Кислородные соединения углерода
план-конспект урока по химии (9 класс)

Сидоровская Елена Станиславовна

Кислородные соединения углерода, урок № 18 в теме «Неметаллы и их соединения». УМК Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вепревская основная общеобразовательная школа им.Ф.В.Морина Сонковского района Тверской области»

План-конспект  урока

по химии

в 9 классе

Урок по теме «Кислородные соединения углерода»

Разработала: Сидоровская Е.С.

Учитель химии МОУ «Вепревская ООШ им.Ф.В.Морина Сонковского района

Тверской области»

Д. Вепрь, 2023


Класс

9

Дата

09.01.2023 г.

Предмет

Химия

Тема и номер урока в теме

Кислородные соединения углерода, урок № 18 в теме «Неметаллы и их соединения»

Тип урока

Урок изучения новых знаний и умений.

Вид урока

Урок смешанного типа.

Формы работы

Индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.

Методы обучения

Наглядно-словесный, лабораторный эксперимент, демонстрационный эксперимент.

Цель и задачи урока

Цель: познакомить со свойствами кислородных соединений углерода, их способами получения и применением; систематизировать и расширить знания учащихся об оксидах и их свойствах.

Задачи:

 - обучающие:

  • продолжить знакомить учащихся с элементами IV группы главной подгруппы;
  • изучить состав, строение, свойства и применение оксидов углерода (II и IV);
  • формировать умение сравнивать состав и строение оксидов углерода, указать причины их сходства и отличия;
  • уметь доказывать химические свойства оксидов (II и IV), записывать уравнения в молекулярном и ионном виде;
  • рассмотреть свойства и значение кислородсодержащих соединений углерода (угольной кислоты, карбонатов);

- развивающие:

  • формировать научное мировоззрение, умение устанавливать взаимосвязь состава, строения и свойств изучаемых веществ, физиологическое действие на организм человека.;
  • продолжить работу по развитию умений работать самостоятельно: с текстом учебника, получать информацию из сети Интернет;
  • продолжить формирование логического мышления, умения проводить сравнения, анализ, обобщение, давать теоретическое обоснование;

- воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, усидчивость, развивать память, внимание, логическое мышление, толерантность;
  • способствовать формированию понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения позитивного результата.
  • продолжить экологическое воспитание учащихся.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные (Л): стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам; повышать свой  образовательный уровень;   формировать умение слушать, формулировать и аргументировать своё мнение; совершенствовать коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве в процессе образовательной и творческой деятельности. 

Метапредметные (М):

Регулятивные (Р): ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем; наблюдать и делать выводы, объяснять наблюдения; анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых  ресурсов;

Познавательные (П): извлекать, преобразовывать, анализировать информацию, представленную в различных формах; выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

Коммуникативные (К): осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; уметь (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;

Предметные (Пр): познакомить учащихся с важнейшими соединениями углерода, их свойствами и значением для человека.

Необходимое оборудование и реактивы

Мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация;

лоток, штатив для пробирок, пробирки, колба, бутылка, шарик, спички, лучинки;

мел CaCO3, соляная кислота  HCl, cода пищевая, лимонная кислота.

План урока

Этапы урока:

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Актуализация знаний (4 мин)
  3. Сообщение темы урока и постановка цели (3 мин)
  4. Изучение нового материала (15 мин)
  5. Физкультминутка (2 мин)
  6. Обобщение и систематизация изученного материала (10 мин)
  7. Самостоятельная работа и проверка полученных знаний (6 мин)
  8. Подведение итогов (2 мин)
  9. Домашнее задание (1 мин)
  10. Рефлексия (1 мин)

9 класс.

9 января 2023 г.

Предмет: химия.

Тема урока: «Кислородные соединения углерода»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Рада вас видеть. Я надеюсь, что наш урок сегодня окажется достаточно интересным и продуктивным.

Актуализация знаний

Прежде чем приступить к изучению новой темы вспомним пройденный материал.

– Определите, о каком элементе и его разновидностях идёт речь? (СЛАЙД 2)

Он имеет несколько аллотропных модификаций, бывает мягким и хрупким, серым и малопривлекательным, но, когда на него оказывают давление и доводят до «белого каления», становится совсем другим, непохожим на самого себя: очень твердым, бесцветным и прозрачным.

– Почему алмаз и графит состоят из одного и того же химического элемента, но так отличаются по физическим свойствам? (СЛАЙД 3)

  • Какие ещё вещества, состоящие из атомов углерода, вы знаете? (СЛАЙД 4)
  • Где применяются данные вещества?

– А теперь вспомним химические свойства углерода. (СЛАЙД 5) В поисках ответа на вопрос о природе драгоценного камня алмаза английскому химику в 18 веке пришлось осуществить дорогостоящий опыт. Он сжег алмаз в плотно закрытом тигле.

Сможете ли вы назвать два продукта реакции, которые образовались при горении алмаза в результате данного опыта? Назовите их.

 – Назовите химическое свойство углерода, которое проявляется в данной реакции.

Элемент – углерод. Разновидности элемента – графит и алмаз 

Имеют разное строение кристаллических решёток

Уголь, сажа. Возможный вариант - карбин, фуллерен

Уголь как топливо, в медицине - таблетки активированного угля (карбален), в противогазах, в фильтрах для очистки воды; сажа – крем для обуви, наполнитель для получения резиновых покрышек, для приготовления чёрной типографской краски, картриджи.

Угарный газ и углекислый газ: 

2C + O2(недост.) =2CO

C + O2 (изб.) = СO2

Углерод реагирует с неметаллами (с кислородом), в данной реакции проявляет восстановительные свойства

Сообщение темы урока и постановка цели

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнюю дату и тему урока. (СЛАЙД  6)

Перед тем, как мы перейдем к изучению данной темы, давай те попробуем определить, что именно мы можем узнать о соединениях углерода.

Запись в тетради даты и темы урока «Кислородные соединения углерода»

- Узнаем состав, строение, физические и химические свойства оксидов углерода (II и IV).

- Узнаем, в чем причины их сходства и отличия.

- Рассмотрим свойства и значение угольной кислоты и ее солей.

Изучение нового материала

Сегодня вы познакомитесь с кислородными соединениями углерода, которые указаны на схеме (Приложение 1). К ним относятся оксиды углерода (II и IV), угольная кислота и её соли: карбонаты и гидрокарбонаты.

Предлагаю начать с оксидов углерода. Какие названия они имеют?

Какими свойствами они обладают? Оказывается, у оксидов углерода есть как сходства, так и различия.

Посмотрите видеофрагменты.

https://www.youtube.com/watch?v=HqxVmahSrRA&t=50s (получение и свойства угарного газа)

https://www.youtube.com/watch?v=CykzMC_pAXM&embeds_euri=https%3A%2F%2Fyastatic.net%2F&feature=emb_logo (получение и свойства углекислого газа)

Сейчас мы с вами более подробно охарактеризуем свойства оксидов углерода. В каком виде нам будет удобно оформить свои записи? (Приложение 2).

Для того чтобы справиться с задачей, воспользуемся текстом учебника, стр. 110 и 111. Работаем парами. 1 вариант изучает свойства оксида углерода (II), 2 вариант – оксида углерода (IV). Проверка (СЛАЙД 7)

Оксид углерода (II) – угарный газ и оксид углерода (IV) – углекислый газ.

В виде таблицы.

Самостоятельная работа: заполнение таблицы. Используется материал параграфа.

Физкультминутка

Зарядка для глаз: называю химические элементы и сложные вещества, если металлы – закрывают глаза, если неметаллы – открывают, если сложные вещества – движение глазами вправо-влево: алюминий, кислород, натрий, азот, аммиак, соляная кислота, гелий, медь, фосфор, железо, сера, сахароза, метан, диоксид углерода, хлор.

Обобщение и систематизация изученного материала

Кроме оксидов существуют и другие кислородсодержащие соединения углерода. Давайте назовем их (Приложение 1).

https://www.youtube.com/watch?v=joLXNrLV0ic&t=124s

(свойства угольной кислоты и ее солей)

Где в природе встречаются карбонаты и гидрокарбонаты?

Учащиеся по цепочке называют вещества.

Известняк, мрамор, сталактиты и сталагмиты, накипь в чайнике, кораллы, скорлупа яиц, раковины моллюсков, пищевая и кальцинированная сода, поташ.

Самостоятельная работа и проверка полученных знаний

Учащиеся самостоятельно решают тест (Приложение 3), сверяются с ответами на экране (СЛАЙД 8).

Подведение итогов

Оценивание работы учащихся.

Домашнее задание

§21, №№ 7, 8, 9 (одно из трех по желанию учащегося) (СЛАЙД 9)

Рефлексия

Поделитесь своими впечатлениями. Для этого закончите предложения, посвященные сегодняшнему уроку (Приложение 4).

  1. Главная мысль урока…
  2. Урок был…
  3. На уроке я научился…
  4. На уроке я использовал ранее полученные знания…
  5. За работу на уроке я поставил бы себе оценку…

Выставление оценок с обязательным комментарием.

Список литературы

  1. Л. Ю. Аликберова «Занимательная химия» М., АСТ-ПРЕСС,  1999
  2. В. Я. Аршанский «Организация практических работ в гуманитарных классах» Химия в школе № 3 2002 г
  3. О. С. Габриелян. «Химия», 9 класс: Учебник для образовательных учреждений / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. -  Москва: «Просвещение», 2022г.
  4. Н. К. Федорова, Т.М. Мельникова. «Углерод в полезных ископаемых» Химия в школе № 6 2003 г
  5. И. Г. Хомченко. «Решение задач по химии» - М.: РИА «новая волна»: Издатель Умеренков, 2017.
  6. https://www.youtube.com/watch?v=CykzMC_pAXM&embeds_euri=https%3A%2F%2Fyastatic.net%2F&feature=emb_logo
  7. https://www.youtube.com/watch?v=HqxVmahSrRA&t=50
  8. https://www.youtube.com/watch?v=joLXNrLV0ic&t=124s


Приложение 1.

Кислородные соединения углерода.

Рис. 1


Приложение 2.

ТАБЛИЦА 1.

Сравнение свойств угарного и углекислого газов

Химическая формула

СО

СО2

Строение молекулы

С  О

О  С  О

Физические свойства

Химические свойства

Получение

Применение


ТАБЛИЦА 1.

Сравнение свойств угарного и углекислого газов

Химическая формула

СО

СО2

Строение молекулы

С≡О

О=С=О

Физические свойства

Газ, без цвета, без вкуса, без запаха, ядовит

Газ, без цвета, без запаха, без вкуса, растворим в воде

Химические свойства

Несолеобразующий

Степень окисления +2

Восстановитель

Горит, восстанавливает металлы из их оксидов

Солеобразующий:

СО2 + Н2О = Н2СО3

Степень окисления + 4

Слабый окислитель, не поддерживает горения

Получение

С + СО2 = 2СО

или в газогенераторах через раскалённый уголь продувают водяной пар:

С + Н2О = СО + Н2 – Q,

Выхлопные газы автомобилей, горение угля (дров) в условиях недостатка кислорода,  

В лаборатории - термическим разложением муравьиной или щавелевой кислоты в присутствии H2SO4(конц.)

HCOOH  t˚C, H2SO4  H2O + CO

H2C2O4 t˚C,H2SO4  CO + CO2 + H2O

С + О2 изб. = СО2

В лабораторных условиях и в промышленных разложением карбоната:

СаСО3 = СО2 + СаО

Или действием сильных кислот на карбонаты и гидрокарбонаты – 

CaCO3 + 2HCl  CaCl2 + H2O + CO2

NaHCO3 + HCl  NaCl + H2O + CO2

Применение

В  металлургии для получения металлов из их оксидов:

4СО + Fe3O4 = 4CO2 + 3Fe

В пищевой промышленности:

в твердом виде – сухой лед; в газообразном – газирование напитков.

Углекислотные огнетушители


Приложение 3.

Углерод. Кислородные соединения углерода

  1. Первый противогаз был изобретён 
  1. Менделеевым
  1. Ломоносовым
  1. Зелинским
  1. Зининым
  1. Ядовитым является вещество
  1. угольная кислота
  1. оксид углерода (II)
  1. оксид углерода (IV)
  1. карбонат кальция
  1. Все возможные степени окисления атомов углерода в сложных неорганических веществах
  1. -4,0,+2
  1. -4,+2,+4
  1. -4,0, +2,+4
  1. +2, +4
  1. Способность твердого вещества поглощать газы и растворенные вещества
  1. адсорбция
  1. абсорбция
  1. аллотропия
  1. адгезия
  1. Продукт сгорания сажи, каменного угля, графита в избытке воздуха
  1. карбид кислорода
  1. оксид углерода (II)
  1. оксид углерода (IV)
  1. угольная кислота
  1. Оксид углерода (IV) является
  1. несолеобразующим
  1. кислотным
  1. основным
  1. амфотерным
  1. В отличие от алмаза для графита характерно
  1. твердость
  1. нерастворимость в воде
  1. кристаллическое состояние
  1. проводимость электрического тока
  1. В промышленности углекислый газ получают
  1. реакцией угарного газа с кислородом
  1. разложением угольной кислоты
  1. обжигом известняка
  1. взаимодействием карбоната кальция с соляной кислотой
  1. Угольная кислота является
  1. устойчивой
  1. неустойчивой
  1. сильным электролитом
  1. одноосновной
  1. Соли, которые может образовывать угольная кислота
  1. карбонаты, корунды
  1. карбонаты, карбиды
  1. карбонаты, гидрокарбонаты
  1. карбонаты, гидроксокарбиты
  1. Карбонаты и гидрокарбонаты можно обнаружить в растворе с помощью
  1. сильных кислот
  1. щелочей
  1. индикаторов
  1. солей
  1. При пропускании углекислого газа через известковую воду наблюдается
  1. выделение газа
  1. помутнение раствора
  1. изменение запаха
  1. ничего не происходит


Приложение 4.

Поделитесь своими впечатлениями. Для этого закончите предложения, посвященные сегодняшнему уроку.

  1. Главная мысль урока ______________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Урок был _______________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. На уроке я научился ______________________________________________

__________________________________________________________________

  1. На уроке я использовал ранее полученные знания _____________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. За работу на уроке я поставил бы себе оценку ________________________,

потому что я _______________________________________________________

__________________________________________________________________

(Выставление оценок с обязательным комментарием).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кислородные соединения углерода Подготовила Сидоровская Е.С., учитель химии МОУ «Вепревская ООШ им.Ф.В.Морина» Вепрь, 2023

Слайд 2

О каком химическом элементе идёт речь? Он имеет несколько аллотропных модификаций , бывает мягким и хрупким , серым и малопривлекательным , но , когда на него оказывают давление и доводят до « белого каления », становится совсем другим , непохожим на самого себя : очень твердым , бесцветным и прозрачным .

Слайд 3

Почему алмаз и графит состоят из одного и того же химического элемента, но так отличаются по физическим свойствам?

Слайд 4

Какие ещё вещества , состоящие из атомов углерода , вы знаете ? Где применяются данные вещества ?

Слайд 5

химические свойства углерода В поисках ответа на вопрос о природе драгоценного камня алмаза английскому химику в 18 веке пришлось осуществить дорогостоящий опыт. Он сжег алмаз в плотно закрытом тигле. Сможете ли вы назвать два продукта реакции, которые образовались при горении алмаза в результате данного опыта? Назовите их. СО СО 2

Слайд 6

Кислородные соединения углерода Цели урока: - Узнать состав, строение, физические и химические свойства оксидов углерода (II и IV). - Узнать, в чем причины их сходства и отличия. - Рассмотреть свойства и значение угольной кислоты и ее солей.

Слайд 7

Сравнение свойств угарного и углекислого газов Химическая формула Угарный газ , оксид углерода (II) СО Углекислый газ, оксид углерода ( IV ) СО 2 Строение молекулы С≡О О=С=О Физические свойства Газ, без цвета, без вкуса, без запаха, ядовит Газ, без цвета, без запаха, без вкуса, растворим в воде Химические свойства Несолеобразующий Степень окисления +2 Восстановитель Горит, восстанавливает металлы из их оксидов Солеобразующий: СО 2 + Н 2 О = Н 2 СО 3 Степень окисления + 4 Слабый окислитель, не поддерживает горения Получение С + СО 2 = 2СО или в газогенераторах через раскалённый уголь продувают водяной пар: С + Н 2 О = СО + Н 2 – Q, Выхлопные газы автомобилей, горение угля (дров) в условиях недостатка кислорода, В лаборатории - термическим разложением муравьиной или щавелевой кислоты в присутствии H 2 SO 4( конц .) : HCOOH t˚C , H2SO4 → H 2 O + CO­ H 2 C 2 O 4 t˚C,H2SO4 → CO­ + CO 2 ­ + H 2 O С + О 2 изб. = СО 2 В лабораторных условиях и в промышленных разложением карбоната: СаСО 3 = СО 2 + СаО Или действием сильных кислот на карбонаты и гидрокарбонаты – CaCO 3 + 2HCl → CaCl 2 + H 2 O + CO 2 ­ NaHCO 3 + HCl → NaCl + H 2 O + CO 2 Применение В металлургии для получения металлов из их оксидов: 4СО + Fe 3 O 4 = 4 CO 2 + 3 Fe В пищевой промышленности: в твердом виде – сухой лед; в газообразном – газирование напитков. Углекислотные огнетушители

Слайд 8

Кислородные соединения углерода 1. Первый противогаз был изобретён В)Зелинским 2. Ядовитым является вещество Б)оксид углерода (II) 3. Все возможные степени окисления атомов углерода в сложных неорганических веществах В) -4,0, +2,+4 4. Способность твердого вещества поглощать газы и растворенные вещества А) адсорбция 5. Продукт сгорания сажи, каменного угля, графита в избытке воздуха В) оксид углерода (IV) 6. Оксид углерода (IV) является Б) кислотным 7. В отличие от алмаза для графита характерно Г) проводимость электрического тока 8. В промышленности углекислый газ получают В) обжигом известняка 9. Угольная кислота является Б) неустойчивой 10. Соли, которые может образовывать угольная кислота В) карбонаты, гидрокарбонаты 11. Карбонаты и гидрокарбонаты можно обнаружить в растворе с помощью А) сильных кислот 12. При пропускании углекислого газа через известковую воду наблюдается Б) помутнение раствора

Слайд 9

Домашнее задание §21, №№ 7, 8, 9 (одно из трех по вашему желанию)

Слайд 10

Всем большое спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока химии

Тема: Кислородные соединения углерода, урок № 18 в теме «Неметаллы и их соединения».

Урок проведён 9 января 2023 года в 9 классе в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Вепревская основная общеобразовательная школа им.Ф.В.Морина» Сонковского района Тверской области.

В 9 классе занятия ведутся по УМК «Химия», авторы: О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков,  предназначен для 9 классов общеобразовательных организаций.

На уроке были использованы: 

  1. О. С. Габриелян. «Химия», 9 класс: Учебник для образовательных учреждений / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. -  Москва: «Просвещение», 2022г.
  2. Видеофрагменты
  1. https://www.youtube.com/watch?v=CykzMC_pAXM&embeds_euri=https%3A%2F%2Fyastatic.net%2F&feature=emb_logo
  2. https://www.youtube.com/watch?v=HqxVmahSrRA&t=50
  3. https://www.youtube.com/watch?v=joLXNrLV0ic&t=124s 
  1. Презентация «Кислородные соединения углерода»

При подготовке к уроку использована следующая литература:

  1. Л. Ю. Аликберова «Занимательная химия» М., АСТ-ПРЕСС,  1999
  2. В. Я. Аршанский «Организация практических работ в гуманитарных классах» Химия в школе № 3 2002 г
  3. О. С. Габриелян. «Химия», 9 класс: Учебник для образовательных учреждений / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. -  Москва: «Просвещение», 2022г.
  4. Н. К. Федорова, Т.М. Мельникова. «Углерод в полезных ископаемых» Химия в школе № 6 2003 г
  5. И. Г. Хомченко. «Решение задач по химии» - М.: РИА «новая волна»: Издатель Умеренков, 2017.

Урок химии дан в 9 классе.

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса. 

В классе 7 обучающихся. 3 мальчика и 4 девочки. Уровень воспитанности класса выше среднего. Интеллектуальный потенциал средний. На уроках ученики не всегда активны, темп работы умеренный. Высказывают собственные мнения и суждения. Умеют логически мыслить. У юношей хорошая память, у девушек развито воображение.

Тема урока: «Кислородные соединения углерода».

Цель: познакомить со свойствами кислородных соединений углерода, их способами получения и применением; систематизировать и расширить знания учащихся об оксидах и их свойствах.

Задачи:

 - обучающие:

  • продолжить знакомить учащихся с элементами IV группы главной подгруппы;
  • изучить состав, строение, свойства и применение оксидов углерода (II и IV);
  • формировать умение сравнивать состав и строение оксидов углерода, указать причины их сходства и отличия;
  • уметь доказывать химические свойства оксидов (II и IV), записывать уравнения в молекулярном и ионном виде;
  • рассмотреть свойства и значение кислородсодержащих соединений углерода (угольной кислоты, карбонатов);

- развивающие:

  • формировать научное мировоззрение, умение устанавливать взаимосвязь состава, строения и свойств изучаемых веществ, физиологическое действие на организм человека.;
  • продолжить работу по развитию умений работать самостоятельно: с текстом учебника, получать информацию из сети Интернет;
  • продолжить формирование логического мышления, умения проводить сравнения, анализ, обобщение, давать теоретическое обоснование;

- воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, усидчивость, развивать память, внимание, логическое мышление, толерантность;
  • способствовать формированию понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения позитивного результата.
  • продолжить экологическое воспитание учащихся.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные (Л): стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам; повышать свой  образовательный уровень;   формировать умение слушать, формулировать и аргументировать своё мнение; совершенствовать коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве в процессе образовательной и творческой деятельности. 

Метапредметные (М):

Регулятивные (Р): ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем; наблюдать и делать выводы, объяснять наблюдения; анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых  ресурсов;

Познавательные (П): извлекать, преобразовывать, анализировать информацию, представленную в различных формах; выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

Коммуникативные (К): осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; уметь (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;

Предметные (Пр): познакомить учащихся с важнейшими соединениями углерода, их свойствами и значением для человека.

Тип урока: урок изучения новых знаний и умений.

По данной теме это 18 урок. К этому уроку обучающиеся знают и умеют:

  • давать общую характеристику химических элементов-неметаллов;
  • давать характеристику элементам VII, VI, V, IV групп;
  • знают состав и свойства соединений галогенов, халькогенов, соединений элементов подгруппы азота;
  • знают правила безопасности в кабинете химии;
  • умеют работать с реактивами.

Я считаю, что урок состоялся. Удалось создать ситуацию поиска решения. К изучению нового материала я подвела своих учеников с помощью заданий и вопросов, отвечая на которые они актуализировали свои знания об углероде и его аллотропных модификациях. Учащиеся и я эмоционально к уроку готовы.

Первый этап урока – организация класса, учащиеся были психологически подготовлены к восприятию материала.

Второй этап урока – актуализация знаний, проверка домашнего задания. Большая часть класса показала хорошую подготовленность к уроку. Те, кто был недостаточно готов, получили возможность вспомнить материал прошлого урока, повторить основные понятия темы.

Третий этап урока – целеполагание урока. В результате выполнения заданий  удалось создать проблемную ситуацию, когда учащимся надо было сформулировать главную цель занятия – изучение состава, свойств, способов получения и применения кислородных соединений углерода.

Четвертый этап – изучение нового материала. Работая в парах, учащиеся изучили химический состав, строение молекулы, свойства, способы получения, область применения СО и СО2.

После физкультминутки (пятый этап урока) учащиеся обобщили знания об угольной кислоте и ее солях – карбонатах и гидрокарбонатах – шестой этап урока.

Седьмой этап урока – самостоятельная работа (прохождение теста). Учащиеся смогли проверить свои знания и получить независимую оценку.

Восьмой – десятый этапы урока – подведение итогов урока, получение домашнего задания, рефлексия. На этом этапе урока ученики ответили на вопросы: удалось ли достигнуть цели, поставленной в начале урока. 

Применённые методы на уроке.

Наглядно-словесный, лабораторный эксперимент, демонстрационный эксперимент.

Время на уроке было распределено рационально. Контроль знаний – самоконтроль, самооценка. Атмосфера на уроке благоприятная. 

Считаю, что цель урока достигнута. Учащиеся закрепили, обобщили и систематизировали знания и применили их при самостоятельном решении задач. Уровень усвоения достаточный на данном этапе изучения темы. 

Санитарно-гигиенические нормы работы на ПК и правила техники безопасности соблюдены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кислородные соединения углерода

Презентация для объяснения темы "Кислородные соединения углерода" в 9 классе....

Презентация к уроку химии в 9 классе "Кислородные соединения углерода"

Если учитель не включает в процессе учебного познания отобранные факты, которые связывают теорию с практикой, с жизнью, знания учащихся оказываются формальными. Предлагаю презентацию к уроку « Кислор...

Кислородные соединения неметаллов (кислоты) 10 класс

Презентация к уроку "Кислородные соединения неметаллов (кислоты)" 10 класс учебник И.И.Новошинского...

Урок по теме: "Кислородные соединения углерода"

Урок химии в 9 классе по теме "Кислородные соединения углерода." Урок построен на работе с текстами из художественных произведений, описывающих оксиды углерода, угольную кислоту и её соли....

Дидактический материал по теме: Углерод. Соединения углерода.

Дидактический материал по теме: Углерод. Соединения углерода в 2-х вариантах....

Технологическая карта урока по теме "Кислородные соединения углерода"

Технологическая карта урока разработана по теме "Кислородные соединения углерода" по учебнику О.С.Габриелян  для учащихся 9 класса.Разработка урока составлена на основе  современных требован...

Презентация к уроку химии "Кислородные соединения углерода"

Презентация к уроку химии 9 класса "Кислородные соединения углерода"...