Методическая разработка урока по теме " Спирты"
план-конспект урока по химии (10 класс)
Предварительный просмотр:
Лабораторный эксперимент № 1.
Что сделали? | Что наблюдали? | Вывод |
Фильтровальную бумагу положили на керамическую пластинку и нарисовали на ней шариковой ручкой две точки размером с вишнёвую косточку на расстоянии 5 см друг от друга. В центр первой точки с помощью пипетки нанесли 3 капли воды, в центр второй точки – 3 капли этилового спирта. |
Лабораторный эксперимент № 2
Что сделали? | Что наблюдали? | Вывод. Уравнения реакций. |
Накалили на пламени спиртовки свёрнутую в спираль медную проволоку . налёта оксида меди (II) и внесли её в пробирку с этиловым спиртом. |
Дата : 07.12.2022г.
Класс: 10
Тема: «Одноатомные спирты».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока : формирование первоначальных знаний о спиртах.
Задачи:
образовательная : обеспечить усвоение знаний о классификации, составе и свойствах спиртов, их применении;
развивающая : формировать способность к самостоятельному приобретению знаний;
развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать , делать выводы; развивать практические навыки.
воспитательная: формировать стремление к здоровому образу жизни, нравственно- этические нормы и правила поведения; развивать коммуникабельность, интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, пробирки, хим. стаканы, спиртовки, спички, пипетки, раздаточный материал для парной работы.
Реактивы: вода, медная проволока, этанол, белок куринного яйца.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний
- Здравствуйте!
-Сейчас мы посмотрим фильм и определим тему урока.
Демонстрация флеш- фильма « Алкоголь и мозг».
3.Формулировка темы и цели урока.
-О чем пойдет речь на уроке?
-Какую проблему вы увидели в данной теме?
-Ребята, а какую цель мы поставим перед собой при изучении темы « Одноатомные спирты» ?.
4.Изучение нового материала.
На экране формулы спиртов, дайте определение спиртам исходя из этих формул. ( Слайд)
Определение спиртов ( слайд)
Все спирты содержат группу ОН, это функциональная гр. спиртов. Она определяет принадлежность соединения к спиртам. А также их химические свойства.
-Определение Ф.Г.( слайд)
Общая формула спиртов R- OH, C n H 2n+1OH.
Запишем формулы первых 4-х представителей спиртов. Составим шаростержневые модели для них. Чтобы увидеть, как молекулы этих веществ располагаются в пространстве.
-А теперь мы сформулируем правила номенклатуры спиртов .( слайд)
Изомерия.
-Какие виды изомерии вы можете предположить у спиртов? ( слайд)
Записать в тетради виды изомерии.
-Составить формулы з-х изомеров для соединения С4Н9ОН . Повторить определение изомеров.
Физические свойства.
Спирты с числом атомов углерода от 1- го до 4-х, являются жидкостями, все остальные спирты- твердые вещества.
Эти спирты смешиваются с водой в любом соотношении. И это все благодаря водородным связям ( слайд и определение).
Спирты – прекрасные растворители органических веществ.
Выполнение лабораторной работы на стр.60.
Лабораторный эксперимент № 1.
Что сделали? | Что наблюдали? | Вывод |
Фильтровальную бумагу положили на керамическую пластинку и нарисовали на ней шариковой ручкой две точки размером с вишнёвую косточку на расстоянии 5 см друг от друга. В центр первой точки с помощью пипетки нанесли 3 капли воды, в центр второй точки – 3 капли этилового спирта. | Чернила второй точки расстеклось в отличии от первой. | Спирт лучше растворяет органические вещества . чем вода. |
Способы получения спиртов.
1.гидратация этилена ( слайд)
2.щелочной гидролиз галогеноалканов ( взаимодействие с водным раствором щелочи).
Химические свойства спиртов ( на примере этанола).
1.Дегидратация спиртов.
2.Взаимодействие спиртов со щелочными и щелочно-земельными металлами ( видеоопыт).
3.Взаимодействие спиртов с карбоновыми кислотами( реакция этерификации).
4.Окисление спиртов.
а. Горение спиртов. Спирты горят бледно- голубым пламенем.(ур-е реакции на доске).
б. Окисление спиртов оксидом меди 2 до уксусного альдегида.
Лабораторный эксперимент № 2
Что сделали? | Что наблюдали? | Вывод. Уравнения реакций. |
Накалили на пламени спиртовки свёрнутую в спираль медную проволоку . налёта оксида меди (II) и внесли её в пробирку с этиловым спиртом. | Появление черного налета Исчезновение черного налета. | Образуется оксид меди | Уравнение реакции. Исчезновение черного налета на медной проволоке и появление запаха. Происходит восстановление меди из оксида меди (II) и окисление спирта до альдегида: |
В самом начале урока мы посмотрели видеоролик «Алкоголь и мозг».
Человеческий организм - это белковая форма жизни. Ткани, кровь, кости, – все это белки. Белок яйца идентичен человеческому белку. Спирт этанол входит в состав всех алкогольных напитков. У нас он в чистом виде сейчас , в белок яйца, как аналог мозга добавим этанол,как аналог алкогольного напитка, посмотрим реакцию. Неважно, сколько вы выпили алкоголя. Реакция в головном мозге будет аналогична ,много выпили, - много клеток мозга погибнет. Мало выпили. – мало погибнет. Но погибнет в любом случае. Мозг трезвого человека и мозг выпивающего человека. Пить или не пить ? Губить свой мозг или нет? Решать вам!
5. Рефлексия
А теперь мы проведем дидактическую игру и применим свои знания по новой теме.
На игровом поле вопросы. Вопросы различаются по сложности, наиболее простые: 1.4,6,8,10;наиболее сложные 2,3,5,7.9.Выбирайте вопросы по возможностям и потребностям . отвечайте на них.( Двое учащихся решают у доски задачи)
Задание на дом: П.11. упр.3,5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: Методы решения задач по теме «Системы счисления» в различных средах.
Урок можно использовать при повторении курса информатики в 11 классе, учащимся предлагается вспомнить алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, работу в среде эле...
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по химии "Спирты""
Рассматриваются положительные и отрицательные стороны применения спиртов. Вред алкоголя...
Методическая разработка урока по теме «Тема, идея, проблема текста».
Как показал опыт, при сдаче ЕГЭ по русскому языку в написании сочинения (часть С) у учащихся возникают затруднения именно в выделении проблемы пр...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
разработка урока по теме спирты
разработка урока по теме спирты...
методическая разработка урока Предельные одноатомные спирты
Урок химии в 10 классе разработан на основе системно-деятельностного подхода и направлен на развитие личностных, метапредметных и предметных результатов....