Карбоновые кислоты
план-конспект урока по химии (10 класс)
Конспект урока: Карбоновые кислоты.
10 класс базовый уровень. Урок "открытия"
нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karbonovye_kisloty.docx | 82.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Карбоновые кислоты
Категория 10 класс базовый уровень.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цель урока: создание условий для формирования понятий о карбоновых кислотах, как нового класса кислородсодержащих соединений.
Задачи урока:
- дать понятие о составе и строении карбоновых кислот, познакомиться с физическими и химическими свойствами карбоновых кислот;
- совершенствовать умения составлять структурные формулы органических веществ на примере карбоновых кислот и их солей, называть веществами, писать уравнения химических реакций между органическими и неорганическими веществами;
- подтвердить взаимосвязь кислородсодержащих органических веществ различных классов на примере реакций окисления альдегидов и реакции этерификации;
- продолжить формирование навыков смыслового чтения при работе с информацией химического содержания, представленной в разных видах;
- содействовать воспитанию коммуникативной культуры посредством парной работы.
Планируемые результаты:
Личностные:
- способность к плодотворному сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности;
- формирование умения понимать значимость естественнонаучных знаний в практической жизни;
- формировать у учащихся умение управлять своей учебной деятельностью, подготовка их к выбору дальнейшей образовательной траектории.
Метапредметные:
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую в ходе составления структурных формул органических веществ и их названия;
- продолжить обучение умению работать с лабораторным оборудованием при изучение химических свойств карбоновых кислот, умению формировать гипотезы, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах.
Предметные:
- анализировать состав и строение карбоновых кислот, прогнозировать свойства карбоновых кислот на основе химических свойств неорганических кислот;
- применять правила систематической международной номенклатуры как средства различия и идентификации карбоновых кислот по их составу и строению;
- составлять структурные формулы органических веществ различных классов (альдегидов, одноатомных спиртов, сложных эфиров, солей карбоновых кислот);
- объяснять закономерности протекания химических реакций, характеризующих свойства карбоновых кислот, прогнозировать возможность их осуществления.
Основные ресурсы:
Информационные:
1. https://www.1urok.ru/categories/18/articles/17717
2. https://pandia.ru/text/77/482/6808.php
3. http://shcolpetr.ucoz.ru/metod_razrab/nastolnaja_kniga.pdf
Материально-технические: ноутбук, принтер, выход в Интернет, телевизор, конверты информации, набор реактивов и оборудование уроку (штативы с пробирками, растворы: щелочи и уксусной кислоты, лакмуса, метилового оранжевого, фенолфталеина; гранулы цинка, оксид меди (II), мрамор, спиртовки, держатели, спички).
Структура урока: Технологическая карта урока
Приложение 1
Выставка
В корзинке на демонстрационном столе лежат яблоки, мандарины, лимоны, кефир, молоко, лимонад «Дюшес», мыло, янтарь.
Учитель обращает внимание учащихся на корзинку и предлагает установить связь между предметами и темой урока.
Обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока: «Карбоновые кислоты».
Приложение 2
Конверты с карточками
Карточки с названием классов веществ: оксиды металлов, основания, соли, альдегиды, спирты, карбоновые кислоты.
Карточки с формулами: CuO, SO2, NaOH, Н2SO4, Na2SO4, CaCO3, HCOH, CH3COH, CH3OH, C2H5OH, HCOOH, CH3COOH
Установите соответствие между формулой вещества и классом (группой) органических соединений, к которому(-ой) оно принадлежит. Дать названия веществам.
Приложение 3
Инструкционная карта
1 группа - действие кислот на индикаторы
В три пробирки налейте по 2 мл раствора уксусной кислоты и добавляем по 2-3 капли индикаторов: метилового оранжевого, лакмуса и фенолфталеина. Что вы наблюдаете?
Задания
1- уровень. Вставьте пропущенные слова в предложении: «Карбоновые кислоты изменяют окраску индикаторов: фиолетового лакмуса – в … , метилоранжа – ………, фенолфталеин остаётся……
Уровень 2. Напишите уравнение диссоциации уксусной кислоты.
…………………………………………………………………………………………………………
Инструкционная карта
2 группа - взаимодействие карбоновых кислот с металлами
В первой пробирке лежит цинк, во второй – медь. Добавьте в каждую пробирку раствор уксусной кислоты. Что вы наблюдаете? Сравните результаты.
Задания
1- уровень. Запишите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном виде.
Zn + …. CH3COOH → … + Н2↑
Cu + H2SO4 →
Вывод. Карбоновые кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений металлов до……………
2-уровень. Запишите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном видах:
а) цинк + уксусная кислота →
………………………………………………………
б) медь + уксусная кислота →
………………………………………………………
Вывод:…………………………………………………………………………………………………………
Инструкционная карта
3 группа - взаимодействие карбоновых кислот с основными оксидами
В пробирку налейте 2 мл раствора уксусной кислоты и добавьте несколько крупинок оксида меди (II) и слегка нагрейте на пламени спиртовки? Что наблюдаете?
Задания
1-уровень. Запишите уравнение реакции в молекулярном виде.
СuО + CH3COOH→ ………+ Н2↑
Вывод. Карбоновые кислоты взаимодействуют с ……………, при этом получаются ……… и …….…. .
2-уровень. Запишите уравнение реакции.
Оксид меди (II) + уксусная кислота →
Вывод:………………………………………………………………………………...……………….……
Инструкционная карта
3 группа - взаимодействие карбоновых кислот с основаниями
В пробирку налейте 2 мл раствора уксусной кислоты и добавьте 2-3 капли лакмуса. Отметьте окраску раствора. По каплям добавьте в пробирку раствор гидроксида натрия. Как изменилась окраска индикатора?
Задания
1-уровень. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах.
СН3СООН +NaОН →…… + Н2О
………………………………
Вывод: Карбоновые кислоты взаимодействуют с ……при этом получаются ……. и …..…
2-уровень. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах.
Гидроксид натрия + уксусная кислота →
…………………………………………………………………………………………………………
Вывод:………………………………………………………………………………………………...
Инструкционная карта
5 группа - взаимодействие карбоновых кислот с солями
1-уровень. В пробирку налейте 2 мл раствора уксусной кислоты и опустите небольшой кусочек мрамора. Какой газ выделяется? (Воспользуйтесь таблицей растворимости). Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах. (Обратите внимание на то, что формулы нерастворимых веществ записываются в молекулярном виде).
…СН3СООН + ……→ (СН3СОО)2Са +…..+…..
……………………………………………………………………………………………………………
Вывод. Карбоновые кислоты взаимодействуют с солями при условии, что образуется……или выделяется …….
2-уровень. Проведите реакцию раствора уксусной кислоты и кусочка мрамора. Каков признак реакции? Запишите уравнение реакции между исходными веществами в молекулярном и ионном видах.
…………………………………………………………………………………………………………
Вывод.………………………………………………………………………………………………………….
Общий вывод:
(Учащиеся выполняют лабораторный опыты, используя инструкционные карты. Каждый ученик выбирает уровень задания в соответствии со своими возможностями. В зависимости от подготовленности класса, выводы обсуждаются после каждого опыта или в конце работы в целом. Можно организовать взаимопроверку, учащиеся вызываются к доске, им предлагается написать уравнения реакций).
Приложение 4
Рассказ с пропусками
1) Карбоновые кислоты –__________кислоты, они ______ на ионы при растворении в воде;
2) Карбоновые кислоты реагируют с активными _______, _______ оксидами, _______, ____________;
3) При взаимодействии карбоновых кислот и спиртов образуется ________ и _______, эта реакция называется реакция ______________;
4) При горении карбоновых кислот образуется ________ и ______.
Приложение 5
Кейс-задание
В истории известен следующий интересный факт: Римский историк Кай Плиний Старший (23 – 79 гг.н.э.) пересказал легенду о жемчужинах Клеопатры. Египетская царица устроила пир в честь римского полководца Марка Антония. А надо сказать, что среди сокровищ сказочно богатой Клеопатры больше всего славились серьги с огромными грушевидными жемчужинами, массу которых историки оценивали в 40,2г. Желая поразить римского гостя, Клеопатра растворила одну из жемчужин с уксусной кислотой и выпила за здоровье Антония.
Какую реакцию осуществила Клеопатра?
Какое соединение она принимала? Написать уравнение соответствующей реакции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Карбоновые кислоты.Классификация и номенклатура.Карбоновые кислоты в природе."
«Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Карбоновые кислоты в природе».Тип урока – изучение нового материала.Для активизации мыслительной деятельности учащихся...
Раздел: Карбоновые кислоты. Тема урока: Представители карбоновых кислот вокруг нас. Химия 10 класс
Урок химии на тему "Представители карбоновых кислот вокруг нас" ориентирован на изучение программного материала в 10 классе по курсу Органической химии. Может быть использован как для общеобразов...
урок химии по теме: Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты
урок в 9 классе, УМК Габриелян О.С....
Практическая работа по теме: "Свойства карбоновых кислот (общие с неорганическими кислотами)".
Практическая работаТема: Свойства карбоновых кислот (общие с неорганическими кислотами).Инструктивная карта № 1«Взаимодействие предельных одноосновных карбоновых кислот с металлами»Инструктивная карта...
"Физические свойства карбоновых кислот. Общие химические свойства органических и неорганических кислот"
Данная презентация составлена к уроку по теме " Физические свойства карбоновых кислот. Общие свойства органических и неорганических кислот"....
Технологическая карта урока химии "Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе."
Урок химии для 10 класса профильного уровня по программе О.С. Габриеляна. Учебник- Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Поно...
Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств
Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему: «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...