Открытый урок по теме "Водород"
план-конспект урока по химии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Дата 08.12.2020
Тема: Открытый урок «Водород, нахождение в природе. Получение и физические свойства водорода».
Цель: ознакомить учащихся с водородом как химическим элементом и простым веществом, с его физическими свойствами, методами получения и историей открытия.
Задачи урока:
Образовательные: систематизировать и развить представления о водороде, его физических свойствах, способах получения и собирания.
Развивающие: развивать самостоятельность мышления, развивать интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать по аналогии, выдвигать предположения).
Воспитательные: формировать научное мировоззрение, экологическое мышление, воспитывать культуру общения.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Изучение новой темы
Как вы думаете, какой химический элемент занимает первое место по распространенности во Вселенной? (Учащиеся высказывают свои предположения, учитель записывает все на доске в виде схемы, например: – кислород
– водород
– углерод
– железо).
Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока – нужно решить кроссворд, отгадать ключевое слово.
Кроссворд
- Химический элемент № 50?
- Мельчайшая химически неделимая частица?
- Кто сформулировал периодический закон химических элементов?
- Аллотропная модификация кислорода?
- Вещество, которое ускоряет химическую реакцию, но при этом не расходуется?
- Способность атома образовывать определенное количество химических связей?
- Химический элемент, который поддерживает горение?
Тема нашего урока запишите на ваших листочках : «Водород».
Таким образом, цель сегодняшнего урока: познакомиться с химическим элементом водород,; с положением в Периодической Таблице Д.И.Менделеева; историей открытия; физическими свойствами, со способами получения водорода.
История открытия водорода
Однажды английский учёный Кавендиш занялся странным на первый взгляд делом: он стал пускать мыльные пузыри. Но это было не развлечение.
Всё это происходило во второй половине 18-ого века. Кавендиш заметил, что, когда железные опилки обливают серной кислотой, появляется много пузырьков какого-то газа. Что это за газ? Учёный вывел его по трубочкам из сосуда. Газ был невидим. Имеет ли он запах? Нет. Тогда Кавендиш наполнил им мыльные пузыри, и они легко поднялись вверх! А если поджечь газ? Он загорался голубоватым пламенем, но что удивительно – при горении получалась вода! Кавендиш назвал новый газ горючим воздухом. Ведь он, как и обычный воздух, был без цвета и запаха.
Первым стал рассматривать водород как химический элемент француз А. Л. Лавуазье, который в 1783-1784 совместно с Жаном Мёнье осуществили термическое разложение воды и установили, что она состоит из кислорода и водорода.
Л. Гитон де Морво В 1787г. дал современное название водороду. Он предложил латинское название гидрогениум, означающее «рождающий воду».
В середине 19 века в России утвердилось произношение символа элемента по - французски («аш»)
А сейчас рассмотрим с вами общую характеристику водорода
Общая характеристика водорода
Пользуясь таблицей Д.И. Менделеева, дайте общую характеристику водорода по плану:
- Химический знак элемента –
- Порядковый номер –
- Относительная атомная масса Ar (Н) =
- Химическая формула простого вещества–
- Относительная молекулярная масса Mr (Н2) =
- Валентность –
- В состав каких веществ входит водород -
- Количество электронов -
- Количество протонов -
- Количество нейтронов -
Нахождение водорода в природе
Прочитайте о нахождении водорода в природе и составьте схему, указав области нахождения водорода в природе.
Получение водорода
Проблемный вопрос: Если бы перед вами стояла задача: получить большое количество водорода:
- Какое сырье вы бы выбрали и почему?
Учащиеся: Воду! Она доступна, её много.
Учитель: Да, верно, вода – самый доступный источник водорода. Действительно, в промышленности получают водород из воды действием тока, идет реакция разложения воды с образованием двух веществ: водорода и кислорода.
В лаборатории для получения водорода используют вещества, относящиеся к классу кислот. Например: HCl – соляная кислота или Н 2SO4 – серная кислота.
На доске записать уравнение реакции: взаимодействие соляной кислоты с цинком
Давайте теперь с вами получим водород. На столах у вас стоят пробирки , в которых находится магний и рядом соляная кислота. Берем кислоту, открываем и аккуратно приливает кислоту, соблюдая правила ТБ.
Что вы наблюдаете? (выделение пузырьков газа). Этот газ и есть водород.
Способы собирания водорода:
Водород можно собрать двумя спосбами: методом вытеснения воды и методом вытеснения воздуха
Давайте посмотрим небольшой видеоролик о получении водорода и проверке его на чистоту. И ответим потом на вопросы.
Ответьте на вопросы по просмотренному фильму:
- Назовите металл и кислоту, которые использовались для получения водорода?
- Как можно собрать водород?
- Определите отличие:
горящая лучина вносится в пробирку с чистым кислородом,
горящая лучина вносится в пробирку с чистым водородом?
4. Каким методом собирали водород?
Физические свойства водорода
Прочитайте в учебниках на стр. 97.
газ, без цвета, запаха, вкуса, легче воздуха, малорастворим в воде.
IV. Закрепление
Заполнить сравнительную таблицу.
Физические свойства | Способ собирания | Метод распознавания | ||||
Н2 | О2 | Н2 | О2 | Н2 | О2 | |
Сходство | ||||||
Различие |
Проверяем заполнение сравнительной таблицы:
Домашнее задание
V. Заключение
РЕФЛЕКСИЯ
Дорисуйте смайлик нашего урока, характеризующий ваши эмоции:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...