План-конспект урока по теме "Ионные уравнения"
план-конспект урока по химии (8 класс)
План-конспект урока отражает методы и приемы при объяснении написания ионных уравнений реакций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_himii.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока "Ионные уравнения".
(по учебнику Лилия Кузнецова, Химия, 8 кл.)
Цель урока: сформировать понятие «реакции ионного обмена», научить составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения.
Воспитательные задачи:
- формировать положительную мотивацию к химии, развивать сознательное отношение к получению знаний, воспитывать чувство ответственности.
Образовательные задачи:
- учащиеся должны знать: понятие "реакции ионного обмена";
-учащиеся должны уметь записывать общие, полные и сокращенные ионные уравнения.
Развивающие задачи:
- развивать у учащихся умение рассуждать и делать выводы;
- развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, анализа, систематизации ранее полученных знаний учащихся в процессе изучения важнейших классов неорганических соединений;
- формировать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами; развивать навыки наблюдения, умения выделять главное, сравнивать изучаемые факты, логично излагать мысли и делать обобщения и выводы.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: физика.
Методы и методические приемы: объяснение, устный опрос, сравнение, анализ, проблемно-поисковый, практический, элементы критического мышления.
Наглядные пособия, оборудование, реактивы:
- периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
- таблица растворимости;
- карточки «Важнейшие классы неорганических соединений»;
- растворы солей: NaCl, AgNO3, KNO3, HCl, Na2СO3;
План урока:
I. Организационный момент (1-2 мин).
II. Опрос-повторение (7-10 мин.).
III. Изучение нового материала (20 мин.)
IV. Закрепление (10 мин.).
V. Домашнее задание, выставление оценок (1-2 мин.).
Содержание урока
I. Организационный момент (1-2 мин.)
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, организует начало урока. Отмечает отсутствующих.
II. Опрос-повторение (5-7 мин.)
Учитель: Проведем проверку знаний, усвоенных вами на прошлых уроках: 1 ученик выходит к доске для выполнения индивидуального задания; 6 учеников получают письменные задания на месте по карточкам. Остальные учащиеся отвечают на вопросы устно, со своих рабочих мест (Карточки прилагаются).
Примеры дидактических карточек к уроку.
Карточка № 1.
Вещества, способные под воздействием растворителя подвергаться электролитической диссоциации, относят к ______________. Электролитическая диссоциация – это процесс ______________ вещества на ____________ в растворе под воздействием молекул растворителя
|
Карточка № 2.
Вещества, которые не могут диссоциировать на ионы, относят к _______________. Процесс распада вещества на ____________ под воздействием молекул растворителя называется ____________________________.
|
Индивидуальное задание:
Разделите вещества, формулы которых приведены в карточке, на отдельные классы.
Вопросы для фронтальной проверки.
- Что такое катион? (Катион – положительный ион)
- Что такое анион? (Анион – отрицательный ион)
- Какие бывают анионы? (Простые и сложные)
- Атомы, каких элементов образуют положительные, отрицательные ионы? (Атомы металлов образуют положительные ионы, атомы неметаллов – отрицательные)
- Какой оксид соответствует азотистой кислоте? (N2O3)
- Какой оксид соответствует ортофосфорной кислоте? (P2O5)
- Какие вещества называют солями? (Соли – сложные вещества, которые диссоциируют на катионы и простые или сложные анионы)
- На какие частицы распадается вещество в растворе под воздействием молекул растворителя? (На ионы)
- Какие вещества не могут диссоциировать на ионы? (Неэлектролиты)
- Что произойдет с раствором соли, если выпарить воду? (Получим твердую соль в виде кристаллогидрата или безводной соли)
После завершения фронтального опроса учитель собирает карточки у учащихся, работавших на местах; быстро проверяет задание, выполненное на доске, и выставляет по ним отметки.
III.Изучение нового материала (20 минут).
Учитель: Ребята, мы изучили с вами различные типы реакций между различными веществами. Но мы еще ни разу не рассматривали вопросы: как протекают эти реакции, всегда ли протекают реакции между определенными веществами, можем ли мы заранее прогнозировать результат смешивания двух или более веществ. А это ведь очень важно, зная механизмы и условия протекания реакций, человек может управлять реакциями и получать те новые вещества, которые ему необходимы. Вот сегодня мы с вами и познакомимся с тем, как протекают реакции между растворами электролитов.
Запишите тему: «Реакции ионного обмена»
Проведем несколько опытов.
Опыт 1. Сольем растворы хлорида натрия и нитрата серебра. Что мы наблюдаем? Выпал осадок белого цвета. Какое же вещество выпало в осадок в нашем опыте? Разберемся в этом, определив на какие ионы диссоциируют исходные вещества.
NaCl = Na+ + Cl-
AgNO3 = Ag+ + NO3-
При сливании растворов образуется смесь ионов: Na+, Ag+, Cl-, NO3-. Эти ионы в растворе движутся беспорядочно и постоянно сталкиваются друг с другом. При столкновении Ag+ с Cl- образуется нерастворимая соль – хлорид серебра AgCl, которая выпадает в осадок.
Запишем молекулярное уравнение реакции:
AgNO3+ NaCl = AgCl↓ + NaNO3
А теперь запишем этот же процесс, как взаимодействие ионов в растворе:
Na⁺+Cl⁻ + Ag⁺+NO₃⁻ ⇒ Ag⁺+Cl⁻+Na⁺+NO₃⁻ - полное ионное
Посмотрите на уравнение, все ли ионы участвуют в реакции? Ученики: (Нет, в реакции не участвуют ионы натрия и нитрат-ионы). Учитель обведем символы этих ионов кружочками. И запишем краткое ионное уравнение:
Cl⁻ + Ag⁺ ⇒ Ag⁺Cl⁻ - сокращённое ионное уравнение.
Ребята, краткое ионное уравнение показывает нам суть реакции, то есть реакция произошла только между ионами хлора и серебра.
Опыт 2. Сольем растворы карбоната натрия и соляной кислоты.
Na2СO3 + НCl = 2NaCl + Н2О + СO2
Что мы наблюдаем? Выделяется газ. Заметьте и в этой реакции один из продуктов реакции выделяется из системы. Следовательно, реакция происходит. Составим полное ионное уравнение:
2Na⁺+CO₃²⁻+2H⁺+2Cl⁻=2Na⁺+2Cl⁻+H₂O+CO₂↑
Теперь запишем уравнение в краткой форме:
CO₃²⁻+2H⁺=H₂O+CO₂↑– сокращенное ионное уравнение.
Для этого опустим те ионы, которые не участвовали в реакции. И в этом случае сокращенное ионное уравнение показывает сущность реакции.
Опыт 3. Сольем растворы нитрата калия и хлорида натрия.
KNO3 + NaCl = KCl + NaNO3
Никаких изменений мы не наблюдаем. Почему в этом случае ничего не происходит? Чтобы понять происходящее, составим полное ионное уравнение:
K+ + NO3- + Na+ + Cl- = K+ + Cl- + Na+ NO3-
Мы видим, что ни одна из комбинаций катиона и аниона не образует новое вещество, которое выделилось бы из раствора в виде осадка, газа или малодиссоциируемого соединения, а, если такое вещество не образуется, следовательно, реакция не происходит:
KNO3 + NaCl ≠
Сделаем общий вывод: Реакции в растворах между электролитами протекают между ионами и только тогда, когда взаимодействие каких-либо из ионов исходных веществ приводит к образованию осадка, газа или малодиссоциируемого вещества (воды).
IV. Закрепление (10 мин.)
Ребята, необходимо закрепить умение записывать уравнения реакций между электролитами.
Два ученика выходят к доске и записывают по 2 уравнения реакции. Обсуждают протекание реакций вместе с учителем.
KOH + HCl =
CaO + HNO3 =
CuCl2 + KOH =
Al2(SO4)3 + BaCl2 =
V. Подведение итогов урока. Выставление (дополнительно) отметок.
Домашнее задание: учебник Л. Кузнецова 8 класс: § 25, упр.2,3.
Окончание урока, рефлексия, прощание с классом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока математики в 6б классе по теме «Решение уравнений» в рамках методической недели МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода
Разработка урока по математике 6 класс...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока:"Применение основного свойства пропорции при решении уравнений"
Цели урока: 1)способствовать формированию навыков решения уравнений с помощью пропорций ;формировать навык нахождения неизвестных членов пропорции, решения уравнений, имеющих вид про...
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...
План -конспект открытого урока "Работа над произведениями технического плана в классе фортепиано ДМШ"
Работа над техникой в старших классах ДШИ...
План- конспект открытого урока по математике в 11 Б классе «Подготовка к ЕГЭ. Решение сложных комбинированных уравнений»
Тип урока: семинарское занятие.Цели урока:Познавательные: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по математике, закрепить навыки решения сложных уравнений различными метода...
План-конспект открытого урока по алгебре в 9 классе по теме "Решение систем уравнений второй степени"
Конспект урока по алгебре...