Рабочая программа, КТП по химии 10-11кл
рабочая программа по химии (10 класс)
Аннотация
к рабочей программе по учебному предмету
«Химия» для 10 – 11 классов
Рабочая программа курса химии 10 класса составлена на основе Программы курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень), автор О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков. – М.: Просвещение, 2019.
Нормативные документы:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года №273- ФЗ.
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897».
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. №413».
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программ – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015.
- Приказ Министерства просвещения РФ 20.05.2020 №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».
- Требования Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, регламентирующий порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
- Учебного плана МАОУ СОШ № 3 с. Серафимовский;
- Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
- Основной общеобразовательной программы СОО МАОУ СОШ №3 с. Серафимовский;
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ;
- Программы общеобразовательных учреждений. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС. – М.: Просвещение, 2019. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС. – М.: Просвещение, 2019.
Главные цели среднего общего образования состоят:
- в формировании целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности;
- в приобретении опыта познания, самопознания, разнообразной деятельности;
- в подготовке к осознанному выбору образовательной и профессиональной траектории.
Задачи:
- - освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- - овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- - развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- - воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении проблем.
Рассчитана на преподавание курса химии:
- - в 10 классе отводится 68 часа из расчета: 2 часа в неделю, в том числе 3 часа на проведение контрольных и 2 часа на проведение практических работ.
- - в 11 классе отводится 33 часа из расчета: 1 час в неделю, в том числе 2 часа на проведение контрольных и 2 часа на проведение оценочных практических работ.
Содержание предмета (курса) представлено в программе в виде следующих разделов: Углеводороды и их природные источники. Кислород- и азотсодержащие органические соединения и их п6иродные источники. Искусственные и синтетические полимеры. Строение атома. Химические реакции. Вещества и их свойства. Химия и современное общество.
Основными формами текущего контроля являются:
- устные ответы на уроках;
- диагностические тестовые работы;
- практические работы;
- лабораторные работы:
- зачеты;
- контрольные работы
- проекты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_himiya_10-11_2022.docx | 71.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 с.Серафимовский
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО и принято на педагогическом совете протокол № 1 от «26» 08. 2022 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР / Р.Р. Хабирова/ « 26 » 08.2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ №3 с. Серамифимовский /М.К. Сайфуллин/ Приказ № 250 от «26» 08.2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Химия»
10-11 классы
Составила: Габитова Алсясяк Азаматовна
учитель химии и биологии
Серафимовский, 2022
Пояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа курса химии 10-11 класса составлена на основе Программы курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень), автор О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков. – М. : Просвещение, 2019.
Нормативные документы:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года №273- ФЗ.
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897».
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. №413».
- Приказ Министерства просвещения РФ 20.05.2020 №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней»
- Требования Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, регламентирующий порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.
- Учебного плана МАОУ СОШ № 3 с. Серафимовский;
- Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
- Основной общеобразовательной программы ООО МАОУ СОШ №3 с. Серафимовский;
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ;
Программы общеобразовательных учреждений.
Цель:
- освоение знаний основных положений теории строения органических соединений А.М. Бутлерова; истории развития современных представлений о ВМС; выдающихся открытиях химии; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания; освоение знаний о химических объектах и процессах природы, направленных на решение глобальных проблем современности. Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры. Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи:
- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении проблем.
Место предмета в учебном плане.
Рассчитана на преподавание курса химии:
- в 10 классе отводится 68 часа из расчета: 2 часа в неделю, в том числе 3 часа на проведение контрольных и 2 часа на проведение практических работ.
- в 11 классе отводится 68 часа из расчета: 2 часа в неделю, в том числе 2 часа на проведение контрольных и 2 часа на проведение оценочных практических работ.
Формы контроля: устные опросы, проверочные работы, тестовый контроль, практические и контрольные работы.
Результаты освоения программы
Деятельность учителя в обучении химии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
- в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и профессиональной траектории;
- в познавательной {когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами являются:
- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применении основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать: средства реализации цели и применять их на практике;
- использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
В области предметных результатов изучение химии предоставляет ученику возможность на ступени среднего (полного) общего образования научиться:
1) в познавательной сфере:
а) давать определения изученным понятиям;
б) описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
в) объяснять строение и свойства изученных классов неорганических и органических соединений;
г) классифицировать изученные объекты и явления;
д) наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
е) исследовать свойства неорганических и органических веществ, определять их принадлежность к основным классам соединений;
ж) обобщать знания и делать обоснованные выводы о закономерностях изменения свойств веществ;
з) структурировать учебную информацию;
и) интерпретировать информацию, полученную из других источников, оценивать ее научную достоверность;
к) объяснять закономерности протекания химических реакций, прогнозировать возможность их протекания на основе знаний о строении вещества и законов термодинамики;
л) объяснять строение атомов элементов 1—4-го периодов с использованием электронных конфигураций атомов;
м) моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов;
н) проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
- в ценностно-ориентационной сфере — прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
- в трудовой сфере — самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент, соблюдая правила безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;
- в сфере физической культуры — оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
В стандарте профильного уровня система знаний о химических элементах и свойствах их соединений расширяется и углубляется на основе представлений о строении вещества, химической связи и закономерностях протекания химических реакций, рассматриваемых с точки зрения химической кинетики и химической термодинамики. Тем самым обеспечивается подготовка выпускников школы к продолжению образования в средних специальных и высших учебных заведениях, профиль которых предусматривает изучение химии, и последующей профессиональной деятельности.
Содержание рабочей программы по химии для 10 класса
Введение (4 ч)
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические соединения.
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
Глава 1. Углеводороды и их природные источники (10 ч)
Природный газ. А л к а н ы. Природный газ как топливо. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола).
Химические свойства этилена: горение, качественные реакции, гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
А л к а д и е н ы и к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств.
Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации. Горение ацетилена. Отношение этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия. Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена карбидным способом. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений. 2.Изготовление моделей молекул углеводородов. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».
Контрольная работа №1 по теме: «Углеводороды»
Глава 2. Кислород- и азотсодержащие органические соединения и их природные источники (16 ч).
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Ф е н о л. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.
А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
У г л е в о д ы. Углеводы, значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового эфира. Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства глицерина. 8. Свойства формальдегида. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.
А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков.
Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол этилен этиленгликоль этиленгликолят меди (II); этанол этаналь этановая кислота.
Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.
Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.
Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба и профилактика.
Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Знакомство с образцами препаратов домашней, лабораторной и автомобильной аптечки.
Глава 3. Искусственные и синтетические полимеры (5 ч)
И с к у с с т в е н н ы е п о л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
С и н т е т и ч е с к и е п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетически волокон и изделий из них.
Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.
Контрольная работа №2 по теме: «Обобщение знаний по курсу органической химии.
Содержание рабочей программы по химии для 11 класса
Тема 1. Периодический закон и строение атома (6 ч)
Открытие Д. И. Менделеевым Периодиче ского закона. Первые попытки классификации химических элементов. Важнейшие понятия химии: атом, относительная атомная и молекулярная массы. Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д. И. Менделеева.
Периодическая система Д. И. Менделеева. Периодическая система Д. И. Менделеева как графическое отображение периодического закона. Различные варианты периодической системы. Периоды и группы. Значение периодического закона и периодической системы.
Протоны и нейтроны. Изотопы. Изотопы водорода. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Орбитали: s и р. d-Орбитали. Распределение электронов по энергетическим уровням и орбиталям. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Валентные возможности атомов химических элементов.
Периодический закон и строение атома. Современное понятие химического элемента. Современная формулировка периодического закона. Причина периодичности в изменении свойств химических элементов. Особенности заполнения энергетических уровней в электронных оболочках атомов переходных элементов. Электронные семейства элементов: s- и р-элементы; d- и f-элементы.
Демонстрации. Различные формы Периодической системы Д. И. Менделеева.
Тема 2. Строение вещества (18 ч)
Ковалентная химическая связь. Понятие о ковалентной связи. Общая электронная пара. Кратность ковалентной связи. Электроотрицательность. Перекрывание электронных орбиталей. σ- и π-связи. Ковалентная полярная и ковалентная неполярная химические связи. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Ионная связь и ее свойства. Ионная связь как крайний случай ковалентной полярной связи. Формульная единица вещества. Относительность деления химических связей на типы.
Металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Зависимость электропроводности металлов от температуры. Сплавы. Черные и цветные сплавы.
Агрегатные состояния вещества. Газы. Закон Авогадро для газов. Молярный объем газообразных веществ (при н. у.). Жидкости.
Водородная химическая связь. Водородная связь, как особый случай межмолекулярного взаимодействия. Механизм ее образования и влияние на свойства веществ (на примере воды). Использование воды в быту и на производстве. Внутри- молекулярная водородная связь и ее биологическая роль.
Типы кристаллических решеток. Кристаллическая решетка. Ионные, металлические, атомные и молекулярные кристаллические решетки. Аллотропия. Аморфные вещества, их отличительные свойства.
Чистые вещества смеси. Смеси и химические соединения. Гомогенные и гетерогенные смеси. Массовая и объемная доли компонентов в смеси. Массовая доля примесей. Решение задав на массовую долю примесей. Классификация веществ по степени их чистоты.
Дисперсные системы. Понятие дисперсной системы. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Коллоидные дисперсные системы. Золи и гели. Значение дисперсных систем в природе и жизни человека.
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Дистилляция воды. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты. 1. Определение свойств некоторых веществ на основе типа кристаллической решетки. 2. Ознакомление с коллекцией полимеров, пластмасс и волокон и изделий из них. 3. Жёсткость воды. Устранение жёсткости воды. 4. Ознакомление с минеральными водами. 5. Ознакомление с дисперсными системами.
Практическое занятие № 1. Получение и распознавание газов.
Тема 3. Электролитическая диссоциация (19 ч)
Растворы. Растворы как гомогенные системы, со- стоящие из частиц растворителя, растворенного вещества и продуктов их взаимодействия. Растворение как физико-химический процесс. Массовая доля растворенного вещества. Типы растворов. Молярная концентрация вещества. Минеральные воды.
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Уравнения электролитической диссоциации. Механизм диссоциации. Ступенчатая диссоциация. Водородный показатель.
Кислоты в свете теории электролитической диссоциации. Общие свойства неорганических и органических кислот. Условия течения реакций между электролитами до конца. Специфические свойства азотной, концентрированной серной и муравьиной кислот.
Основания в свете теории электролитической диссоциации, их классификация и общие свойства. Амины, как органические основания. Сравнение свойств аммиака, метиламина и анилина.
Соли в свете теории электролитической диссоциации, их классификация и общие свойства. Соли кислые и оснóвные Соли органических кислот. Мыла. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики восстановительных свойств металлов.
Гидролиз. Случаи гидролиза солей. Реакция среды (рН) в растворах гидролизующихся солей. Гидролиз органических веществ, его значение.
Демонстрации. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавле ния раствора. Примеры реакций ионного обмена, идущих с образованием осадка, газа или воды. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями (щелочами и нерастворимыми в воде), солями. Взаимодействие азотной кислоты с медью. Разбавление серной кислоты. Обугливание концентрированной серной кислотой сахарозы. Химические свойства щелочей: реакция нейтрализации, взаимодействие с кислотными оксидами, солями. Разложение нерастворимых в воде оснований при нагревании. Химические свойства солей: взаимодействие с металлами, кислотами, щелочами, с другими солями. Гидролиз карбида кальция. Изучение рН растворов гидролизующихся солей: карбонатов щелочных металлов, хлорида и ацетата аммония.
Лабораторные опыты. 6. Ознакомление с коллекцией кислот.
7. Получение и свойства нерастворимых оснований. 8. Ознакомление с коллекцией оснований. 9. Ознакомление с коллекцией минералов, содержащих соли. 10. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 11. Различные случаи гидролиза солей. 12. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов.
Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических соединений.
Тема 4. Химические реакции (21 ч)
Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения состава веществ. Классификация по числу и составу реагирующих веществ и продуктов реакции. Реакции разложения, соединения, замещения и обмена в неорганической химии. Реакции присоединения, отщепления, замещения и изомеризации в органической химии. Реакции полимеризации как частный случай реакций присоединения.
Тепловой эффект химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Расчет количества теплоты по термохимическим уравнениям.
Скорость химических реакций. Понятие о ско рости химических реакций, аналитическое выражение. Зависимость скорости реакции от концентрации, давления, температуры, природы реагирующих веществ, площади их соприкосновения. Закон действующих масс. Решение задач на химическую кинетику.
Катализ. Катализаторы. Катализ. Гомогенный и гетерогенный катализ. Примеры каталитических процессов в промышленности, технике, быту. Ферменты и их отличия от неорга нических катализаторов. Применение катализаторов и ферментов.
Химическое равновесие. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения на примере получения аммиака. Синтез аммиака в промышленности. Понятие об оптимальных условиях проведения технологического процесса.
Окислительно-восстановительные процессы.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Общие свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей. Взаимодействие металлов с неметаллами, водой, кислотами и растворами солей. Металлотермия. Коррозия металлов как окислительно-восстановительный процесс. Способы защиты металлов от коррозии.
Общие свойства неметаллов. Химические свойства неметаллов как окислителей. Взаимодействие с металлами, водородом и другими неметаллами. Свойства неметаллов как восстановителей. Взаимодействие с простыми и сложными веществами-окислителями. Общая характеристика галогенов.
Электролиз. Общие способы получения металлов и неметаллов. Электролиз растворов и расплавов электролитов на примере хлорида натрия. Электролитическое получение алюминия. Практическое значение электролиза. Гальванопластика и гальваностегия.
Заключение. Перспективы развития химической науки и химического производства. Химия и проблема охраны окружающей среды.
Демонстрации. Экзотермические и эндотермические химические реакции. Тепловые явления при растворении серной кислоты и аммиачной селитры. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми кусочками (гранулами) цинка и одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с раствором соляной кислоты. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя.
Лабораторные опыты. 13. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью диоксида марганца и каталазы сырого картофеля. 14. Реакция замещения меди железом в растворе сульфата меди (II). 15. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 16. Ознакомление с коллекцией металлов. 17. Ознакомление с коллекцией неметаллов.
Практическая работа № 3 «Генетическая связь между различными классами неорганических и органических веществ»
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия»
В результате изучения химии на базовом уровне ученик 10 класса научится:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
Получит возможность научится:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего образования выпускник 11 класса научится:
- раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
- демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
- раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
- понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;
- объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
- применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
- составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
- характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
- прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
- использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
- приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
- проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;
- владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
- устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;
- приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
- приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
- приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
- проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;
- владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
- осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
- критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
- представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.
Выпускник получит возможность научиться:
- иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
- использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
- объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
- устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
- устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ урока | Наименование раздела, тема урока. | Количество часов, отводимых на тему |
1 | Предмет органической химии. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова | 5 |
2 | Углеводороды и их природные источники | 18 |
3 | Кислородсодержащие органические вещества | 22 |
4 | Азотсодержащие органические вещества | 15 |
5 | Органическая химия и общество | 8 |
Всего за год. | 68 |
11 класс
№ урока | Наименование раздела, тема урока. | Количество часов, отводимых на тему |
1 | Строение веществ | 23 |
2 | Вещества и их свойства | 34 |
3 | Химия и современное общество | 9 |
Всего за год. | 66 |
Календарно-тематическое планирование в 10 классе
(2 часа в неделю, 68 часа)
| |||||
№ | Дата | Тема урока | Примечание | ||
Тема 1. Предмет органической химии. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова (5 ч) | |||||
1 | 05.09 | Предмет органической химии. | |||
2-3 | 08.09 | Основные положения теории химического строения А. М. Бутлерова. | |||
4 | 15.09 | Изомерия в органической химии и её виды. | |||
5 | 19.09 | Входной контроль за курс 9 класса | |||
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (18 ч.) | |||||
6-7 | 22.09 26.09 | Алканы. Строение, номенклатура Получение, свойства, применение. | |||
8 | 29.09 | Решение задач и упражнений по теме «Алканы». | |||
9-10 | 03.10 06.10 | Алкены, строение, изомерия, номенклатура Получение, свойства, применение. | |||
11-12 | 10.10 13.10 | Алкадиены. Каучуки. | |||
13-14 | 17.10 20.10 | Алкины | |||
15-16 | 24.10 27.10 | Арены. | |||
17 | 07.11 | Природный газ | |||
18 | 10.11 | Нефть и способы её переработки. | |||
19 | 14.11 | Каменный уголь и его переработка. | |||
20-21 | 17.11 21.11 | Повторение и обобщение | |||
22 | 24.11 | Решение задач и упражнений по теме «Непредельные углеводороды» | |||
23 | 28.11 | Контрольная работа № 2 «Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеводороды» | |||
Кислородсодержащие органические вещества (22ч.) | |||||
24-27 | 01.12 05.12 | Урок-упражнение по решению расчётных задач на вывод молекулярной формулы вещества. | |||
28-29 | 08.12 12.12 | Одноатомные спирты. | |||
30 | 15.12 | Многоатомные спирты. | |||
31-32 | 19.12 22.12 | Фенол. | |||
33-34 | 26.12 29.12 | Альдегиды. | |||
35-36 | 12.01 16.01 | Карбоновые кислоты их строение, классификация, номенклатура, изомерия. | |||
37 | 19.01 | Сложные эфиры. | |||
38 | 23.01 | Жиры | |||
39 | 26.01 | Углеводы. Глюкоза. Понятие об углеводах. Моносахариды. | |||
40 | 30.01 | Дисахариды. | |||
41 | 02.02 | Полисахариды. Крахмал и целлюлоза | |||
42 | 06.02 | Решение задач по теме «Кислородсодержащие вещества». | |||
43-44 | 09.02 13.02 | Повторение и обобщение | |||
45 | 16.02 | Контрольная работа № 2 по теме: «Кислородосодержащие органические вещества» | |||
Азотсодержащие органические вещества (15ч.) | |||||
46-47 | 20.02 27.02 | Решение задач. | |||
48 | 02.03 | Амины | |||
49 | 06.03 | Анилин | |||
50-51 | 09.03 13.03 | Аминокислоты. | |||
52-53 | 16.03 20.03 | Белки. | |||
54-55 | 22.03 03.04 | Генетическая связь между классами органических соединений. | |||
56 | 06.04 | Практическая работа № 1. Идентификация органических соединений. | |||
57-58 | 10.04 13.04 | Решение задач. | |||
59 | 17.04 | Повторение и обобщение. | |||
60 | 20.04 | Контрольная работа №3 «Азотсодержащие органические соединения» | |||
Органическая химия и общество (8ч) | |||||
61 | 24.04 27.04 | Биотехнология | |||
62 | 04.05 08.05 | Полимеры. | |||
63 | 11.05 | Синтетические полимеры. | |||
64 | 15.05 | Повторение и обобщение курса. | |||
65 | 18.05 | Итоговая контрольная работа 4 | |||
67-68 | 22.05 25.05 | Резерв |
Календарно-тематическое планирование в 11 классе
(2 часа в неделю, 68 часов)
№ | Дата | Тема урока | Примечание | |
Тема 1. Строение веществ (23 ч) | ||||
1 | 05.09 | Основные сведения о строении атома. | ||
2 | 09.09 | Характеристика состояния электронов в атоме. | ||
3 | 12.09 | Электронно-графические формулы атомов. | ||
4 | 16.09 | Входной контроль за курс 10 класса | ||
5 | 19.09 | Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и учение о строении атома | ||
6 | 23.09 | Философские основы общности Периодического закона и теории химического строения. | ||
7 | 26.09 | Ионная химическая связь и ионные кристаллические решётки. | ||
8-9 | 30.09 03.10 | Ковалентная химическая связь. Атомные и молекулярные кристаллические решётки. | ||
10 | 07.10 | Металлическая химическая связь. | ||
11 | 10.10 | Водородная химическая связь. | ||
12 | 14.10 | Полимеры. | ||
13 | 17.10 | Волокна. | ||
14-15 | 21.10 24.10 | Дисперсные системы. | ||
16-17 | 28.10 07.11 | Массовая или объемная доли компонентов в смеси. | ||
18 | 11.11 | Массовая доля выхода продукта от теоретически возможного. | ||
19 | 14.11 | Объемная доля выхода продукта от теоретически возможного. | ||
20 | 18.11 | Решение задач с использованием понятия «массовая доля примесей». | ||
21 | 21.11 | Решение задач. | ||
22 | 25.11 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение вещества». | ||
23 | 28.11 | Контрольная работа №2 по теме «Строение веществ» | ||
Тема 2. Вещества и их свойства (34ч) | ||||
24 | 02.12 | Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения состава веществ. | ||
25 | 05.12 | Реакции, идущие с изменением состава веществ. | ||
26 | 09.12 | Термохимические реакции. | ||
27-28 | 12.12 16.12 | Скорость химических реакций. | ||
29 | 19.12 | Обратимость химических реакций. | ||
30 | 23.12 | Химическое равновесие и способы его смещения. | ||
31-32 | 26.12 13.01 | Гидролиз солей. | ||
33 | 16.01 | Гидролиз в органической химии. | ||
34-36 | 20.01 23.01 | Окислительно-восстановительные реакции. | ||
37-38 | 27.01 30.01 | Электролиз расплавов и растворов. Практическое применение электролиза. | ||
39 | 03.02 | Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач по теме «Химическая реакция». | ||
40-41 | 06.02 10.02 | Повторение и обобщение изученного материала. | ||
42 | 13.02 | Контрольная работа 2 «Химические реакции» | ||
43 | 17.02 | Металлы. | ||
44 | 20.02 | Химические свойства металлов. | ||
45-46 | 24.02 27.02 | Неметаллы. Благородные газы. | ||
47-48 | 03.03 06.03 | Кислоты неорганические и органически.е | ||
49-50 | 10.03 13.03 | Основания неорганические и органические. | ||
51-52 | 17.03 20.03 | Амфотерные соединения неорганические и органические. | ||
53-54 | 23.03 03.04 | Соли. | ||
55 | 07.04 | Генетическая связь между различными классами неорганических и органических веществ. | ||
56 | 10.04 | Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач по теме «Вещества и их свойства» | ||
57-58 | 14.04 17.04 | Повторение и обобщение темы. | ||
59 | 24.04 | Контрольная работа № 3 «Вещества и их свойства». | ||
Тема 3. Химия и современное общество (9ч) | ||||
60-61 | 26.04 28.05 | Химическая технология. | ||
62 | 02.05 | Химия в сельском хозяйстве и быту. | ||
63 | 05.05 | Химическая грамотность как компонент общей культуры человека. | ||
64-65 | 08.05 12.05 | Повторение и обобщение курса. Подведение итогов учебного года. | ||
66 | 15.05 | Итоговая контрольная работа | ||
67 | 19.05 | Анализ контрольной работы. | ||
68 | 22.05 | Резервное время. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 10-11кл
Рабочая программа по русскому языку для 10 – 11 классов составлена на основеФедерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа по праву профильный уровень 11кл.
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по технологии для 10-11кл. 2013-2014
Рабочая программа по технологии для 10-11кл. 2013-2014...
Аннотация к рабочей программе по физике 10 класс - 11кл.
Аннотация к рабочей программе по физике 10 класс - 11кл....
Рабочая программа по физической культуре 10-11кл 68ч
Рабочая программа по физической культуре 10-11кл 68ч...
Рабочие программы по физике с 7-11кл
Рабочие программы по физике с 7-11кл...
Рабочая программа по английскому языку 10-11кл по ФГОС
Данная рабочая программа по предмету "Английский язык" составлена с учетом ФГОС для старшего звена школы...