Рабочая программа и КТП по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс)
Рабочая программа и КТП по химии 9 класс (2 часа) , 67 ч
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_himii_9_klass.docx | 96.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 15
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №15
Приказ от № ____
____________
печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Химия»_
наименование учебного предмета (курса)
Естественнонаучное направление
На базе центра «Точка Роста»
основное общее образование 9 класс
уровень образования
Количество часов, в неделю
9 класс – 2 часа
Общее количество часов на 2021-22 учебный год
в 9 классе - 67 часов
Учитель Коцарева Мария Федоровна
Учебники, используемые при реализации программы:
Химия 9 класс, О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А.Сладков, Просвещение 2019 г.
2022 год
Раздел 1.Пояснительная записка к рабочей программе по химии
Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу.
Личностные : У учащихся будут сформированы:
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные
Учащиеся научатся:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Коммуникативные
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные
-формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
-осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
- овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
- формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
- приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
- формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф;
- для слепых и слабовидящих обучающихся: владение правилами записи химических формул с использованием рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля;
- для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение основными доступными методами научного познания, используемыми в химии.
К концу 9 класса ученик обучающийся научится :
понимать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии
- формулировки основных законов и теорий химии: атомно-молекулярного учения; законов сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Авогадро; периодического закона Д. И. Менделеева; теории строения атома и учения о строении вещества; теории электролитической диссоциации и учения о химической реакции;
называть:
- химические элементы;
- соединения изученных классов неорганических веществ;
- органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза;
объяснять:
- физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы и периода в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, к которым элемент принадлежит;
- закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и А-групп, а также свойств образуемых ими высших оксидов и гидроксидов;
- сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
характеризовать:
- химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
- взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ;
- химические свойства основных классов неорганических веществ (простых веществ — металлов и неметаллов, соединений — оксидов, кислот, оснований, амфотерных оксидов и гидроксидов, солей);
определять:
- состав веществ по их формулам;
- валентность и степени окисления элементов в соединении;
- виды химической связи в соединениях;
- типы кристаллических решёток твёрдых веществ;
- принадлежность веществ к определённому классу соединений;
- типы химических реакций;
- возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять:
- схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
- формулы неорганических соединений изученных классов веществ;
- уравнения химических реакций, в том числе окислительно-восстановительных, с помощью метода электронного баланса;
безопасно обращаться:
- химической посудой и лабораторным оборудованием;
проводить химический эксперимент:
- подтверждающий химический состав неорганических соединений;
- подтверждающий химические свойства изученных классов неорганических веществ;
- по получению, собиранию и распознаванию газообразных веществ (кислорода, водорода, углекислого газа, аммиака);
- по определению хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония с помощью качественных реакций;
вычислять:
- массовую долю химического элемента по формуле соединения;
- массовую долю вещества в растворе;
- массу основного вещества по известной массовой доле примесей;
- объёмную долю компонента газовой смеси;
- количество вещества, объём или массу вещества по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами;
- для объяснения отдельных фактов и природных явлений;
- для критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
Выпускник получит возможность научиться:
-характеризовать основные методы познания химических объектов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
-различать химические объекты (в статике):
- химические элементы и простые вещества;
- металлы и неметаллы (и характеризовать относительность принадлежности таких объектов к той или иной группе);
- органические и неорганические соединения;
- гидроксиды (кислородсодержащие кислоты, основания, амфотерные гидроксиды);
- оксиды несолеобразующие и солеобразующие (кислотные, основные, амфотерные);
- валентность и степень окисления;
- систематические и тривиальные термины химической номенклатуры;
- знаковую систему в химии (знаки и формулы, индексы и коэффициенты, структурные и молекулярные формулы, молекулярные и ионные уравнения реакций, полные и сокращённые ионные уравнения реакций, термохимические уравнения, обозначения степени окисления и заряда иона в формуле химического соединения);
различать химические объекты (в динамике):
- физические и химические стороны процессов растворения и диссоциации;
- окислительно-восстановительные реакции и реакции обмена;
- схемы и уравнения химических реакций;
соотносить:
- экзотермические реакции и реакции горения;
- каталитические и ферментативные реакции;
- металл, основный оксид, основание, соль;
- неметалл, кислотный оксид, кислоту, соль;
- строение атома, вид химической связи, тип кристаллической решётки и физические свойства вещества;
- нахождение элементов в природе и промышленные способы их получения;
- необходимость химического производства и требований к охране окружающей среды;
- необходимость применения современных веществ и материалов и требований к здоровьесбережению;
- выдвигать и экспериментально проверять гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава, строения и принадлежности к определённому классу (группе) веществ;
- прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав, а также продуктов соответствующих окислительно-восстановительных реакций;
- составлять уравнения реакций с участием типичных окислителей и восстановителей на основе электронного баланса;
- определять возможность протекания химических реакций на основе электрохимического ряда напряжений металлов, ряда электроотрицательности неметаллов, таблицы растворимости и учёта условий проведения реакций;
- проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям:
- для вывода формулы соединения по массовым долям элементов;
- для приготовления раствора с использованием кристаллогидратов;
- для нахождения доли выхода продукта реакции по отношению к теоретически возможному;
- с использованием правила Гей-Люссака об объёмных соотношениях газов;
- с использованием понятий «кмоль», «ммоль», «число Авогадро»;
- по термохимическим уравнениям реакции;
- проводить химический эксперимент с неукоснительным соблюдением правил техники безопасности:
- по установлению качественного и количественного состава соединения;
- при выполнении исследовательского проекта;
- в домашних условиях;
- использовать приобретённые ключевые компетенции для выполнения проектов и учебно-исследовательских работ по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
- определять источники химической информации, представлять список информационных ресурсов, в том числе и на иностранном языке, готовить информационный продукт и презентовать его;
- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации.
Раздел 3. Содержание учебных программ, курса.
Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса
Бинарные соединения. Оксиды солеобразующие и несолеобразующие. Гидроксиды: основания, амфотерные гидроксиды, кислородсодержащие кислоты. Средние, кислые, основные и комплексные соли.
Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: составу и числу реагирующих и образуем веществ, тепловому эффекту, обратимости, изменению степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества, агрегатному состоянию реагирующих веществ, использованию катализатора.
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций: природа реагирующих веществ, их концентрация, температура, площадь соприкосновения, наличие катализатора. Катализ.
Примерные лабораторные опыты
- Взаимодействие аммиака и хлороводорода.
- Реакция нейтрализации.
- Наблюдение теплового эффекта реакции нейтрализации.
- Взаимодействие серной кислоты с оксидом меди (II).
- Разложение пероксида водорода с помощью каталазы картофеля.
- Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия растворов тиосульфата натрия и хлорида бария, тиосульфата натрия и соляной кислоты.
- Зависимость скорости химической реакции от природы металлов при их взаимодействии с соляной кислотой.
- Зависимость скорости химической реакции от природы кислот при их взаимодействии с железом.
- Зависимость скорости химической реакции от температуры.
- Зависимость скорости химической реакции от концентрации.
- Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ.
- Зависимость скорости химической реакции от катализатора.
Химические реакции в растворах электролитов
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциаций электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, основания и соли как электролиты. Их классификация и диссоциация.
Общие химические свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами и гидроксидами металлов, и солями. Молекулярные и ионные (полные и сокращённые) уравнения реакций. Химический смысл сокращённых уравнений. Условия протекания реакций между электролитами до конца. Ряд активности металлов.
Общие химические свойства щелочей: взаимодействие с кислотами, оксидами неметаллов, солями. Общие химические свойства нерастворимых оснований: взаимодействие с кислотами, разложение при нагревании.
Общие химические свойства средних солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, солями и металлами. Взаимодействие кислых солей со щелочами.
Гидролиз как обменное взаимодействие солей с водой. Гидролиз соли сильного основания и слабой кислоты. Гидролиз соли слабого основания и сильной кислоты. Водородный показатель (pH).
Свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете теории электролитической диссоциации и представлений об окислительно-восстановительных реакциях.
Примерные лабораторные опыты
- Диссоциация слабых электролитов на примере уксусной кислоты.
- Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
- Реакция нейтрализации раствора щёлочи различными кислотами.
- Получение гидроксида меди(П) и его взаимодействие с различными кислотами.
- Взаимодействие сильных кислот с оксидом меди(П).
- Взаимодействие кислот с металлами.
- Качественная реакция на карбонат-ион.
- Получение студня кремниевой кислоты.
- Качественная реакция на хлорид- или сульфат-ионы.
- Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
- Взаимодействие щелочей с углекислым газом.
- Качественная реакция на катион аммония.
- Получение гидроксида меди(П) и его разложение.
- Взаимодействие карбонатов с кислотами.
- Получение гидроксида железа(Ш).
- Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II).
Практические работы
- Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
Неметаллы и их соединения
Сроение атомов неметаллов и их положение в периодической системе. Ряд электроотрицательности. Кристаллические решётки неметаллов — простых веществ. Физические свойства неметаллов. Общие химические свойства неметаллов: окислительные и восстановительные.
Галогены, строение их атомов и молекул. Физические и химические свойства галогенов. Закономерности изменения свойств галогенов в зависимости от их положения в периодической системе. Нахождение галогенов в природе и их получение. Биологическое значение и применение галогенов.
Галогеноводороды и соответствующие им кислоты: плавиковая, соляная, бромоводородная, йодоводородная. Галогениды. Качественные реакции галогенид-ионы. Применение соединений галогенов.
Общая характеристика элементов VIA-группы. Сера в природе и её получение. Аллотропные модификации серы и их свойства. Химические свойства серы и её применение.
Сероводород: строение молекулы, физические и химические свойства, получение и значение. Сероводородная кислота. Сульфиды и их значение. Люминофоры.
Оксид cеры(IV), сернистая кислота, сульфиты. Качественная реакция на сульфит-ион.
Оксид серы(VI), серная кислота, сульфаты. Кристаллогидраты.
Серная кислота как сильный электролит. Свойства разбавленной серной кислоты как типичной кислоты: взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями и амфотерными гидроксидами, солями. Качественная реакция на сульфат-ион.
Общая характеристика элементов VA-группы. Азот, строение его атома и молекулы. Физические и химические свойства и применение азота. Азот в природе и его биологическая роль.
Аммиак, строение молекулы и физические свойства. Аммиачная вода, нашатырный спирт, гидрат аммиака. Донорно-акцепторный механизм образования связи в катионе аммония. Восстановительные свойства аммиака. Соли аммония и их применение. Качественная реакция на катион аммония.
Оксиды азота: несолеобразующие и кислотные. Азотистая кислота и нитриты. Азотная кислота, её получение и свойства. Нитраты.
Фосфор, строение атома и аллотропия. Фосфиды. Фосфин. Оксид фосфора (V) и фосфорная (ортофосфорная) кислота. Фосфаты.
Общая характеристика элементов IVA-группы: особенности строения атомов, простых веществ и соединений в зависимости от положения элементов периодической системе. Углерод. Аллотропные модификации: алмаз, графит. Аморфный углерод: сажа, активированный уголь. Адсорбция. Химические свойства углерода. Коксохимическое производство и его продукция. Карбиды. Оксид углерода(П): строение молекулы, получение и свойства. Оксид углерода(IV): строение молекулы, получение и свойства. Угольная кислота. Соли угольной кислоты: карбонаты и гидрокарбонаты. Техническая и пищевая сода.
Органическая химия. Углеводороды.
Метан, этан и пропан как предельные (насыщенные) углеводороды. Этилен и ацетилен как непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Структурные формулы веществ. Горение углеводородов. Реакции дегидрирования предельных углеводородов.
Спирты. Этиловый спирт, его получение, применение и физиологическое действие. Трёхатомный спирт глицерин. Уксусная кислота как представитель карбоновых кислот.
Кремний: строение атома и нахождение в природе. Силициды и силан. Свойства кремния. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и её соли.
Производство стекла и цемента. Продукция силикатной промышленности: оптическое волокно, керамика, фарфор, фаянс. Оптическое волокно.
Неметаллы в природе. Фракционная перегонка жидкого воздуха как способ получения кислорода, азота и аргона. Получение фосфора, кремния, хлора, иода. Электролиз растворов.
Получение серной кислоты: сырьё, химизм, технологическая схема, метод кипящего слоя, принципы теплообмена, противотока и циркуляции. Олеум. Производство аммиака: сырьё, химизм, технологическая схема.
Практические работы
- Изучение свойств соляной кислоты.
- Изучение свойств серной кислоты.
- Получение аммиака и изучение его свойств.
- Получение углекислого газа. Качественная реакция на карбонат-ионы.
Металлы и их соединения
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение атомов и кристаллов металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Физические свойства металлов: электро- и теплопроводность, отражающая способность, пластичность. Чёрные и цветные металлы.
Металлы как восстановители. Электрохимический ряд напряжений. Взаимодействие металлов с неметаллами, оксидами, кислотами, солями. Алюминотермия.
Общая характеристика элементов IA-группы. Оксиды и гидроксиды щелочных металлов, их получение, свойства, применение. Важнейшие соли щелочных металлов, их значение в природе и жизни человека.
Общая характеристика элементов IIА-группы. Оксиды и гидроксиды щелочноземельных металлов, их получение, свойства и применение. Важнейшие соли щелочноземельных металлов, их значение в природе и жизни человека. Карбонаты и гидрокарбонаты кальция.
Временная и постоянная жёсткость воды. Способы устранения временной жёсткости. Способы устранения постоянной жёсткости.
Соединения алюминия в природе. Химические свойства алюминия. Особенности оксида и гидроксида алюминия как амфотерных соединений. Важнейшие соли алюминия (хлорид, сульфат).
Особенности строения атома железа. Железо в природе. Важнейшие руды железа. Получение чугуна и стали. Оксиды и гидроксиды железа(П) и (Ш). Соли железа(II) и (III). Обнаружение катионов железа в растворе. Значение соединений железа.
Коррозия газовая (химическая) и электрохимическая. Защита металлов от коррозии. Металлы в природе. Понятие о металлургии. Чёрная и цветная металлургия. Пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия. Доменный процесс. Переработка чугуна в сталь. Электролиз расплавов.
Примерные лабораторные опыты
- Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II).
- Получение известковой воды и опыты с ней.
- Получение гидроксидов железа(II) и (III).
- Качественные реакции на катионы железа.
Практические работы
- Жёсткость воды и способы её устранения.
- Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».
Химия и окружающая среда
Строение Земли: ядро, мантия, земная кора, литосфера, гидросфера, атмосфера. Химический состав Земли. Горные породы. Минералы. Руды. Осадочныегорные породы. Полезные ископаемые.
Источники химического загрязнения окружающей среды. Глобальные экологические проблемы человечества: нарушение биогеохимических круговоротов химических элементов, потепление климата, кислотные дожди и др. Озоновые дыры. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды от химического загрязнения. «Зелёная химия».
Примерные лабораторные опыты
Обобщение знаний по химии курса основной школы
Строение атома в соответствии с положением химического элемента в периодической системе. Строение вещества: химическая связь и кристаллическая решётка. Зависимость свойств, образованных элементами простых веществ (металлов, неметаллов, благородных газов) от положения элементов в периодической системе. Типология неорганических веществ, разделение их на классы и группы. Представители.
Признаки и условия протекания химических реакций. Типология химических реакций по различным признакам. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции.
Химические свойства простых веществ. Характерные химические свойства солеобразующих оксидов, гидроксидов (оснований, кислородсодержащих кислот и амфотерных гидроксидов), солей.
Раздел 4. Тематическое планирование курса химии с указаниемколичества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Виды деятельности учащихся на уроках технологии: участвуют во фронтальной работе, работают в группах, в парах, работают индивидуально.
По форме выполнения задания: слушают, читают, объясняют, наблюдают, строят модель, отвечают, комментируют, оценивают, дополняют.
Основные виды деятельности на уроке: беседы, деловые игры, практические и исследовательские работы,практические работы, домашние работы, проекты, самостоятельные работы.
9 класс
Раздел | Кол-во часов | Практические работы | Тестовые работы |
Повторение и обобщение сведений по курс 8 класс. Химические реакции | 7 | 1 | 1 |
Химические реакции | 7 | 1 | 1 |
Неметаллы и их соединения | 26 | 3 | 1 |
Металлы и их соединения | 17 | 2 | 1 |
Химия и окружающая среда | 2 | ||
Обобщение знаний по химии за курс основной школы | 8 | 1 | |
Итог | 69 | 7 | 5 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ СОШ №15 от 31.08.22 г. №____ Председатель ШМС ________ О.Н.Радкова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______ О.Н.Радкова _____________ г. |
Приложение №1. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата урока | Тема раздела, урока, практической работы. | Кол-во часов | Вид контроля |
Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса.Химические реакции (7ч) | ||||
1 | 1.09.22 | Инструктаж по ТБ.Характеристика химического элемента. | 1 ч | Устный опрос |
2 | 7.09.22 | Классификация химических реакции.Предметхимии.Роль химии в жизни человека | 1 ч | Устный опрос |
3 | 8.09.22 | Входная диагностика по химии за 8 класс | 1 ч | Контрольная работа |
4 | 14.09.22 | Классификация химических реакций по различным признакам.методы изучения химии | 1 ч | Устный опрос |
5 | 15.09.22 | Понятие о скорости химической реакции.Агрегатное состояние вещест.Катализ | 1 ч | Устный опрос |
6 | 21.09.22 | Понятие о скорости химической реакции .Катализ | 1 ч | Работа с карточками |
7 | 22.09.22 | Контрольная работа №1:Химические реакции | 1 ч | Устный опрос |
Химические реакции в растворах(10ч) | ||||
8 | 28.09.22 | Электролитическая диссоциация | 1 ч | Устный опрос |
9 | 29.09.22 | Основные положения ТЭД | 1 ч | Устный опрос |
10 | 5.10.22 | Химические свойства кислот как электролитов | 1 ч | Устный опрос |
11 | 6.10.22 | Химические свойства кислот как электролитов | 1 ч | Устный опрос |
12 | 12.10.22 | Химические свойства кислот как электролитов | 1 ч | Работа с карточками |
13 | 13.10.22 | Химические свойства кислот как электролитов | 1 ч | Устный опрос |
14 | 19.10.22 | Понятие о гидролизе солей | 1 ч | Устный опрос |
15 | 20.10.22 | Практическая работа 1.Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация». | 1 ч | Практическая работа |
16 | 26.10.22 | Обобщение и систематизация знаний по теме : «Химические реакции в растворах электролитов» | 1 ч | Устный опрос |
17 | 27.10.22 | Контрольная работа № 2 по теме: «Химические реакции в растворах электролитов» | 1 ч | Контрольная работа |
Неметаллы и их соединения(26ч) | ||||
18 | 9.12.22 | Общая характеристика неметаллов | 1 ч | Устный опрос |
19 | 10.12.22 | Общая характеристика элементов VIIAгруппы-галогенов | 1 ч | Работа с карточками |
20 | 16.11.22 | Соединения галогенов | 1 ч | Письменная работа |
21 | 17.11.22 | Практическая работа 2 изучение свойств соляной кислоты | 1 ч | Практическая работа |
22 | 23.11.22 | Общая характеристика элементов VIA-группы-халькогенов.Сера | 1 ч | Устный опрос |
23 | 24.11.22 | Сероводород и сульфиды | 1 ч | Практическая работа |
24 | 30.11.22 | Кислородные соединения серы | 1 ч | Устный опрос |
25 | 1.12.22 | Практическая работа 3 изучения свойств серной кислоты | 1 ч | Устный опрос |
26 | 7.12.22 | Общая характеристика химических элементов VA-группы.Азот | 1 ч | Работа с карточками |
27 | 8.12.22 | Амммиак .Соли аммония | 1 ч | Устный опрос |
28 | 14.12.22 | Практическая работа 4.Получение аммиака и изучение его свойств | 1 ч | Устный опрос |
29 | 15.12.22 | Контрольная работа №3 «Неметаллы.Сера» | 1 ч | Практическая работа |
30 | 21.12.22 | Кислородные соединения азота | 1ч | Устный опрос |
31 | 22.12.22 | Кислородные соединения азота | 1 ч | Устный опрос |
32 | 11.01.23 | Фосфор и его соединения | 1 ч | Устный опрос |
33 | 12.01.23 | Общая характеристика элементов IVA-группы.Углерод | 1 ч | Устный опрос |
34 | 18.01.23 | Кислородные соединения углерода | 1 ч | Устный опрос |
35 | 19.01.23 | Углеводороды | 1 ч | Практическая работа |
36 | 25.01.23 | Кислородсодержащие органические соединения | 1 ч | Устный опрос |
37 | 26.01.23 | Кремний и его соединения | 1 ч | Устный опрос |
38 | 1.02.23 | Силикатная промышленность | 1 ч | Устный опрос |
39 | 2.02.23 | Практическая работа №5 Получение углекислого газа и получение его свойств. | 1 ч | Устный опрос |
40 | 8.02.23 | Получение неметаллов | 1 ч | Работа с карточками |
41 | 9.02.23 | Получение важнейших химических соединений неметаллов | 1 ч | Устный опрос |
42 | 15.02.23 | Обобщение по теме: « неметаллы и их соединения» | 1 ч | Устный опрос |
43 | 16.02.23 | Контрольная работа №4 теме: « неметаллы и их соединения» | 1 ч | Контрольная работа |
Металлы и их соединения(17ч) | ||||
44 | 22.02.23 | Общая характеристика металлов | 1 ч | Устный опрос по карточкам |
45 | 1.03.23 | Химические свойства металлов | 1 ч | Письменная работа |
46 | 2.03.23 | Общая характеристика IA-группы | 1 ч | Устный опрос |
47 | 9.03.23 | Общая характеристика IA-группы | 1 ч | Устный опрос |
48 | 15.03.23 | Общая характеристика IIA-группы | 1 ч | Устный опрос |
49 | 16.03.23 | Общая характеристика IIA-группы | 1 ч | Устный опрос |
50 | 29.03.23 | Жесткость воды и способы ее устранения | 1 ч | Работа по карточкам |
51 | 30.03.23 | Жесткость воды и способы ее устранения | 1 ч | Практическая работа |
52 | 5.04.23 | Практическая работа №6.Жесткость воды и способы ее устранения | 1 ч | Устный опрос |
53 | 6.04.23 | Алюминий и его соединения | 1 ч | Работа по карточкам |
54 | 12.04.23 | Железо и его соединения | 1 ч | Устный опрос |
55 | 13.04.23 | Практическая работа №7Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» | 1 ч | Устный опрос |
56 | 19.04.23 | Коррозия металлов и способы от нее | 1 ч | Устный опрос |
57 | 20.04.23 | Металлы в природе.Понятие о металлургии | 1 ч | Устный опрос |
58 | 26.04.23 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы» | 1 ч | Устный опрос |
59 | 27.04.23 | Контрольная работа №5 по теме «металлы» | 1ч | Контрольная работа |
Химия и окружающая среда (2ч) | ||||
60 | 3.05.23 | Химический состав планеты Земля | 1 ч | Устный опрос |
61 | 4.05.23 | Охрана окружающей среды от химического загрязнения | 1 ч | Письменная работа |
Обобщение знаний по химии за курс основной школы(7ч) | ||||
62 | 10.05.23 | Вещества | 1 ч | Устный опрос |
63 | 11.05.23 | Химические реакции | 1 ч | Письменная работа |
64 | 17.05.23 | Основы неорганической химии | 1 ч | Работа по карточкам |
65 | 18.05.23 | Основы неорганической химии | 1 ч | Устный опрос |
66 | 24.05.23 | Промежуточная аттестация | 1 ч | Контрольная работа |
67 | 25.05.23 | Подведение итогов | 1 ч | Устный опрос |
Приложение №2. Система учёта и контроля достижений планируемых результатов.
Контрольная работа № 1 по теме: «Химические реакции в растворах электролитов»
ариант 1.
- Что такое электролитическая диссоциация?
1) процесс распада электролита на отдельные атомы; 2) самораспад вещества на отдельные молекулы; 3) процесс образования ионов; 4) процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении.
- Какое уравнение диссоциации записано правильно:
- FeCl3 = Fe2+ + 3Cl-;
2) FeCl3 = Fe3+ + 3Cl-;
3) FeCl3 = Fe3+ + 2Cl-;
4) FeCl3 = Fe3+ + Cl3-.
- Процесс диссоциации азотной кислоты можно выразить уравнением:
- HNO3 ↔ H+ + 3NO-;
2) HNO3 ↔ H+ + NO3-;
3) HNO3 ↔ H+1 + NO3-1;
4) HNO3 ↔ 3H+ + 3NO-.
- Как называются электролиты, которые при диссоциации образуют катионы водорода и анионы кислотного остатка:
1) кислоты; 2) основания; 3) соли; 4) оксиды.
- Все общие свойства оснований обусловлены наличием:
1) катионов водорода; 2) катионов металлов; 3) анионов кислотного остатка; 4) гидроксид анионов.
- Что обозначает выражение «степень диссоциации кислоты равна 25%»:
1) 25% всех молекул кислоты не диссоциируют на ионы; 2) 25% всех молекул кислоты диссоциируют на ионы; 3) 25% всех частиц в растворе кислоты – ионы; 4) 25% всех частиц в растворе кислоты – молекулы.
- Электролиты – это:
- оксиды, растворимые в воде; 2) вода; 3) кислоты, соли и основания растворимые в воде;
4) кислоты, соли и основания нерастворимые в воде.
- Кислотная среда раствора определяется:
1) катионом водорода Н+; 2) гидроксид анионом ОН-; 3) наличием обоих ионов одновременно Н+ОН-; 4) другим ионом.
- Индикатор – это вещество, которое при взаимодействии с данным веществом:
1) образует осадок; 2) образует воду; 3) образует газ; 4) изменяет цвет.
- Для определения наличия в растворе сульфат аниона SO42− необходимо добавить раствор содержащий:
1) катион алюминия Al3+; 2) карбонат анион CO32−; 3) катион водорода H+; 4) катион бария Ba2+.
- По таблице растворимости определите, какое из перечисленных веществ относится к неэлектролитам:
1) NaOH; 2) CuSO4; 3) Mg(OH)2; 4) HCl.
- Нейтральная среда раствора определяется:
1) катионом водорода Н+; 2) гидроксид анионом ОН-; 3) наличием обоих ионов одновременно Н+ОН-; 4) другим ионом.
- Фенолфталеин в щелочной среде приобретает окраску:
1) красную; 2) малиновую; 3) синюю; 4) фиолетовую.
- Для определения наличия в растворе карбонат аниона СО32− необходимо добавить раствор содержащий:
1) катион водорода Н+; 2) карбонат анион CO32−; 3) катион серебра Ag+; 4) катион бария Ba2+.
15. Какая из данных кислот является сильным электролитом:
1) серная; 2) кремневая; 3) угольная; 4) фосфорная.
!6. Напишите реакцию ионного обмена для веществ:
FeCl3 + NaOН =
Тест №7 Тема: «Реакции в растворах электролитов»
Вариант 2.
- Какие вещества называются кристаллогидратами:
1) твёрдые вещества, в состав которых входит химически связанная вода; 2) твёрдые вещества растворимые в воде; 3) твёрдые вещества нерастворимые в воде; 4) твёрдые вещества, реагирующие с водой.
- Какое уравнение диссоциации записано правильно:
1) Cu(NO3)2 = Cu2+ + NO6−; 2) Cu(NO3)2 = Cu2+ + 6NO-; 3) Cu(NO3)2 = 2Cu2+ + NO3-;
4) Cu(NO3)2 = Cu2+ + 2NO3-;
- Процесс диссоциации гидроксида кальция можно выразить уравнением:
1) Ca(OH)2 ↔ Ca2+ + OH-; 2) Ca(OH)2 ↔ Ca+2 + OH-; 3) Ca(OH)2 ↔ Ca2+ + 2OH-; 4) Ca(OH)2 ↔ Ca+2 + OH-1.
- Как называются электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и анионы кислотного остатка:
1) кислоты; 2) основания; 3) соли; 4) оксиды.
- Все общие свойства кислот обусловлены наличием:
1) катионов водорода; 2) катионов металлов; 3) анионов кислотного остатка; 4) гидроксид анионов.
- Что обозначает выражение «степень диссоциации гидроксида натрия равна 40%»:
1) 40% всех молекул гидроксида натрия не диссоциируют на ионы; 2) 40% всех молекул гидроксида натрия диссоциируют на ионы; 3) 40% всех частиц в растворе гидроксида натрия – ионы; 4) 40% всех частиц в растворе гидроксида натрия – молекулы.
- По таблице растворимости определите, какое из перечисленных веществ относится к электролитам:
1) NaCl; 2) Cu(OH)2; 3) CaCO3; 4) H2SiO3.
- Щелочная среда раствора определяется:
1) катионом водорода Н+; 2) гидроксид анионом ОН-; 3) наличием обоих ионов одновременно Н+ОН-; 4) другим ионом.
- Для определения кислотной среды удобно пользоваться индикаторами:
1) фенолфталеином и лакмусом; 2) метилоранжем и фенолфталеином; 3) универсальным, лакмусом и метилоранжем; 4) универсальным и фенолфталеином.
- Для определения наличия в растворе хлорид аниона Cl− необходимо добавить раствор содержащий:
1) катион алюминия Al3+; 2) карбонат анион CO32−; 3) катион серебра Ag+; 4) катион бария Ba2+.
11. Если вещество является электролитом, то в таблице растворимости оно обозначено буквой:
1) М; 2) Н; 3) ?; 4) Р.
12. Сколько сред раствора существует:
1) две; 2) три; 3) четыре; 4) пять.
- Для определения щелочной среды удобно пользоваться индикаторами:
1) лакмусом; 2) метилоранжем; 3) универсальным, лакмусом и метилоранжем; 4) универсальным и фенолфталеином.
- Для определения наличия в растворе катиона серебра Ag+ необходимо добавить раствор содержащий:
1) катион водорода Н+; 2) хлорид анион Cl−; 3) катион серебра Ag+; 4) катион бария Ba2+.
15. Какая из данных кислот является слабым электролитом:
1) серная; 2) соляная; 3) азотная; 4) угольная.
Ответы.
1 вариант
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
1) | х | х | х | х | |||||||||||
2) | х | х | х | х | |||||||||||
3) | х | х | х | ||||||||||||
4) | х | х | х | х |
2 вариант
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
1) | х | х | х | ||||||||||||
2) | х | х | х | х | |||||||||||
3) | х | х | х | х | |||||||||||
4) | х | х | х | х |
Система оценивания контрольной работы:
15 заданий
1 задание -1 балл
Критерий оценки
14-15 баллов- оценка «5»
12-13 баллов - оценка «4»
10-11 баллов - оценка «3»
Менее 11 баллов - оценка «2»
Контрольная работа №2 теме: « неметаллы и их соединения»
Какую аллотропную модификацию сере НЕ ОБРАЗУЕТ ?
А. Моноклинная В. Ромбическая
Б. Пластическая Г. Графит
2. С какими, из предложенных элементов, азот реагирует при обычных условиях?
А. Литий В. Кремний
Б. Калий Г. Водород
3. Какой элемент, кроме кислорода, образует природное соединение кварц?
А. Сера В. Кремний
Б. Азот Г. Хлор
4. Хлор при обычных условиях:
А. Газ, желтого цвета с раздражающим запахом
Б. Жидкость , красно-коричневого цвета со зловонным запахом
В. Твердое вещество с металлическим блеском, пары фиолетовые
Г. Газ, желто-зеленого цвета с удушающим запахом.
5. Какая степень окисления характерна кислороду в пероксидах?
А. -2 В. +2
Б. -1 Г. +1
6. Укажите, какое химическое уравнение описывает процесс промышленного получения азотной кислоты :
А. 2NO2 + H2O = HNO2 + HNO3 В. 4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3
Б. Ba(NO3)2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HNO3 Г. N2O5 + H2O = 2HNO3
7. Определите коэффициент перед окислителем в реакции:
Cu + HNO3 (конц) Cu(NO3)2 + NO2 + H2O
А. 4 В. 1
Б. 2 Г. 3
8. Основным компонентом болотного газа является:
А. PH3 В. H2S
Б. CH4 Г. HCl
9. С разбавленной серной кислотой реагируют все вещества ряда:
А. C, MgO, Cu В. P2O5, KOH, MgCl2
Б. CuO, Na2CO3, Zn Г.BaCl2, Mg(OH)2, S
10. Элемент с самым высоким значением электроотрицательности – это:
А. Водород В. Кислород
Б. Фтор Г. Азот
Задания № 11-13 на установление соответствия, последовательность букв запишите в таблицу.
11. Установите соответствие между веществами и реагентами, с каждым из которых оно может реагировать:
1. Cl2 А. O2, H2SO4 (конц)
2. СО Б. СuO, O2
3. S В.KBr (раствор), NaOH
Г. N2, HCl
1 | 2 | 3 |
|
|
|
12. Установите соответствие между уравнением и свойством элемента азота, которое он проявляет в этой реакции:
1. 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O А. Является окислителем
2. N2 + 6Li = 3Li3N Б. Является восстановителем
3. NH4NO2 = N2 + 2H2O В. И окислитель и восстановитель
4. Na2SO4 + Ba(NO3)2 = 2NaNO3 + BaSO4 Г. Ни окислитель ни восстановитель
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
|
|
13. Установите соответствие между левой и правой частью уравнения:
1. C + H2SO4 (конц) А. KCL + KClO + H2O
2. P + HNO3 (конц) Б. H3PO4 + NO2 + H2O
3. Сl2 + KOH В. CO2 + SO2 + H2O
Г. P2O5 +NO + H2O
1 | 2 | 3 |
|
|
|
При выполнении заданий 14-15 дайте краткий ответ в виде числа. Ответ запишите в специальном поле для записи ответа.
14. При сгорании серы массой 6,4 грамма в кислороде образовался сернистый газ объемом _____литров?
15. В реакции взаимодействия натрия с концентрированной кислотой
Na + H2SO4 (конц) Na2SO4 + H2S + H2O
сумма всех коэффициентов равна _______?
ОТВЕТЫ
1 – Г
2 – А
3 – В
4 – Г
5 – Б
6 – В
7 – А
8 – Б
9 – Б
10 – Б
11 – ВБА
12 – БАВГ
13 – ВБА
14 – 4,48
15 - 22
Система оценивания контрольной работы:
15 заданий
1 задание -1 балл
Критерий оценки
14-15 баллов- оценка «5»
12-13 баллов - оценка «4»
10-11 баллов - оценка «3»
Менее 11 баллов - оценка «2»
Контрольная работа №3 по теме «металлы»
Вариант 1.
- В металлах тип связи:
- ковалентная полярная; 2) ионная; 3) металлическая; 4) ковалентная неполярная.
- Во внутреннем строении металлов имеются:
1) только катионы; 2) только анионы; 3) катионы и анионы; 4) катионы и нейтральные атомы.
- Жидкий металл при комнатной температуре – это:
1) железо; 2) ртуть; 3) золото; 4) литий.
- Золото алхимики считали символом:
1) Венеры; 2) Марса; 3) Солнца; 4) Сатурна.
- Неправильное суждение, о том, что все металлы:
1) обладают ковкостью; 2) обладают металлическим блеском; 3) обладают электропроводностью; 4) летучие вещества.
- Наиболее твёрдый металл:
1) натрий; 2) хром; 3) свинец; 4) литий.
- Металл, обладающий наибольшей плотностью:
1) железо; 2) медь; 3) золото; 4) титан.
- Лучше отражает свет:
1) свинец; 2) серебро; 3) цинк; 4) железо.
- Среди перечисленных веществ укажите те, которые являются металлами:
- кремний; 2) бериллий; 3) бор; 4) алюминий; 5) калий; 6) аргон; 7) сера; 8) олово.
Ответ дайте в виде последовательности цифр в порядке их возрастания.
Вариант 2.
- Металлы для завершения слоя:
1) отдают электроны; 2) принимают электроны; 3) отдают или принимают электроны; 4) у них слой завершённый.
2. Связь в металлах между катионами осуществляют:
1) свободные электроны; 2) анионы; 3) протоны; 4) нейтроны.
3. Самый пластичный из драгоценных металлов:
1) серебро; 2) платина; 3) золото; 4) ртуть.
- Медь алхимики считали символом:
1) Венеры; 2) Марса; 3) Солнца; 4) Сатурна.
5. Наиболее мягкий металл:
1) хром; 2) титан; 3) молибден; 4) свинец.
6. Наиболее тугоплавкий металл:
1) вольфрам; 2) ртуть; 3) золото; 4) титан.
7. Металл, обладающий наименьшей плотностью:
1) натрий; 2) олово; 3) свинец; 4) железо.
8. Обладает наибольшей электропроводностью:
1) железо; 2) золото; 3) алюминий; 4) серебро.
9. Расставьте перечисленные металлы в порядке увеличения плотности:
1) медь; 2) железо; 3) свинец; 4) алюминий; 5) золото.
Ответ дайте в виде последовательности цифр.
Ответы. Тема «Простые вещества – металлы»
1 вариант.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
1) | 2,4,5,8 | ||||||||
2) | х | х | х | ||||||
3) | х | х | х | ||||||
4) | х | х |
2 вариант.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
1) | х | х | х | х | х | 4,2,1,3,5 | |||
2) | |||||||||
3) | х | ||||||||
4) | х | х |
Нормы оценок:
1 вариант. 2 вариант
«5» - 1-2 ошибки «5» - 1-2 ошибки
«4» - 3-4 ошибки «4» - 3-4 ошибки
«3» - 5-6 ошибок «3» - 5-7 ошибок
Промежуточная аттестация
Вариант 1
1.Шесть электронов во внешнем электронном слое находятся у атома:
1) хлора 2)кислорода 3)азота 4)алюминия
2. Ковалентная полярная связь образуется между атомами
1) Li2O 2) Na2S 3) HCl 4)MgF2
3. Такую же степень окисления, как и в SO2, сера имеет в соединении
1)K2SO4 2) H2SO3 3) Na2S 4) SO3
4.Какуюформулуимеетсульфат-ион?
1) S0 2) SO32- 3) SO42- 4) S2-
5. Какое уравнение соответствует реакции соединения?
1)K2CO3 + 2HCl = 2KCI + CO2 +H2O
2)Fe2O3 + 3H2 = 2Fe + 3H2O
3)CaCO3 + CO2 + H2O = Ca(HCO3)2
4)4HNO3 = 4NO2 + O2 + 2H2O
6. Высший оксид химического элемента №13 периодической системы Д.И.Менделеева проявляет свойства:
- Основные
- кислотные
- амфотерные
4) нет верного ответа .
7. В реакцию с разбавленной серной кислотой вступает
1) медь 2) золото 3) цинк 4) кислород
8. Функциональную группу –CООН содержит:
1)этиловый спирт 2)метан 3)уксусная кислота 4)ацетилен
9. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?
А. Минеральная вода является чистым веществом.
Б. Духи являются смесью веществ.
1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
10.Металлические свойства у магния выражены сильнее, чем у:
1)бериллия 2)калия 3) кальция 4) натрия
В1. В порядке увеличения числа электронов во внешнем уровне расположены химические элементы следующих рядов:
1)Br – Cl – F 2) C – Si – Ge 3) Al – Si – P 4) C – N – O 5) Te – Se – S
B2. При взаимодействии азота с кальцием получается соль, состав и название которой ____________
С1. Этиленгликоль – двухатомный спирт, используется в качестве составной части антифриза –низкозамерзающей жидкости. Запишите структурные формулы двух гомологов этиленгликоля.
вариант 2
1.Число электронов во внешнем электронном слое атома с зарядом ядра +9 равно
1) 1 2) 2 3) 5 4) 7
2. Ковалентная неполярная связь образуется между атомами
1)NH3 2)SO3 3)Al 4) P.
3. Такую же степень окисления, как и в NH3, азот имеет в соединении
1)N2O3 2) HNO2 3) Ca3N2 4) Ba(NO3)2
4.Какую формулу имеет сульфид-ион?
1) S0 2) SO32- 3) SO42- 4) S2-
5. Какое уравнение соответствует реакции замещения?
1)CO2 + C = 2CO
2)2H2S + 3O2 = 2SO2 + 2H2O
3)2HCl + Ca(OH)2 = CaCl2 + 2H2O
4)Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑
6. Важнейшим свойство алмаза, на котором основано его применение, является:
- Тугоплавкость
- Высокая твердость
3) Высокая электропроводимость
4)Теплопроводность
7. В реакцию с соляной кислотой
1) ртуть 2) оксид магния 3) сероводород 4) сульфат бария
8. Функциональную группу –ОН содержит:
1)этиловый спирт 2)метан 3)уксусный альдегид 4)ацетилен
9. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?
А. Стекло является смесью веществ.
Б. Чугун является чистым веществом.
1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10.Металлические свойства у алюминия выражены сильнее, чем у
1) натрия 2)бария 3) бора 4) кальция
В1. В порядке уменьшения числа электронов во внешнем уровне расположены химические элементы следующих рядов:
1)N – О – F 2) C – Si – Ge 3) Al – Mg – Na 4) C – N – O 5) Br – Se – As
B2. При взаимодействии серы с кальцием получается соль, состав и название которой ____________
С1. Глицерин – трехатомный спирт, используется в пищевой промышленности, медицине, парфюмерии и косметологии. Запишите структурные формулы двух гомологов .
Ответы
1)4
2)4
3)3
4)2
5)4
6)4
7)2
8)3
9)1
10)3
В1-3,5
В2-1,3
С1
Система оценивания контрольной работы:
13 заданий
А-задания -1 балл
В-задания -2балла
С-Задания -3 балла
Критерий оценки
15-17 баллов- оценка «5»
12-14 баллов - оценка «4»
9-11 баллов - оценка «3»
Менее 9 баллов - оценка «2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....
Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка. Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобр...
рабочая программа элективного курса по химии 8 класс "Занимательная химия"
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии 8 класс "Занимательная химия"...
рабочая программа элективного курса по химии 11 класс "экспериментальная химия"
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии 11 класс "экспериментальная химия"...
Рабочая программа элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"...
Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11
Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11...
Рабочая программа и КТП по химии для 8 класса средней школы «Химия 8 класс" О.С.Габриелян. ФГОС
Рабочая программа учебного курса по химии для 8 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, на базе программы основного общего образования по химии и авторской Программы основного общего обра...