План-конспект урока по теме "Ионные уравнения"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Гусейнова Марина Касимовна

План-конспект урока отражает методы и приемы при объяснении написания ионных уравнений реакций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_himii.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока "Ионные уравнения". 

(по учебнику Лилия Кузнецова, Химия, 8 кл.)

Цель урока: сформировать понятие «реакции ионного обмена», научить составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения.

Воспитательные задачи:

 - формировать положительную мотивацию к химии, развивать сознательное отношение к получению знаний, воспитывать чувство ответственности.

Образовательные задачи:

- учащиеся должны знать: понятие "реакции ионного обмена";

-учащиеся должны уметь записывать общие, полные и сокращенные ионные уравнения.

Развивающие задачи:        

- развивать у учащихся умение рассуждать и делать выводы;

- развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, анализа, систематизации ранее полученных знаний учащихся в процессе изучения важнейших классов неорганических соединений;

- формировать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами; развивать навыки наблюдения, умения выделять главное, сравнивать изучаемые факты, логично излагать мысли и делать обобщения и выводы.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: физика.

Методы и методические приемы: объяснение, устный опрос, сравнение, анализ, проблемно-поисковый, практический, элементы критического мышления.

Наглядные пособия, оборудование, реактивы:

- периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

- таблица растворимости;

- карточки «Важнейшие классы неорганических соединений»;

- растворы солей: NaCl, AgNO3, KNO3, HCl, Na2СO3;

План урока:

I. Организационный момент (1-2 мин).

II. Опрос-повторение (7-10 мин.).

III. Изучение нового материала (20 мин.)

IV. Закрепление (10 мин.).

V. Домашнее задание, выставление оценок (1-2 мин.).

Содержание урока

I. Организационный момент (1-2 мин.)

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, организует начало урока. Отмечает отсутствующих.

II. Опрос-повторение (5-7 мин.)

Учитель: Проведем проверку знаний, усвоенных вами на прошлых уроках: 1 ученик выходит к доске для выполнения индивидуального задания; 6 учеников получают письменные задания на месте по карточкам. Остальные учащиеся отвечают на вопросы устно, со своих рабочих мест (Карточки прилагаются).

Примеры дидактических карточек к уроку.

Карточка № 1.

  1. Вставьте пропущенные слова.

Вещества, способные под воздействием растворителя подвергаться электролитической диссоциации, относят к ______________. Электролитическая диссоциация – это процесс ______________ вещества на ____________ в растворе под воздействием молекул растворителя

  1. Напишите уравнения электролитической диссоциации следующих солей: а) нитрата меди (II), б) карбоната натрия.

Карточка № 2.

  1. Вставьте пропущенные слова.

Вещества, которые не могут диссоциировать на ионы, относят к _______________. Процесс распада вещества на ____________ под воздействием молекул растворителя называется ____________________________.

  1. Напишите уравнения электролитической диссоциации следующих солей: а) фосфата калия, б) сульфата цинка.

Индивидуальное задание:

Разделите вещества, формулы которых приведены в карточке, на отдельные классы.

Вопросы для фронтальной проверки.

  1. Что такое катион? (Катион – положительный ион)
  2. Что такое анион? (Анион – отрицательный ион)
  3. Какие бывают анионы? (Простые и сложные)
  4. Атомы, каких элементов образуют положительные, отрицательные ионы? (Атомы металлов образуют положительные ионы, атомы неметаллов – отрицательные)
  5. Какой оксид соответствует азотистой кислоте? (N2O3)
  6. Какой оксид соответствует ортофосфорной кислоте? (P2O5)
  7. Какие вещества называют солями? (Соли – сложные вещества, которые диссоциируют на катионы и простые или сложные анионы)
  8. На какие частицы распадается вещество в растворе под воздействием молекул растворителя? (На ионы)
  9. Какие вещества не могут диссоциировать на ионы? (Неэлектролиты)
  10. Что произойдет с раствором соли, если выпарить воду? (Получим твердую соль в виде кристаллогидрата или безводной соли)

После завершения фронтального опроса учитель собирает карточки у учащихся, работавших на местах; быстро проверяет задание, выполненное на доске, и выставляет по ним отметки.

III.Изучение нового материала (20 минут).

Учитель: Ребята, мы изучили с вами различные типы реакций между различными веществами. Но мы еще ни разу не рассматривали вопросы: как протекают эти реакции, всегда ли протекают реакции между определенными веществами, можем ли мы заранее прогнозировать результат смешивания двух или более веществ. А это ведь очень важно, зная механизмы и условия протекания реакций, человек может управлять реакциями и получать те новые вещества, которые ему необходимы.  Вот сегодня мы с вами и познакомимся с тем, как протекают реакции между растворами электролитов.

Запишите тему: «Реакции ионного обмена»

Проведем несколько опытов.

Опыт 1. Сольем растворы хлорида натрия и нитрата серебра. Что мы наблюдаем? Выпал осадок белого цвета. Какое же вещество выпало в осадок в нашем опыте? Разберемся в этом, определив на какие ионы диссоциируют исходные вещества.

NaCl = Na+ + Cl-

AgNO3 = Ag+ + NO3-

При сливании растворов образуется смесь ионов: Na+, Ag+, Cl-, NO3-. Эти ионы в растворе движутся беспорядочно и постоянно сталкиваются друг с другом. При столкновении Ag+ с Cl- образуется нерастворимая соль – хлорид серебра AgCl, которая выпадает в осадок.

Запишем молекулярное уравнение реакции:

AgNO3+ NaCl = AgCl↓ + NaNO3

А теперь запишем этот же процесс, как взаимодействие ионов в растворе:

Na⁺+Cl⁻ + Ag⁺+NO₃⁻  Ag⁺+Cl⁻+Na⁺+NO₃⁻ - полное ионное

Посмотрите на уравнение, все ли ионы участвуют в реакции? Ученики: (Нет, в реакции не участвуют ионы натрия и нитрат-ионы). Учитель обведем символы этих ионов кружочками. И запишем краткое ионное уравнение:

Cl⁻ + Ag⁺  Ag⁺Cl⁻ - сокращённое ионное уравнение.

Ребята, краткое ионное уравнение показывает нам суть реакции, то есть реакция произошла только между ионами хлора и серебра.

Опыт 2. Сольем растворы карбоната натрия и соляной кислоты.

Na2СO3 + НCl = 2NaCl + Н2О + СO2

Что мы наблюдаем? Выделяется газ. Заметьте и в этой реакции один из продуктов реакции выделяется из системы. Следовательно, реакция происходит. Составим полное ионное уравнение:

2Na⁺+CO₃²⁻+2H⁺+2Cl⁻=2Na⁺+2Cl⁻+H₂O+CO₂↑

Теперь запишем уравнение в краткой форме:

CO₃²⁻+2H⁺=H₂O+CO₂↑– сокращенное ионное уравнение.

Для этого опустим те ионы, которые не участвовали в реакции. И в этом случае сокращенное ионное уравнение показывает сущность реакции.

Опыт 3. Сольем растворы нитрата калия и хлорида натрия.

KNO3 + NaCl = KCl + NaNO3

Никаких изменений мы не наблюдаем. Почему в этом случае ничего не происходит? Чтобы понять происходящее, составим полное ионное уравнение:

K+ + NO3- + Na+ + Cl- = K+ + Cl- + Na+ NO3-

Мы видим, что ни одна из комбинаций катиона и аниона не образует новое вещество, которое выделилось бы из раствора в виде осадка, газа или малодиссоциируемого соединения, а, если такое вещество не образуется, следовательно, реакция не происходит:

KNO3 + NaCl ≠

Сделаем общий вывод: Реакции в растворах между электролитами протекают между ионами и только тогда, когда взаимодействие каких-либо из ионов исходных веществ приводит к образованию осадка, газа или малодиссоциируемого вещества (воды).

IV. Закрепление (10 мин.)

Ребята, необходимо закрепить умение записывать уравнения реакций между электролитами.

Два ученика выходят к доске и записывают по 2 уравнения реакции. Обсуждают протекание реакций вместе с учителем.

KOH + HCl  =  

CaO + HNO3 =

CuCl2 + KOH =

Al2(SO4)3 + BaCl2 =

V. Подведение итогов урока. Выставление (дополнительно) отметок.

Домашнее задание: учебник Л. Кузнецова 8 класс: § 25, упр.2,3.

Окончание урока, рефлексия, прощание с классом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока:"Применение основного свойства пропорции при решении уравнений"

Цели урока:  1)способствовать формированию   навыков решения уравнений с помощью пропорций ;формировать навык нахождения неизвестных членов пропорции, решения уравнений, имеющих вид про...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...

План- конспект открытого урока по математике в 11 Б классе «Подготовка к ЕГЭ. Решение сложных комбинированных уравнений»

Тип урока: семинарское занятие.Цели урока:Познавательные: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по математике, закрепить навыки решения сложных уравнений различными метода...