Рабочая программа и КТП по химии 8 класс
календарно-тематическое планирование по химии

Коцарева Мария Федоровна

Рабочая программа по химии 8 класс (2022г.),2 часа в неделю ,68ч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_himii_8_klass.docx100.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ  

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА 15

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №15

Приказ от  № ___

____________

печать

   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Химия»_

наименование учебного предмета (курса)

Естественнонаучное направление

на базе центра «Точка Роста»

основное общее образование 8 класс

уровень образования

        

Количество часов, в неделю

8 класс – 2 часа

Общее количество часов на 2022-23 учебный год

в 8  классе - 68 часов

                       Учитель       Коцарева Мария Федоровна

Учебники,  используемые при реализации программы:

Химия 8 класс, О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А.Сладков,  Просвещение 2019 г.

        2022 год

Раздел 1.Пояснительная записка к рабочей  программе по химии

Название курса

химия

Класс

8

Срок реализации

1 год (2022-2023 уч. год)

Разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)

Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №15

Программа разработана на основе примерной рабочей программы. Предметная линия учебников  О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А.Сладков.Базовый уровень.  Химия 8 класс.

УМК

Химия 8 класс, О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А.Сладков,  Просвещение 2019 г.

Количество часов

8 класс: 68ч (в неделю- 2ч), из них 4 тестовых работы, 6 практических работ

Составители

Коцарева Мария Федоровна

Цель курса

-формирование у учащихся химической картины мира, органической части его целостной естественно-научной картины;

-развитие познавательных интересов,интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения ими химической науки и ее вклада в современный научно-технический прогресс; формирование важнейших логических операций мышления (анализ,синтез,обобщение,конкретизация,сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении и свойствах химических веществ.

-воспитание убежденности в том, что применение полученных знаний и умений по химии является объективной необходимостью для безопасной работы с веществами и материалами в быту и на производстве.

Формирование УУД.

-формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

-осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

-овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

-формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

-приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

-формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф;

-для слепых и слабовидящих обучающихся: владение правилами записи химических формул с использованием рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля;

-для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение основными доступными методами научного познания, используемыми в химии.

Краткое содержание курса 8 класс

Начальные понятия и законы химии;

Важнейшии представители неорганических веществ;

Основные классы неорганических соединений;

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома

Химическая связь .Окислительно-восстановительные реакции

Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу.

Личностные : У учащихся будут сформированы:

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

 Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

 Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные

Учащиеся научатся:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

 • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

 • давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

 • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

 • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

 • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

 • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Коммуникативные

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные

-формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

-осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

- овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

- формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

- приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

- формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф;

- для слепых и слабовидящих обучающихся: владение правилами записи химических формул с использованием рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля;

- для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение основными доступными методами научного познания, используемыми в химии.

К концу 8 класса ученик обучающийся:

знает/понимает:

  •  химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

умеет:

  • называть: знаки химических элементов, изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  •  объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  •  выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических (кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат -, карбонат-ионы, ионы аммония) и органических веществ;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю растворённого вещества в  растворе, количество вещества, объём или массу реагентов или продуктов реакции.
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
  •  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Ученик получит возможность научиться:

* объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

* определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

* экологически грамотного поведения в окружающей среде;

* оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

* безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

* приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве.

Раздел 3. Содержание учебных программ, курса.

Первоначальные химические понятия

Тела  и вещества.  Свойства веществ. Эталонные физические свойства веществ. Материалы и материаловедение. Роль химии современного общества. Отношение общества к химии: хемофилия и хемофобия.

Методы изучения химии. Наблюдение.Эксперимент .Моделирование.Модели материальные и знаковые, или символьные.

Газы. Жидкости. Твердые вещества. Взаимные переходы между агрегатными состояниями вещества: возгонка(сублимация) и десублимация, конденсация и испарение, кристализация и плавление.

Физические явления. Чистые вещества и смеси. Гомогенные и гетерогенные смеси. Смеси газообразные, жидкие и твердые. Способы разделения смесей: перегонка, или дистилляция, отстаивание, фильтрование, кристализация или выпаривание. Хроматография. Применение этих способов в лабораторной практике, на производстве и в быту.

Химические элементы. Атомы и молекулы . простые и сложные вещества. Аллотропия и на примере кислорода. Основные положения атомно-молекулярного учения. Ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Знаки (символы) химических элементов. Информация, которую несут знаки химических элементов. Этимология названий некоторых химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева: короткопериодный и длиннопериодный варианты. Периоды и группы. Главная и побочные подгруппы, или А- и Б-группы. Относительная атомная масса.

Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элементы в соединении. Информация, которую несут химические формулы.

Валентность. Структурные формулы. Химические элементы с постоянной и переменной валентностью. Вывод формулы соединения по валентности. Определение валентности химического элемента  по формуле вещества. Составление названий соединений, состоящих из двух химических элементов, по валентности. Закон постоянства веществ.

Химические реакции. Реагенты и продукты реакции. Признаки химических реакции. Условия протекания и прекращения. Реакция горения. Экзотермические и эндотермические реакции.

Закон сохранения массы веществ .Химические уравнения. Составление химических уравнений. Информация , которую несет химическое уравнение.

Классификация химических реакций по составу и числу реагентов и продуктов. Типы химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена. Катализаторы и катализ.

Примерные лабораторные работы

- Ознакомление с коллекцией лабораторной посуды.

-Проверка герметичности прибора для получения газов.

-Приготовление гетерогенной смеси порошков серы с железом и их разделение.

-Взаимодеиствие растворов хлоридов и иодидов калия с раствором нитрата серебра.

- Получение гидроксида меди(II) и его взаимодействие с серной кислотой.

- Взаимодеиствие раствора соды с кислотой.

- Проверка законна и сохранения массы веществ на примере взаимодействий щелочи с кислотой.

- Проверка закона сохранения массы веществ на примере взаимодействия щелочи с солью железа(II).

-Разложение пероксида ворода с помощью оксида марганца (IV).

-Замещение железом меди в медном купоросе.

Практические работы

1.Правила техники безопасности и некоторые виды работ в химической лаборатории.

2.Наблюдение за горящей свечой.

3.Анализ почвы.

Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии.

Состав воздуха. Понятие об объемной лоде компонента природной газовой смеси-воздуха. Растет объема компонента газовой смеси по его объемной доле и наоборот.

Кислород. Озон . Получение кислорода. Собирание и распознание кислорода. Химические свойства кислорода. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.

Оксиды. Образование названий оксидовпо их формулам. Составление формул оксидов по их названиям. Представители оксидов: вода и углекислый газ, негашенная известь.

Водород в природе физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Кислоты и, их состав и классификация. Индикаторы. Таблица растворимости. Серная и соляная кислоты, их свойства и применение.

Соли, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей.

Постоянная Авогадро.Количества вещества. Моль. Молярная масса. Кратные единицы измерения количества вещества- миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «постоянная Авогадро».

Закон Авогадро. Молярный объем газообразных веществ. Относительная плотность газа по другому газу.

Кратные единицы измерения- миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», « молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро».

Гидросфера. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды.

Основания, их состав. Растворимость оснований в воде. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Представители щелочей.

Растворитель и растворенное вещество. Растворы. Растворение. Гидраты. Массовая доля растворенного вещества. Расчеты, связанные с использованием понятия «массовая доля растворенного вещества».

Примерные лабораторные работы

-Помутнение известковой воды при пропускании углекислого газа.

-Получение водорода взаимодействием цинка с соляной кислотой.

-Распознание кислот с помощью индикаторов.

-Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

-Ознакомление с препаратами домашней или школьной аптечки: растворами пероксида водорода, спиртовой настойки йода, аммиака.

Практические работы

4.Получение , собирание и распознавание кислорода.

5. Получение, собирание и распознавание водорода.

6.Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

Основные классы неорганических соединений

Обобщение сведений об оксидах, их классификации, названиях и свойствах. Способы получения оксидов.

Основания, их классификация , названия и свойства. Взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. Способы получения оснований.

Кислоты, их классификация и названия. Общие химические свойства кислот. Взаимодеиствие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с солями. Получение бескислородных и кислородосодержащих кислот.

Примерные лабораторные работы

-Взаимодеиствие  оксида кальция с водой.

-Помутнение известковой воды.

-Реакция нейтрализации.

-Получение гидроксида меди(II) и его взаимодействие с кислотой.

-Разложение гидроксида меди(II) при нагревании.

-Взаимодеиствие кислот с металлами.

-Взаимодействие кислот с солями.

-Ознакомление с коллекциеи солей.

-Взаимодействие сульфата меди (II) с железом.

-Взаимодействие солей с солями.

-Генетическая связь между классами неорганических веществ на примере соединений меди.

Практические работы

7. Решение экспериментальных задач по теме :« Основные классы неорганических соединений».

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.

Естественные семейства химических элементов:щелочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные газы. Амфотерность. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Комплексные соли.

Открытие Д.И.Менделеевым периодического закона и создание им периодической системы химических элементов .

Атомы как форма существования химических элементов основные сведения о строении атома. Опыты Резерфорда.Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер.

Микромир. Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов 1-20. Понятие о завершенном электронном слое.

Изотопы. Физический смысл символики периодической системы. Современная формулировка периодического закона. Изменения свойств элементов в периодах и группах как функция строения электронных оболочек атомов.

Характеристика элемента-металла и элемента-неметалла по их положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Примерные лабораторные опыты

-Получение амфотерного гидроксида и исследование его свойств.

Химическая связь.Окислительно-восстановительные реакции.

Ионная химическая связь. Ионны, образованные атомами металлов и неметаллов. Схемы образования ионной связи для бинарных соединений. Ионные кристаллические решетки и физические свойства веществ с этим типом решеток.

Ковалентная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Понятие о валентности. Ковалентная неполярная связь.Молекулярные и атомные кристаллические решетки и свойства веществ с этим типом решеток.

Электроотрицательность . Ряд электроотрицательности. Ковалентная полярная химическая связь. Диполь. Схемы образования ковалентной полярной связи для бинарных соединений . Молекулярные и атомные кристаллические решетки и свойства с этим типом решеток.

Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом решеток. Единая природа химических связей.

Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности.

Окислительно-восстановительные реакции.Составление уравнений окислительно-восстановительных реакции методом электронного баланса.

Примерные лабораторные работы

-Изготовление моделей, иллюстрирующей свойства металлической связи.

Раздел 4. Тематическое планирование курса химии с указанием

количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

 Виды деятельности учащихся на уроках технологии: участвуют во фронтальной работе, работают в группах, в парах, работают индивидуально.

По форме выполнения задания:  слушают,  читают, объясняют, наблюдают, строят модель (рисунки, схемы, чертеж), отвечают, комментируют, оценивают,  дополняют.

Основные виды деятельности на уроке: беседы, деловые игры, практические и исследовательские работы, лабораторные и практические работы, домашние работы, проекты, самостоятельные работы.

8 класс

Раздел

Кол-во часов

Практические работы

Тестовые работы

Начальные понятия и законы химии

21

2

1

Важнейшии представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии

20

3

1

Основные классы неорганических соединений

11

1

1

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.Строение атома

10

Химическая связь. Окислительно-восставительные реакции (8 ч)

8

1

Итог :

68

6

4

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического совета

МБОУ СОШ №15

от 31.08.21 г. №____

Председатель ШМС

________ О.Н.Радкова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______ О.Н.Радкова

_____________ г.

Приложение №1. Календарно-тематическое  планирование.

№ п/п

Дата урока

Тема раздела, урока, практической работы.

Кол-во часов

Вид

контроля

Начальные понятия и законы химии(21ч)

1

5.09.22

Предмет химии. Роль химии в жизни человека

1 ч

Устный опрос

2

7.09.22

Методы изучения химии

1 ч

Устный опрос

3

12.09.22

Агрегатные состояния веществ

1 ч

Работа с карточками

4

14.09.22

Практическая работа 1 Правила ТБ и некоторые виды работ в кабинете химии.

1 ч

Практическая работа

5

19.09.22

Физические явления-основа разделения смесей в химии

1 ч

Устный опрос

6

21.09.22

Практическая работа 2Анализ почвы

1 ч

Практическая работа

7

26.09.22

Атомно-молекулярное учение химические элементы

1 ч

Устный опрос

8

28.09.22

Знание химических элементов Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева

1 ч

Работа с карточками

9

3.10.22

Знание химических элементов Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева

1 ч

Устный опрос

10

5.10.22

Химические формулы

1 ч

Устный опрос

11

10.10.22

Химические формулы

1 ч

Работа с карточками

12

12.10.22

Валентность

1 ч

Письменная работа

13

17.10.22

Контрольная работа №1 : Начальные понятия Валентность

1 ч

Устный опрос

14

19.10.22

Химические реакции

1 ч

Работа с карточками

15

24.10.22

Химические реакции

1 ч

Работа с карточками

16

26.10.22

Химические уравнения

1 ч

Письменная работа

17

7.11.22

Химические уравнения

1 ч

Работа с карточками

18

9.11.22

Типы химических реакции

1 ч

Устный опрос

19

14.11.22

Типы химических реакции

1 ч

Работа с карточками

20

16.11.22

Повторение и обобщение темы. Подготовка к контрольной работе

1 ч

Устный опрос

21

21.11.22

Контрольная работа №2 по теме: « Начальные понятия и законы химии».

1 ч

Контрольная работа

Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии(20ч)

22

23.11.22

Воздух и его состав

1 ч

Устный опрос

23

28.11.22

Кислород

1 ч

Устный опроопрос

24

30.11.22

Практическая работа №3 получение ,собирание и распознание кислорода

1 ч

Практическая работа

25

5.12.22

Оксиды

1 ч

Устный опрос

26

7.12.22

Водород

1 ч

Устный опрос

27

12.12.22

Кислоты

1 ч

Устный опрос

28

14.12.22

Соли

1 ч

Устный опрос

29

19.12.22

Практическая работа №4Получение ,собирание и распознание водорода

1 ч

Устный опрос

30

21.12.22

Количество вещества

2 ч

Устный опрос

31

26.12.22

Количество вещества

1 ч

Устный опрос

32

9.01.23

Молярный объем газов

1 ч

Устный опрос

33

11.01.23

Молярный объем газов

1 ч

Устный опрос

34

16.01.23

Расчеты по химическим уравнениям

Устный опрос

35

18.01.23

Расчеты по химическим уравнениям

1 ч

Письменная работа

36

23.01.23

Расчеты по химическим уравнениям

1 ч

Устный опрос по карточкам

37

25.01.23

Вода .Основания

1 ч

Устный опрос

38

30.01.23

Растворы .Массовая доля растворенного вещества

1 ч

Устный опрос

39

1.02.23

Практическая работа №5 Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества

1 ч

Практическая работа

40

6.02.23

Контрольная работа№2 по теме: «Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии».

1 ч

Устный опрос

41

8.02.23

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии».

1 ч

Контрольная работа

Основные классы неорганических соединений(11ч)

42

13.02.23

Оксиды,их классификация и химические свойства

1 ч

Устный опрос

43

15.02.23

Основания, их классификация и химические свойства

1 ч

Работа с карточками

44

20.02.23

Кислоты, их классификация и химические свойства

1 ч

Устный опрос

45

22.02.23

Кислоты, их классификация и химические свойства

1 ч

Устный опрос

46

27.02.23

Соли , их классификация и химические свойства

1 ч

Работа с карточками

47

1.03.23

Соли , их классификация и химические свойства

1 ч

Письменная работа

48

6.03.23

:Генетическая связь между классами неорганических соединений

1 ч

Письменная работа

49

13.03.23

Генетическая связь между классами неорганических соединений

1 ч

Устный опрос

50

15.03.23

Практическая работа №6 Решение экспериментальных задач по теме: «Основные классы неорганических соединений».

1 ч

Практическая работа

51

27.03.23

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Основные классы неорганических соединений».

1 ч

Устный опрос

52

29.03.23

Контрольная работа по теме№3: «Основные классы неорганических соединений».

1 ч

Контрольная работа

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.Строение атома(10ч)

53

3.04.23

Естественные семейства химических элементов. Амфотерность

1 ч

Устный опрос

54

5.04.23

Естественные семейства химических элементов. Амфотерность

1 ч

Устный опрос

55

10.04.23

Открытие периодического закона Д.И.Менделеевым

1 ч

Устный опрос

56

12.04.23

Основные сведения о строении атома

1 ч

Устный опрос

57

17.04.23

Строение электронных оболочек атомов

Устный опрос

58

19.04.23

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

1 ч

Письменная работа

59

24.04.23

Характеристика элемента по его положению в периодического системе

1 ч

Устный опрос

60

26.04.23

Контрольаня работа :Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева

1 ч

Письменная работа

Химическая связь. Окислительно-восставительные реакции (8 ч)

61

3.05.23

Ионная химическая связь

1 ч

Устный опрос

62

10.05.2

Ковалентная химическая связь

1 ч

Письменная работа

Работа с карточками

63

15.05.23

Металлическая связь

1 ч

Устный опрос

64

17.05.23

Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции.Обобщение и систематизация знаний

1 ч

Устный опрос

22.05.23

Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции.Обобщение и систематизация знаний

65

24.05.23

Промежуточная аттестация 

1 ч

Работа с карточками

66

29.05.23

Подведение итогов года

1 ч

Контрольная работа

67

31.05.23

Подведение итогов года

1 ч

Устный опрос


Приложение №2. Система учёта и контроля достижений планируемых результатов.

Контрольная работа №1 по теме: « Начальные понятия и законы химии».
1 вариант

1. Наименьшая частица химического элемента, которая является носителем его свойств:

а) атом;               б) молекула;              в) позитрон;                г) нуклон.             2.Укажите формулу сложного вещества:

а) вода;                          б) азот;                            в)кислород.

3.Даны простые вещества: уголь, алмаз, графит, кислород, озон. Сколько всего химических элементов входит в состав этих веществ:

а) 2                                 б) 3                                в) 4

4. Закон объемных отношений нашел объяснение в гипотезах:

а) Авогадро;                        б) Гей-Люссака;            

в) Ломоносова;                    г) Менделеева.

5. Какой из указанных процессов относится к химическим:

а) горение калия;              

б) вытягивание алюминиевой проволоки;     в) перегонка нефти.

6. Какой из указанных процессов относится к физическим:

а) испарение воды с поверхности тела;              

б) ржавление гвоздя;

в) образование оксида азота в атмосфере в процессе грозы.

7. Каждое химически чистое вещество, независимо от способа получения имеет один и тот же постоянный состав. Такую формулировку имеет закон:

а) кратных отношений;                      б) постоянства состава;
в) эквивалентов;                                  г) объемных отношений.

8. Процесс разложения солей под действием воды, называется:

а) гидролиз;                   б) гидратация;    

в) диссоциация;             г) сублимация.

9. Частица, имеющая положительный заряд, называется:

а) анион;               б) катион;              в) атом;              г) молекула.

10. Из приведенных ниже формул солей выберите основную соль:

а) К2SO4;     б) (NH4)2[Fe(SO4)2];     в) (CuOH)2CO3;    г) NaH2PO4.

11. Диссоциация каких солей помимо образования катиона металла и аниона кислотного остатка дает еще и гидроксил-анион? Укажите верный вариант ответа.

а) основных;         б) кислых;        в) средних;      г) таких солей нет.

12. Отрицательно заряженный электрод в химии называют:

а) катод;            б) анод;                в) соленоид;              г) гидрат.

13. Основаниями называются электролиты, при диссоциации которых образуются:

а) катионы металлы и гидроксид - ион;          

б) катион водорода и анион кислотного остатка;

в) катион металла и анион кислотного остатка.

14. Реакция        MgСО3 + H2SO4 = MgSO4 + 2H2О + СО2    протекает до конца, т. к. выделяется:

а) вода;                 б) осадок;                     в) соль;              г) газ.

15. Из приведенных ниже реакций выберите ту, которая не протекает до конца:

а) LiCl + NaNO3 = ... ;                      б) K2CO3 + HCl = ... ;
в) CuO + HNO
3 = ... ;                        г) NaOH + H2SO4 = ... .

16. Какая из солей не подвергается гидролизу?

а) KNO3;             б) K2CO3;             в) Al2S3;          г) Na2S.

17. В растворе какой соли индикатор метиловый оранжевый не изменяет окраску?

а) AlCl3;            б) Na2CO3;            в) K2S;            г) Na2SO4 .

18. Масса 46 г натрия  соответствует количеству этого вещества (в моль), равному

 а) 1;               б)2;               в) 1,5;              г) 12.

18. Относительная молекулярная масса вещества Na2SO4 равна:

а) 142;              б) 158;            8) 119;                    г) 110.

19. При н.у. 2  моль кислорода  занимает объем (в литрах), равный

а) 11,2                 б) 112                      в) 22,4               г) 44,8.

20. Реакция HCl+KOH= ... называется реакцией:                                                                                     а) окисления-восстановления;

б) гидролиза;              в) нейтрализации.

Основные понятия и законы химии.

1 вариант.

1. Наименьшая частица вещества, обладающая всеми его химическими свойствами, – это:

а) атом;               б) молекула;               в) позитрон;                г) нуклон.

2. Сложные вещества отличаются от простых:

а) количеством атомов в молекуле     б) порядком связывания атомов в молекуле в) другим признаком (каким?)

3. Даны простые вещества: сажа, озон, графит, кислород, алмаз, красный фосфор. Сколько всего химических элементов входит в состав этих веществ:    

а) 6                    б) 3                       в) 4                      г) 2

4. Если два элемента образуют между собой несколько соединений, то массы одного элемента, приходящиеся в этих соединениях на одну и ту же массу другого элемента, соотносятся между собой как небольшие целые числа. Такую формулировку имеет закон:

а) кратных отношений;                       б) постоянства состава;

в) эквивалентов;                                  г) объемных отношений.

5.Автор закона сохранения массы веществ:

а) Менделеев        б) Ломоносов         в) Пруст

6.Какой из указанных процессов относится к химическим:

а) горение магниевой ленты             б) вытягивание медной проволоки                          в) перегонка нефти

7.Какой из указанных процессов относится к физическим:

а) ржавление гвоздя         б) испарение воды с поверхности водоема

в) образование озона в атмосфере в процессе грозы.

8. Процесс распада электролита на ионы при его растворении или расплавлении называется:

а) гидролиз;    б) гидратация;    в) диссоциация;         г) сублимация.

9. Положительно заряженный электрод в химии называют:

а) катод;            б) анод;               в) соленоид;            г) гидрат.

10. Частица, имеющая отрицательный заряд, называется:

а) анион;           б) катион;              в) атом;                 г) молекула.

11. Из приведенных ниже формул солей выберите кислую соль:

а) К2SO4;     б) (NH4)2[Fe(SO4)2];         в) (CuOH)2CO3;       г) NaH2PO4.

12. Кислотами называются электролиты, при диссоциации которых образуются:

а) катионы металлы и гидроксид-ион;          

б) катион водорода и анион кислотного остатка;

в) катион металла и анион кислотного остатка.

13. Из приведенных ниже реакций выберите ту, которая не протекает до конца:

а) KCl + NaNO3 = ... ;                       б) K2CO3 + HCl = ... ;

в) CuO + HNO3 = ... ;                        г) NaOH + H2SO4 = ... .

14. В какой из приведенных ниже реакций наблюдаются два признака, позволяющих говорить о том, что данная реакция ионного обмена идет до конца?

а) KCl + NaOH = ... ;                                  б) НCl + КOH = ... ;
в) Na
2CO3 + HNO= ... ;                             г) CaO + HNO3 = ... .

15. Какая из приведенных схем относится к реакциям соединения:

а) Н2 +02 →;                      б) К+Н2O→;                в) КСl+ HBr→.

16. При н.у. 5 моль водорода занимает объем (в литрах), равный

а) 11,2                 б) 112                      в) 22,4               г) 5,6

17.  Масса 56 г железа соответствует количеству этого вещества (в моль), равному

 а) 10;                б) 1;               в) 15;              г) 12.

18. Относительная молекулярная масса вещества KMnO4 равна:

а) 168;              б) 158;            8) 136;                    г) 110.

19. Какая из солей не подвергается гидролизу?

а) NaCl;             б) K2CO3;             в) Al2S3;          г) Na2S.

20. В растворе какой соли индикатор метиловый оранжевый не изменяет окраску?

а) AlCl3;            б) Na2CO3;            в) K2S;            г) KCl.

Система оценивания контрольной работы:

20 заданий

1 задание -1 балл
Критерий оценки
18-20 баллов- оценка «5»
15-17 баллов - оценка «4»
12-14 баллов - оценка «3»
Менее 12 баллов - оценка «2»

Контрольная работа№2 по теме: «Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии».

Вариант I

А-1. Формулы только кислот приведены в ряду

  1. НС1, NaCl, HNO3 3) Са(ОН)2, Н3РO4, Са3(РO4)2
  2. H2SO3, H2SO4, H2S 4) Na2O, NaNO3, HNO3

A-2. Формулы только щелочей приведены в ряду

  1. Fe(OH)2, КОН, Ва(ОН)2 3) КОН, NaOH, LiOH
  2. NaOH, Са(ОН)2, Cu(OH)2 4) Fe(OH)3, Cu(OH)2, NaOH

A-3. Оксид, который реагирует с гидроксидом натрия, образуя соль,— это

  1. FeO 2) К2O 3) SO3 4) ВаО

А-4. Взаимодействие оксида с водой относится к реакциям

  1. соединения 3) разложения
  2. обмена 4) замещения

А-5. Взаимодействие гидроксида меди(П) с азотной кислотой относится к реакциям

  1. соединения 3) замещения
  2. разложения 4) обмена

А-6. Индикатор фенолфталеин в щелочной среде становится

  1. бесцветным 3) красным
  2. малиновым 4) жёлтым

А-7. Свойство, которое является общим для нерастворимых оснований и щелочей, — это

  1. взаимодействие с кислотными оксидами
  2. взаимодействие с кислотами
  3. взаимодействие с солями
  4. разложение

А-8. Оксид, который реагирует и с гидроксидом кадия, и с соляной кислотой, — это

  1. Na2O 2) ZnO 3) MgO 4) К2O

В-1. Даны формулы веществ:

FeO, К2O, СO2, MgO, СгО, СrO3, SO2, Р2O5.

Выпишите формулы только основных оксидов.

Ответ:

В-2. Установите соответствие между химической формулой вещества и классом неорганических соединений, к которому оно принадлежит.

  1. MgO А. кислоты
  2. H3PO4 Б. щёлочи
  3. Al(OH)3 В. Оксиды
  4. NaOH Г. нерастворимые основания

1

2

3

4

В-3. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами химических реакций.

  1. HgO + HNO3 A. A12(SO4)3 + Н2
  2. А1 + H2SO4 Б. К3РO4 + Н2O
  3. Na2O + СO2 + Н2O В. Hg(NO3)2 + Н2O
  4. 4)К2O + Н3РO4 Г. Na2CO3 + H2O

1

2

3

4


В-4. Вставьте в схемы химических реакций недостающие формулы веществ.

  1. ... + ... → Mg(NO3)2 + Н2O
  2. ... + ... → MgCl2 + Н2
  3. ... + ... → K3PO4 + H2O
  4. ... + ... → Na2S + H2O

В-5. Допишите уравнения химических реакций.

  1. LiOH + SO3 → 3) Са(ОН)2 + СO2 →
  2. NaOH + Р2O5 → 4) Ва(ОН)2 + SO2 →

С-1. Даны вещества: соляная кислота, гидроксид кальция, хлорид меди(II) , оксид фосфора(V), оксид магния, серная кислота. С какими из перечисленных веществ может взаимодействовать: а) гидроксид натрия; б) гидроксид железа(III)? Запишите уравнения возможных химических реакций.

С-2. Как отмыть пробирку от остатков нерастворимого в воде основания?

С-3. Составьте уравнения химических реакций, соответствующих схеме

Р → X → Н3РO4

Na3PO4

Вариант II

А-1. Формулы только солей приведены в ряду

  1. К2СO3, Н2СO3, КОН 3) H2S, Ba(NO3)2, ВаС12
  2. А1С13, A1(NO3)3, A12S3 4) Cu(OH)2, CuSO4, CuS

A-2. Формулы только бескислородных кислот приведены

в ряду

  1. НС1, HNO3, H2S 3) H3PO4, H2CO3, H2S
  2. H2SO3, H2S, HNO4) H2S, HF, HC1

A-3. Оксид, который реагирует с кислотой, образуя соль, —

Это 1)Р2O5 2) СuО 3) SO2 4) СO2

А-4. Получение оксида металла при нагревании гидроксида металла относится к реакциям

  1. соединения 3) разложения
  2. обмена 4) замещения

А-5. Химическая реакция, уравнение которой

К2O + 2HNO3 = 2KNO3 + Н2O, относится к реакциям

  1. разложения 3) обмена
  2. соединения 4) замещения

А-6. Индикатор лакмус в щелочной среде становится

  1. фиолетовым 3) синим
  2. красным 4) бесцветным

А-7. В каком ряду все основания, формулы которых приведены, разлагаются при нагревании?

  1. NaOH, Сг(ОН)2, Са(ОН)2
  2. Fe(OH)3, Cu(OH)2, Fe(ОН)2
  3. Ва(ОН)2, Mg(OH)2, КОН
  4. КОН, LiOH, А1(ОН)з

А-8. Гидроксид, который взаимодействует и с гидроксидом натрия, и с серной кислотой, — это

  1. Сu(ОН)2 2) КОН 3) Zn(ОН)2 4) Са(ОН)2

В-1. Даны формулы веществ:

СO2, Na2O, CaO, MnO, Mn2O7, С12O7, Li2O, Р2O5.

Выпишите формулы только кислотных оксидов.

Ответ: ______________

В-2. Установите соответствие между химической формулой вещества и его названием.

  1. FeCl3 А. нитрат меди(II)
  2. Cu(NO3)2 Б. карбонат калия
  3. A12(SO4)3 В. хлорид железа(III)
  4. К2СОэ Г. сульфат алюминия

1

2

3

4


В-3. Установите соответствие между исходными веществами (веществом) и продуктами химических реакций.

1) NaOH + СO2 A. FeO + H2O

2) NaOH + H2SO4 Б. Na2CO3 + H2O

3) Fe (ОН)2 + HCl В. Na2SO4 + H2O

4) Fe(ОН)2 Г. FeCl2+ H2O

1

2

3

4


В-4. Вставьте в схемы уравнений химических реакций недостающие формулы веществ.

  1. ... + КОН → Fe(OH)3 + ...
  2. ... + HC1 → MgCl2 + ... + ...
  3. HNO3 + КОН → ... + Н2O
  4. … + … → BaSO4 + NaCl

В-5. Допишите уравнения химических реакций, протекающих при нагревании.

  1. Mg(ОН)2 → 3) Fe(ОН)3 →
  2. А1(ОН)3 → 4) Cu(ОН)2 →

С-1. С какими из перечисленных веществ: вода, оксид углерода(IV), азотная кислота, гидроксид кальция, поваренная соль — может вступать в реакцию: а) оксид кальция: б) оксид фосфора(V); в) оксид кремния (IV)? Запишите уравнения возможных химических реакций.

С-2. В трёх склянках без этикеток находятся оксиды: в одной—оксид кальция, в другой —оксид меди(П), в третьей — оксид фосфора(У). Как их можно распознать?

С-3. Составьте уравнения химических реакций, соответствующих схеме

Са → X → Са(ОН)2

Ca(NO3)2

Ответы Критерии оценивания.

1 вариант:

Первое задание:

А1 - 2

А2 - 3

А3 - 3

А4 – 1

А5 – 4

А6 – 2

А7 – 2

А8 - 2

За каждый правильный ответ 1 балл. Всего – 8 баллов.

Задание В

В1 - FeO, К2O, MgO, СгО, за каждое правильно выписанное вещество 0,5 балла. Всего 2 балла.

В2 1- В, 2 –А, 3- Г, 4 -Б за каждое правильно выписанное вещество 0,5 балла. Всего 2 балла.

В3 1- В, 2 –А, 3- Г, 4 -Б за каждое правильно выписанное вещество 0,5 балла. Всего 2 балла.

В-4

  1. MgO + 2HNO3 → Mg(NO3)2 + Н2O
  2. Mg + 2HCl→ MgCl2 + Н2
  3. 3KOH + H3PO4→ K3PO4 + 3H2O
  4. 2NaOH + H2S → Na2S + 2H2O

Возможны и другие варианты ответа

За каждое правильно написанное уравнение 0,5 балла. Всего 2 балла.

В-5

  1. 2LiOH + SO3 → Li 2SO+ H2O 3) Са(ОН)2 + СO2 →CaCO3 + H2O
  2. 6NaOH + Р2O5 → 2Na3PO4 + 3H2O 4) Ва(ОН)2 + SO2 → BaCO3 + H2O

За каждое правильно написанное уравнение 0,5 балла. Всего 2 балла.

С-1.

А) 6NaOH + P2O5 = 2Na3 PO4 + 3H2O

NaOH + HCl = NaCl+H2O

2NaOH + CuCl2 = 2NaCl+ Cu(OH)2

2NaOH + H2SO= Na2SO+ 2H2O

B) Fe(OH)3 + 3HCl = FeCl3 + 3H2O

2Fe(OH)3 + 3H2SO4 = Fe2(SO4)3 + 6H2O

За каждое правильно написанное уравнение 1балл. Всего 6 баллов.

С-2.

Чтобы отмыть пробирку от остатков нерастворимого в воде основания нужно использовать раствор кислоты, которая прореагирует с этим основанием. – 1 балл

Например: Cu(OH)2 + 2 HCl = CuCl2 + 2 H2O – 1 балл, всего 2 балла.

С-3.

  1. 4P + 5O2 = 2P2O5
  2. P2O5+ 3H2O = 2H3PO4
  3. P2O+ 6NaOH = 2Na3PO4 + 3H2 O
  4. За каждое правильно написанное уравнение 1 балл. Всего 3 балла.

Всего за работу 29 баллов

Критерии оценивания:

«2» - от 0 - 14 баллов, «3» - от15,5 до 21,5баллов, «4» -от 22 до 24 баллов, «5» от 24,5 баллов.

Ответы Критерии оценивания.

2 вариант:

Первое задание:

А1 - 2

А2 - 4

А3 - 2

А4 – 3

А5 – 3

А6 – 3

А7 – 2

А8 - 3

За каждый правильный ответ 1 балл. Всего – 8 баллов.

Задание В

В1 - СO2, Mn2O7, С12O7, Р2O5. за каждое правильно выписанное вещество 0,5 балла. Всего 2 балла.

В2 1- В, 2 –А, 3- Г, 4 -Б за каждое правильно выписанное вещество 0,5 балла. Всего 2 балла.

В3 1- Б, 2 –В, 3- Г, 4 -А за каждое правильно выписанное вещество 0,5 балла. Всего 2 балла.

В-4

  1. FeCl3 + 3КОН → Fe(OH)3 + 3KCl
  2. Mg (OH)2 + 2HC1 → MgCl2 + 2H2O
  3. HNO3 + КОН → KNO3+ Н2O
  4. BaCl2 + Na2SO4→ BaSO4 + 2NaCl

Возможны и другие варианты ответа

За каждое правильно написанное уравнение 0,5 балла. Всего 2 балла.

В-5

1) Mg(ОН)2 → MgO + H2O 3) 2Fe(ОН)3 → Fe2O3+ 3H2O

2)2А1(ОН)3 → Al2O3 + 3H2O 4) Cu(ОН)2 → CuO+ H2O

За каждое правильно написанное уравнение 0,5 балла. Всего 2 балла.

С-1.

А) CaO + H2O = Ca(OH)2

А) CaO + CO2 = CaCO3

А) CaO + 2HNO3 = Ca(NO)2 + H2O

Б) P2O5 + 3H2O = 2H3PO4

Б) P2O+ 3Ca(OH)2 = Ca3(PO4)2 + 3H2 O

В) SiO2 + CaO = CaSiO3

В) SiO2 + Ca(OH)2 = CaSiO3+ H2 O

За каждое правильно написанное уравнение 1балл. Всего 7 баллов.

С-2.

В каждую пробирку добавить воду: оксид кальция и оксид фосфора растворятся в воде, а оксид меди(II) нет. Затем прилить индикатор, например фенолфталеин, в пробирке, где был оксид кальция появиться малиновая окраска. – 1 балл

P2O5 + 3H2O = 2H3PO- 0,5балла

CaO + H2O = Ca(OH)2 - 0,5балл

Всего 2 балла

С-3.

  1. 2Сa + O2 = 2CaO
  2. CaO + H2O = Ca(OH)2
  3. Ca(OH)2 + 2HNO3 = Ca(NO)2 +2 H2O

За каждое правильно написанное уравнение 1 балл. Всего 3 балла.

Всего за работу 30 баллов

Критерии оценивания:

«2» - от 0 - 15 баллов, «3» - от15,5 до 21,5 баллов, «4» -от 22 до 24,5 баллов, «5» от 25 баллов.

С-3.

  1. 2Сa + O2 = 2CaO
  2. CaO + H2O = Ca(OH)2
  3. Ca(OH)2 + 2HNO3 = Ca(NO)2 +2 H2O
  4. За каждое правильно написанное уравнение 1 балл. Всего 3 балла.

Контрольная работа по теме№3: «Основные классы неорганических соединений».

Вариант I

1. Формула азотной кислоты:

а) HCI; б) H2SO4; в) HNO3;

2. Исключите лишнее:

а) CuO; б) Cu(OH)2; в) MgO;

3. Дайте название веществу Fe(OH)3

а) оксид железа (III); б) гидроксид железа (II); в) гидроксид железа (III);

4. Формула оксида азота (V)

а) N2O; б) N2O5; в ) N2O3;

5. Формула основного оксида

а) SO2 ; б) CuOH ; в) Cu2О ;

6. Из приведённого перечня формул выберите оксид, соответствующий серной кислоте

а) CO2; б) SO3; в) SO2;

7. Фенолфталеин становится малиновым в растворе

а) гидроксида натрия; б) гидроксида меди (II); в) гидроксида железа (III);

8. Нерастворимая в воде кислота

а) HNO2; б) H2SO3; в) H2SiO3;

9. Из приведённого перечня формул выберите кислотные оксиды

а) CO2 ; б) CO; в) P2O5; г) SO2; д) Na2O; е) FeO;

10. Установите соответствие между названием вещества и его формулой

Название Формула

А) сульфат цинка 1. H2SO3

Б) сульфид калия 2. NaNO2

В) гидроксид бария 3. ZnSO4

Г) нитрит натрия 4. Ba(OH)2

Д) сернистая кислота 5. Ca(OH)2

6. K2S

11. Определите массовую долю железа в составе оксида железа (III).

Вариант II

1. Формула нитрата меди (I)

а) CuCI2; б) CuSO4; в) CuNO3;

2. Исключите лишнее:

а) HCI; б) Mg(OH)2; в) KOH;

3. Дайте название веществу Fe2 O3

а) оксид железа (III); б) оксид железа (II); в) гидроксид железа (III);

4. Формула азотистой кислоты

а) HNO3; б) HNO2; в ) N2O3;

5. Щёлочь

а) нерастворимое основание; б) растворимое основание; в)

нерастворимая кислота;

6. Из приведённого перечня формул выберите оксид, соответствующий азотной кислоте

а) NO2; б) N2O3; в) N2 O5;

7. Метиловый оранжевый становится розовым в растворе

а) гидроксида натрия; б) соляной кислоты; в) хлорида натрия;

8. Соли угольной кислоты

а) фосфаты; б) сульфаты; в) карбонаты;

9. Из приведённого перечня формул выберите оксиды металлов

а) CaO ; б) CO2; в) AI2O3; г) PbO2; д) K2O; е) CO2;

10. Установите соответствие между названием вещества и его формулой

Название Формула

А) хлорид железа(III ) 1. CaO

Б) сульфит натрия 2.Li2SiO3

В) оксид кальция 3. Na2SO3

Г) силикат лития 4. FeCI3

Д) нитрат меди ( II) 5. BaO

6. Cu(NО3)2

11. Определите массовую долю фосфора в составе оксида фосфора (V).

Ответы

Вариант I

1-в; 2-б; 3-в; 4-б; 5-в; 6-б; 7-а; 8-в; 9-а,в,г;

10 А-3; Б-6; В-4; Г-2; Д-1; 11-70%

Вариант II

1-в; 2-а; 3-а; 4-б; 5-б; 6-в; 7-б; 8-в; 9-а,в,г,д;

10 А-4; Б-3; В-1; Г-2; Д-6; 11-43,66%

Система оценивания контрольной работы:

11 заданий

1 задание -1 балл
Критерий оценки
10-11 баллов- оценка «5»
8-9 баллов - оценка «4»
6-7 баллов - оценка «3»
Менее 6 баллов - оценка «2»

Промежуточная аттестация

Вариант 1

Часть А

А 1

К химическим явлениям относится процесс1) измельчения сахара до состояния пудры

2) превращение воды в лёд

3) появление воды на крышке чайника

4) горение свечи

А 2

Относительная молекулярная масса молекулы С2Н2О4 равна1) 130            2) 90             3) 29            4) 49

А 3

С раствором соляной кислоты реагируют оба вещества:1)  Zn и  CuO                    3)  K2CO3  и  SO2

         2)  S и  CO2                                 4)  NaOH и Ag

А 4

Степень окисления серы равна + 4 в соединении1)  Na2S        2)  SO2         3) H2SO4        4) CaS

А 5

Общим в строении атомов элементов 3 периода является1) число электронов  на внешнем энергетическом уровне  

         2) величина зарядов ядер атомов

3) число электронов в атоме

         4) число электронных слоёв

А 6

Укажите распределение электронов по энергетическим уровням в атоме серы1)  2,  8,  8          2)  2,  8,  4             3)  2,  8,  6            4)  2, 6

А 7

Фенолфталеин окрасится в малиновый цвет в растворе вещества, формула которого1)  HNO3        2)  BaCl2        3)  KOH          4) Ca(NO3)2

А 8

Наибольшее число ионов образуется в растворе при диссоциации 1 моль1) AlCl3           2)  Mg(NO3)2           3) H2SO4        4) KOH

А 9

Укажите формулу соединения с ионной связью1) О3         2) KBr          3)  СF4          4)  N2

А 10

Сумма коэффициентов в уравнении реакции:       CuO  +  Al  →  Cu  +  Al2O3       равна

1) 7               2) 5                    3)  8               4)  9

Часть В

В 1

Установите соответствие между формулой вещества и классом неорганических веществ

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА                    КЛАСС  НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

                                                                                           

1) K2SO4                                                              А)  основные оксиды

2) H2SiO3                                                             Б)   кислоты

3) NaOH                                                               В)   соли

4) K2O                                                                  Г)   щёлочи

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам

1

2

3

4

В 2

Установите соответствие между уравнением реакции и типом химической реакции

УРАВНЕНИЕ                                                                        ТИП РЕАКЦИИ

1)  O2  +  4NO2  +  2H2O  =   4HNO3                                  А)  реакция разложения

2)  AgNO3  +  HCl  =  AgCl  +  HNO3                                 Б)  реакция соединения

3)  CaCO3  =  CaO  +  CO                                                  В)  реакция замещения

4)  Fe  +  CuSO4  =  FeSO4  +  Cu                                        Г)  реакция обмена                                                                    

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам

1

2

3

4

Часть С

C 1

Составьте уравнение реакции горения алюминия. Вычислите, какой объём кислорода (н.у.) потребуется для полного сжигания  54 г алюминия.

Запишите ход решения и ответ на обратной стороне бланка или на отдельном листе.

C 2

Запишите уравнения реакций согласно цепочке превращений:    P →  P2O5  →  Na3PO4  → Ca3(PO4)2

Для одной из реакций, протекающих в растворе, запишите ионные уравнения.

Запишите ответ на обратной стороне бланка или на отдельном листе.

Вариант 2

Часть А

А 1

К химическим явлениям не относится процесс1) плавление парафина

2) скисание молока

3) ржавление железа

4) появление налёта зелёного цвета на медных изделиях

А 2

Относительная молекулярная масса молекулы Н2СО3 равна1) 42          2) 86          3) 88        4)  62

А 3

С раствором серной кислоты реагируют оба вещества:1)  C  и   NaC                       3)  Mg  и  Ba(OH)2

2)   CaCO3   и  Cu                4)   KOH и  Hg

А 4

Сстепень окисления азота равна + 3 в соединении1)  Na3N       2)  NH3       3) HNO3       4)  N2O3

А 5

Общим для элементов главной подгруппы II группы является1) число электронных слоёв

2) число электронов  на внешнем энергетическом уровне  

3) число электронов в атоме

4) величина зарядов ядер

А 6

Укажите распределение электронов по энергетическим уровням в атоме магния1)  2,   8,   2           2)  2,  2           3)  2,  8,  4               4)  2,  8

А 7

Лакмус окрасится в красный цвет в растворе вещества, формула которого1)  NaCl       2)    NaOH          3)   KNO3         4)   H2SO4

А 8

Наименьшее число ионов образуется в растворе при диссоциации 1 моль1)  FeCl3              2)  Na2S            3) KNO3         4) BaCl2

А 9

Укажите формулу соединения с ковалентной неполярной связью1) Сl2                 2) H2S              3)  NaF                4)  CO2

А 10

Сумма коэффициентов в уравнении реакции:       K2O  +  HCl → KCl  +  H2O       равна

1) 4                  2) 7              3)  6              4)  5

Часть В

В 1

Установите соответствие между формулой вещества и классом неорганических веществ

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА                КЛАСС   НЕОРГАНИЧЕСКИХ  ВЕЩЕСТВ

1) CaCO3,                                              А)  нерастворимые основания

2) Cu(OH)2                                            Б)   кислоты

3)  P2O5                                                       В)  соли

4)  HCl                                                   Г)   кислотные оксиды

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам

1

2

3

4

В 2

Установите соответствие между уравнением реакции и типом химической реакции

УРАВНЕНИЕ                                                                     ТИП РЕАКЦИИ

1)  Cu(OH)2  =  CuO  +  H2O                                             А)  реакция замещения

2)  Mg  +  2HCl  =  MgCl2  +  H2                                       Б)  реакция соединения

3)  MgO  +  CO2  =  MgCO3                                              В)  реакция обмена

4)   BaCl2  +   Na2SO4  =  BaSO4  +  2NaCl                       Г)  реакция разложения

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам

1

2

3

4

Часть С

C 1

Составьте уравнение реакции горения фосфора. Рассчитайте, какой объём кислорода (н.у.) потребуется для полного сжигания 62 г фосфора.

Запишите ход решения и ответ на обратной стороне бланка или на отдельном листе.

C 2

Запишите уравнения реакций согласно цепочке превращений:

Mg→  MgO  →  MgCl2 → Mg(OH)2

Для одной из реакций, протекающих в растворе, запишите ионные уравнения.

Запишите ответ на обратной стороне бланка или на отдельном листе.

                                     Бланк для ответов на задания части А и В

А

задания

А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

А 10

Ответ

Часть Б

В 1.

1

2

3

4

В 2.

1

2

3

4

Ответы и критерии оценивания

Вариант 1

Часть А

    

задания

А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

А 10

Ответ

4

2

1

2

4

3

3

1

2

4

Часть В

В 1.

1

2

3

4

  В

Б

Г

А

 

1

2

3

4

Б

Г

А

В

В 2.

Часть С

С 1

Содержание верного ответа

     1) Составлено уравнение реакции горения алюминия

                          4 Al  +  3 O2  =  2 Al2O3

     2) Вычислена молярная масса алюминия и указан молярный объём газов

     3) Рассчитан объём кислорода:

                          V (О2)  =  54 · 67,2 /  108 =  33,6 (л)

Указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Ответ полный и правильный, включает все названные элементы

3

Каждый элемент верного ответа оценивается 1 баллом

С 2

Содержание верного ответа

     1)  4 P  +  5  O2  =  2 P2O5

     2)  P2O5  +  3 Na2О =  2 Na3PO4

     3)  2 Na3PO4  +  3 Ca(OH)2  =  Ca3(PO4)2  + 6 NaOH

     4)  3 Ca 2+  +  2 PO3 -   =  Ca3(PO4)2 ↓

Указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Ответ полный и правильный, включает все названные элементы

4

Каждый элемент верного ответа оценивается 1 баллом

Ответы и критерии оценивания

Вариант 2

Часть А

   №

задания

А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

А 10

Ответ

1

4

3

4

2

1

4

3

1

3

Часть В

В 1.

1

2

3

4

  В

А

Г

Б

 

1

2

3

4

Г

А

Б

В

В 2.

С 1

Содержание верного ответа

     1) Составлено уравнение реакции горения фосфора  

                          4 P  +  5 O2  =  2 P2O5                       

     2) Вычислены молярная масса фосфора и указан молярный объём газов

     3) Рассчитан объём кислорода:

                          V (О2) =  62  · 112  /  124  =  56 (л)

Указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Ответ полный и правильный, включает все названные элементы

3

Каждый элемент верного ответа оценивается 1 баллом

С 2

Содержание верного ответа

1)  2 Mg  +  O2  =  2 MgO

2)  MgO  +  2 HCl  =  MgCl2  +  H2O

3)  MgCl2  +  2 NaOH  =  Mg(OH)2  +  2 NaCl

4)  Mg 2 +   +  2 OH -   =  Mg(OH)2 ↓

Указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Ответ полный и правильный, включает все названные элементы

4

Каждый элемент верного ответа оценивается 1 баллом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.      Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна   для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобр...

рабочая программа элективного курса по химии 8 класс "Занимательная химия"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии 8 класс "Занимательная химия"...

рабочая программа элективного курса по химии 11 класс "экспериментальная химия"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии 11 класс "экспериментальная химия"...

Рабочая программа элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"...

Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11

Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11...

Рабочая программа и КТП по химии для 8 класса средней школы «Химия 8 класс" О.С.Габриелян. ФГОС

Рабочая программа учебного курса по химии для 8 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, на базе программы основного общего образования по химии и авторской Программы основного общего обра...