Урок химии в 8 классе "Химические свойства кислорода"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Урок химии с мутьтимедийной презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himicheskie_svoystva_kisloroda.rar | 549.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему «Химические свойства кислорода»
Цель урока: расширить знания учащихся о кислороде; изучить химические свойства кислорода; развивать логическое мышление у детей; воспитывать экологическое отношение к природе.
Оборудование: три банки с набранным заранее кислородом, 2 ложечки для сжигания веществ, пружинка с коксом, сера, фосфор, наборы карточек с заданиями на каждый стол, бумажные
куклы.
Ход урока
Ⅰ Организационный момент
Ⅱ Активизация мыслительной деятельности учащихся
Для перехода к новому материалу необходимо повторить понятие о валентности элементов
а) Игра крестики- нолики
Вызываются 2 пары игроков – выигрышный путь – элементы с одинаковой валентностью.
Что за химия без химических уравнений?
Выполняем следующее задание. Задание на выбор: кто уверен в себе и в своих знаниях – делает работу, которая написана слева, а другие – ту, что справа.
На левой стороне доски или карточки
Найдите сумму коэффициентов в каждом уравнении, которое ты должен уравнять и подбери соответствующую букву:
Mg + O2 = MgO 5 - o
Al + O2 = Al2O3 6 - з
Ca + O2 = CaO 7 - н
K + O2 = K2O
На правой стороне – допишите и уравняйте
Na + O2 =
Fe + O2 =
Что объединяет эти уравнения? Что вы уже знаете о кислороде? Каковы его физические свойства?
Расшифруйте выражение: «мы дышим кислородом, мы пьём кислород, мы ходим по кислороду».
Ⅲ Изучение нового материала
Сказка: «Похождения принца Оксигениума »
В ходе рассказа учитель показывает опыты и записывает уравнения химических реакций на доске.
S + O2 =SO2 3Fe + 2O2 =Fe3O4
4P + O2 = P2O5 C + O2 = CO2
N2 + O2 = NO2 Si + O2 = SiO2
F2 + O2 = F2O Na + O2 = Na2O
H2 + O2 = H2О
Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. В ходе повествования вы познакомились с химическими свойствами кислорода.
Во всех упомянутых реакциях участвует кислород, и получаются вещества сходные по строению – это оксиды.
Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.
Реакции окисления – это реакции взаимодействия веществ с кислородом.
Реакции горения – это реакции окисления, идущие с выделением тепла и света.
Ⅳ Закрепление
1. Логическое задание
2. Все оксиды – сложные вещества. Допустим вещество Х –сложное вещество, следовательно – это оксид?
Игра «Третий лишний»
CuO, NaOH, CO2
Al2О3, SO2, HNO3
CH4, ZnO, P2О5
KOH, Na2О, Cl2О7
Самый внимательный заметит среди оставшихся оксидов одну закономерность. ( Остались оксиды металлов и оксиды неметаллов)
3. Тест на проверку химических и физических свойств кислорода.
Д.З. § 34 вопросы 1-4, придумать продолжение сказки со свойствами элемента.
Тест: составляем код – да -1; нет – 0
Формула молекулы кислорода – О2
Кислород легче воздуха
Кислород имеет запах
Кислород малорастворим в воде
Сера горит в кислороде синим пламенем
Кислород взаимодействует почти со всеми веществами
Реакции окисления то же, что и реакции окисления
Формула озона – О3
Задания к теме « Кислород. Оксиды»
Дайте названия оксидов: K2O, SO3
Напишите формулы оксидов: а) оксид лития, б) оксид азота (Ⅳ)
Дополнительное задание ( задача с ошибкой)
В научно- фантастическом романе Александра Богданова « Красная звезда» приведено описание космического корабля. При этом сказано: «Это была кислородная комната». В ней хранились запасы кислорода в виде 25т бертолетовой соли, из которой по мере надобности можно было выделить 10000 кубических метров кислорода.
Уравнение реакции к задаче: KCIO3 > KCI + O2
Сказка «Похождение принца Оксигениума»
В химическом царстве, Менделеевом государстве, на втором этаже семиэтажного дворца, в 6-ом подъезде, в квартире №8 поселился новый жилец по имени Оксигениум. Это был молодой житель страны, которому вскорости должно исполниться 16 лет. Понаслышке ли наяву, узнали химические элементы о его вспыльчивом, горячем характере. И, поэтому первыми к нему знакомиться не пошли, хотя многим было интересно узнать поближе нового жильца. Принц же со своей стороны, сначала тоже не показывал свою активность, пока не надоело ему сидеть одному в своей маленькой комнате, да и характер не позволял ему быть пассивным. Для начала вбежал он на третий этаж и позвонил в квартиру №16. Соседку сверху звали Сульфур. Она слыла очень гостеприимной, и, тотчас усадила молодого принца пить горячий чай. Завязалась приятная беседа, где они подробнее узнали друг о друге. Но чай был очень горячий, и когда Оксигениум стал дуть на него, остужая кипяток, горячая струя воздуха попала на Серу, и, та внезапно запылав синим пламенем исчезла, оставив после себя резкий знакомый запах горящих спичек.
S + O2 =SO2
Озадаченный случившемся, принц постучал в соседнюю квартиру №15, где обитало сразу несколько жильцов под одним именем Фосфорум, и, которые отличались друг от друга и цветом и характером. Вышел жилец красного цвета. Взволнованный Оксигениум начал рассказывать о том, что произошло в квартире №16 и снова произошло необъяснимое: фосфор закипел и вспыхнул, вдруг, жёлтым пламенем, пошёл по этажу густым белым дымом.
4P + 5O2 = 2P2O5
Спрятался Кислород в своей квартире, носа решил больше не показывать из своего убежища. Да и многие в Менделеевом царстве стали опасаться своего нового жильца, про которого уже пошла дурная слава.
Прошло какое-то время, и к принцу постучал его сосед по этажу Азот или Нитрогениум из квартиры №7. Он в близких кругах прослыл нелюдимым, гордым, заносчивым элементом, который не имел ни близких друзей, ни просто хороших знакомых. Видимо привело его сюда желание подружиться с изгнанником. Долго ли коротко ли, но два принца стали неразлучными; везде они были вместе, и никаких больше казусов не происходило. Только через какое-то время оказались они вместе в грозу рядом рука об руку, и между ними мелькнула молния. Опять произошло ужасное – исчез Азот и поплыло через несколько мгновений бурое облачко.
N2 + O2 = 2NO
2NO + O2 =2NO2
Не выдержали больше жители Менделеева царства и стали искать помощи у царя Неметаллов – Фтора. Тот сначала хотел по доброму уладить конфликт, но Кислород стал бурно доказывать свою невиновность, и Фтор в назидание сжёг кислород, показав этим, что на любую силу найдётся другая сила.
2F2 + O2 = 2F2O
Притих Принц Оксигениум, живёт спокойно в своей квартире, рядом со всеми остальными жителями.
Однажды у элементов – металлов возник спор: кто из них самый сильный, стойкий. В спор вступили три металла: Na, Fe, Au.
Кто же должен разрешить их вопрос? Решили они позвать Кислород. Тот через некоторое время пришёл к спорящим Оксигениум и … Na стал таять на глазах, превращаться в белый порошок. И пришлось ему срочно спрятаться под слой керосина, чтобы окончательно не исчезнуть. По секрету могу сказать , что до сих пор там и сидит, боится окислиться.
4Na + O2 = 2Na2O
Железо стало хвастаться, что никого не боится, даже таких отчаянных, как принц. А золото просто промолчало. А как иначе – благородный металл.
Кислород принял вызов и стал нагревать железо до красного каления. Долго не поддавался металл, пока Оксигениум на него не попал своим огненным дыханием. И тогда заискрилось, запылало железо яркими звёздочками:
3Fe + 2O2 = Fe3O4
Эти звёздочки мы иногда можем увидеть, если будем наблюдать за сварочными работами.
Видя мучения железа, бросился на спасение его друг Углерод (Карбонеум), с которым они образуют всем известные сплавы – сталь и чугун. Попал Углерод в поле реакции и тоже вспыхнул, сгорел. Но вслед за этим и железо прекратило своё горение, так как углерод при горении образует углекислый газ, который тушит своим присутствием огонь.
C + O2 = CO2
И поэтому с тех пор «Углерод» всегда наготове, потому что известно – если вышел Кислород на волю, то жди огня. А уж углерод тут как тут – сидит у уголке в красном баллончике – огнетушителе. И будьте спокойны – утихомирит буяна. И поддержка у него есть – Кремний тоже придёт на помощь. При соединении кремния с кислородом образуется песок, который также применяется при тушении огня.
Si + O2 = SiO2
Победу одержал благородный металл – золото.
А Оксигениум и поныне окисляет элементы, а соединения эти носят название – оксиды.
Сказка – ложь, да в ней намёк на химические свойства кислорода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока химии по теме «Свойства и значение жиров»
Урок обобщения и систематизации знаний....
Урок химии по теме "Круговорот кислорода в природе".8 класс
Интерактивная доска SMART Notebook...
Урок "Физические и химические свойства кислорода"
предоставлена разработка урока по химии в 7 классе на белорусском языке...
Технологическая карта и презентация к уроку химии в 9 классе "Кислород"
Данный материал отражает проведение урока химии в 9 классе по теме "Кислород" по УМК О.С. Габриеляна...
Разработка урока по теме "Химические свойства кислорода.Применение кислорода" (по ФГОС нового поколения)
В работе представлены: цель урока, планируемые результаты и программа наблюдений для учащихся, которая включает задания для самостоятельной работы....
Методическая разработка урока химии в 9 классе "Кислород"
Методическая разработка урока химии в 9 классе "Кислород"...
Дистанционный урок химии в 8 классе "Кислород"
Данный урок был проведен во время дистанционного обучения. Презентацию можно использовать и для очного урока....