Химический диктант как форма закрепления и проверки усвоения знаний учащимися
статья по химии (8 класс)

Химический диктант - эффективная фориа контроля знаний. Она позволяет в течение короткого периода времени (5-7 минут) проверить степень усвоения знаний учащимися. В ходе проверки выявить пробелы в знаниях и устранить их. Диктант можно использовать на уроках химии и как средство закрепления нового материала, и как проверка ранее изученного. Диктанты могут быть разными по форме (графические, цифровые).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diktant_-kak_sredstvo_zakrepleniya_i_proverki_znaniy.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

Химический диктант как средство закрепления первоначальных химических понятий и быстрой проверки усвоения знаний.

     Кроме традиционных форм контроля знаний учащихся (устной, письменной, экспериментальной), я использую на своих уроках химический диктант, начиная с раздела «Первоначальные химические понятия».

     Формирование  знаний о первоначальных химических понятиях  имеют существенное значение для дальнейшего успешного изучения предмета.  К первоначальным химическим понятиям, с которыми учащиеся знакомятся, когда начинают изучать химию, относятся такие понятия, как «Чистые вещества и смеси», «Простые  и сложные вещества», «Физические и химические явления», «Химический элемент и атом». Нередко учащиеся не могут дать определения этим понятиям или путают их. От усвоения учащимися первоначальных химических понятий зависит глубина знаний учащихся о химических символах, формулах, сущности химических реакций (явлений).

      Для того, чтобы учащиеся хорошо усвоили такие конкурирующие понятия как «Чистые вещества и смеси», «Простые  и сложные вещества», «Физические и химические явления», выполняем диктант.     При выполнении диктанта задача учащихся заключается в правильном отнесении единичного понятия к общему.

     Такие диктанты можно использовать при закреплении нового материала, а также для проверки усвоения ранее изученного.

     Методика проведения диктанта проста: учитель называет  отдельные понятия, явления, факты, а учащиеся записывают их в соответствующую колонку в тетради или на листочке.  Приведу несколько примеров.

Так при  изучении темы «Предмет химии. Вещества» учитель диктует следующие понятия: стакан, железо, медь, ложка, серебро, вода, гвоздь, пружина, кислород, ключ, игла, свинец, льдинка, углекислый газ, свеча, ртуть. Учащиеся записывают в тетрадях:

Тела

Вещества

Стакан, ложка, гвоздь, пружина, ключ, игла, льдинка, свеча

Железо, медь, серебро, вода, кислород, углекислый газ, ртуть

При изучении темы «Чистые вещества и смеси» учитель диктует следующие понятия: сахар, медь, гранит, парафин, молоко, железо, сера, минеральная вода, кислород, морская вода, спирт, воздух, углекислый газ, почва, водород, а учащиеся записывают их в соответствующие колонки:

Чистое вещество

Смесь

Сахар, медь, парафин, железо, сера, кислород, спирт, углекислый газ, водород

Гранит, молоко, минеральная вода, морская вода, воздух, почва

При изучении темы «Физические и химические явления» учитель диктует различные явления, а учащиеся записывают их соответствующие колонки таблицы в тетради:

Физические явления

Химические явления

Плавление свинца

Образование инея

Фильтрование

Ковка металла

Таяние льда

Процесс отстаивания

Обугливание горящих дров

Протухание яйца

Ржавление железа

Гниение дерева

Горение свечи

Прогоркание сливочного масла

При изучении темы «Простые и сложные вещества» учитель произносит названия простых и сложных веществ, а учащиеся записывают каждое в соответствующую колонку:

Простые вещества

Сложные вещества

Сера, ртуть, водород, кислород, железо, медь, алюминий

Оксид ртути, ржавчина, углекислый газ, вода,

При изучении химических элементов учащиеся часто затрудняются, если нужно разделить понятия «простое вещество» и «химический элемент», так как и простое вещество и химический элемент из которого это простое вещество состоит имеют одинаковое название.

Чтобы научить различать эти понятия, можно также использовать диктант. Перед началом диктанта учитель поясняет, что ответы на предложения, в которых говорится о «простом веществе» записываются в соответствующей колонке в виде цифры, а ответы на предложения, где говорится о «химическом элементе» в другой колонке в виде цифры. Ответ можно записывать и в виде знаков. Например, предложения, в которых говорится о «простом веществе» записать в виде треугольника, а о «химическом элементе» в виде квадрата.

Предложения, которые можно продиктовать:

  1. В состав воды входит кислород
  2. Кислород – составная часть воздуха
  3. При разложении воды электрическим током выделяется кислород
  4. Из оксида ртути получили кислород
  5. Рыбы дышат кислородом, растворённом в воде
  6. Оксид меди состоит из кислорода и меди.

Ответ можно записать в колонках, где номера диктуемых предложений записывают в соответствующую колонку:

Химический элемент

Простое вещество

1,6

2, 3, 4, 5

Ответ можно записать и так:         ,

Где химический элемент обозначается треугольником, а простое вещество – квадратом.

Диктант занимает на уроке, как правило, 5-7 минут. В результате проведения диктанта появляется возможность в течение короткого времени выяснить пробелы в знаниях учащихся и устранить их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование таблиц для проверки и контроля качества усвоения знаний учащихся

Проверка и оценка качества подготовки учащихся, выявления слабых мест в усвоении материала, а также работа с учебником по данной теме. В процессе обучения предмету ОБЖ, за 34-35 часов в год, терять вр...

Закрепление и проверка усвоения знаний по теме "Достопримечательности Лондона".

Данная разработка заданий оказывает помощь учащимся 5 классов в закреплении пройдённого материала....

Закрепление и проверка усвоения знаний по теме "Неправильные глаголы"

Данную работу можно использовать в работе с 7/8 кл. для проверки усвоения знаний по теме....

Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения знаний по русскому языку учащимися с интеллектуальными нарушениями в 11 классе"

Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения знаний  по русскому языку учащимися с интеллектуальными нарушениями в 11 классе"...

Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения знаний по чтению учащимися с интеллектуальными нарушениями в 9 классе"

Данная разработка поможет педагогам, работающим в специальных (коррекционных) школах для детей с интеллектуальными нарушенями провести тестирование по чтению в 9 классе после изучения произведения....

Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения знаний по предмету "История Отечества" учащимися с интеллектуальными нарушениями в 7,8,9 классах"

Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения знаний по предмету "История Отечества" учащимися с интеллектуальными нарушениями в 7,8,9 классах...