Функциональная грамотность на уроках химии в 9 классе
методическая разработка по химии (9 класс)

Выступление на РМО учителей химии по теме "Функциональная грамотность на уроках химии в 9 классе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon funktsionalnaya_gramotnost_na_urokah_himii_v_9_klasse.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление Низамовой А.Р.

на заседании РМО учителей химии

Дата: 13.03.2023

                                   

 «Функциональная грамотность на уроках химии в 9 классе»

   Что же такое функциональная грамотность?

По мнению Алексея Алексеевича Лео́нтьева, доктора психологических наук и доктора филологических наук, «функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

  Задача системы образования 21 века состоит не в передаче объема знаний, не в определении уровня освоения школьных программ, а в формировании способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

 Задача педагога - создание соответствующих педагогических условий для самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, массовое внедрение проблемного обучения и проектного метода, групповой и коллективной работы на уроке, использование электронных образовательных ресурсов, технических средств. 

 Одним из эффективных приемов, направленных на формирование функциональной грамотности школьников является решение практико-ориентированных задач. На своих уроках я часто использую данные задания на этапе актуализации знаний.

Приведу пример практико-ориентированных заданий для учащихся.

  • В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая и понятная учащемуся.
  • Каждое задание содержит задачу, решаемую с помощью имеющихся знаний.
  • Контекст заданий близок к ситуациям, возникающим в повседневной жизни.
  • Ситуация требует осознанного выбора модели поведения.
  • Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны.
  • Информация предъявляется в текстовой и нетекстовой форме (таблицы, схемы, диаграммы и др.).

        Задачи при проведении практических работ

Представьте, что Вы  работаете в химической лаборатории и подруга принесла пирожное и предлагает попить чайку. Ваши действия:

а) завариваете чай на спиртовке в химическом стакане и “расчищаете” место для пирожного на рабочем столе,

б) приглашаете зайти в другую комнату, где не проводятся опыты.

в) предложите свой вариант

Вы получили ожог от пламени спиртовки. Ваши действия:

а) смазываете ожог зеленкой,

б) промываете раствором марганцовки,

в) смазываете растительным маслом,

г) промываете и накладываете стерильную повязку.

Практико-ориентированные задания для 9 класса

Задания по теме «Фосфор и его соединения»

ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ

  Фосфор образует несколько аллотропных модификаций:

Белый фосфор - воскообразное вещество, бесцветное с желтоватым оттенком, имеет чесночный запах. Нерастворим в воде, хорошо растворяется в сероуглероде. На воздухе легко окисляется. Температура воспламенения 40С, измельченный фосфор воспламеняется при обычной температуре. Белый фосфор очень ядовит. Особым свойством его является способность в темноте светиться, вследствие его окисления.

Красный фосфор представляет собой темно-малиновый порошок, без запаха. Не растворяется ни в воде, ни в сероуглероде. На воздухе окисляется медленно и самовоспламеняется при температуре 260 С. Не ядовит и не светится в темноте. 

Черный фосфор похож на графит, нерастворим в воде, обладает полупроводниковыми свойствами.

Вопрос 1 Почему белый фосфор следует хранить под водой?

А. В темноте светится.

В. Не растворяется в воде.

С. Воспламеняется при обычной температуре.

D. Имеет чесночный запах.

СОБАКА БАСКЕРВИЛЕЙ

Прочитайте отрывок из  повести «Собака Баскервилей» А. Конан-Дойла

 и ответьте на вопросы.

«...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. — Фосфор, — сказал я».

Вопрос 1. Фосфор бывает белый, красный и черный.

О каком фосфоре идет речь в отрывке? Объясните, почему вы так считаете.

Вопрос 2.  В этом отрывке Артур Конан Дойл допустил существенную химическую ошибку. Он не учел химических свойств фосфора и его соединений.

Проанализируйте содержание отрывка. Почему описанное в нем маловероятно. Назовите не менее двух причин.

Вопрос 3.  В отрывке говорится: «Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. — Фосфор, — сказал я». Зная свойства «светящегося» фосфора, выберите верные утверждения.

А. Попадание фосфора на кожу безопасно.

В. Попадание фосфора на кожу вызывает ожоги.

С. Фосфор нужно брать только пинцетом или щипцами.

D. Фосфор хранят под водой.

ЗАДАНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ И

КОММУНИКАТИВНУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Характеристики задания

Описание характеристик

Класс

9 класс

Тематическая

принадлежность

Металлы и их соединения

Уровень сложности задания

Высокий уровень

Форма задания

Задание с развёрнутым ответом требует поиска и исправления фактических ошибок в приведённых текстах с обоснованием исправлений

Содержание задания (условие, вопрос, инструкция по выполнению)

1. Сульфат меди(II) – одна из важнейших солей меди. 2. Кристаллогидрат сульфата меди(II) (CuSO4 · 5H2O) называют медным купоросом. 3. Кристаллы этого вещества хорошо растворяются в воде, и при этом образуется раствор зелёного цвета. 4. В сельском хозяйстве медный купорос применяется как антисептик, фунгицид и медно-серное удобрение. 5. В промышленности эту соль применяют в производстве ацетатного волокна, а также используют в качестве фиксатора окраски и консерванта. 6. Сульфат меди(II) в промышленности получают различными способами, например растворением оксида меди(II) в серной кислоте. 7. Его можно также получить растворением меди в разбавленной серной кислоте. 8. Для водного раствора сульфата меди(II) возможна реакция обмена с металлами активнее меди, например с цинком. 9. Раствор сульфата меди(II) реагирует со щёлочью с образованием гидроксида меди(II).

Образец (описание) ответа

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

  1. В предложении 3 следует записать: кристаллы этого вещества хорошо растворяются в воде, и при этом образуется раствор голубого цвета.
  2. В предложении 7 следует записать: его можно также получить и растворением меди в концентрированной серной кислоте.
  3. В предложении 8 следует записать: для водного раствора сульфата меди(II) возможна реакция замещения с металлами активнее меди, например с цинком.
  4. Дано верное обоснование одного из исправлений в виде законченного письменного высказывания, например обоснование исправления   к   предложению   8:   Медь не реагирует с разбавленной серной кислотой, так как стоит в ряду активности правее водорода. Реакция идёт только при использовании концентрированной серной кислоты.

Критерии оценки

Способ оценивания – экспертная оценка.

Критерии оценивания

Баллы

Критерий 1. Правильность ответа

Верно записаны четыре элемента ответа

4

Верно записаны три элемента ответа

3

Верно записаны два элемента ответа

2

Верно записан один элемент ответа

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Критерий 2. Речевое оформление ответа

1 балл по критерию 2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 1 выставлено не менее 1 балла

Качество письменной речи не затрудняет понимания смысла развёрнутого ответа (речь соответствует критериям понятности, логичности, правильности /

речь соответствует нормам литературного языка)

1

Низкое качество письменной речи затрудняет понимание смысла развёрнутого

ответа

0

Максимальный балл

5

Характеристики задания

Описание характеристик

Класс

9 класс

Тематическая

принадлежность

Электролитическая диссоциация

Уровень сложности задания

Повышенный уровень

Форма задания

Задание с развёрнутым ответом требует составления    уравнения    реакции,    описания    с помощью необходимой терминологии сути происходящих процессов

Содержание задания (условие, вопрос, инструкция по выполнению)

Дан водный раствор гидроксида бария.

  1. Составьте уравнение полной электролитической диссоциации данного вещества (ступенчатой диссоциацией можно пренебречь).
  2. Опишите процессы, происходящие с частицами (молекулами, ионами): сформулируйте, какие частицы и в каком мольном соотношении участвуют в процессе. При формулировании ответа используйте не менее трёх химических понятий из предложенного перечня: кристаллическая решётка/вид связи, ион, катион/анион, диполь, диссоциация, моль.

Образец (описание) ответа

Правильный ответ содержит следующие элементы:

  1. составлено уравнение электролитической диссоциации водного раствора гидроксида бария: Ва(ОН)2 = Вa2+ + 2ОН;
  2. дано описание процессов, происходящих с частицами (молекулами, ионами) при электролитической диссоциации водного раствора гидроксида бария, которое представлено в виде письменного высказывания с соблюдением норм литературной речи и использованием не менее трёх терминов, предложенных в тексте задания, например: в процессе электролитической диссоциации 1 моль гидроксида бария – вещества с ионной кристаллической решёткой – под действием диполей (молекул) воды распадается на ионы: образуется 1 моль катионов бария с зарядом 2+ (Вa2+) и 2 моль гидроксид-ионов с зарядом 1− (ОН).

Критерии оценки

Способ оценивания – экспертная оценка.

Критерии оценивания

Баллы

Критерий 1. Правильность ответа

Верно записаны два элемента ответа

2

Верно записан один элемент ответа

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Критерий 2. Речевое оформление ответа

1 балл по критерию 2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 1 выставлено не менее 1 балла

Качество письменной речи не затрудняет понимания смысла развёрнутого ответа (речь соответствует критериям понятности, логичности, правильности /

речь соответствует нормам литературного языка)

1

Низкое качество письменной речи затрудняет понимание смысла развёрнутого

ответа

0

Максимальный балл

3

И так на этом я завершаю свое выступление, вывод хочу сделать следующиймы должны развивать функционально-грамотную личность, которая будет:

  • Добывать информацию
  • Применять её в жизни
  • Оценивать себя


Спасибо за внимание!

ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ

  Фосфор образует несколько аллотропных модификаций:

Белый фосфор - воскообразное вещество, бесцветное с желтоватым оттенком, имеет чесночный запах. Нерастворим в воде, хорошо растворяется в сероуглероде. На воздухе легко окисляется. Температура воспламенения 40С, измельченный фосфор воспламеняется при обычной температуре. Белый фосфор очень ядовит. Особым свойством его является способность в темноте светиться, вследствие его окисления.

Красный фосфор представляет собой темно-малиновый порошок, без запаха. Не растворяется ни в воде, ни в сероуглероде. На воздухе окисляется медленно и самовоспламеняется при температуре 260 С. Не ядовит и не светится в темноте. 

Черный фосфор похож на графит, нерастворим в воде, обладает полупроводниковыми свойствами.

СОБАКА БАСКЕРВИЛЕЙ

Прочитайте отрывок из  повести «Собака Баскервилей» А. Конан-Дойла

 

«...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. — Фосфор, — сказал я».

МЕТАЛЛЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ

Содержание задания (условие, вопрос, инструкция по выполнению)

1. Сульфат меди(II) – одна из важнейших солей меди. 2. Кристаллогидрат сульфата меди(II) (CuSO4 · 5H2O) называют медным купоросом. 3. Кристаллы этого вещества хорошо растворяются в воде, и при этом образуется раствор зелёного цвета. 4. В сельском хозяйстве медный купорос применяется как антисептик, фунгицид и медно-серное удобрение. 5. В промышленности эту соль применяют в производстве ацетатного волокна, а также используют в качестве фиксатора окраски и консерванта. 6. Сульфат меди(II) в промышленности получают различными способами, например растворением оксида меди(II) в серной кислоте. 7. Его можно также получить растворением меди в разбавленной серной кислоте. 8. Для водного раствора сульфата меди(II) возможна реакция обмена с металлами активнее меди, например с цинком. 9. Раствор сульфата меди(II) реагирует со щёлочью с образованием гидроксида меди(II).

Критерии оценивания

Баллы

Критерий 1. Правильность ответа

Верно записаны четыре элемента ответа

4

Верно записаны три элемента ответа

3

Верно записаны два элемента ответа

2

Верно записан один элемент ответа

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Критерий 2. Речевое оформление ответа

1 балл по критерию 2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 1 выставлено не менее 1 балла

Качество письменной речи не затрудняет понимания смысла развёрнутого  ответа (речь соответствует критериям понятности, логичности, правильности /

речь соответствует нормам литературного языка)

1

Низкое качество письменной речи затрудняет понимание смысла развёрнутого

ответа

0

Максимальный балл

5

ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ

Содержание задания

Дан водный раствор гидроксида бария.

  1. Составьте уравнение полной электролитической диссоциации данного вещества (ступенчатой диссоциацией можно пренебречь).
  2. Опишите процессы, происходящие с частицами (молекулами, ионами): сформулируйте, какие частицы и в каком мольном соотношении участвуют  в процессе. При формулировании ответа используйте не менее трёх химических понятий из предложенного перечня: кристаллическая решётка/вид связи, ион, катион/анион, диполь, диссоциация, моль.

Критерии оценивания

Баллы

Критерий 1. Правильность ответа

Верно записаны два элемента ответа

2

Верно записан один элемент ответа

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Критерий 2. Речевое оформление ответа

1 балл по критерию 2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 1 выставлено не менее 1 балла

Качество письменной речи не затрудняет понимания смысла развёрнутого  ответа (речь соответствует критериям понятности, логичности, правильности /

речь соответствует нормам литературного языка)

1

Низкое качество письменной речи затрудняет понимание смысла развёрнутого

ответа

0

Максимальный балл

3






















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Функциональная грамотность на уроках химии и биологии

Функциональная грамотность на уроках химии и биологииПодобные задачи значимы для учащихся в настоящей и будущей жизни, позволяют организовать самостоятельную работу по изучению учебного материала, пои...

Формирование функциональной грамотности на уроках химии

Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что оч...

Мастер-класс "Формирование функциональной грамотности на уроках химии"

Одна из важнейших задач современной школы – это формирование формирования функциональной грамотности у обучающихся....

Формирование функциональной грамотности на уроках химии через развитие учебной мотивации обучающихся. Тема урока: "Получение и применение кислот. Химические свойства кислот"

Формирование функциональной грамотности на уроках химии через развитие учебной мотивации обучающихся. Тема урока: "Получение и применение кислот. Химические свойства кислот"В современном, ст...