Конспект урока химии по теме "Кремний и его соединения" (9 класс)
план-конспект урока по химии (9 класс)

Козлова Лариса Ивановна

Конспект урока химии в 9 классе по теме "Кремний и его соединения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_himii_9_klass.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии по теме «Кремний и его соединения». 9-й класс

Цели урока:

  • Образовательная: сформировать и систематизировать знания о местоположении кремния в периодической системе, свойствах, получении и применении кремния и его соединений.
  • Развивающая: развитие умения выделять главное и формулировать вывод, умений проводить лабораторный эксперимент
  • Воспитательная: воспитывать культуру взаимоотношений при работе в группах (парах).

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия:

1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян.

2. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии: 9 класс.

3. Интернет-ресурсы.

Используемое оборудование: Видеопроектор, презентация, рабочий лист, коллекция минералов (каолин, песчаник, полевой шпат).

Химические реактивы: растворы Na2SiO3, HCl, штатив с пробирками, универсальный индикатор.

Ход урока

I. Вводная часть. Орг. момент.

Вступительное слово учителя.

1 задание: “Что объединяет эти изображения?”

Правильный ответ – основу составляет кремний. Кристаллический кремний полупроводник, на спутниках, крышах домов, устанавливают солнечные батареи, которые преобразуют солнечную энергию в электрическую. В калькуляторе тоже есть солнечная батарейка, которая работает от освещения.

2 задание: сформулировать тему урока – учащиеся делают это самостоятельно. (Кремний.)

Запись темы урока в рабочую тетрадь. Сообщение целей урока.

Как Вы думаете ребята это важная тема? Ответим на этот вопрос, прочитав текст рабочего листа.

3 задание: прочитать вслух текст из рабочего листа (актуальность), сделать вывод.

II. Основная часть. Изучение нового материала.

Распространенность кремния в природе:

В состав каких соединений он входит?

Работа в группах: рассмотрите образцы минералов (полевой шпат, песчаник, каолин). Сравните эти минералы по цвету, твердости, блеску и т.д.

(ребята рассматривают выданные образцы минералов)

Много ли этого элемента в природе?

Ответ:

Кремний – это один из распространенных в земле элементов (27,6% массы). Главная часть находится в соединениях кремния с кислородом и др. металлами – силикатных породах. Соединения, в состав которых входит оксид алюминия, называются алюмосиликатами. Таковы белая глина, слюда, полевой шпат. Значительная часть кремния представлена оксидом кремния (IV) – кремнезема. Окрашивание оксида кремния (IV) различными примесями образует драгоценные и полудрагоценные камни, например, изумруд, топаз, аквамарин и др.

Вообще в чистом виде кремний в природе не встречается.

Попробуем по рисунку охарактеризовать простое вещество – кристаллический кремний.

  • тёмно-серого цвета
  • полупроводник
  • твёрдый (твердость по шкале Мооса – 7)
  • температура плавления 1415 °С
  • имеет металлический блеск.

Запись физических свойств кремния в рабочую тетрадь.

Поговорим о получении кремния. Кремний получают как в промышленности, так и лаборатории.

- в промышленности

В электрических печах при высокой температуре происходит восстановление кремния из его оксида коксом (углём):

SiO2+2C = Si+2CO

- в лаборатории

В качестве восстановителей используют магний или алюминий:

SiO2+2Mg = Si+2MgO

3SiO2+4Al = 3Si+2Al2O3

Вы помните о том, что ПСХЭ – это универсальная подсказка, которой нужно уметь пользоваться. Попробуем охарактеризовать элемент кремний, строение его атома, предположить степени окисления по ПСХЭ. Для оформления конспекта воспользуемся вопросами из листа фронтальной работы. (Один ученик работает у доски – отвечает на вопросы, составляет схему строения атома, предполагает степени окисления).

Ответ:

1) Положение кремния в ПСХЭ.

1. Химический знак – Si

2. Порядковый номер – 14

3. Атомная масса – 28,086

4. Кремний находится в IV группе, гл. подгруппе, 3 период.

2) Рассмотрим строение атома:

1. Число протонов, электронов, нейтронов:

14р+; 14e; 14 n0.

2. Электронная формула:

1s2 2s2 2p6 3s2 3p2

3) Семейство - р-элемент

4) Важнейшие степени окисления: -4; 0; +4.

5) Характер элемента - неметалл

Наконец мы добрались до химических свойств. Химические свойства кремния мы рассмотрим по следующей схеме:

https://urok.1sept.ru/articles/654249/img1.gif

(Рассматривают химические свойства, записывают уравнения химических реакций. Один обучающийся  у доски, остальные в тетради, учитель помогает).

Проявляет восстановительные свойства:

1. Реагирует с простыми веществами – неметаллами

а) с галогенами:

Si +2F2 = SiF4

Si + 2Cl2 = SiCl4

Si + 2Br2 = SiBr4

б) с кислородом (при t°)

Si + O2 = SiO2

в) с углеродом

Si + С = SiС (карбид кремния – карборунд)

Проявляет окислительные свойства:

а) с металлами:

Si+2Mg = Mg2Si

2. Взаимодействует со сложными веществами – со щелочами видео-эксперимент:

Si+2NaOH+H2O = Na2SiO3+2H2

Соединения кремния.

Рассказ учителя:

Одно из названных сегодня веществ – это оксид кремния SiO2. Это кислотный оксид, а для таких оксидов характерно взаимодействие с водой, основным оксидом и щелочью, но

а) SiO+ H2O не взаимодействует

б) SiO2 + Na2O = Na2SiO3

в) SiO2+2NaOH = Na2SiO3+H2О

Составление уравнений реакций учениками на доске и в тетради.

Рассказ учителя:

Если у кремния есть кислотный оксид, то есть и соответствующая оксиду кислота.

Лабораторный опыт: “Получение кремниевой кислоты” - работа в группах, составление уравнения хим. реакции.

Na2SiO3+2HCl = H2SiO3+2NaCl

Что можно сказать о её растворимости в воде? (Она не растворима).

Применение кремния и его соединений.

Выступления ребят с подготовленными заранее сообщениями о применения кремния.

(3 доклада)

III. Заключительная часть.

Первичное обобщение приобретённых знаний и рефлексия:

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с кремнием, узнали о строении его атома, свойствах и получении. Рассмотрели соединения кремния - оксид, кислота, бинарные соединения.

  • Назовите высшую и низшую степени окисления кремния.
  • Какова формула и характер оксида?
  • Какова формула гидроксида кремния (кремниевой кислоты), её особенность?

Оценивание работы на уроке учащихся, выставление отметок в дневник и журнал.

IV. Домашнее задание: параграф 31, составить задачу по любому уравнению из темы и решить её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока химии в 9 классе по теме "Соединения алюминия"

Подробный план-конспект урока по химии в 9 классе по теме "Соединения алюминия". В разработке  указаны основные этапы урока, учебное содержание, задания и упражнения, демонстрационные и лаборатор...

План-конспект урока химии в 9 -м классе с использованием ЦОР по теме: «Соединения галогенов»

Разработка урока химии в 9 классе по программе О.С.Габриеляна.        Цель данного урока :бобщение  и закрепление  знаний учащихся о галогенах, изучение...

План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."

Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...

конспект урока химии в 8 классе "Основные классы химических соединений"

конспект обобщающего урока по химии в 8 кл по теме "Основне классы химических соединений"...

Конспект урока химии "Физические и химические явления" 8 класс (УМК Рудзитис Г.Е.)

Конспект урока представлен  в форме технологической карты   в свете  требований ФГОС второго поколения. Содержит разделы: деятельность учителя, деятельность учащихся, УУД, ресуры. Проек...

План-конспект урока химии по теме : "Кристаллические решётки" 8 класс

Разработанный урок по теме "Кристаллические решётки" предназначен для учащихся 8х классов общеобразовательных учреждений. Обучеющей целью является формирование понятия о кристаллическом и ам...

Конспект урока химии. Тема урока Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.

Тема урока: Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.Класс: 8 Тип урока: комбинированный, изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний умений и навыков,.Метод: про...