Представление педагогического опыта:
статья по химии
«Развитие познавательной активности обучающихся посредством опытно-экспериментальной деятельности на уроках химии»
Мордясовой А.В. - учителя химии муниципального общеобразовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 36»
Никакая деятельность не может быть прочна,
если не имеет основы в личном интересе.
Л. Н. Толстой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_pedagogicheskogo_opytana_sayt.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта:
«Развитие познавательной активности обучающихся посредством опытно-экспериментальной деятельности на уроках химии»
Мордясовой А.В. - учителя химии муниципального общеобразовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 36»
Никакая деятельность не может быть прочна,
если не имеет основы в личном интересе.
Л. Н. Толстой
- Обоснование актуальности и перспективы опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в системе образования, современными требованиями к школьному обучению. Необходимо развивать в обучающихся стремление познавать мир, любить его и сохранять, умение творчески решать важные задачи, самостоятельно и критически мыслить, отстаивать свою точку зрения. Важным считаю подготовить учащихся к жизни в условиях тех серьезных изменений, которые происходят в современном мире, формируя ключевые компетенции: ценностно-смысловые, коммуникативные, информационные, учебно-познавательные.
Ситуация, сложившаяся в настоящее время в школьном образовании, свидетельствует о снижении интереса обучающихся к предмету. В связи с этим возникает необходимость повышения мотивации обучающихся к изучению химии.
Обучение, которое формирует навыки познавательной деятельности учащихся и непосредственно влияет на умственное развитие и интенсификацию их практической деятельности, принято считать развивающим обучением. В системе обучения химии особенно велика роль опытно-экспериментальной деятельности, если она используется не только в качестве иллюстрации, но и как средство познания. Учеными справедливо отмечено: «…умение выполнять практическую работу, провести лабораторный опыт или решить задачу экспериментально, применяя в различных связях знания и практические умения, а также выполнить наблюдения в ходе эксперимента, получить нужный результат, выполнить правила техники безопасности, обобщать экспериментальные данные и т.п. – все это воспитывает самостоятельность действий учащихся». Исследователи считают, что, исходя из особенностей обучения химии, возможны следующие два приема развития познавательной активности учащихся:
1. Использование личного опыта учителя, особенно связанного с химическим экспериментом.
2. Привлечение исторического опыта ученых.
Считаем необходимым и возможным такой прием как включение учащихся в активную опытно-экспериментальную деятельность дает им возможность проникнуть в суть химического явления, освоить его на уровне общих закономерностей курса химии, использовать усвоенный материал в качестве способа дальнейшего познания, а также активного применения в личном социально-бытовом уровне.
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Исходным условием становления опыта является социальный заказ общества на обеспечение качества естественно - научного образования.
Объект и предмет.
Объект: процесс обучения на уроках химии на основании развития познавательной активности школьников средствами опытно-экспериментальной деятельности.
Предмет: методика формирования элементов познавательной активности обучающихся на уроках химии.
3. Цель и задачи.
Цель: формирование познавательной активности обучающихся на уроках химии средствами опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Разработать методическую систему развития познавательной активности учащихся через повышение познавательного интереса и на основании реализации познавательной потребности средствами опытно-экспериментальной деятельности, обосновать условия ее реализации.
2. Разработать методические рекомендации по использованию стимулирующих и активизирующих возможностей опытно-экспериментальной деятельности на различных этапах уроков всех типов.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.
4. Гипотеза – использование опытно-экспериментальной деятельности порождает внутренние стимулы учения, способствует переходу знаний в убеждения, развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся.
5. Методология и методы исследования.
Методологической основой исследования явились:
теория научного познания;
современная концепция химического образования, разработанная Е.Е. Минченковым и Г.В. Лисичкиным;
личностно-ориентированный подход к процессу обучения химии;
идеи деятельностного обучения;
дидактические принципы системности и систематичности, научности, доступности, связи химии с жизнью и компактности;
идеи современных психологов.
Первую задачу, которую нужно решить учителю в ходе проектирования урока – создание условий для позитивной мотивации учащихся к изучению химии. Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность в познавательной деятельности, а их активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности. Активизация учения есть, прежде всего, организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя. Опытно-экспериментальная деятельность максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждая их к старательному учению.
Для осуществления правильного выбора методов обучения следует учитывать уровень познавательной активности обучаемых, который теснейшим образом связан с объемом, имеющихся у них химических знаний.
Т. И. Шамова, Г. И. Щукина в своих работах, рассматривая познавательную активность как свойство личности, выделяют 3 уровня познавательной активности. Первый уровень познавательной активности – это репродуктивно-подражательная активность. Учащиеся, имеющие познавательные потребности данного уровня, только начинают овладевать содержанием химической науки.
Поисково-исполнительская активность (второй уровень познавательной активности) характеризуется тем, что учащиеся уже обладают некоторым объёмом знаний, что определяет их готовность к участию в проблемном обучении, к успешному решению химических задач. Они пытаются овладеть способами применения знаний в новых, изменённых условиях.
Творческий (третий уровень познавательной активности) характеризуется высоким уровнем познавательного интереса при значительном уровне самостоятельности и автономности познавательных усилий. Такие учащиеся стремятся не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели рациональный способ.
В сотрудничестве с учениками стараемся увидеть современные проблемы и возможные пути их решения средствами образования. Об охране окружающей среды, экологических проблемах современности говорится немало, но чаще информация носит общий характер. Поиск решения проблемы позволяет рассмотреть экологические проблемы более детально, с точки зрения химика, и что немаловажно урок позволяет заинтересовать учащихся, дать им пищу для размышлений, применить имеющиеся знания при решении конкретных практических задач, взятых из повседневности. На уроках и во внеурочной деятельности важно убедить учеников, что современный человек должен разбираться в сущности происходящих явлений вокруг него и внутри его. Все, что нас окружает: одежда, мебель, техника, продукты питания - является результатом химических превращений. Иметь понятие о веществах, необходимых и опасных для организма, следить за питанием, понимать важность здорового образа жизни, грамотно оценивать состав продуктов, указанных на этикетке, не всегда доверять рекламе – вот неполный перечень того, что ученик может взять с уроков химии. Достижения и проблемы применения химии в медицине, в быту, в сельском хозяйстве, в искусстве, в строительстве – предмет обстоятельного исследования и обсуждения во внеурочной деятельности.
При проектировании урока химии на начальном этапе изучения химии следует в структуру урока включить методы, направленные на поддержку познавательной активности учащихся, а именно:
- Регулярно проводить, химический эксперимент, который пробуждает интерес учащихся, стимулирует их познавательную активность.
- В структуру урока следует включать дидактические игры и проектировать игровые ситуации.
- Связывать химическое содержание с историей химии, либо перспективами развития химии.
- Рассматривать химическое знание с привлечением литературных произведений, поэтических строк, фрагментов художественных фильмов, произведений живописи и скульптуры.
- Демонстрировать применение химических знаний в быту, показывать их роль для сохранения здоровья, связывать их будущей профессиональной деятельностью учащегося.
- Рассматривать химическое содержание во взаимосвязи с другими учебными дисциплинами: биологией, физикой, математикой, историей и т.д.
- Применять групповые формы обучения, что позволяет сделать учение интересным.
По мере постепенного накопления знаний учащихся, развиваются их умения и, вместе с этим развивается и познавательная активность учащихся, которая при правильном подборе методов обучения постепенно достигает второго поисково-исполнительского уровня, что позволяет:
- Применять проблемный метод на основе создания проблемных ситуаций.
- Использовать проблемный химический эксперимент, который вызывает познавательную проблему.
- Включать учащихся в эвристические беседы.
- Предоставлять учащимся возможность выбора содержания и формы учебной деятельности, методов и средств решения познавательных проблем.
Успешное решение познавательных проблем в течение некоторого периода, успешное участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях позволяет учащимся достигнуть третьего творческого уровня познавательной активности. На этом уровне возрастает интерес учащегося к себе, не только к результатам решение познавательных проблем, но и к способу их решения. Поэтому учителю следует использовать методы обучения, поддерживающие рефлексию учащимися познавательных стилей и познавательных стратегий.
Таким образом, для развития познавательной активности необходимо включать учащихся в опытно-экспериментальную деятельность, проектную и исследовательскую деятельность, организовывать публичную защиту проектов, представление результатов исследования на различных уровнях, организовывать подготовку учащихся к олимпиадам, конкурсам, конференциям различного уровня.
6. Этапы.
На первом этапе (2019-2020 уч.г.) проанализированы педагогические, психологические, методические, химические литературные источники с целью выявления состояния выбранной проблемы; определена и теоретически обоснована ее актуальность и практическая значимость в настоящее время; систематизированы и обобщены полученные сведения; разработана и реализована методика констатирующего эксперимента; интерпретированы результаты констатирующего эксперимента; выявлена недостаточность сформированности познавательной активности и познавательной потребности школьников, трудности в преподавании, связанные со слабой взаимосвязью химии с жизнью в сознании учащихся, с целью преодоления их средствами химии и повышения познавательного интереса; выявлены условия для проведения экспериментальной работы; разработаны программы опытов для каждой темы курса химии базовой средней школы; определена методика преподавания общей и неорганической химии в базовой средней школе, основанная на повышении познавательного интереса и развитии познавательной активности школьников опытно-экспериментальной деятельности
На втором этапе (2020-2021 уч.г.) разработан аппарат формирующего эксперимента, проведен его начальный этап; выявлены уровень развития познавательного интереса у школьников, степень сформированности их познавательной активности, области соприкосновения химических знаний школьников с материальным миром и качество этих знаний, определены дидактические условия процесса активизации обучения общей и неорганической химии, обобщены результаты эксперимента, разработана карта-инструктор и другие общие и частные рекомендации для внедрения в школьную практику;
На третьем этапе (2021-2022 уч.г.) проведен формирующий эксперимент по проверке эффективности разработанной методической системы для развития познавательной активности школьников в процессе обучения химии на основе усиления познавательной потребности и интереса школьников посредством опытно-экспериментальной деятельности; определены показатели уровня достижения результатов, выполнена их качественная и количественная обработка; проделана теоретическая интерпретация выводов и результатов исследования. К исследованию было привлечено 180 учащихся.
Эвристическая функция эксперимента в развитии познавательной активности связана, прежде всего, с установлением новых факторов. Уже на первых уроках химии в 8 классе ученики знакомятся с химическими веществами, изучают их свойства, их применение в жизни, узнают много нового, например, добавляя к раствору фенолфталеина несколько капель раствора щелочи, учащийся убеждается в том, что данный индикатор под воздействием щелочи изменяет свою окраску. Приведенный пример – простейший случай установления факта на основе опыта. В реальных условиях, возникающих на уроках, как правило, имеют место значительно более сложные ситуации, включающие установление сразу нескольких фактов. Так, опуская гранулу цинка в раствор серной кислоты, учащийся выясняет: цинк реагирует с раствором серной кислоты; в результате этой реакции выделяется водород. Если выпарить капельку раствора на часовом стекле, то будет очевиден еще один факт: в результате данной реакции образовалось другое, новое вещество – сульфат цинка.
Корректирующая функция эксперимента в развитии познавательной активности позволяет преодолевать трудности в освоении теоретических знаний, исправлять ошибки учащихся, вносить поправки в процесс приобретения экспериментальных умений и навыков, осуществлять контроль приобретенных знаний.
Обобщающая функция химического эксперимента связана с выработкой предпосылок для построения различных типов эмпирических обобщений. В преподавании химии часто возникают такие ситуации, когда обобщение, сделанное на основе эксперимента, дополняется и уточняется с помощью теории. При формировании обобщенного понятия «реакция замещения» для создания эмпирической базы необходимо провести как минимум три опыта взаимодействия растворов хлорида меди (II) с цинком; сульфата меди (II) с железом; нитрата серебра с медью. Если указанные металлы взять в виде порошков, то учащиеся, наблюдая опыты, могут сделать обобщенный вывод: в этих реакциях было взято по два исходных вещества (простое и сложное) и получилось два новых (простое и сложное). При проведении опыта меди с нитратом серебра можно взять старые монеты, превратив медную в серебряную.
Исследовательская функция эксперимента обеспечивает самый высокий уровень познавательной активности школьников. Она связана с развитием исследовательских умений и навыков учащихся по анализу и синтезу веществ, конструированию приборов и установок, освоению для школы методов научно-исследовательской работы. Примером исследовательского эксперимента может быть использование мини - проектов, например, в 9 классе по теме «Кальций». Много знакомых веществ содержит кальций, выяснить в каком веществе его больше. Можно взять глюконат кальция, мел яичную скорлупу, кальций дэ три никомед и другие, купить желудочный сок и посмотреть растворение веществ, предварительно их взвесив. Исследовательская работа развивает черты творческой деятельности, формирует интерес к познанию химических явлений и их закономерностей. Наиболее распространенными и доступными для школьников исследованиями можно считать практические работы по качественному и количественному анализу веществ.
Если внедрять в учебный процесс опытно-экспериментальную деятельность учащихся на межпредметной основе, то можно ожидать повышения уровня системности знаний и дальнейшего их развития, роста творческого потенциала. Организация такой деятельности учащихся в процессе изучения химии позволяет не только развивать их химическую смекалку, но и выявлять наиболее одаренных учащихся, вовлекать их в процесс самообразования и саморазвития.
Достижение целей обучения химии определяется познавательной активностью учащихся, их желанием к познанию этой трудной учебной дисциплины.
7. Экспериментальная база.
В качестве экспериментальной базы привлекались обучающиеся 8, 9, 10, 11 классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным и изучением отдельных предметов № 36».
8. Критерии оценки ожидаемых результатов.
Критерии диагностики уровня познавательной активности:
1) результат самостоятельных и контрольных работ;
2) время включенности учащихся в активную познавательную деятельность;
3) способность к участию в эвристических беседах;
4) готовность к проблемному обучению.
9. Способы диагностики результатов.
Нами был проведён мониторинг уровня познавательной активности за три последних года: результативность самостоятельных работ, контрольных работ; способность к участию в эвристических беседах; готовность к проблемному обучению. По результатам работы видно, что в классе, где дается на обучение химии 3 часа в неделю (10 А, 11 А), показатели намного выше, чем где на обучение химии дается 1 час в неделю (10 Б, 11 Б).
Если уровень знаний учащихся по результатам самостоятельных и контрольных работ, тестов - низкий, продолжительность включенности в активную познавательную деятельность невелика, учащиеся не способны к эвристическим догадкам, не готовы к решению познавательных проблем и творческих задач, то, очевидно, что уровень познавательной активности таких учащихся репродуктивно-подражательный.
Результативность самостоятельных и контрольных работ за последние три года: 8А- 58%, 8Б- 37%; 9А- 73%, 9Б- 41%; 10А- 78%, 10Б- 58% ; 11А- 82%, 11Б- 65 %.
10. Прогноз.
Применение опытно-экспериментальной деятельности обучающихся на уроках химии способствует повышению познавательной активности обучающихся, повышению уровня качества образования.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
С целью активизации познавательной деятельности у обучающихся учителю необходимо:
- осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;
- создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
- использовать различные средства для поддержания интереса к предмету;
- направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
- избегать перегрузки учащихся;
- принимать во внимание индивидуальные особенности развития детей;
- контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
- создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.
Трудность опыта в том и состоит, что учитель должен учитывать все условия непременно и в комплексе. Учителю необходимо быть всегда готовым прийти на помощь ученикам, не навязывая своего решения.
Образование рассматривается как познание окружающего мира в разных формах и видах деятельности практически и теоретически, непосредственно и посредственно, рационально и эмоционально. По-разному, но всегда деятельностно. Именно это определяет учащегося как субъекта процесса познания, организуемого школой (учителем) для того, чтобы способствовать наиболее полному и гармоническому развитию личности.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный педагогический опыт может быть адресован не только учителям химии, но и всем учителям, кто использует активные формы на уроках и во внеурочной деятельности. В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на заседаниях методического объединения учителей школы, педсоветах, республиканских семинарах, круглых столах, конференциях. Для родителей обучающихся провожу беседы на родительских собраниях, и как классный руководитель, и как учитель химии, групповые и индивидуальные консультации. Старюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов школы, города, республики, а также использую Интернет-ресурсы, где широко представлен опыт педагогов России. Размещаю опыт работы на страницах школьного сайта и личного сайта. Стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мой урок отвечал не только современным требованиям, но и запросам образовательной среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление педагогического опыта
"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...
Представление педагогического опыта работы через мастер-класс
Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....
презентация "Представление педагогического опыта"
самопредставление и защита педопыта учителя английского языка...
Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.
Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....
Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".
Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...
Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.
Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...