«Исследование концентрации ионов в минеральной воде».
опыты и эксперименты по химии (9 класс)
Показать возможности практического использования цифровой лаборатории. Сформировать умения и навыки у обучающихся при работе с химическими реактивами и цифровым лабораторным оборудованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_tochka_rosta_1.doc | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Шимановска»
Учитель: Марченко Д.В.
Класс: 9-10 класс
Предмет: химия
Тема занятия - «Исследование концентрации ионов в минеральной воде».
Цель. Определить электропроводимость, рН, концентрацию ионов в минеральных водах и сравнить с данными на этикетки производителя.
Задачи данного мероприятия:
образовательные:
- повысить интерес обучающихся к химии
- расширить знания обучающихся, развить их кругозор.
- показать возможности практического использования химических знаний и навыков.
- продолжить формирования умений и навыков обучающихся при работе с химическими реактивами и цифровым лабораторным оборудованием
развивающие:
- развивать навыки вести сравнительный анализ, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий;
- развитие логико-смыслового мышления учащихся, памяти, химического языка, а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке;
воспитательные:
- воспитывать культуру умственного труда, положительную мотивацию к учению;
-способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира, продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.
образовательные:
- повысить интерес обучающихся к химии
- расширить знания обучающихся, развить их кругозор.
- показать возможности практического использования химических знаний и навыков.
- продолжить формирования умений и навыков обучающихся при работе с химическими реактивами и цифровым лабораторным оборудованием.
Ход мероприятия:
Учитель химии. Здравствуйте ребята и гости, сегодня в нашем занятии участвуют три команды хлориды, нитраты, электролиты.
Широкий спектр датчиков из школьной цифровой лаборатории позволяет познакомиться с параметрами химического эксперимента не только на качественном, но и на количественном уровне.
На экране афоризм: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции» М.В.Ломоносов.
Ученик. Участникам команд пришло «Послание Алхимиков»:которое вам нужно расшифровать с помощью Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов. Необходимо найти этот элемент в таблице и записать первую букву его названия в пустую клеточку под цифрой:
1 вариант:
24 | 49 | 12 | 49 | 4 | 63 | 16 | 19 | 49 | 63 | 88 | 63 | 18 | 19 | 52 | 49 | 74 | Ы | 11 | 18 | ||
Х | И | М | И | Ч | Е | С | К | И | Е | Р | Е | А | К | Т | И | В | Ы | Н | А |
2 вариант:
74 | 19 | 92 | 16 | 84 | 88 | 76 | 5 | 50 | 74 | 18 | 52 | Ь | 11 | 63 | 3 | Ь | 79 | Я | ! | ||
В | К | У | С | П | Р | О | Б | О | В | А | Т | Ь | Н | Е | Л | Ь | З | Я | ! |
Учитель. После расшифровки объединим два отрывка и получается фраза: «Химические реактивы на вкус пробовать нельзя!»
Ученик. Используется датчик звука, проверим правильность послания.
Учитель. Повторим технику безопасности, устройство и принцип действия датчиков.
Ученик.
Ионоселективные электроды — это сенсоры (чувствительные элементы, датчики).
Важнейшей частью большинства таких электродов является полупроницаемая мембрана, отделяющая внутреннюю часть электрода (внутренний раствор) от анализируемого и обладающая способностью пропускать преимущественно ионы только одного вида.
Ионоселективные электроды активно используются для определения концентрации и активности различных ионов, содержащихся в растворах, а также для анализа и контроля процессов, которые протекают с изменением ионного состава исходного раствора.
Для измерения концентрации используются селективные электроды: для хлорид-ионов - Элис- 131Сl, для нитрат –ионов - Элис- NO3, и «Датчик переходник для электродов».
Учитель. Химия — наука экспериментальная. Многие ее законы открыты на основе опытов. М.В.Ломоносов, сказал по этому поводу так:
«Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции» (на экране афоризм).
Сегодня мы выполним мини проект на тему «Исследование концентрации ионов в минеральной воде», на котором исследуем минеральную .
Гипотеза: "Если в минеральной воде будут найдены - ионы, то она является лечебной.
Цель работы.
Определить электропроводимость, рН, концентрацию ионов в минеральных водах и сравнить с данными на этикетки производителя.
Задачи.
1.Провести эксперимент на определение концентрации ионов в минеральных водах.
2.Сравнить полученную концентрацию ионов с данными на этикетками производителя.
3.Эталоном для сравнения будет являться дистиллированная вода
Ученик.
Ход работы:
1. Подключение электродов сравнения к нетбуку.
2. Приготовленные растворы: в чистые сухие химические стаканы поместить пробы.
3. Подготовка электродов к анализу: перед работой с электродом снять защитный колпачок, сам электрод промыла дистиллированной водой и осушить фильтровальной бумагой.
4. После проделанной работы ионоселективный электрод опускается в стеклянный стакан с измеряемым раствором. Следим за изменением концентрации в программе на нетбуке, она строит графики. С помощью графиков определяют содержание исследуемых –ионов в анализируемой
пробе.
5. Между измерениями электрод промывается дистиллированной водой.
6. После окончания измерений электрод также следует промыть дистиллированной водой, аккуратно просушить его фильтровальной бумагой и одеть защитный колпачок.
7. Остается сравнить найденные значения массовых концентраций -ионов с их предельно допустимыми концентрациями в данных объектах: сделать вывод о качестве исследуемых проб. естве исследуемых проб.
Результаты записываются в таблицы и работа с цифровой лабораторией одной из групп озвучивается и проецируется на экран.
Ученик. Водородный показатель.
Ph шкала. Ежедневно используем воду из - под крана, покупаем в магазине минеральную воду.
С целью выяснить качественная ли вода, решил провести исследование.
Водородный показатель pH (от лат. - сила или вес водорода) - это показатель, определяющий концентрацию ионов водорода в растворе. Численно эта величина определяются как отрицательный десятичный логарифм концентрации ионов водорода. рН = 7 называют нейтральным. При рН менее 7 - кислая среда, более 7 - щелочная среда.
Значение рН нейтральной среды (например, дистиллированной воды) равной 7,0 (рН = 7,0). В кислотной среде рН меньше 7,0 (рН < 7,0), и чем меньше эта величина, тем выше кислотность раствора. В щёлочной среде рН больше 7,0 (рН > 7,0), и чем больше эта величина, тем выше щёлочность раствора. Изменение цвета полоски, помещённой в испытуемый раствор, затем сравнивают со шкалой.
Таблица 1. Минеральная вода «Корфовская»:
t | Концентрация ион-хлоридов мг/л | Концентрация ион-нитратов мг/л | Электропроводимость | рН |
9,05 | 150 | 100 | ||
Концентрация ионов на этикетке(мг/л) | ||||
>300 | 450 | 100-150 | 50-130 |
Вывод: Полученный результат концентрации ионов, ниже, чем на этикетках.
Таблица 2. Минеральная вода «Амурская»:
t | Концентрация ион-хлоридов мг/л | Концентрация ион-нитратов мг/л | электропр | РН |
16,05 | 150 | 100 | ||
Концентрация ионов на этикетке(мг/л) | ||||
45 | 130-500 |
Вывод: Полученный результат хлорид-ионов превышает допустимую норму, а нитрат-ионов меньше указанного.
Таблица 3. Минеральная вода «Новотроицкая»:
t | Концентрация ион-хлоридов мг/л | Концентрация ион-нитратов мг/л | ||
14,05 | 150 | 100 | ||
Концентрация ионов на этикетке(мг/л) | ||||
>300 | 45 |
Вывод: Концентрация хлорид- и карбонат-ионов ниже указанного, а концентрация нитрат-ионов превышает.
Заключение.
В результате проведённого исследования, узнали, что минеральная вода в нашей жизни занимает особое место. Она жизненно необходима каждому живому организму. В соответствии с требованиями ГОСТа минеральная вода должна быть безопасна и безвредна по химическому составу.
Исследованные образцы минеральной воды показали, что не все образцы соответствуют по химическому составу, которые написаны на этикетках.
Данные ионы были обнаружены с помощью датчиков в количественной характеристике, качественные реакции не показывают наличие ионов. Эксперимент показал наличие данных ионов в минеральной воде, из этого следует то, что воды можно употреблять в лечебных целях. Также ионы могут теряться при обработке и разливе воды.
Учитель (рефлексия).
Обучающиеся оценивают свою работу на занятии.
Предлагаю выбрать, как вы поступите с информацией, полученной на занятии.
Чемодан, мясорубка, корзина
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
я попробую…
я научился…
занятие дало мне для жизни…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
меня удивило…
мне захотелось…
мои и наши перспективы
Мне было интересно делать опыты
почувствовал, что я ученый
я приобрел научные знания
у меня получилось выполнить эксперимент
я попробую выполнить проект
мне захотелось выполнить исследовательскую работу
сегодня я узнала какие ионы есть в минеральной воде
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа «Обзор и характеристика рынка минеральной воды города Ульяновска»
Целью данного исследованияявляется изучение состояния рынка столовой, лечебной и лечебно-столовой бутилированной минеральной воды города Ульяновска, выделение тенденций потребления и характерист...
Минеральная вода - чудесный дар природы
Презентация к занятию....
Интегрированный урок-презентация "Эта уникальная минеральная вода"
Учебный материал знакомит с уникальными свойствами минеральной воды...
Экскурсия на предприятие по производству минеральной воды и газированных напитков "Северный источник"
Воспитание интереса к промышленным объектам района, любви к родному краю через знакомство с населением и их основными занятиями....
Анализ минеральной воды
Практическое занятие для 9 класса в рамках элективного курса "Аналитик"...
Открытое внеклассное мероприятие Лабинская минеральная вода - Кубанский товар высшего качества
Цели:Воспитание у детей патриотизма, гордости за родной край. Рассказать о заботе руководства края о здоровье населения, о защите населения от недоброкачественной продукции. О разработке краевой...
«Исследование концентрации ионов в минеральной воде»
Итоговый индивидуальный проект Тихоновой Анастасии « Определение ионов в минеральной воде» представляет собой учебный проект по химии. В работе обучающаяся проявила исследовательские...