Химический диктант как форма закрепления и проверки усвоения знаний учащимися
статья по химии (8 класс)
Химический диктант - эффективная фориа контроля знаний. Она позволяет в течение короткого периода времени (5-7 минут) проверить степень усвоения знаний учащимися. В ходе проверки выявить пробелы в знаниях и устранить их. Диктант можно использовать на уроках химии и как средство закрепления нового материала, и как проверка ранее изученного. Диктанты могут быть разными по форме (графические, цифровые).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diktant_-kak_sredstvo_zakrepleniya_i_proverki_znaniy.docx | 28.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Химический диктант как средство закрепления первоначальных химических понятий и быстрой проверки усвоения знаний.
Кроме традиционных форм контроля знаний учащихся (устной, письменной, экспериментальной), я использую на своих уроках химический диктант, начиная с раздела «Первоначальные химические понятия».
Формирование знаний о первоначальных химических понятиях имеют существенное значение для дальнейшего успешного изучения предмета. К первоначальным химическим понятиям, с которыми учащиеся знакомятся, когда начинают изучать химию, относятся такие понятия, как «Чистые вещества и смеси», «Простые и сложные вещества», «Физические и химические явления», «Химический элемент и атом». Нередко учащиеся не могут дать определения этим понятиям или путают их. От усвоения учащимися первоначальных химических понятий зависит глубина знаний учащихся о химических символах, формулах, сущности химических реакций (явлений).
Для того, чтобы учащиеся хорошо усвоили такие конкурирующие понятия как «Чистые вещества и смеси», «Простые и сложные вещества», «Физические и химические явления», выполняем диктант. При выполнении диктанта задача учащихся заключается в правильном отнесении единичного понятия к общему.
Такие диктанты можно использовать при закреплении нового материала, а также для проверки усвоения ранее изученного.
Методика проведения диктанта проста: учитель называет отдельные понятия, явления, факты, а учащиеся записывают их в соответствующую колонку в тетради или на листочке. Приведу несколько примеров.
Так при изучении темы «Предмет химии. Вещества» учитель диктует следующие понятия: стакан, железо, медь, ложка, серебро, вода, гвоздь, пружина, кислород, ключ, игла, свинец, льдинка, углекислый газ, свеча, ртуть. Учащиеся записывают в тетрадях:
Тела | Вещества |
Стакан, ложка, гвоздь, пружина, ключ, игла, льдинка, свеча | Железо, медь, серебро, вода, кислород, углекислый газ, ртуть |
При изучении темы «Чистые вещества и смеси» учитель диктует следующие понятия: сахар, медь, гранит, парафин, молоко, железо, сера, минеральная вода, кислород, морская вода, спирт, воздух, углекислый газ, почва, водород, а учащиеся записывают их в соответствующие колонки:
Чистое вещество | Смесь |
Сахар, медь, парафин, железо, сера, кислород, спирт, углекислый газ, водород | Гранит, молоко, минеральная вода, морская вода, воздух, почва |
При изучении темы «Физические и химические явления» учитель диктует различные явления, а учащиеся записывают их соответствующие колонки таблицы в тетради:
Физические явления | Химические явления |
Плавление свинца Образование инея Фильтрование Ковка металла Таяние льда Процесс отстаивания | Обугливание горящих дров Протухание яйца Ржавление железа Гниение дерева Горение свечи Прогоркание сливочного масла |
При изучении темы «Простые и сложные вещества» учитель произносит названия простых и сложных веществ, а учащиеся записывают каждое в соответствующую колонку:
Простые вещества | Сложные вещества |
Сера, ртуть, водород, кислород, железо, медь, алюминий | Оксид ртути, ржавчина, углекислый газ, вода, |
При изучении химических элементов учащиеся часто затрудняются, если нужно разделить понятия «простое вещество» и «химический элемент», так как и простое вещество и химический элемент из которого это простое вещество состоит имеют одинаковое название.
Чтобы научить различать эти понятия, можно также использовать диктант. Перед началом диктанта учитель поясняет, что ответы на предложения, в которых говорится о «простом веществе» записываются в соответствующей колонке в виде цифры, а ответы на предложения, где говорится о «химическом элементе» в другой колонке в виде цифры. Ответ можно записывать и в виде знаков. Например, предложения, в которых говорится о «простом веществе» записать в виде треугольника, а о «химическом элементе» в виде квадрата.
Предложения, которые можно продиктовать:
- В состав воды входит кислород
- Кислород – составная часть воздуха
- При разложении воды электрическим током выделяется кислород
- Из оксида ртути получили кислород
- Рыбы дышат кислородом, растворённом в воде
- Оксид меди состоит из кислорода и меди.
Ответ можно записать в колонках, где номера диктуемых предложений записывают в соответствующую колонку:
Химический элемент | Простое вещество |
1,6 | 2, 3, 4, 5 |
Ответ можно записать и так: ,
Где химический элемент обозначается треугольником, а простое вещество – квадратом.
Диктант занимает на уроке, как правило, 5-7 минут. В результате проведения диктанта появляется возможность в течение короткого времени выяснить пробелы в знаниях учащихся и устранить их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы проверки качества знаний учащихся на уроках математики в общеобразовательной школе
Тема самообразования...
Использование таблиц для проверки и контроля качества усвоения знаний учащихся
Проверка и оценка качества подготовки учащихся, выявления слабых мест в усвоении материала, а также работа с учебником по данной теме. В процессе обучения предмету ОБЖ, за 34-35 часов в год, терять вр...
Закрепление и проверка усвоения знаний по теме "Достопримечательности Лондона".
Данная разработка заданий оказывает помощь учащимся 5 классов в закреплении пройдённого материала....
Закрепление и проверка усвоения знаний по теме "Неправильные глаголы"
Данную работу можно использовать в работе с 7/8 кл. для проверки усвоения знаний по теме....
Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения знаний по русскому языку учащимися с интеллектуальными нарушениями в 11 классе"
Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения знаний по русскому языку учащимися с интеллектуальными нарушениями в 11 классе"...
Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения знаний по чтению учащимися с интеллектуальными нарушениями в 9 классе"
Данная разработка поможет педагогам, работающим в специальных (коррекционных) школах для детей с интеллектуальными нарушенями провести тестирование по чтению в 9 классе после изучения произведения....
Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения знаний по предмету "История Отечества" учащимися с интеллектуальными нарушениями в 7,8,9 классах"
Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения знаний по предмету "История Отечества" учащимися с интеллектуальными нарушениями в 7,8,9 классах...