших задач ( с использованием понятий «количества вещества», «сравнениям», «соотношением величин», «пропорции»).
Вычисления по уравнениям реакций с использованием понятий массовая и объемная доля выхода продукта.
«Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (2ч.)
Полная характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в ПСХЭ. Решение задач на основные законы и понятия химии.
«Вода. Растворы.» (2ч.)
Вода и растворы. Способы выражения состава растворов (массовая доля растворенного вещества в растворе, молярная концентрация, мольная доля растворенного вещества и растворителя). Растворимость. Действия с растворами (сливание, выпаривание, выделение кристаллогидратов).
«Окислительно-восстановительные реакции» (4ч.)
Основные типы окислительно-восстановительных реакций. Ряд стандартных электродных потенциалов. Расчеты по уравнениям, в основе которых лежит реакция замещения одного металла другим.
«Строение веществ» (4ч.)
Решение задач, в условия которых включены сведения, имеющие отношения к условиям жизни человека и сохранения окружающей среды.
Итоговое занятие. Проведение итоговой контрольной работы в форме ОГЭ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ занятия в теме | Тема занятия | Теор. | Практ. | |
Тема 1. «Классификация, свойства и получение неорганических веществ. Количественные отношения в химии» (6ч.) | ||||
1 | Классы неорганических веществ (Оксиды. Кислоты. Основания. Соли.) их свойства. Закон постоянства состава. | 1 | - | |
2 | Генетическая связь между классами неорганических веществ. | - | 1 | |
3 | Расчеты по химической формуле. Моль. Относительная плотность газов. Газовые законы. Понятия «Чистые вещества» и «смеси». Способы разделения смесей. | - | 1 | |
4 | Массовые доли элемента в веществе. Нахождение химической формулы. Типы химических реакций по количеству вступающих и образующихся веществ. Схемы решения простейших задач ( с использованием понятий «количества вещества», «сравнениям», «соотношением величин», «пропорции») | - | 1 | |
5 | Вычисления по уравнениям реакций с использованием понятий массовая и объемная доля выхода продукта. | - | 1 | |
6 | Тепловой эффект химической реакции. Понятие термохимического уравнения и его отличие от обычного. Расчеты по термохимическим реакциям. Вывод термохимических уравнений. | - | 1 | |
Тема 2. «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (2ч.) | ||||
7 | Полная характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в ПСХЭ. | - | 1 | |
8 | Решение задач на основные законы и понятия химии. | - | 1 | |
Тема 3. «Вода. Растворы» (2ч.) | ||||
9, 10 | Вода и растворы. Способы выражения состава растворов (массовая доля растворенного вещества в растворе, молярная концентрация, мольная доля растворенного вещества и растворителя). Растворимость. Действия с растворами (сливание, выпаривание, выделение кристаллогидратов). | 1 | 1 | |
Тема 4. «Окислительно-восстановительные реакции» (4ч.) | ||||
11 | Основные типы окислительно-восстановительных реакций. Ряд стандартных электродных потенциалов. Расчеты по уравнениям, в основе которых лежит реакция замещения одного металла другим. | 1 | - | |
12 | Составление ОВР на основе метода электронного баланса. | - | 1 | |
13 | Ряд стандартных электродных потенциалов. Расчеты по уравнениям, в основе которых лежит реакция замещения одного металла другим. Решение задач с применением алгоритмов. | - | 1 | |
14 | Промежуточная аттестация. Решение тестов. | - | 1 | |
Тема 5. «Строение веществ» (4ч.) | ||||
15 | Типы кристаллических решеток. Строение молекул. | 1 | - | |
16, 17 | Решение задач, в условия которых включены сведения, имеющие отношения к условиям жизни человека и сохранения окружающей среды. | 1 | 1 | |
18 | Проведение итоговой контрольной работы в форме ОГЭ. | - | 1 | |
Итого | 5 | 13 |
Литература для учителя:
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007
- Габриелян О. С., Яшукова А. В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс». М.: Дрофа, 2008.
- Габриелян, О. С. Методическое пособие к учебнику О. С. Габриеляна «Химия». 8 класс / О. С. Габриелян. — М. : Дрофа, 2018. — 109.
https://drofa-ventana.ru/material/khimiya-8-klass-metodicheskoe-posobie-gabrielyan/
- Габриелян, О. С. Методическое пособие к учебнику О. С. Габриеляна «Химия». 9 класс / О. С. Габриелян. — М. : Дрофа, 2018. — 108.
https://drofa-ventana.ru/material/khimiya-9-klass-metodicheskoe-posobie-gabrielyan/
Литература для ученика:
- Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8.» - М.: Дрофа, 2008.
- Габриелян О. С., Яшукова А. В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс». М.: Дрофа, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса по физике "Готовимся к ГИА" для 9 класса.
Элективный курс "Готовимся к ГИА" состоит из 2-х частей, рассчитан на 34часа, служит для повторения курса физики основной школы и готовит учащихся к успешной сдачи ГИА. Этот курс является подгот...
План работы кружка по русскому языку «Готовимся к государственной итоговой аттестации».
План работы кружка по русскому языку «Готовимся к государственной итоговой аттестации»....
Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....
Программа элективного курса изучения обществознания "Готовимся к ЕГЭ по обществознанию" 10-11 классы
Предлагаемая программа элективного курса "Готовимся к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче вступительного экзамена в формате ЕГЭ.Программа ра...
Программа элективного курса по обществознанию "Подготовка к государственной итоговой аттестации по обществознанию"
Элективный курс «Подготовка к ГИА по обществознанию» предназначен для учащихся 9 класса основной школы готовящихся к государств...
Рабочая программа элективного курса по обществознанию "Подготовка к государственной итоговой аттестации. ОГЭ по обществознанию"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса по обществознанию в 9 классе...
Правила чтения в английском языке. Готовимся к государственной итоговой аттестации
Данный материал показывает особенности чтения некоторых буквосочетаний в английском языке. Представлен теоретический материал, а так же упражнения на отработку фонетического чтения. Будет полезен учащ...