Кислородные соединения углерода
план-конспект урока по химии (9 класс)
Кислородные соединения углерода, урок № 18 в теме «Неметаллы и их соединения». УМК Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кислородные соединения углерода | 147.5 КБ |
Кислородные соединения углерода | 783.4 КБ |
Самоанализ урока. | 28.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Вепревская основная общеобразовательная школа им.Ф.В.Морина Сонковского района Тверской области»
План-конспект урока
по химии
в 9 классе
Урок по теме «Кислородные соединения углерода»
Разработала: Сидоровская Е.С.
Учитель химии МОУ «Вепревская ООШ им.Ф.В.Морина Сонковского района
Тверской области»
Д. Вепрь, 2023
Класс | 9 | |
Дата | 09.01.2023 г. | |
Предмет | Химия | |
Тема и номер урока в теме | Кислородные соединения углерода, урок № 18 в теме «Неметаллы и их соединения» | |
Тип урока | Урок изучения новых знаний и умений. | |
Вид урока | Урок смешанного типа. | |
Формы работы | Индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах. | |
Методы обучения | Наглядно-словесный, лабораторный эксперимент, демонстрационный эксперимент. | |
Цель и задачи урока | Цель: познакомить со свойствами кислородных соединений углерода, их способами получения и применением; систематизировать и расширить знания учащихся об оксидах и их свойствах. Задачи: - обучающие:
- развивающие:
- воспитательные:
| |
Универсальные учебные действия (УУД): | Личностные (Л): стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам; повышать свой образовательный уровень; формировать умение слушать, формулировать и аргументировать своё мнение; совершенствовать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве в процессе образовательной и творческой деятельности. Метапредметные (М): Регулятивные (Р): ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем; наблюдать и делать выводы, объяснять наблюдения; анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов; Познавательные (П): извлекать, преобразовывать, анализировать информацию, представленную в различных формах; выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; Коммуникативные (К): осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; уметь (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; Предметные (Пр): познакомить учащихся с важнейшими соединениями углерода, их свойствами и значением для человека. | |
Необходимое оборудование и реактивы | Мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация; лоток, штатив для пробирок, пробирки, колба, бутылка, шарик, спички, лучинки; мел CaCO3, соляная кислота HCl, cода пищевая, лимонная кислота. | |
План урока | Этапы урока:
|
9 класс.
9 января 2023 г.
Предмет: химия.
Тема урока: «Кислородные соединения углерода»
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Рада вас видеть. Я надеюсь, что наш урок сегодня окажется достаточно интересным и продуктивным. | |
Актуализация знаний | Прежде чем приступить к изучению новой темы вспомним пройденный материал. – Определите, о каком элементе и его разновидностях идёт речь? (СЛАЙД 2) Он имеет несколько аллотропных модификаций, бывает мягким и хрупким, серым и малопривлекательным, но, когда на него оказывают давление и доводят до «белого каления», становится совсем другим, непохожим на самого себя: очень твердым, бесцветным и прозрачным. – Почему алмаз и графит состоят из одного и того же химического элемента, но так отличаются по физическим свойствам? (СЛАЙД 3)
– А теперь вспомним химические свойства углерода. (СЛАЙД 5) В поисках ответа на вопрос о природе драгоценного камня алмаза английскому химику в 18 веке пришлось осуществить дорогостоящий опыт. Он сжег алмаз в плотно закрытом тигле. Сможете ли вы назвать два продукта реакции, которые образовались при горении алмаза в результате данного опыта? Назовите их. – Назовите химическое свойство углерода, которое проявляется в данной реакции. | Элемент – углерод. Разновидности элемента – графит и алмаз Имеют разное строение кристаллических решёток Уголь, сажа. Возможный вариант - карбин, фуллерен Уголь как топливо, в медицине - таблетки активированного угля (карбален), в противогазах, в фильтрах для очистки воды; сажа – крем для обуви, наполнитель для получения резиновых покрышек, для приготовления чёрной типографской краски, картриджи. Угарный газ и углекислый газ: 2C + O2(недост.) =2CO C + O2 (изб.) = СO2 Углерод реагирует с неметаллами (с кислородом), в данной реакции проявляет восстановительные свойства |
Сообщение темы урока и постановка цели | Откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнюю дату и тему урока. (СЛАЙД 6) Перед тем, как мы перейдем к изучению данной темы, давай те попробуем определить, что именно мы можем узнать о соединениях углерода. | Запись в тетради даты и темы урока «Кислородные соединения углерода» - Узнаем состав, строение, физические и химические свойства оксидов углерода (II и IV). - Узнаем, в чем причины их сходства и отличия. - Рассмотрим свойства и значение угольной кислоты и ее солей. |
Изучение нового материала | Сегодня вы познакомитесь с кислородными соединениями углерода, которые указаны на схеме (Приложение 1). К ним относятся оксиды углерода (II и IV), угольная кислота и её соли: карбонаты и гидрокарбонаты. Предлагаю начать с оксидов углерода. Какие названия они имеют? Какими свойствами они обладают? Оказывается, у оксидов углерода есть как сходства, так и различия. Посмотрите видеофрагменты. https://www.youtube.com/watch?v=HqxVmahSrRA&t=50s (получение и свойства угарного газа) https://www.youtube.com/watch?v=CykzMC_pAXM&embeds_euri=https%3A%2F%2Fyastatic.net%2F&feature=emb_logo (получение и свойства углекислого газа) Сейчас мы с вами более подробно охарактеризуем свойства оксидов углерода. В каком виде нам будет удобно оформить свои записи? (Приложение 2). Для того чтобы справиться с задачей, воспользуемся текстом учебника, стр. 110 и 111. Работаем парами. 1 вариант изучает свойства оксида углерода (II), 2 вариант – оксида углерода (IV). Проверка (СЛАЙД 7) | Оксид углерода (II) – угарный газ и оксид углерода (IV) – углекислый газ. В виде таблицы. Самостоятельная работа: заполнение таблицы. Используется материал параграфа. |
Физкультминутка | Зарядка для глаз: называю химические элементы и сложные вещества, если металлы – закрывают глаза, если неметаллы – открывают, если сложные вещества – движение глазами вправо-влево: алюминий, кислород, натрий, азот, аммиак, соляная кислота, гелий, медь, фосфор, железо, сера, сахароза, метан, диоксид углерода, хлор. | |
Обобщение и систематизация изученного материала | Кроме оксидов существуют и другие кислородсодержащие соединения углерода. Давайте назовем их (Приложение 1). https://www.youtube.com/watch?v=joLXNrLV0ic&t=124s (свойства угольной кислоты и ее солей) Где в природе встречаются карбонаты и гидрокарбонаты? | Учащиеся по цепочке называют вещества. Известняк, мрамор, сталактиты и сталагмиты, накипь в чайнике, кораллы, скорлупа яиц, раковины моллюсков, пищевая и кальцинированная сода, поташ. |
Самостоятельная работа и проверка полученных знаний | Учащиеся самостоятельно решают тест (Приложение 3), сверяются с ответами на экране (СЛАЙД 8). | |
Подведение итогов | Оценивание работы учащихся. | |
Домашнее задание | §21, №№ 7, 8, 9 (одно из трех по желанию учащегося) (СЛАЙД 9) | |
Рефлексия | Поделитесь своими впечатлениями. Для этого закончите предложения, посвященные сегодняшнему уроку (Приложение 4).
Выставление оценок с обязательным комментарием. |
Список литературы
- Л. Ю. Аликберова «Занимательная химия» М., АСТ-ПРЕСС, 1999
- В. Я. Аршанский «Организация практических работ в гуманитарных классах» Химия в школе № 3 2002 г
- О. С. Габриелян. «Химия», 9 класс: Учебник для образовательных учреждений / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. - Москва: «Просвещение», 2022г.
- Н. К. Федорова, Т.М. Мельникова. «Углерод в полезных ископаемых» Химия в школе № 6 2003 г
- И. Г. Хомченко. «Решение задач по химии» - М.: РИА «новая волна»: Издатель Умеренков, 2017.
- https://www.youtube.com/watch?v=CykzMC_pAXM&embeds_euri=https%3A%2F%2Fyastatic.net%2F&feature=emb_logo
- https://www.youtube.com/watch?v=HqxVmahSrRA&t=50
- https://www.youtube.com/watch?v=joLXNrLV0ic&t=124s
Приложение 1.
Кислородные соединения углерода.
Рис. 1
Приложение 2.
ТАБЛИЦА 1.
Сравнение свойств угарного и углекислого газов
Химическая формула | СО | СО2 |
Строение молекулы | С О | О С О |
Физические свойства | ||
Химические свойства | ||
Получение | ||
Применение |
ТАБЛИЦА 1.
Сравнение свойств угарного и углекислого газов
Химическая формула | СО | СО2 |
Строение молекулы | С≡О | О=С=О |
Физические свойства | Газ, без цвета, без вкуса, без запаха, ядовит | Газ, без цвета, без запаха, без вкуса, растворим в воде |
Химические свойства | Несолеобразующий Степень окисления +2 Восстановитель Горит, восстанавливает металлы из их оксидов | Солеобразующий: СО2 + Н2О = Н2СО3 Степень окисления + 4 Слабый окислитель, не поддерживает горения |
Получение | С + СО2 = 2СО или в газогенераторах через раскалённый уголь продувают водяной пар: С + Н2О = СО + Н2 – Q, Выхлопные газы автомобилей, горение угля (дров) в условиях недостатка кислорода, В лаборатории - термическим разложением муравьиной или щавелевой кислоты в присутствии H2SO4(конц.): HCOOH t˚C, H2SO4 → H2O + CO H2C2O4 t˚C,H2SO4→ CO + CO2 + H2O | С + О2 изб. = СО2 В лабораторных условиях и в промышленных разложением карбоната: СаСО3 = СО2 + СаО Или действием сильных кислот на карбонаты и гидрокарбонаты – CaCO3 + 2HCl → CaCl2 + H2O + CO2 NaHCO3 + HCl → NaCl + H2O + CO2 |
Применение | В металлургии для получения металлов из их оксидов: 4СО + Fe3O4 = 4CO2 + 3Fe | В пищевой промышленности: в твердом виде – сухой лед; в газообразном – газирование напитков. Углекислотные огнетушители |
Приложение 3.
Углерод. Кислородные соединения углерода
- Первый противогаз был изобретён
|
|
|
|
- Ядовитым является вещество
|
|
|
|
- Все возможные степени окисления атомов углерода в сложных неорганических веществах
|
|
|
|
- Способность твердого вещества поглощать газы и растворенные вещества
|
|
|
|
- Продукт сгорания сажи, каменного угля, графита в избытке воздуха
|
|
|
|
- Оксид углерода (IV) является
|
|
|
|
- В отличие от алмаза для графита характерно
|
|
|
|
- В промышленности углекислый газ получают
|
|
|
|
- Угольная кислота является
|
|
|
|
- Соли, которые может образовывать угольная кислота
|
|
|
|
- Карбонаты и гидрокарбонаты можно обнаружить в растворе с помощью
|
|
|
|
- При пропускании углекислого газа через известковую воду наблюдается
|
|
|
|
Приложение 4.
Поделитесь своими впечатлениями. Для этого закончите предложения, посвященные сегодняшнему уроку.
- Главная мысль урока ______________________________________________
__________________________________________________________________
- Урок был _______________________________________________________
__________________________________________________________________
- На уроке я научился ______________________________________________
__________________________________________________________________
- На уроке я использовал ранее полученные знания _____________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
- За работу на уроке я поставил бы себе оценку ________________________,
потому что я _______________________________________________________
__________________________________________________________________
(Выставление оценок с обязательным комментарием).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О каком химическом элементе идёт речь? Он имеет несколько аллотропных модификаций , бывает мягким и хрупким , серым и малопривлекательным , но , когда на него оказывают давление и доводят до « белого каления », становится совсем другим , непохожим на самого себя : очень твердым , бесцветным и прозрачным .
Почему алмаз и графит состоят из одного и того же химического элемента, но так отличаются по физическим свойствам?
Какие ещё вещества , состоящие из атомов углерода , вы знаете ? Где применяются данные вещества ?
химические свойства углерода В поисках ответа на вопрос о природе драгоценного камня алмаза английскому химику в 18 веке пришлось осуществить дорогостоящий опыт. Он сжег алмаз в плотно закрытом тигле. Сможете ли вы назвать два продукта реакции, которые образовались при горении алмаза в результате данного опыта? Назовите их. СО СО 2
Кислородные соединения углерода Цели урока: - Узнать состав, строение, физические и химические свойства оксидов углерода (II и IV). - Узнать, в чем причины их сходства и отличия. - Рассмотреть свойства и значение угольной кислоты и ее солей.
Сравнение свойств угарного и углекислого газов Химическая формула Угарный газ , оксид углерода (II) СО Углекислый газ, оксид углерода ( IV ) СО 2 Строение молекулы С≡О О=С=О Физические свойства Газ, без цвета, без вкуса, без запаха, ядовит Газ, без цвета, без запаха, без вкуса, растворим в воде Химические свойства Несолеобразующий Степень окисления +2 Восстановитель Горит, восстанавливает металлы из их оксидов Солеобразующий: СО 2 + Н 2 О = Н 2 СО 3 Степень окисления + 4 Слабый окислитель, не поддерживает горения Получение С + СО 2 = 2СО или в газогенераторах через раскалённый уголь продувают водяной пар: С + Н 2 О = СО + Н 2 – Q, Выхлопные газы автомобилей, горение угля (дров) в условиях недостатка кислорода, В лаборатории - термическим разложением муравьиной или щавелевой кислоты в присутствии H 2 SO 4( конц .) : HCOOH t˚C , H2SO4 → H 2 O + CO H 2 C 2 O 4 t˚C,H2SO4 → CO + CO 2 + H 2 O С + О 2 изб. = СО 2 В лабораторных условиях и в промышленных разложением карбоната: СаСО 3 = СО 2 + СаО Или действием сильных кислот на карбонаты и гидрокарбонаты – CaCO 3 + 2HCl → CaCl 2 + H 2 O + CO 2 NaHCO 3 + HCl → NaCl + H 2 O + CO 2 Применение В металлургии для получения металлов из их оксидов: 4СО + Fe 3 O 4 = 4 CO 2 + 3 Fe В пищевой промышленности: в твердом виде – сухой лед; в газообразном – газирование напитков. Углекислотные огнетушители
Кислородные соединения углерода 1. Первый противогаз был изобретён В)Зелинским 2. Ядовитым является вещество Б)оксид углерода (II) 3. Все возможные степени окисления атомов углерода в сложных неорганических веществах В) -4,0, +2,+4 4. Способность твердого вещества поглощать газы и растворенные вещества А) адсорбция 5. Продукт сгорания сажи, каменного угля, графита в избытке воздуха В) оксид углерода (IV) 6. Оксид углерода (IV) является Б) кислотным 7. В отличие от алмаза для графита характерно Г) проводимость электрического тока 8. В промышленности углекислый газ получают В) обжигом известняка 9. Угольная кислота является Б) неустойчивой 10. Соли, которые может образовывать угольная кислота В) карбонаты, гидрокарбонаты 11. Карбонаты и гидрокарбонаты можно обнаружить в растворе с помощью А) сильных кислот 12. При пропускании углекислого газа через известковую воду наблюдается Б) помутнение раствора
Домашнее задание §21, №№ 7, 8, 9 (одно из трех по вашему желанию)
Всем большое спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока химии
Тема: Кислородные соединения углерода, урок № 18 в теме «Неметаллы и их соединения».
Урок проведён 9 января 2023 года в 9 классе в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Вепревская основная общеобразовательная школа им.Ф.В.Морина» Сонковского района Тверской области.
В 9 классе занятия ведутся по УМК «Химия», авторы: О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков, предназначен для 9 классов общеобразовательных организаций.
На уроке были использованы:
- О. С. Габриелян. «Химия», 9 класс: Учебник для образовательных учреждений / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. - Москва: «Просвещение», 2022г.
- Видеофрагменты
- https://www.youtube.com/watch?v=CykzMC_pAXM&embeds_euri=https%3A%2F%2Fyastatic.net%2F&feature=emb_logo
- https://www.youtube.com/watch?v=HqxVmahSrRA&t=50
- https://www.youtube.com/watch?v=joLXNrLV0ic&t=124s
- Презентация «Кислородные соединения углерода»
При подготовке к уроку использована следующая литература:
- Л. Ю. Аликберова «Занимательная химия» М., АСТ-ПРЕСС, 1999
- В. Я. Аршанский «Организация практических работ в гуманитарных классах» Химия в школе № 3 2002 г
- О. С. Габриелян. «Химия», 9 класс: Учебник для образовательных учреждений / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. - Москва: «Просвещение», 2022г.
- Н. К. Федорова, Т.М. Мельникова. «Углерод в полезных ископаемых» Химия в школе № 6 2003 г
- И. Г. Хомченко. «Решение задач по химии» - М.: РИА «новая волна»: Издатель Умеренков, 2017.
Урок химии дан в 9 классе.
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса.
В классе 7 обучающихся. 3 мальчика и 4 девочки. Уровень воспитанности класса выше среднего. Интеллектуальный потенциал средний. На уроках ученики не всегда активны, темп работы умеренный. Высказывают собственные мнения и суждения. Умеют логически мыслить. У юношей хорошая память, у девушек развито воображение.
Тема урока: «Кислородные соединения углерода».
Цель: познакомить со свойствами кислородных соединений углерода, их способами получения и применением; систематизировать и расширить знания учащихся об оксидах и их свойствах.
Задачи:
- обучающие:
- продолжить знакомить учащихся с элементами IV группы главной подгруппы;
- изучить состав, строение, свойства и применение оксидов углерода (II и IV);
- формировать умение сравнивать состав и строение оксидов углерода, указать причины их сходства и отличия;
- уметь доказывать химические свойства оксидов (II и IV), записывать уравнения в молекулярном и ионном виде;
- рассмотреть свойства и значение кислородсодержащих соединений углерода (угольной кислоты, карбонатов);
- развивающие:
- формировать научное мировоззрение, умение устанавливать взаимосвязь состава, строения и свойств изучаемых веществ, физиологическое действие на организм человека.;
- продолжить работу по развитию умений работать самостоятельно: с текстом учебника, получать информацию из сети Интернет;
- продолжить формирование логического мышления, умения проводить сравнения, анализ, обобщение, давать теоретическое обоснование;
- воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, развивать память, внимание, логическое мышление, толерантность;
- способствовать формированию понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения позитивного результата.
- продолжить экологическое воспитание учащихся.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные (Л): стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам; повышать свой образовательный уровень; формировать умение слушать, формулировать и аргументировать своё мнение; совершенствовать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве в процессе образовательной и творческой деятельности.
Метапредметные (М):
Регулятивные (Р): ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем; наблюдать и делать выводы, объяснять наблюдения; анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов;
Познавательные (П): извлекать, преобразовывать, анализировать информацию, представленную в различных формах; выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
Коммуникативные (К): осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; уметь (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;
Предметные (Пр): познакомить учащихся с важнейшими соединениями углерода, их свойствами и значением для человека.
Тип урока: урок изучения новых знаний и умений.
По данной теме это 18 урок. К этому уроку обучающиеся знают и умеют:
- давать общую характеристику химических элементов-неметаллов;
- давать характеристику элементам VII, VI, V, IV групп;
- знают состав и свойства соединений галогенов, халькогенов, соединений элементов подгруппы азота;
- знают правила безопасности в кабинете химии;
- умеют работать с реактивами.
Я считаю, что урок состоялся. Удалось создать ситуацию поиска решения. К изучению нового материала я подвела своих учеников с помощью заданий и вопросов, отвечая на которые они актуализировали свои знания об углероде и его аллотропных модификациях. Учащиеся и я эмоционально к уроку готовы.
Первый этап урока – организация класса, учащиеся были психологически подготовлены к восприятию материала.
Второй этап урока – актуализация знаний, проверка домашнего задания. Большая часть класса показала хорошую подготовленность к уроку. Те, кто был недостаточно готов, получили возможность вспомнить материал прошлого урока, повторить основные понятия темы.
Третий этап урока – целеполагание урока. В результате выполнения заданий удалось создать проблемную ситуацию, когда учащимся надо было сформулировать главную цель занятия – изучение состава, свойств, способов получения и применения кислородных соединений углерода.
Четвертый этап – изучение нового материала. Работая в парах, учащиеся изучили химический состав, строение молекулы, свойства, способы получения, область применения СО и СО2.
После физкультминутки (пятый этап урока) учащиеся обобщили знания об угольной кислоте и ее солях – карбонатах и гидрокарбонатах – шестой этап урока.
Седьмой этап урока – самостоятельная работа (прохождение теста). Учащиеся смогли проверить свои знания и получить независимую оценку.
Восьмой – десятый этапы урока – подведение итогов урока, получение домашнего задания, рефлексия. На этом этапе урока ученики ответили на вопросы: удалось ли достигнуть цели, поставленной в начале урока.
Применённые методы на уроке.
Наглядно-словесный, лабораторный эксперимент, демонстрационный эксперимент.
Время на уроке было распределено рационально. Контроль знаний – самоконтроль, самооценка. Атмосфера на уроке благоприятная.
Считаю, что цель урока достигнута. Учащиеся закрепили, обобщили и систематизировали знания и применили их при самостоятельном решении задач. Уровень усвоения достаточный на данном этапе изучения темы.
Санитарно-гигиенические нормы работы на ПК и правила техники безопасности соблюдены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кислородные соединения углерода
Презентация для объяснения темы "Кислородные соединения углерода" в 9 классе....
Презентация к уроку химии в 9 классе "Кислородные соединения углерода"
Если учитель не включает в процессе учебного познания отобранные факты, которые связывают теорию с практикой, с жизнью, знания учащихся оказываются формальными. Предлагаю презентацию к уроку « Кислор...
Кислородные соединения неметаллов (кислоты) 10 класс
Презентация к уроку "Кислородные соединения неметаллов (кислоты)" 10 класс учебник И.И.Новошинского...
Урок по теме: "Кислородные соединения углерода"
Урок химии в 9 классе по теме "Кислородные соединения углерода." Урок построен на работе с текстами из художественных произведений, описывающих оксиды углерода, угольную кислоту и её соли....
Дидактический материал по теме: Углерод. Соединения углерода.
Дидактический материал по теме: Углерод. Соединения углерода в 2-х вариантах....
Технологическая карта урока по теме "Кислородные соединения углерода"
Технологическая карта урока разработана по теме "Кислородные соединения углерода" по учебнику О.С.Габриелян для учащихся 9 класса.Разработка урока составлена на основе современных требован...
Презентация к уроку химии "Кислородные соединения углерода"
Презентация к уроку химии 9 класса "Кислородные соединения углерода"...