Рабочая программа по химии 8-9 класс.
рабочая программа по химии (8 класс)
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004; Примерной программы основного общего образования по химии. За основу рабочей программы взята авторская программа О.С. Габриеляна, соответствующая Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_8-9_kl.doc | 500.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кантемировская средняя общеобразовательная школа №2
Кантемировского муниципального района Воронежской области
"Утверждаю" Директор школы _______ . | "Согласовано" Заместитель директора по УВР . | Рассмотрена на заседании ШМО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ
для 8 - 9 КЛАССОВ
Срок реализации программы 2 года
Разработал
учитель химии
Костина Наталья Васильевна
2022-2023 учебный год
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
- Примерной программы основного общего образования по химии.
За основу рабочей программы взята авторская программа О.С. Габриеляна, соответствующая Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации (Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян– М.: Дрофа, 2010.)
Рабочая программа ориентирована на учебник Химия. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. -М.: Дрофа.
Для реализации рабочей программы используется УМК:
для 8-го класса:
- Габриелян О.С. Химия: 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.
для 9-го класса:
- Габриелян О.С. Химия: 9 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.
Цели данного курса:
- Вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневных знаний;
- Заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний в старших классах;
- Правильно ориентировать поведение учащихся в окружающей среде
Задачами изучения курса «Химия» в основной школе являются:
1) формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию
2) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
3) приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
На изучение предмета «Химия» в 8 классе отводится 2 часа в неделю, итого 70 часов за учебный год (35 учебных недели), в 9 классе согласно учебному плану отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год (34 учебных недели).
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Личностные результаты обучения
Обучающиеся должны знать и понимать:
- основные исторические события, связанные с развитием химии и общества; достижения в области химии и культурные традиции (в частности, научные традиции) своей страны;
- общемировые достижения в области химии; основные принципы и правила отношения к природе; основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- правила поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием различных веществ; основные права и обязанности гражданина (в том числе учащегося), связанные с личностным, профессиональным и жизненным самоопределением; социальную значимость и содержание профессий, связанных с химией;
испытывать:
- чувство гордости за российскую химическую науку и уважение к истории ее развития;
- уважение и принятие достижений химии в мире; любовь к природе; уважение к окружающим (учащимся, учителям, родителям и др.)
- чувство прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с миром веществ и их превращений;
- самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе;
признавать:
- ценность здоровья (своего и других людей); необходимость самовыражения, самореализации, социального признания;
осознавать:
- готовность (или неготовность) к самостоятельным поступкам и действиям, ответственность за их результаты;
- готовность (или неготовность) открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам;
проявлять:
- экологическое сознание; доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- обобщенный, устойчивый и избирательный познавательный интерес, инициативу и любознательность в изучении мира веществ и реакций; целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовности к преодолению трудностей;
- убежденность в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижений науки и технологий для развития общества;
уметь:
- устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она осуществляется (мотивами);
- выполнять корригирующую самооценку, заключающуюся в контроле за процессом изучения химии и внесении необходимых коррективов, соответствующих этапам и способам изучения курса химии;
- выполнять ретроспективную самооценку, заключающуюся в оценке процесса и результата изучения курса химии основной школы, подведении итогов на основе соотнесения целей и результатов;
- строить жизненные и профессиональные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий; осознавать собственные ценности и соответствие их принимаемым в жизни решениям;
- вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;
- слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение, принимать решения с учетом позиций всех участников; выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки (свои и других людей) и события с принятыми этическими нормами;
в пределах своих возможностей противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- проводить классификацию веществ по числу видов атомов, входящих в состав вещества;
- систематизировать и обобщать различные виды информации (в том числе зрительную — о цвете вещества и его агрегатном состоянии, обонятельную — о его запахе, умозрительную, взятую из справочника).
- проводить классификацию сложных веществ по отдельным классам;
- сравнивать свойства различных веществ (на примере кислорода и водорода);
- проводить корреляцию между свойствами вещества и его применением (на примере кислорода и водорода);
знать:
- способы очистки воды от примесей и осознавать необходимость бережного отношения к водным запасам страны;
- использовать индуктивный и дедуктивный подходы при анализе свойств веществ
- понимать логику научного познания;строить, выдвигать и формулировать гипотезы;
- сопоставлять оппозиционные точки зрения на научную проблему;
- на конкретных примерах иллюстрировать сложность строения материи (корпускулярно-волновой дуализм электрона), условность любой классификации при большом многообразии веществ, каждое из которых обладает уникальными свойствами.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;
• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;
• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;
• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
• раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;
• описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
• характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
• различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
• изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
• выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;
• характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
• характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева; • объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;
• называть признаки и условия протекания химических реакций;
• устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;
• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
• приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных ионов
• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
• составлять формулы веществ по их названиям;
• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;
• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных;
• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;
• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
• определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;
• составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;
• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;
Обучающиеся получиат возможность научиться:
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;
• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.
2. Содержание учебного предмета, курса
8 класс (70 часов)
Тема 1. Введение в химию.
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных вещества
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в ХVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
Практическая работа № 1
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Лабораторное оборудование и обращение с ним.
Практическая работа № 2 Наблюдение за горящей свечой.
Практическая работа № 3 Анализ почвы и воды.
Тема 2. Атомы химических элементов.
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.
Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Тема 3. Простые вещества
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Демонстрации. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.
Тема 4. Соединения химических элементов
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля.
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Способы разделения смесей, дистилляция воды.
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.
Тема 5. Изменения, происходящие с веществами
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений; а) плавление парафина; б) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами.
Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
Практическая работа № 4
Признаки химических реакций и их классификация.
Практическая работа № 5
Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей.
Тема 6. Теория электролитической диссоциации и свойства классов неорганических соединений
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния.
Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II)). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).
Практическая работа № 6
Свойства электролитов
Практическая работа № 7
Экспериментальное решение задач по ТЭД
9 класс (68 часов)
Тема 1. Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы. Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора». Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.
Демонстрации.
Различные формы таблицы Д. И. Менделеева. Модели атомов элементов 1—3-го периодов. Модель строения земного шара (поперечный разрез). Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»). Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ. Гомогенный и гетерогенный катализы. Ферментативный катализ. Ингибирование.
Лабораторные опыты.
Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. Моделирование построения Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II). Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами.
Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации.
Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ. Моделирование «кипящего слоя». Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различной температуры. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином.
Тема 2. Металлы
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.
Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Алюминий.
Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Железо.Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.
Демонстрации.
Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты.
Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. Ознакомление с рудами железа. Окрашивание пламени солями щелочных металлов. Взаимодействие кальция с водой. Получение гидроксида кальция и исследование его свойств.
Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. Взаимодействие железа с соляной кислотой. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.
Практическая работа №1 Осуществление цепочки химических превращений. Получение и свойства соединений металлов.
Практическая работа №2 Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов.
Тема 3. Неметаллы
Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева,особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) какмера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».
Водород.Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Вода. Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV).
Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации.
Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, с алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты.
Получение и распознавание водорода. Исследование поверхностного натяжения воды. Растворение перманганата калия или медного купороса в воде. Гидратация обезвоженного сульфата меди (II). Изготовление гипсового отпечатка. Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров. Ознакомление с составом минеральной воды. Качественная реакция на галогенид-ионы. Получение и распознавание кислорода. Горение серы на воздухе и в кислороде. Свойства разбавленной серной кислоты. Изучение свойств аммиака. Распознавание солей аммония. Свойства разбавленной азотной кислоты. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Горение фосфора на воздухе и в кислороде. Распознавание фосфатов. Горение угля в кислороде. Получение угольной кислоты и изучение ее свойств. Переход карбонатов в гидрокарбонаты. Разложение гидрокарбоната натрия. Получение кремневой кислоты и изучение ее свойств.
Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов».
Практическая работа №4 Решение экспериментальных задач по теме«Подгруппа кислорода».
Практическая работа №5 Получение, собирание и распознавание газов.
Тема 4. Первоначальные представления об органических веществах
Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.
Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
Демонстрации.
Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Модели молекул органических соединений.
Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.
Образцы изделий из полиэтилена.
Качественные реакции на этилен и белки.
Практическая работа № 4 «Изготовление моделей углеводородов».
Тема 5. Химия и жизнь
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).
Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Демонстрации
Образцы лекарственных препаратов.
Образцы строительных и поделочных материалов.
Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.
Практическая работа №5 "Знакомство с образцами лекарственных препаратов".
Практическая работа №6 "Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены".
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
8 класс
№ п/п | Дата | Тематическое планирование | Содержание образования по учебному плану | Требования к уровню подготовки учащихся | Формируемые компетенции учащихся | Контроль | Эксперимент Д- демонстрац. Л- лабораторный | Используемые средства обучения | ||||||||
Типы задач | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||||
ВВЕДЕНИЕ (5 часов) | ||||||||||||||||
1 | Предмет химии. Вещества. | Предмет химии. Вещество. Свойства вещества. Свойства тела. Сравнивать вещества по физическим свойствам. Физ. свойства веществ: агрегатное состояние, цвет, запах и т. д. | Знать понятия вещества, тела, их отличия, правила ТБ при работе в химическом кабинете Знать понятия о физических свойствах веществ, уметь сравнивать вещества по физическим свойствам | учебно-познавательные – готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности | Д. Коллекции изделий из алюминия и стекла. | |||||||||||
2 | Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. | Химические явления их отличие от физических явлений. Достижения химии и их правильное использование. История возникновения и развития химии. . | Знать/понимать -химические понятия: химическая реакция, основные законы химии (закон сохранения массы веществ). | коммуникативные – навыки работы в парах, в группах различного состава | Д. 1Взаимодействие соляной кислоты с мрамором. 2.Помутнение «известковой воды». | |||||||||||
3 | ПР №1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. ПР №2 Наблюдение за горящей свечой. | Правила Т.Б. при работе в химической лаборатории. Устройство и использование лабораторного штатива. Приемы работы со спиртовкой. Строение пламени. Химическая посуда. | Знать правила работы с оборудованием, веществами в кабинете химии, знать строение пламени, технику хим. эксперимента, уметь обращаться с веществами и оборудованием | учебно-познавательные | ПР №1, ПР №2 | Табл 38,39 | ||||||||||
4 | Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева | Первоначальное знакомство с Периодической системой химических элементов (ПСХЭ)Химический элемент. Знаки хим. элементов. Понятие о коэффициенте | Знать знаки химических элементов, историю открытия названий некоторых химических элементов, уметь записывать знаки хим. элементов, формулы, используя понятия об индексе и коэффициенте | учебно-познавательные | Табл 40,41 | |||||||||||
5 | Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. | Молекулы и атомы. Размер и масса атома. Относительная атомная масса | Знать понятия атомы и молекулы, их отличие, относительная атомная масса, уметь находить значения атомной массы по таблице для всех химических элементов Атомная единица массы | коммуникативные – навыки работы в парах, в группах различного состава | Расчёт относительной молекулярной массы | Табл. 20 | ||||||||||
I. АТОМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ (10 часов) | ||||||||||||||||
6 | Основные сведения о строении атомов. | Состав атома: ядро (протоны, нейтроны) и электроны, их заряд и масса. Физический смысл атомного номера хим. элемента. Современное определение понятий «атом», «химический элемент» | Знать модуль строения атома, состав атома, физический смысл атомного номера, современное определение понятий атом, химический элемент, уметь находить значения заряда ядра, число электронов, протонов, нейтронов по ПСХЭ | учебно-познавательные | Д. Модели атомов химических элементов. | ПСХЭ | ||||||||||
7 | Изменение в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы | Изотопы - разновидности атомов одного и того же хим. эле мента. Относительная атомная масса элемента - средняя величина из масс всех его природных изотопов с учетом их распространенности. | Знать понятие об изотопах, находить среднее значение относительной атомной массы для природных изотопов | учебно-познавательные | Д. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | ПСХЭ | ||||||||||
8 | Строение электронных оболочек атомов | Электронная оболочка атома. Энергетические уровни (завершенный, незавершенный). Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов в периодической системе Д.И. Менделеева. | Знать понятия об энергетических уровнях, движении электронов вокруг ядра атома, завершенных и незавершенных электронных слоях, умение составлять схемы -строения атомов хим. элементов, уметь рассчитать максимальное число электронов на энергетическом уровне | учебно-познавательные | ПСХЭ. Таб.43 | |||||||||||
9 | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атомов. | Изменение свойств химических элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. Металлы, неметаллы, благородные газы Физический смысл номера периода и группы. Малые и большие периоды. Главные и побочные подгруппы | Знать классификацию элементов на основе строения их атомов, уметь определять на основе строения атома; к какой труппе будет относиться элемент | учебно-познавательные | ПСХЭ | |||||||||||
10 | Образование положительных и отрицательных ионов. Ионная химическая связь. | Ионы положительные и отрицательные. Образование ионов. Ионная химическая связь. | Знать/понимать - химическое понятие: ион, ионная химическая связь Уметь -определять ионную связь в химических соединениях. | учебно-познавательные | Д. Модели кристаллической решетки хлорида натрия. | ПСХЭ | ||||||||||
11 | Образование молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. | Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой. Ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. | Знать/понимать -химические понятия: ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь Уметь -определять ковалентную связь в соединениях. | учебно-познавательные | Д. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. | ПСХЭ, Табл.19 | ||||||||||
12 | Образование молекул соединений. Ковалентная полярная химическая связь. | Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой. Ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. | Знать/понимать -химические понятия: ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь Уметь -определять ковалентную связь в соединениях. | учебно-познавательные | ПСХЭ, Табл.18 | |||||||||||
13 | Образование металлических кристаллов | Взаимодействие атомов металлов между собой – образование металлической связи. Обобществленные электроны. | Знать/понимать -химическое понятие: металлическая связь Уметь -определять: тип химической связи в металлах. | учебно-познавательные | ПСХЭ | |||||||||||
14 | Распознавание веществ с различным типом химической связи. | Решения упражнений Подготовка к контрольной работе | Уметь характеризовать хим. элеменш по плану, находить закономерности в изменении свойств элементов | коммуникативные – навыки работы в парах, в группах различного состава | ||||||||||||
15 | КР № 1 по теме «Атомы химических элементов» | КР №1 | ||||||||||||||
II. ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА (7 часов) | ||||||||||||||||
16 | Простые вещества – металлы. | Положение элементов металлов в П.С.Х.Э. Д.И. Менделеева Строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов. | Уметь: -характеризовать: связь между строением и свойствами металлов -использовать приобретенные знания для критической оценки информации о металлах, используемых в быту | учебно-познавательные | Д. Коллекция металлов. | Таб. 20 | ||||||||||
17 | Простые вещества – неметаллы. Аллотропия. | Положение элементов неметаллов в периодической системе. Строение атомов неметаллов Ковалентная неполярная связь. Физические свойства неметаллов. Аллотропия. | Уметь -характеризовать: положение неметаллов в периодической системе; строение атомов неметаллов. | учебно-познавательные | Д. Коллекция неметаллов. | Таб. 20 | ||||||||||
18 | Количество вещества. | Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Постоянная Авогадро. Молярная масса. | Знать/понимать -химические понятия: моль, молярная масса Уметь - вычислять: молярную массу, количество вещества. | учебно-познавательные | Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. | Таб. 21 | ||||||||||
19 | Молярная масса вещества. | Понятие о молярном объеме газов. Нормальные условия. Следствие закона Авогадро. Выполнение упражнений с использованием понятий: «объем», «моль», «количество вещества», «масса», «молярный объем». | Уметь - вычислять: по количеству (массе) газообразного вещества его объем, по объему газообразного вещества его количество | учебно-познавательные | ПСХЭ | |||||||||||
20 | Молярный объём газообразных веществ. | Решение задач и упражнений | Знать/понимать - химическое понятие: молярный объем Уметь - вычислять: по количеству (массе) газообразного вещества его объем, по объему газообразного вещества его количество (массу). | учебно-познавательные | ПСХЭ | |||||||||||
21 | Решение задач | Решение задач и упражнений | Знать/понимать - химическое понятие: молярный объем Уметь - вычислять: по количеству (массе) газообразного вещества его объем, по объему газообразного вещества его количество (массу). | учебно-познавательные | Таб. 32 | |||||||||||
22 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества» | Решение задач и упражнений Проверочная работа. | учебно-познавательные | Таб. 32 | ||||||||||||
III. СОЕДИНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ (15 часов) | ||||||||||||||||
23 | Степень окисления | Бинарные соединения. Понятие о степени окисления. Определение степени окисления в бинарных соединениях. Составление формулы бинарных соединений по степени окисления., общий способ их названия. | Уметь - называть: бинарные соединения по их химическим формулам -определять: степень окисления элементов в соединениях. | учебно-познавательные | Д. Образцы оксидов, хлоридов, сульфидов. | |||||||||||
24 | Важнейшие классы бинарных соединений. | Оксиды и летучие водородные соединения: Составление химических формул, их название. Расчеты по формулам оксидов. | Знать/понимать химическое понятие: оксиды Уметь - называть: оксиды по их формулам - определять: степень окисления элементов в оксидах - составлять: формулы оксидов. | коммуникативные – навыки работы в парах, в группах различного состава | Д. Образцы оксидов. Растворы хлороводорода и аммиака. | |||||||||||
25 | Основания | Определение оснований, состав, номенклатура, классификация, структурные формулы | Знать определение оснований, состав, номенклатуру, классификацию, структурные формулы. Уметь составлять формулы оснований | учебно-познавательные | Д Образцы нерастворимых оснований и щелочей (твёрдых и растворов) Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. | Таб. 26 | ||||||||||
26 | Кислоты | Определение кислот, состав, номенклатура, классификация, структурные формулы. Различия в обозначении степени окисления и заряда иона | Знать определение кислот, состав, номенклатура» классификация, структурные формулы. Уметь составлять формулы кислот, знать различия в обозначении степени окисления и заряда иона | учебно-познавательные | Д. Образцы кислот. Изменение окраски индикаторов в кислой среде.
| Таб. 27 | ||||||||||
27 | Соли как производные кислот и оснований | Определение, состав, номенклатура, классификация, структурные формулы | Знать определение, состав, номенклатуру, классификацию, структурные формулы. Уметь составлять формулы | учебно-познавательные | Д. Образцы солей. | Таб. 24 | ||||||||||
28 | Соли как производные кислот и оснований | Определение, состав, номенклатура, классификация, структурные формулы | Знать определение, состав, номенклатуру, классификацию, структурные формулы. Уметь составлять формулы | учебно-познавательные | Расчёты по формулам солей | |||||||||||
29 | Обобщение знаний по теме «Классификация сложных веществ» | Классификация веществ. Упражнения в составлении формул веществ по их названиям. Расчеты по химическим формулам. | Знать/понимать - химическое понятие: классификация веществ Уметь - вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, количество вещества, объем или массу | учебно-познавательные | СР | Расчёты по формулам соединений | Таб. 21,22,23 | |||||||||
30 | Срезовая контрольная работа | |||||||||||||||
31 | Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки. | Вещества молекулярного строения. Закон постоянства веществ. Молекулярные, ионные ,атомные и металлические кристаллические решетки. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки. | Знать/понимать -закон постоянства состава веществ Уметь -характеризовать: связь между составом, строением и свойствами веществ. | учебно-познавательные | Д. Модели кристаллических решеток. | |||||||||||
32 | Чистые вещества и смеси. | Понятие о чистом веществе и смеси, их отличие. Примеры смесей. Способы разделения смесей. Очистка веществ. | Знать отличия понятий «чистых веществ» и «смеси», уметь приводить примеры, знать способы разделения смесей | учебно-познавательные | Д. Образцы смесей. Л.2. Разделение смеси речного песка и поваренной соли. | |||||||||||
33 | ПР № 3 «Анализ почвы и воды» | Процесс растворения вещества, фильтрование раствора, выпаривание раствора, кристаллизация вещества из раствора- | Знать правила работы с оборудованием, веществами в кабинете химии. Основные этапы работы при очистке поваренной - соли | коммуникативные – навыки работы в парах, в группах различного состава | ПР №3 | |||||||||||
34 | Массовая и объёмная доля компонентов смеси, доля примесей. | Понятие о доле компонента в смеси. Вычисление массовой доли компонента в смеси. | Уметь - вычислять: массовую и объёмную долю вещества в растворе. | коммуникативные – навыки работы в парах, в группах различного состава | Вычисление доли компонента в смеси и расчёт массы или объёма вещества в смеси по его доле. | |||||||||||
35 | ПР №4. Приготовление раствора сахара и расчёт его массовой доли в растворе. | Вычислять массу сахара и объем воды необходимые для приготовления раствора. | Уметь -Использовать приобретенные знания для приготовления растворов заданной концентрации. | коммуникативные – навыки работы в парах, в группах различного состава | ПР №4 | |||||||||||
36 | Обобщение и систематизация знаний | Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе. | Уметь -Использовать приобретенные знания для приготовления растворов заданной концентрации. | учебно-познавательные | ||||||||||||
37 | КР № 2 по теме «Соединения химических элементов» | учебно-познавательные | КР №2 | |||||||||||||
IV. ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ (11 часов) | ||||||||||||||||
38 | Физические и химические явления | Физические явления. Понятие о химических явлениях и их отличие от физических явлений. | Знать признаки химических реакций, отличие физических и химических явлений, уметь приводить примеры физических и химических явлений | учебно-познавательные | ЛО «Физические явления». Л О «Химические явления» Д Плавление и отвердевание парафина. Д Горение парафина | ЭОР №1 Часть 1 | ||||||||||
39 | Химические реакции. | Химическая реакция. Признаки и условия протекания химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. Составление уравнений хим. реакций | Знать формулировку закона сохранения массы, понятие о химическом уравнении, уметь составлять уравнения химических реакций | учебно-познавательные | Д Опыт, подтверждающий закон сохранения массы веществ | Ор №1 Часть 1 | ||||||||||
40 | Химические уравнения. | Закон сохранения массы веществ. Понятие о химическом уравнении. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. | Знать/понимать -закон сохранения массы веществ Уметь - составлять: уравнения химических реакций. | учебно-познавательные | ||||||||||||
41 | Расчеты по химическим уравнениям реакций | Решение задач по уравнениям реакций; нахождение массы, количества вещества реагенте или продукта реакции. Алгоритм расчетных задач по уравнениям реакций | Знать алгоритм решения расчётных задач по уравнениям реакций Уметь решать задачи по уравнениям реакции | учебно-познавательные | Решение задач по уравнениям реакций; нахождение массы, количества вещества реагента или продукта реакции | ЭОР №9 | ||||||||||
42 | Расчеты по термохимическим уравнениям | Решение задач по | Уметь проводить расчеты по уравнениям термохимических реакций | учебно-познавательные | Расчёты по термохимическим уравнениям | ЭОР №9 | ||||||||||
43 | Основные типы химических реакций | Реакции соединения и разложения. Экзо- и эндотермические реакции, термохимические уравнения. Сущность этих реакций | Знать определения химических реакций соединения и разложения, понятие об экзотермических и эндотермических реакциях, уметь составлять уравнения реакций, определять тип химической реакции | учебно-познавательные | Д Горение магния или угля Д Разложение гидроксида меди (II) | ЭОР №1 Часть 2 | ||||||||||
44 | Основные типы химических реакций | Реакция замещения и обмена. Сущность этих реакций. Кл-ция хим. Реакций по изменению степени окисления хим. элементов | Знать определения химических реакций замещения и обмена, уметь составлять уравнения реакций, определять тип химической реакции | учебно-познавательные | Д. Реакция замещения, реакция обмена | ЭОР №1 Часть 2 | ||||||||||
45 | Типы химических реакций на примере свойств воды. | Химические свойства воды. Типы химических реакций. | Уметь - характеризовать: химические свойства воды -составлять: уравнения химических реакций характеризующих химические свойства воды и определять их тип. | учебно-познавательные | ||||||||||||
46 | ПР № 5 «Признаки химических реакций» | Взаимодействие HCl с CaCO3 и CaO с H2О; получение Cu(OH)2; изменение окраски фенолфталеина в растворе мыла или стирального порошка. | Знать условия и признаки химических реакций; уметь отличать химические процессы от физических | коммуникативные – навыки работы в парах, в группах различного состава | ПР №5 | Лаб. оборудование | ||||||||||
47 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции» | Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе. | учебно-познавательные | |||||||||||||
48 | Контрольная работа № 3 по теме «Химические реакции» | Уметь составлять уравнения химических реакций» | учебно-познавательные | КР №3 | ||||||||||||
V.РАСТВОРЕНИЕ. РАСТВОРЫ. СВОЙСТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ (21 ЧАС) | ||||||||||||||||
49 | Растворение как физико – химический процесс. Типы растворов. | Понятие о растворах, растворение - физико-химический процесс. Экзо- и эндотермические эффекты растворения. Кристаллогидраты. Факторы, влияющие на растворимость веществ. Насыщенные и ненасыщенные растворы | Иметь представление о растворах, процессе растворения, его сущности, понятие о кристаллогидратах, факторах, влияющих на растворимость, объяснять понятия насыщенных и ненасыщенных растворов | учебно-познавательные | Д. Растворение безводного сульфата меди (II) в воде. Л. Получение кристаллов солей (домашняя ПР) | Таб. 46 | ||||||||||
50 | Электролитическая диссоциация | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Диссоциация кислот, оснований и солей. | Знать/понимать - химические понятия: электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация. | учебно-познавательные | Д Испытание веществ и их растворов на электропроводность | |||||||||||
51 | Основные положения ТЭД | Ионы, их строение и свойства. Классификация ионов по составу, по заряду. Похитив о степени диссоциации. Факторы, влияющие на степень диссоциации, сильные и слабые электролиты | Знать основные положения теории электролитической диссоциации, понятие степени диссоциации, ионов, их классификации, уметь определять слабые и сильные электролиты | учебно-познавательные | Д Зависимость электролитической диссоциации уксусной кислоты от концентрации её раствора | |||||||||||
52 | Ионные уравнения реакций | Сущность реакций ионного обмена и условия их протекания. Правила составления полных и сокращенных ионно-молекулярных уравнений реакций | Уметь составлять реакции ионного обмена, знать сущность реакций ионного обмена | учебно-познавательные | Д Реакции ионного обмена, протекающие до конца | ЭОР №1 Часть 3 Таб. 36 | ||||||||||
53 | Практическая работа №6.Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. | Оформление работы. | Уметь - составлять: полные и сокращенные уравнения реакций обмена. Обращаться с химической посудой, растворами кислот и щелочей.
| коммуникативные – навыки работы в парах, в группах различного состава | ПР №6 | |||||||||||
54 | Кислоты, их классификация и свойства. | Определение кислот как электролитов. Классификация кислот по различным признакам. Типичные свойства кислот: взаимодействие их с металлами, основными оксидами, основаниями и солями. Ряд напряжения металлов. | Уметь - называть кислоты - характеризовать: химические свойства кислот. - определять: возможность протекания типичных реакций кислот. | учебно-познавательные | Л. 8. Реакции характерные для растворов кислот (соляной и серной) принадлежность веществ к классу кислот. | |||||||||||
55 | Кислоты, их классификация и свойства. | Определение кислот как электролитов. Классификация кислот по различным признакам. Типичные свойства кислот: взаимодействие их с металлами, основными оксидами, основаниями и солями. Ряд напряжения металлов. | Уметь - называть кислоты - характеризовать: химические свойства кислот. - определять: возможность протекания типичных реакций кислот. | учебно-познавательные | ||||||||||||
56 | Основания, их классификация и свойства. | Определение оснований как электролитов. Классификация оснований. Типичные свойства оснований; взаимодействие с кислотами (реакция нейтрализации), взаимодействие щелочей с растворами солей и оксидами неметаллов. Разложение нерастворимых оснований. | Уметь - называть основания: - характеризовать: химические свойства оснований. - определять: возможность протекания типичных реакций оснований. | учебно-познавательные | Л.9. реакции характерные для растворов щелочей | |||||||||||
57 | Основания, их классификация и свойства. | Определение оснований как электролитов. Классификация оснований. Типичные свойства оснований; взаимодействие с кислотами (реакция нейтрализации), взаимодействие щелочей с растворами солей и оксидами неметаллов. Разложение нерастворимых оснований. | Уметь - называть основания: - характеризовать: химические свойства оснований. - определять: возможность протекания типичных реакций оснований. | учебно-познавательные | Л.10. получение и свойства нерастворимого основания. | |||||||||||
58 | Оксиды, их классификация и свойства | Состав оксидов, их классификация несолеобразующие и солеобразующие (кислотные и основные). Свойства кислотных и основных оксидов. | Уметь - называть оксиды - определять: принадлежность веществ к классу оксидов -характеризовать: химические свойства оксидов. | учебно-познавательные | Л. 12. Реакции характерные для основных оксидов | |||||||||||
59 | Оксиды, их классификация и свойства | Состав оксидов, их классификация несолеобразующие и солеобразующие (кислотные и основные). Свойства кислотных и основных оксидов. | Уметь - называть оксиды - определять: принадлежность веществ к классу оксидов -характеризовать: химические свойства оксидов. | учебно-познавательные | Л. 13. Реакции характерные для кислотных оксидов | |||||||||||
60 | Соли, их классификация и свойства | Определение солей как электролитов. Химические свойства солей, особенности взаимодействия с металлами. Взаимодействие с кислотами, щелочами и солями (работа с таблицей растворимости) | Уметь - называть соли. - определять: принадлежность веществ к классу солей - характеризовать: химические свойства солей. | учебно-познавательные | ||||||||||||
61 | Соли, их классификация и свойства | Определение солей как электролитов. Химические свойства солей, особенности взаимодействия с металлами. Взаимодействие с кислотами, щелочами и солями (работа с таблицей растворимости) | Уметь - называть соли. - определять: принадлежность веществ к классу солей - характеризовать: химические свойства солей. | учебно-познавательные | ||||||||||||
62 | Генетическая связь между классами неорганических соединений | Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов. | Уметь решать генетические цепочки | учебно-познавательные | ЭОР №1 Часть 3 Таб. 36 | |||||||||||
63 | Практическая работа №7. Свойства кислот оснований, оксидов и солей. | Оформление работы. | Уметь решать экспериментальные задачи, работать с лабораторным оборудованием, веществами | ПР №7 | ЭОР №1 Часть 3 Таб. 36 | |||||||||||
64 | Обобщение и систематизация знаний по теме 5. | Выполнение упражнений на генетическую связь. Решение расчетных задач на вычисление по уравнениям реакций. | Уметь решать генетические цепочки | учебно-познавательные | Решение расчётных задач по уравнениям, характеризующим свойства основных классов неорганических соединений | |||||||||||
65 | Контрольная работа №4 по теме "Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов" | учебно-познавательные | ||||||||||||||
66 | Окислительно-восстановительные реакции. | Понятие окисление и восстановление, окислители и восстановители, определение степени окисления элементов. | Знать/понимать - химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. | учебно-познавательные | ||||||||||||
67 | Окислительно-восстановительные реакции. | Понятие окисление и восстановление, окислители и восстановители, определение степени окисления элементов. | - определять: степень окисления элемента в соединении, тип химической реакции по изменению степени окисления химических элементов. | учебно-познавательные | ||||||||||||
68 | Практическая работа №8. Решение экспериментальных задач. | Оформление работы. | Уметь - обращаться с химической посудой и реактивами. - характеризовать: химические свойства основных классов неорганических соединений. | учебно-познавательные | ПР №8 | |||||||||||
69 | Итоговая контрольная работа | учебно-познавательные | ||||||||||||||
70 | Конференция «Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия» | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия | Знать основные источники загрязнения окружающей среды, уметь самостоятельно защитить свой организм от загрязняющих факторов | коммуникативные – умение представлять себя и вести дискуссии. | Защита проэктов |
9 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии 10 - 11 классы к авторской программе Габриэляна О.С.
Предложены полностью разработанные программы по химии 10 - 11 класса...
Пояснительная записка к рабочей программы по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (Базовый уровень.
Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень....
Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".
Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспит...
рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю
Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа со...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....