Оценивание метапредметных результатов
статья по химии
Поделиться с обучающимся интрументами оценивания вот главный смысл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenivanie_metaprdemetnyh_rezultatov_iz_opyta_raboty.docx | 17.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Соснина Л.И.,
учитель химии и биологии
МАОУ «СОШ №47 г.Улан-Удэ»
Оценивание метапредметных результатов
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ произошли существенные изменения в подходах к оценке образовательных достижений учащихся. Комплексный подход к системе оценивания означает оценку трех групп достижений учащихся — личностных, метапредметных и предметных. Очевидно, что традиционная пятибальная система оценивания не отвечает требованиям стандарта, т.к. в большей мере она оценивает лишь предметные результаты, но не соответствует трехуровневому подходу к оцениванию разных групп результатов. Поэтому у учителя, в частности и учителя химии, возникают вопросы: «Как оценивать метапредметные результаты: отдельно или вместе с предметными результатами?», «В какой системе – в традиционной, в тестовой, в критериальной или рейтинговой?», «Есть ли апробированные измерительные материалы?».
Для каждой их трех групп планируемых результатов (личностных, предметных, метапредметных) по направлениям оценочной деятельности в Основной образовательной программе основного общего образования разработаны содержательная и критериальная основа оценки, которая конкретизирована в рабочей программе учебного предмета «Химия» 8 -9 класс через виды, формы, способы и инструментарий оценки. Входя в состав универсальных учебных действий, оценка выступает как процесс и результат обучения. Универсальные учебные действия формируются посредством содержания образования, применения педагогических технологий, характером взаимодействия между учителями и учащимися и между самими учащимися в образовательной деятельности.
Наряду с предметными результатами, оцениваются и универсальные учебные действия: познавательные (по работе с информацией, по решению проблем, логические действия), коммуникативные (сотрудничество через организацию работы в группе), регулятивные (целеполагание, планирование деятельности, контроль и оценка).
Одним из составляющих элементов познавательных УУД является умение работать со сложно организованной информацией: текстами, таблицами, графиками. С целью формирования такого вида умений предлагаются учащимся специальные задания:
- составлять таблицы на основе текста;
- отбирать информацию, сопоставлять и представлять информацию в виде таблиц, схем;
- систематизация информации – кластер;
- оформлять отчет по результатам практической работы, лабораторного опыта;
- выполнение контекстных заданий – задания, которые представляют для учащихся определённый интерес, а также вопросы, на которые нужно ответить, поняв текст. Выполняя контекстные задания, учащиеся проявляют способности находить и использовать необходимую информацию в предлагаемом контексте, применять имеющиеся знания в незнакомой ситуации. Контекстные задачи мотивируют познавательную активность, имеют практическую направленность, показывают значимость химических знаний для жизни и деятельности.
При выполнении таких заданий не только формируются, но и оцениваются познавательные действия по работе с информацией и чтению:
1.Осуществлять поиск информации (ориентироваться в различных видах справочных изданий, в т.ч. в сети Интернет, оценивать достаточность информации для решения задач).
- Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию (находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде, соотносить информацию из разных частей текста, делить тексты на смысловые части, упорядочивать, ранжировать и группировать информацию).
- Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию (формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод, привлекать имеющиеся знания для объяснения практико-ориентированных ситуаций, описанных в тексте).
- Создавать собственные тексты (устные и письменные), применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.
Химия является экспериментальной наукой, поэтому формирование исследовательской компетенции у учащихся является основополагающей задачей учителя химии. Выделяются еще одна группа метапредметных умений- познавательные действия по решению задач (проблем), которая включает: умение видеть и решать проблему, ставить цель и планировать деятельность, проводить исследования (наблюдения, опыты и измерения), представлять результаты исследования. На начальных этапах изучения химии предлагаются учащимся или составляются вместе с ними критерии оценки выполнения задания. Например, критерии оценки выполнения эксперимента: полнота описания эксперимента и отчета об эксперименте (мах. 2б), описание плана эксперимента (мах. 2б), правильность вычислений формул (мах. 1б). По мере накопления фактических знаний у учащихся, включаются экспериментальные творческие задания. Творческие задачи решаются в условиях самоорганизации и саморазвития. Решая творческие задачи, учащиеся преодолевают интеллектуальные трудности, происходит развитие познавательной и творческой активности. Творческие задачи целесообразно решать в условиях сотрудничества нескольких учащихся. В процессе поиска у учащихся возникает потребность поделиться своей идеей. С этой же целью используются практикоориентированные задания.
Пример алгоритма самооценки: Какова была цель задания?
Удалось получить результат?
Правильно или с ошибкой?
Самостоятельно или с чье-то помощью?
Диагностику метапредметных умений проводятся через комплексные контрольные работы метапредметного характера, показателем уровня сформированности УУД является выполнение заданий работы на 60-70%. Также формулируя задания для проверки предметных умений закладываются и УУД (например, «оцени…», «приведи аргументы…», «предложи свой вариант.. и т.п.). Результаты вводятся в таблицы в формате Excel. Нельзя сделать выводы о сформированности метапредметных умений только по отдельным работам. Объективным является комплексное оценивание в процессе урочной и внеурочной деятельности. Поэтому для оценки конечного результата важно использовать накопительную систему оценивания.
Список используемой литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом МО и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 с дополнениями и изменениями от 29.12.2014г № 1644
- Журин А.А., Заграничная Н.А.: Химия. 8-11 классы. Метапредметные результаты обучения. ФГОС: Вако, 2014
- Современная оценка образовательных достижений учащихся: Методическое пособие/ науч. Ред.: И.В. Муштавинская, Е.Ю. Лукичева. – Санкт – Петербург : КАРО,2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Технология оценивания метапредметных результатов в рамках предметной области «русский язык"
Педагогический проект по теме " Технология оценивания метапредметных результатов в рамках предметной области "русский язык"...
Оценивание метапредметных результатов (из опыта работы)
Представлена таблица показателей сформированности УУД в начальных классах....
Формирование и оценивание метапредметных результатов образования по математике.
обобщение опыта работы...
Система оценивания метапредметных результатов на уроках физики
В данном материале отражена моя работа по оцениванию метапредметных результатов на уроке физики...
Доклад Особенности оценивания метапредметных результатов
Материал по ФГОС...
Особенности оценивания метапредметных результатов на уроках английского языка.
Эта статья в помощь учителям английского языка при оценивании метапредметных результатов учащихся....
Статья "Особенности оценивания метапредметных результатов на уроках английского языка"
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных у...