Урок химии в 10 классе ".Состав и свойства нефти. Первичная переработка нефти"
план-конспект урока по химии (10 класс)
Урок химии в 10 классе. Урок изучения нового материала "Состав и свойства нефти. Первичная переработка нефти" . Цель занятия:
- Познакомить учащихся с нефтью как естественноисторическим телом, гипотезами происхождения нефти, составом и свойствами.
- Углубить и расширить представления школьников о природных источниках нефтехимического сырья, доказать, что нефть – ценный источник углеводородов.
- Формировать умения самостоятельно работать с новыми источниками информации: анализировать, систематизировать, классифицировать, отбирать требуемую информацию.
- Развивать творческие и аналитические способности учащихся, умение аргументировать собственное мнение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_neft.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Состав и свойства нефти. Первичная переработка нефти.
Обучающая: Изучить состав и свойства нефти, способы ее переработки. Ознакомиться с составом и применением нефтепродуктов.
Развивающая: Продолжить формирование умений анализировать, сопоставлять данные опыта с теоретическими знаниями. Продолжить формирование навыка работы с источниками информации.
Воспитательная: Развивать знания школьников о комплексном использовании сырья. Формировать черты социально-направленной личности учащихся, бережное отношение к окружающей среде. Воспитывать аккуратность и точность при работе в химической лаборатории.
Учебно-воспитательные задачи:
Дать характеристику нефтяной промышленности и ее размещении на территории земного шара.
Познакомить учащихся с физическими свойствами и основными типами классификации нефти.
Рассмотреть схему и познакомить учащихся со способами переработки нефти.
В целях экологического воспитания показать влияние нефтедобычи и нефтепереработки на окружающую среду.
Продолжить формировать умения работы с атласом, таблицами, схемами и статистическим материалом.
Оборудование: карты «Топливная промышленность мира», «Полезные ископаемые мира», раздаточный материал «Перегонка нефти», колбы, пипетки, образцы нефти, стакан с водой.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
Сегодня урок я хотела бы начать стихотворением:
«Плещет тайги прибой,
И ощущают ноздри
Запах её огневой
Нефть – это ярость света,
Ветра напор у виска.
Нефть – голубая ракета,
Рвущаяся в облака»
Какая тема урока? Каковы цели урока?
(Учащиеся составляют план урока)
1.Нефть - «чёрное золото».
2. Основные месторождения нефти в мире.
3.Состав и физические свойства нефти.
4.Перегонка нефти.
5.Нефтепродукты и их использование.
Как же человек познакомился с этим важнейшим полезным ископаемым?
Работа в группах с текстом
Группа №1
Слово «нефть» появилось в русском языке в XYII в. И происходит от арабского «нафта» - извергать. Так называли в IY -III в. до н.э. жители Месопотамии - древнего очага цивилизации - легковоспламеняющуюся, маслянистую, тяжёлую жидкость, которая действительно иногда извергалась на поверхность земли в виде фонтана. Этот благодатный край в среднем и нижнем течении рек Тигр и Ефрат сказочно богат нефтью. Жители, населяющие эту территорию, использовали её как вяжущее и уплотняющее вещество в строительном деле для изготовления кирпича. В Вавилоне и
Египте применяли нефть для лекарственных целей в качестве мазей, а длительными ваннами в нефтяных лужах лечили болезни суставов, также использовали как бальзамирующее средство. Народы Ближнего Востока применяли нефть в светильниках вместо масла. А византийцы обстреливали вражеские корабли горшками, наполненными смесью нефти и серы, как зажигательными снарядами. Это грозное оружие вошло в историю под названием «греческий огонь».
Группа №2
Человек по достоинству оценил полезные свойства этого уникального природного продукта. На более позднем этапе развития цивилизации, благодаря нефти произошла настоящая промышленная революция. Так в XIX веке нефть добывалась в 19 странах, в основном с помощью колодцев. Главными районами нефтедобычи были Баку (Российская империя), Пенсильвания (США), Индонезия. С появлением буровых установок значительно расширился круг нефтедобывающих стран. В настоящее время это около 80 стран. В природе, нефть и газ распределены крайне неравномерно. В мире открыто более 27 тыс. нефтяных месторождений/но лишь 1% из них содержит 3\4 мировых запасов.
Группа №3
(Работа с картой) Нефть сосредоточена в Азии: на Ближнем и Среднем Востоке. Это главная кладовая нефти с начала XX века и до сих пор, являющаяся ареной «великой битвы» за нефть, где столкнулись политические и экономические интересы ведущих мировых держав, прежде всего Великобритании и США. В настоящее время американские компании контролируют более 60% месторождений нефти на Ближнем и Среднем Востоке. Первое место в мире занимает Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Кувейт, ОАЭ. А также в Азии добыча ведётся в Китае, Индонезии, Малайзии (о. Калимантан), Индии. Северная Америка: Канада, США, Мексика. ДОжная Америка: Венесуэла. Африка: Ливия, Нигерия, Алжир, Египет.
Европа: Россия, мелководье Северного моря (Нидерланды и другие страны), Испания, Румыния, Венгрия.
В нашей стране кроме величайшей нефтегазоносной провинции мира Западной Сибири, богаты нефтью Волго-Уральский район, Северный Прикаспий, Тимано-Печорский район, Восточная Сибирь и дальний Восток (Сахалин), Предкавказье и Северный Кавказ (Ставропольское месторождение).
Каждой группе нужно заполнить таблицу.
Учитель спрашивает каждую группу что нового они узнали, прочитав текст.
Что мне известно по данной теме? | Что нового я узнал из текста? |
|
|
Вывод делают обучающиеся : в наши дни нефть - богатейший экономический ресурс мирового значения.
Учитель .Что же такое нефть с точки зрения химии? Назовите формулу нефти?
Ответы обучающихся , работа с таблицей состав нефти различных месторождений.
Нефть – это смесь углеводородов различного строения. В её состав входят свыше 1000 различных соединений. Но большую часть составляют парафины, нафтены, арены, а также кислородсодержащие соединения, соединения серы, азота, металлы. Если рассматривать элементарный состав, то С - 78 - 88%; Н - 11 - 14%. Содержание углеводородов в нефтях различно ( работа с таблицей).
Месторождение нефти | Содержание углеводородов, в % | ||
Парафины | Нафтены | Арены | |
Грозненская | 41 | 47 | 12 |
Туймазинская | 37 | 38 | 24 |
Доссорская | 17 | 70 | 9 |
Шимбайская | 35 | 30 | 31 |
Ромашкинская | 41 | 32 | 37 |
Учитель.
Почему нефть различных месторождений имеет различный количественный состав углеводородов? Учёные утверждают, что это зависит от происхождения нефти. А спор о происхождении нефти относится к числу «великих геологических споров», который не завершён. (Сообщение ученика)
- Гипотеза органического происхождения , т.е. из останков животных и растений, живших много миллионов лет тому назад (нефть находится в толщах осадочных пород).
- Гипотеза неорганического происхождения. Один из вариантов -карбидная теория. Исследования показали, что ацетилен при низких температурах может переходить в тяжёлые углеводороды.
- Космическая теория (современная). Земля захватила водород из первичной газовой материи, после того как образовалась земная кора «космический водород» стал перемещаться по разломам из глубоких недр на поверхность Земли, вступая в реакцию с углеродом жидкой магмы, образуя нефтяные углеводороды.
Учитель.
Давайте подытожим, состав нефти можно выразить молекулярной формулой? Почему?
Ученики, в группах используя раздаточный материал, проводят опыты: (определение цвета, запаха нефти; взаимодействие нефти с водой; горение нефти; маслянистость)
Ученики оглашают полученные данные.
Дополняют информацию после просмотра мультимедиа : “Физические свойства нефти”.
g(H20) = 1000 кг\м3
лёгкая g(Hл) = 700-800 кг\м3
Нефть- средняя g(Hc) = 871-910 кг\м3
тяжёлая g(Hт) = свыше 910 кг\м3
Qнефти > 42-47 МДж\кг Нефть обладает наивысшей теплотворной способностью (уступая природному газу).
Вязкость - показатель тягучести сырой нефти. Как зависит вязкость от
плотности?
Учитель .
Осторожно взболтайте стакан с водой. Что вы видите?
10л нефти покрывают 1км2 водяной поверхности, не пропускающей воздух
плёнкой, толщиной в микрон . Почему это опасно?
Ученики дают ответы на вопрос.
(Нарушается обмен теплом, влагой и газами между водной средой и атмосферой. Что губительно действует на обитателей морей и океанов, гибнут птицы) .
Вывод: Почему свойства нефти меняются? От чего это зависит?
(состав определяет свойства).
Прочитайте текст . Вставьте пропущенные слова: масла, топливо, бензин, керосин.
Изучив состав и свойства, для человечества открылись новые пути
применения этого незаменимого продукта.
Вернёмся к середине XIX века. Представьте. Прохладным летним вечером вы
идёте по мощёным улочкам Парижа, и удивительно изящные фонари
освещают вам дорогу. Источником света был …..
В те времена началась промышленная добыча нефти. Используемые
продукты её переработки был ……. - топливо для паровых котлов
(пароходы, паровозы), а также смазочные ….. Производство же …..
сводилось к min - его просто некуда было девать. Его не
использовали для освещения потому что…..
Лишь в небольших количествах …. использовали для чистки тканей.
Эра использования нефтепродуктов в качестве …… наступила
в конце XIX века, после того как три выдающихся немецких инженера
изобрели: Николос Отто - двигатель внутреннего сгорания, Даймлер -
карбюраторный двигатель, Дизель - дизельный двигатель. Там же был
открыт и первый турбореактивный двигатель. Именно это вызвало быстрое
развитие добычи и переработки нефти.
Учитель
Технология переработки нефти совершенствуется и в
наши дни. При рассмотрении направлений использования нефти, прежде
всего, нужно отметить комплексную переработку. Её цель в максимальном
извлечении из нефти ценных компонентов.
При залежах нефти в верхних слоях обычно образуется «газовая шапка» -
попутный нефтяной газ. Часть попутного нефтяного газа растворено в нефти. Прежде этот газ не находил применения и тут же сжигался. В настоящее
время его улавливают, т.к. он представляет собой хорошее топливо и ценное
химическое сырьё.
Учитель.
Работа со схемой «Переработка нефти»
После отделение лёгких углеводородов, нефть поступает на обезвоживание и
обессоливание, а затем на дальнейшую переработку.
Разделение углеводородов, входящих в состав нефти основано на различных
температурах кипения - перегонка нефти.
Вопросы для закрепления:
- Что такое фракции?
- Что такое перегонка?
- Перегонка нефти относится к химическим или физическим процессам?
- Как расшифровать сокращение АВТ?
Учитель.
Получаемый при первичной перегонке нефти бензин не может удовлетворять
всё возрастающий спрос на него. Поэтому тяжёлые фракции углеводородов
идут на вторичную переработку, и выход бензина увеличивается.
Итак, мы проследили как комплексно перерабатывается нефть от самых
лёгких до тяжёлых углеводородов
Основными продуктами переработки нефти являются (работа по опорной
схеме):
- бензины (Аи-92, Аи-95, Аи-98, Аи-100);
- керосин - реактивное топливо;
- дизельное топливо;
- масла;
- топочный мазут;
- вазелин;
- парафины;
- битум.
Просмотр фрагмента мультимедиа “ Применение фракций нефти”
Вопрос учителя.
На какие две группы можно разделить области применения продуктов, получаемых при переработки нефти?
90% - топливо; 10% - сырьё для химической промышленности. Рационально ли это?
Вывод делают обучающиеся.
Запасы нефти не столь уж и велики. В общем объёме углеводородного сырья (газ, нефть, каменный уголь, бурый уголь, антрацит, торф, древесина), «чёрное золото» занимает всего лишь 3%.
Поэтому в XXI веке перед химиками-технологами ставится задача -расширить применения нефти, как источника химического сырья, создание альтернативных видов топлива.
«Кто владеет нефтью, будет владеть миром, потому что благодаря мазуту он будет господствовать на море, благодаря авиационному бензину - в воздухе, автомобильному - на суше. И в дополнении он будет править своими собратьями в экономическом отношении, обладая фантастическим богатством, которое он извлечёт из нефти..., которое гораздо ценнее, чем само золото».
Анри Беранже
Подведение итогов.
Составить синквейн:
-Нефть
-разная , необходимая
-обогащает, помогает, разобщает
-Нефть – это жизнь
- Богатство
Домашнее задание: написать сообщение на тему «Альтернативные виды топлива»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии по теме "Оксиды их свойства и применение"
Данный урок проводиться в 8 классе по теме свойства оксидов и их применение. Этот урок усвоение новых знаний. Учащиеся знакомятся со свойства основных оксидов при проведении лабораторного опыта. Изуче...
Опорный конспект к уроку химии в 10 классе "Химические свойства одноатомных спиртов"
Опорный конспект к уроку химии в 10 классе "Химические свойства одноатомных спиртов"...
урок химии в 10 классе по теме: Нефть
На уроке учащиеся знакомяться с нефтью, ее свойствами, экологическими проблемами, связанными с разливами нефти. Так же на уроке проводится эксперимент по изучению свойств нефти, а так же решению эколо...
Презентация к уроку химии 8 кл. "Воздух, состав, свойства, значение"
Одной из основных проблем при изучении химии является проблема наглядности. Презентация помогает сделать доступным сложный учебный материал. Материал данной презентации можно использовать на уроке хим...
презентация к уроку химии "Кислоты, их классификация и свойства"
презентация к уроку химии: "Кислоты, их классификация и свойства"...
Урок химии в 8 классе "Химические свойства кислорода"
Урок химии с мутьтимедийной презентацией...
Урок химии в 9 классе « Химические свойства металлов»
Урок химии в 9 классе« Химические свойства металлов»...