урок - Соединения серы
план-конспект урока по химии (9 класс)
сформировать первоначальные представления о соединениях серы – сероводороде, сульфидах, сернистом газе, сернистой кислоте, серной кислоте. Рассмотреть влияние сероводорода , кислотных дождей на окружающую среду и здоровье человека.
Развивающие: уметь составлять уравнения реакций в молекулярном виде и с точки зрения окислительно-восстановительных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soedineniya_sery.docx | 112.92 КБ |
urok_soedineniya_sery.pptx | 954.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: Соединения серы
Цель урока:
Образовательные: сформировать первоначальные представления о соединениях серы – сероводороде, сульфидах, сернистом газе, сернистой кислоте, серной кислоте. Рассмотреть влияние сероводорода , кислотных дождей на окружающую среду и здоровье человека.
Развивающие: уметь составлять уравнения реакций в молекулярном виде и с точки зрения окислительно-восстановительных процессов.
Воспитательные: нравственное и эстетическое воспитание учащихся к окружающей среде.
Планируемый результат:
Знать: свойства сероводорода, сульфидов.
Уметь: доказывать свойства сероводорода, сульфидов записывать уравнения химических реакций в молекулярном, и в окислительно-восстановительном виде.
УДД:
познавательные: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку состояния окружающей среды
регулятивные: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию,
коммуникативные: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Метод: прогнозирование.
Формы организации работы учителя: обобщает и систематизирует знания учащихся, полученные в процессе работы, оценивает деятельность учащихся на уроке, организует беседу по текстам, по слайдам и опытам, создает проблемные ситуации.
Технологии:
- Технология критического мышления
- Технология проблемного обучения
Оборудование: компьютер, презентация, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, химические реактивы, химическое оборудование.
Этапы урока:
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: Подготовить обучающихся к работе, ввести в деловой ритм. | Настраиваются на урок. Готовятся к уроку. | Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой | Визуализируют информацию на экране телевизора. |
II. Формулирование темы урока, постановка цели Цели: выяснить понимание основных вопросов темы, связанных со строением вещества | Высказывают свои предположения о теме урока аргументируют свои ответы | Предлагает определить тему урока - решение кроссворда ,затем Озвучивается тема урока. формулируется цель вместе с обучающимися | Для доказательства предполагаемой гипотезы о теме урока – решается кроссворд. Работа в парах, взаимопроверка, оценивание. |
III. Изучение нового Цели: развитие умений прогнозирования химических и физических свойств вещества | На основе знаний возможных степеней окисления называют соединения серы. Характеризуют сероводород по физическим свойствам, нахождению в природе, образованию в природе, особых химических свойств сероводорода. Вопрос: Из каких соединений серы образуются кислотные дожди, как они попадают в атмосферу. Проводит эксперимент, имитирующий образование кислотных дождей. | Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний Характеризуют сероводород по физическим свойствам, нахождению в природе, образованию в природе, особых химических свойств сероводорода. формулирует задания, организует работу обучающихся. организует обсуждение способов решения поставленной задачи. |
|
IV. Закрепление нового Цель: осознание и осмысление учебного материала. | Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания в тетрадях (составляют уравнения химических реакций, используют метод электронного баланса. | Организует деятельность обучающихся по применению полученных знаний |
|
V. Контролирующее задание Цель: проверить умение на практике использовать полученные знания . | Приём «СИНКВЕЙН» Дать характеристику сероводороду и сернистому газу опираясь на полученную информацию на уроке. | Организует деятельность обучающихся по применению полученных знаний | Индивидуальная работа |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: проверить умение обучающихся самостоятельно оценивать свою деятельность | Оценивают свою деятельность на уроке | Создает условия для оценки деятельности на уроке | Оценивают свою работу на уроке по схеме:
|
Кроссворд
Вопросы:
- Аллотропная модификация кислорода
- Число энергетических уровней в атоме кислорода
- Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ
- Сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид - ионов
- Биологический процесс синтеза углеводов из неорганических веществ за счёт энергии солнца
- Кислород – сера: радиус атома меньше?
- Атомы, ионы или молекулы, отдающие электроны, называют…?
- Вещество, способное растворять другие твёрдые, жидкие или газообразные вещества, не изменяя их химически
- Сера – хлор : более активный неметалл?
тексты
- Почернение поверхности картин, написанных масляными красками, в состав которых входят свинцовые белила.
Одной из основных причин потемнения художественных картин старых мастеров было использование свинцовых белил, которые за несколько веков, взаимодействуя со следами сероводорода в воздухе (образуется в небольших количествах при гниении белков; в атмосфере промышленных регионов и др.) превращаются в в сульфид свинца . Свинцовые белила – это пигмент, представляющий собой карбонат свинца (II). Он реагирует с сероводородом, содержащимся в загрязнённой атмосфере, образуя сульфид свинца (II), соединение чёрного цвета (написать молекулярное уравнение химической реакции)
Выяснив причину потемнения свинцовых белил, мастера-реставраторы задумались над тем, как вернуть первоначальную белизну фрагментам изображений.
Реставрация в переводе означает восстановление. Можно восстановить династию монархов, но нельзя повернуть вспять некоторые химические. Образование черного сульфида свинца из его белого брата карбоната является необратимым процессом.
Однако, белое – это ведь не только карбонат свинца. Есть и другие свинцовые соли белого цвета, например сульфат свинца – PbSO4.
- Как превратить черное в белое и сделать это аккуратно, не разрушая слой, не растворяя его?
На помощь приходит пероксид водорода Н2О2 (тривиальное название перекись водорода)
При обработке сульфида свинца (II) пероксидом водорода образуется сульфат свинца (II) - соединение белого цвета и вода. Таким образом, реставрируют почерневшие масляные картины.
(напишите уравнение реакции, расставьте коэффициенты методом электронного баланса, сделать вывод)
- Изделия из серебра известны человечеству с давних времен. В Ассирии и Вавилоне серебро считалось священным металлом и являлось символом Луны. В средние века серебро и его соединения были очень популярны среди алхимиков. С середины 18 века серебро становится традиционным материалом для изготовления посуды.
Всем известно, что ионы серебра способствуют гибели бактерий, именно поэтому столовые приборы из серебра очень ценятся, а в религиозных обрядах используются серебряные вещи. С давних времен серебро, преподнесенное в дар, означает уважение, а украшения – признание в настоящих чувствах.
Под действием влажного воздуха, пота и других внешних факторов серебро окисляется, на поверхности серебряного изделия образуется налёт сульфида серебра, постепенно он уплотняется, и серебряное украшение темнеет.
- Во влажном воздухе в присутствии малейших следов серы, степенью окисления -2 (сероводород ) образуется налёт малорастворимого сульфида серебра, обуславливающего потемнение серебряных изделий (напишите уравнение реакции, составьте электронный баланс)
Как избавиться от темного налета на серебряных изделий в домашних условиях?(домашнее задание, опираясь на уравнение реакции ,приведенной на доске)
- Сероводород
- встречается в составе вулканических газов, входит в состав вулканического пепла.
- в растворенном и отчасти в свободном состоянии содержится в Черном море, начиная с глубины 200 метров и более. Почему сероводород не доходит до верхних слоев?(см стр 193 учебник)
- в виде смешанных веществ нефти и газа
- Образуется при гниении белков, которые содержат в составе серосодержащие аминокислоты метионин и цистеин.
- Небольшое количество сероводорода содержится в кишечных газах человека и животных.
- Сероводород встречается всюду, где происходит разложение и гниение растительных и, особенно, животных останков, под действием микроорганизмов.
- В нашей стране сероводород встречается на Кавказе в серных минеральных источниках. Вблизи Минеральных Вод есть единственный в России и в мире уникальный по химическому составу сероводородный источник, вернувший здоровье многим людям. (Известны курорты г. Пятигорск, Ессентуки, Мацестинские источники.Источники используют для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, кожных заболеваний. Сероводород раздражает нервные окончания кожи, расширяя мелкие кровеносные сосуды, улучшая кровообращение в тканях, т.е. производит их питание. Также он нормализует артериальное давление, нервную систему, улучшает работу сердца.
- Бесцветный газ с неприятным запахом тухлых яиц, не только ядовит, но и коварен: при очень высоких концентрациях он уже после первых вздохов блокирует обонятельный нерв, и человек перестает чувствовать этот запах после того, как тот «ударил в нос» Смертельная концентрация этого газа в воздухе очень мала – всего 0,1%.Такое количество сероводорода может привести человека к летальному исходу за 10 минут.Стоит лишь немного увеличить концентрацию – и смерть наступает мгновенно,после первого вздоха. Для примера: в канализационной системе концентрация сероводорода иногда достигает 16%.Плохо растворим в воде. Тяжелее воздуха.
- Воздействие кислотных дождей на здания и памятники
Распространенные природные материалы, используемые для строительства зданий и памятников, включают песчаник, известняк, мрамор и гранит. Кислотные дожди в какой-то степени разъедают все эти материалы и ускоряют естественное разложение. Известняк и мрамор растворяются в кислотах. Когда сернокислотный дождь попадает на эти статуи, реакция серной кислоты с карбонатом кальция приводит к образованию сульфата кальция и углекислоты. Углекислота далее распадается на воду и углекислый газ. Сульфат кальция растворим в воде, поэтому смывается со статуи или скульптуры. К сожалению, из-за кислотных дождей детали статуи исчезают, так как камень буквально смывается.
В соответствии с официальными данными, под негативным воздействием экологических факторов в 2009 г. в России находилось более 35,1 тыс. памятников истории и культуры, в том числе под воздействием факторов естественного происхождения – около 9,7 тыс., а факторов антропогенного происхождения – около 25,4 тыс. объектов. Эти данные свидетельствуют о сохранении высокого уровня подверженности памятников негативному воздействию экологических факторов, преимущественно за счет антропогенных факторов. Фасады зданий, памятники культуры и архитектуры, трубопроводы, машины – все подвергается воздействию кислотных дождей. Было проведено много исследований, и все они говорят об одном: за последние три десятилетия процесс воздействия кислотных дождей значительно вырос. В результате под угрозой оказываются не только мраморные скульптуры, витражные стекла старинных зданий, но и изделия из кожи и бумаги, имеющие историческую ценность.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ответы Озон Два Аллотропия Основания Фотосинтез Кислород Восстановитель Растворитель Хлор 8-9 ответов «5» 7-6 ответов «4» 5-4 ответа «3»
Соединения серы
Сера (степени окисления в соединениях)
пример реставрационных работ в отношении свинцовых белил, выполненных во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря:
Синквейн - сероводород сернистый газ - первая строка – название темы (одно существительное); - вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных; - третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами; - четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение); - последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Соединения серы
Соединения серы...
Соединения серы
Соединения серы...
Тесты "Соединения серы". 9 класс.
Тесты по учебнику О.С. Габриеляна...
презентация к уроку "Сера, соединения серы"
слайды к урокам по теме Подгруппа кислорода (сера, соединения серы)...
Разработка урока в 9 классе. Тема: Соединения серы.
Цель урока:• Рассмотреть свойства важнейших соединений серы.• Продолжать развивать умение работать с учебником, составлять на основе текста таблицы, схе...
Открытый урок по химии в 9 классе «Бинарные соединения серы»
Автор - О. С. Габриалян. Урок проводится после изучения серы и серной кислоты. Работа учащихся в трёх группах....
Урок химии "Кислородные соединения серы".
Урок химии "Кислородные соединения серы", 9 класс...