Рабочая программа по химии 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс)
Аннотация к рабочей программе по химии 10 класс Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой основного общего образования по биологии, федерального перечня учебников, базисного учебного плана, авторской учебной программы основного общего образования «Химия 10 класс» автор Г.Е.Рудзитис,Ф.Г.Фельдман ( Программы для общеобразовательных учреждений. Химия. 10 класс. Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Г.Е.Рудзитис,Ф.Г.Фельдман М «Просвящение» 2020 г В 10 классе на изучение биологии отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_10_klass.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
п. Медвеженский
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по УВР: Директор школы:
____________Руденко С.С. ____________Купина И.В.
____________2022 г. Приказ № 222-од от 01.09.2022 г.
Рабочая программа
по химии 10 класс (ФГОС)
Учебник: «Химия 10 класс» Москва «Просвещение» 2020 год
Авторы: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман
Составитель: Гусакова Т.Е.
учитель химии
категория СЗД
2022 – 2023 учебный год
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Согласовано с учетом примерной программы воспитания, что конкретизируется в планируемых результатах.
Личностные:
• в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
• в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью, формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные:
• использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применении основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности; использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
• умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
• умение определять цели и задачи деятельности, выбирать: средства реализации цели и применять их на практике;
• использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
• определять цель учебной деятельности;
• выдвигать версии решения проблемы;
• осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• выявлять причины и следствия простых явлений;
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
• преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументирует их;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
• определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
• планировать общие способы работы;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные:
1) в познавательной сфере:
а) давать определения изученным понятиям;
б) описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
в) объяснять строение и свойства изученных классов неорганических и органических соединений;
г) классифицировать изученные объекты и явления;
д) наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
е) исследовать свойства неорганических и органических веществ, определять их принадлежность к основным классам соединений;
ж) обобщать знания и делать обоснованные выводы о закономерностях изменения свойств веществ;
з) структурировать учебную информацию;
и) интерпретировать информацию, полученную из других источников, оценивать ее научную достоверность;
к) объяснять закономерности протекания химических реакций, прогнозировать возможность их протекания на основе знаний о строении вещества и законов термодинамики;
л) объяснять строение атомов элементов 1—4го периодов с использованием электронных конфигураций атомов;
м) моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов;
н) проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
о) характеризовать изученные теории;
п) самостоятельно добывать новое для себя химическое знание, используя для этого доступные источники информации;
2) в ценностно-ориентационной сфере — прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
3) в трудовой сфере — самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент, соблюдая правила безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;
4) в сфере физической культуры — оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (4ч)
Тема 1. Теория основы органической химии (4ч)
Формирование органической химии как науки. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд. Гомологи. Структурная изомерия. Номенклатура. Электронная природа химических связей в органических соединениях. Классификация органических соединений.
Демонстрации. Образцы органических веществ и материалов. Модели молекул органических веществ. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях. Плавление, обугливание и горение органических веществ.
Обучающийся должен уметь:
Объяснять, почему органическую химию выделили в отдельный раздел химии. Перечислять основные предпосылки возникновения теории химического строения. Различать три основных типа углеродного скелета: разветвлённый, неразветвленный и циклический. Определять наличие атомов углерода, водорода и хлора в органических веществах. Различать понятия «электронная оболочка» и «электронная орбиталь». Изображать электронные конфигурации атомов элементов 1-го и 2-го периодов с помощью электронных и графических электронных формул. Объяснять механизм образования и особенности σ- и π- связей. Определять принадлежность органического вещества к тому или иному классу по структурной формуле
Раздел 2. УГЛЕВОДОРОДЫ (10 ч)
Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (2ч)
Строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакция замещения. Получение и применение алканов. Понятие о циклоалканах.
Демонстрации. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение алканов к кислотам, щелочам, раствору перманганата калия и бромной воде.
Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенпроизводных.
Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.
Обучающийся должен уметь:
Объяснять пространственное строение молекул алканов на основе представлений о гибридизации орбиталей атома углерода. Изготавливать модели молекул алканов, руководствуясь теорией химического строения органических веществ. Отличать гомологи от изомеров. Называть алканы по международной номенклатуре. Составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства метана и его гомологов. Решать расчётные задачи на вывод формулы органического вещества
Тема 3. Непредельные углеводороды (4 ч)
Алкены. Строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положение кратной связи, цис-, транс-изомерия. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Применение алкенов. Алкадиены. Строение. Свойства, применение. Природный каучук. Алкины. Строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Применение.
Демонстрации. Получение ацетилена карбидным способом. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение ацетилена. Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения.
Практическая работа. Получение этилена и изучение его свойств.
Обучающийся должен уметь:
Объяснять пространственное строение молекулы этилена на основе представлений о гибридизации атомных орбиталей углерода. Изображать структурные формулы алкенов и их изомеров, называть алкены по международной номенклатуре, составлять формулы алкенов по их названиям.
Составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства алкенов. Получать этилен. Доказывать непредельный характер этилена с помощью качественной реакции на кратные связи. Составлять уравнения химических реакций, характеризующих непредельный характер алкадиенов. Объяснять sp-гибридизацию и пространственное строение молекулы ацетилена, называть гомологи ацетилена по международной номенклатуре, составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства ацетилена
Тема 4. Ароматические углеводороды (арены) (2 ч)
Строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.
Демонстрации. Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Окисление толуола.
Обучающийся должен уметь:
Объяснять электронное и пространственное строение молекулы бензола. Изображать структурную формулу бензола двумя способами.
Объяснять, как свойства бензола обусловлены строением его молекулы. Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства бензола и его гомологов
Тема 5. Природные источники углеводородов (2 ч)
Природный газ. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти.
Демонстрации. Ознакомление с образцами продуктов нефтепеработки.
Обучающийся должен уметь:
Характеризовать состав природного газа и попутных нефтяных газов.
Характеризовать способы переработки нефти. Объяснять отличие бензина прямой перегонки от крекинг - бензина.
Раздел 3. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (11 ч)
Тема 6. Спирты и фенолы (3ч)
Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Водородная связь. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола), получение и применение. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение. Фенолы. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере фенола. Свойства. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола. Генетическая спиртов и фенола с углеводородами. Демонстрации. Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия
Лабораторные опыты. Окисление этанола оксидом меди(П). Растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди(П). Химические свойства фенола
Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Обучающийся должен уметь:
Изображать общую формулу одноатомных предельных спиртов. Объяснять образование водородной связи и её влияние на физические свойства спиртов. Составлять структурные формулы спиртов и их изомеров, называть спирты по международной номенклатуре. Объяснять зависимость свойств спиртов от наличия функциональной группы (-ОН). Составлять уравнения реакций, характеризующих свойства спиртов и их применение. Характеризовать физиологическое действие метанола и этанола. Составлять уравнения реакций, характеризующих свойства многоатомных спиртов, и проводить качественную реакцию на многоатомные спирты. Объяснять зависимость свойств фенола от строения его молекулы, взаимное влияние атомов в молекуле на примере фенола. Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства фенола
Тема 7. Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты (3 ч)
Альдегиды. Кетоны. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Формальдегид и ацетальдегид: свойства, получение и применение. Ацетон – представитель кетонов. Применение. Односоставные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Применение. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.
Демонстрации. Получение этаналя окислением этанола. Взаимодействие метаналя (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра (I) и гидроксидом меди (II). Растворение в ацетоне различных органических веществ.
Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Практическая работа «Получение и свойства карбоновых кислот».
Обучающийся должен уметь:
Составлять формулы изомеров и гомологов альдегидов и называть их по международной номенклатуре. Объяснять зависимость свойств альдегидов от строения их функциональной группы. Проводить качественные реакции на альдегиды. Составлять уравнения реакций, характеризующих свойства альдегидов. Составлять формулы изомеров и гомологов карбоновых кислот и называть их по международной номенклатуре. Объяснять зависимость свойств карбоновых кислот от наличия функциональной группы (-СООН). Составлять уравнения реакций, характеризующих свойства карбоновых кислот. Получать уксусную кислоту и доказывать, что это вещество относится к классу кислот. Отличать муравьиную кислоту от уксусной с помощью химических реакций.
Тема 8. Сложные эфиры. Жиры. (2ч)
Жиры. Нахождение в природе. Свойства. Применение. Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.
Демонстрации. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств.
Обучающийся должен уметь:
Составлять уравнения реакций этерификации. Объяснять биологическую роль жиров. Соблюдать правила безопасного обращения со средствами бытовой химии
Тема 9. Углеводы (3ч)
Глюкоза. Строение молекулы. Свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Свойства, применение. Крахмал и целлюлоза – представители природных полимеров. Реакция поликонденсации. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.
Демонстрации. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II). Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра (I). Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. Взаимодействие крахмала с йодом. Гидролиз крахмала. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.
Лабораторные опыты. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. Приготовление крахмального клейстера и взаимодействие с йодом. Гидролиз крахмала. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон
Практическая работа. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.
Обучающийся должен уметь:
Объяснять биологическую роль глюкозы. Практически доказывать наличие функциональных групп в молекуле глюкозы.
Объяснять, как свойства сахарозы связаны с наличием функциональных групп в её молекуле, и называть области применения сахарозы. Составлять уравнения реакций, характеризующих свойства сахарозы. Составлять уравнения реакций гидролиза крахмала и поликонденсации моносахаридов. Проводить качественную реакцию на крахмал
Раздел 4. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (5 ч)
Тема 10. Амины и аминокислоты. Белки (5ч)
Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Анилин. Свойства, применение. Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение.
Белки – природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков. Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Демонстрации. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.
Лабораторные опыты Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая).
Обучающийся должен уметь:
Составлять уравнения реакций, характеризующих свойства аминов.
Объяснять зависимость свойств аминокислот от строения их функциональных групп. Называть аминокислоты по международной номенклатуре и составлять уравнения реакций, характеризующих их свойства.
Объяснять биологическую роль белков и их превращений в организме. Проводить цветные реакции на белки.
Объяснять биологическую роль нуклеиновых кислот.
Пользоваться инструкцией к лекарственным препаратам
Раздел 5. ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (4 ч)
Тема 11. Синтетические полимеры (4 ч)
Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации. Строение молекул. Полиэтилен. Полипропилен. Фенолформальдегидные смолы. Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение. Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.
Демонстрации. Образцы пластмасс, синтетических каучуков и синтетических волокон.
Практическая работа. Распознавание пластмасс и волокон.
Обучающийся должен уметь:
Записывать уравнения реакций полимеризации. Записывать уравнения реакций поликонденсации.
Распознавать органические вещества, используя качественные реакции.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1ч/нед.х35 нед.=35ч.
№ п/п | Тема урока | К-во часов |
Раздел 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (4 ч) | ||
Тема 1. Теория основы органической химии (4ч) | ||
1 | Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ. | 1 |
2 | Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. | 1 |
3 | Состояние электронов в атоме. Электронная природа химических связей в органических соединениях. Классификация органических соединений. | 1 |
4 | Входная контрольная работа. | 1 |
Раздел 2. УГЛЕВОДОРОДЫ. (10 ч) | ||
Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (2ч) | ||
5 | Электронное и пространственное строение алканов. Гомологи и изомеры алканов. | 1 |
6 | Метан — простейший представитель алканов. | 1 |
Тема 3. Непредельные углеводороды (4 ч) | ||
7 | Непредельные углеводороды. Алкены: строение молекул, гомология и изомерия. Свойства и применение | 1 |
8 | Практическая работа №1 «Получение этилена и опыты с ним». | 1 |
9 | Алкадиены. | 1 |
10 | Ацетилен и его гомологи. | 1 |
Тема 4. Ароматические углеводороды (арены) (2 ч) | ||
11 | Бензол и его гомологи. | 1 |
12 | Свойства бензола и его гомологов. | 1 |
Тема 5. Природные источники углеводородов (2 ч) | ||
13 | Природные источники углеводородов. Переработка нефти. | 1 |
14 | Контрольная работа 1 по темам «Теория химического строения органических соединений», «Углеводороды». | 1 |
Раздел 3. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ. (12 ч) | ||
Тема 6. Спирты и фенолы (3ч) | ||
15 | Одноатомные предельные спирты.Получение, химические свойства и применение одноатомных предельных спиртов. | |
16 | Многоатомные спирты. | 1 |
17 | Фенолы и ароматические спирты. | 1 |
Тема 7. Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты (3 ч) | ||
18 | Карбонильные соединения — альдегиды и кетоны. Свойства и применение альдегидов. | 1 |
19 | Карбоновые кислоты. Химические свойства и применение одноосновных предельных карбоновых кислот. | 1 |
20 | Практическая работа №2 «Получение и свойства карбоновых кислот». | 1 |
Тема 8. Сложные эфиры. Жиры. (2ч) | ||
21 | Сложные эфиры. | 1 |
22 | Жиры. Моющие средства. | 1 |
Тема 9. Углеводы (3ч) | ||
23 | Глюкоза. Сахароза. | 1 |
24 | Крахмал. Целлюлоза. | 1 |
25 | Практическая работа № 3 «Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ». | 1 |
Раздел 4. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (5 ч) | ||
Тема 10. Амины и аминокислоты. Белки (5ч) | ||
26 | Амины. | 1 |
27 | Аминокислоты. Белки. | 1 |
28 | Азотсодержащие гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты. | 1 |
29 | Химия и здоровье человека. | 1 |
30 | Контрольная работа 2 по темам «Кислородсодержащие органические соединения», «Азотсодержащие органические соединения». | 1 |
Раздел 5. ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (5 ч) | ||
Тема 11. Синтетические полимеры (5 ч) | ||
31 | Синтетические полимеры. Конденсационные полимеры. Пенопласты. | 1 |
32 | Практическая работа №4 «Распознавание пластмасс и волокон». | 1 |
33-34 | Органическая химия, человек и природа. | 2 |
35 | Итоговый урок по курсу химии 10 класса. | 1 |
Рассмотрено на заседании МО | |
учителей естественно-математического цикла | |
протокол № 1 от 30.08.2022 г. | |
Руководитель МО _________ С.И.Ерошенко |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...
Рабочие программы 1-4 классы. Г.С. Ригина, Л.В. Школяр, В.О.Усачёва. Рабочие программы 5-8 классы. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева.
Рабочие программы 1-8 классы...
Рабочая программа Spotlight, 5 класс (конструктор рабочих программ).
Рабочая программа. Создана с помощью конструктора рабочих программ....