Оценивание метапредметных результатов
статья по химии

Поделиться с обучающимся интрументами оценивания вот главный смысл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenivanie_metaprdemetnyh_rezultatov_iz_opyta_raboty.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Соснина Л.И.,  

учитель химии и биологии

МАОУ «СОШ №47 г.Улан-Удэ»

Оценивание метапредметных результатов

 

 В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ произошли существенные изменения в подходах к оценке образовательных достижений учащихся. Комплексный подход к системе оценивания означает оценку трех групп достижений учащихся  — личностных, метапредметных и предметных. Очевидно, что традиционная пятибальная система оценивания не отвечает требованиям стандарта, т.к. в большей мере она оценивает лишь предметные результаты, но не соответствует трехуровневому подходу к оцениванию разных групп результатов. Поэтому у учителя, в частности и учителя химии, возникают вопросы: «Как оценивать метапредметные результаты: отдельно или вместе с предметными результатами?», «В какой системе – в традиционной, в тестовой, в критериальной или рейтинговой?», «Есть ли апробированные измерительные материалы?».

Для каждой их трех групп планируемых результатов (личностных, предметных, метапредметных) по направлениям оценочной деятельности в Основной образовательной программе основного общего образования  разработаны содержательная и критериальная основа оценки, которая конкретизирована в рабочей программе учебного предмета «Химия» 8 -9 класс через  виды, формы, способы и инструментарий  оценки. Входя в состав универсальных учебных действий, оценка выступает как процесс и результат обучения. Универсальные учебные действия  формируются посредством содержания образования, применения педагогических технологий, характером взаимодействия между учителями и учащимися и между самими учащимися в образовательной деятельности.

Наряду с предметными результатами, оцениваются и универсальные учебные действия:  познавательные (по работе с информацией, по решению проблем, логические действия), коммуникативные (сотрудничество через организацию работы в группе), регулятивные (целеполагание, планирование деятельности, контроль и оценка).

Одним из составляющих элементов познавательных УУД является умение работать со сложно организованной информацией: текстами, таблицами, графиками. С целью формирования такого вида умений предлагаются учащимся специальные задания:

  • составлять таблицы на основе текста;
  • отбирать информацию, сопоставлять и представлять информацию в виде таблиц, схем;
  • систематизация информации – кластер;
  • оформлять отчет по результатам практической работы, лабораторного опыта;
  • выполнение контекстных заданий – задания, которые представляют для учащихся определённый интерес, а также вопросы, на которые нужно ответить, поняв текст. Выполняя контекстные задания, учащиеся проявляют способности находить и использовать необходимую информацию в предлагаемом контексте, применять имеющиеся знания в незнакомой ситуации.   Контекстные задачи мотивируют познавательную активность, имеют практическую направленность, показывают значимость химических знаний для жизни и деятельности.

При выполнении таких заданий не только формируются, но и оцениваются познавательные действия по работе с информацией и чтению: 

1.Осуществлять поиск информации (ориентироваться в различных видах справочных изданий, в т.ч. в сети Интернет, оценивать достаточность информации для решения задач).

  1. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию (находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде, соотносить информацию из разных частей текста, делить тексты на смысловые части, упорядочивать, ранжировать и группировать информацию).
  2. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию (формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод, привлекать имеющиеся знания для объяснения практико-ориентированных ситуаций, описанных в тексте).
  3. Создавать собственные тексты (устные и письменные), применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.

Химия является экспериментальной наукой, поэтому формирование исследовательской компетенции у учащихся является основополагающей задачей учителя химии. Выделяются еще одна группа метапредметных умений- познавательные действия по решению задач (проблем), которая включает: умение видеть и решать проблему, ставить цель и планировать деятельность, проводить исследования (наблюдения, опыты и измерения), представлять результаты исследования. На начальных этапах изучения химии предлагаются учащимся или составляются вместе с ними критерии оценки выполнения задания. Например, критерии оценки выполнения эксперимента: полнота описания эксперимента и отчета об эксперименте (мах. 2б), описание плана эксперимента (мах. 2б), правильность вычислений формул (мах. 1б). По мере накопления фактических знаний у учащихся, включаются экспериментальные творческие задания. Творческие задачи решаются в условиях самоорганизации и саморазвития. Решая творческие задачи, учащиеся преодолевают интеллектуальные трудности, происходит развитие познавательной и творческой активности. Творческие  задачи целесообразно решать в условиях сотрудничества нескольких учащихся. В процессе поиска у учащихся возникает потребность поделиться своей идеей. С этой же целью используются практикоориентированные задания.  

Пример алгоритма самооценки: Какова была цель задания?

Удалось получить результат?

Правильно или с ошибкой?

Самостоятельно или с чье-то помощью?

Диагностику метапредметных умений проводятся через комплексные контрольные работы метапредметного характера, показателем уровня сформированности УУД является выполнение заданий работы на 60-70%. Также формулируя задания для проверки предметных умений закладываются и УУД (например, «оцени…», «приведи аргументы…», «предложи свой вариант.. и т.п.). Результаты вводятся в таблицы в формате Excel. Нельзя сделать выводы о сформированности метапредметных умений только по отдельным работам. Объективным является  комплексное оценивание в процессе урочной и внеурочной деятельности. Поэтому для оценки конечного результата важно использовать накопительную систему оценивания.

Список используемой литературы 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом МО и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 с дополнениями и изменениями от 29.12.2014г № 1644
  2. Журин А.А., Заграничная Н.А.: Химия. 8-11 классы. Метапредметные результаты обучения. ФГОС: Вако, 2014
  3. Современная оценка образовательных достижений учащихся: Методическое пособие/ науч. Ред.: И.В. Муштавинская, Е.Ю. Лукичева. – Санкт – Петербург : КАРО,2015

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Технология оценивания метапредметных результатов в рамках предметной области «русский язык"

Педагогический проект по  теме " Технология оценивания метапредметных результатов в рамках предметной области "русский язык"...

Оценивание метапредметных результатов (из опыта работы)

Представлена таблица показателей сформированности УУД в начальных классах....

Система оценивания метапредметных результатов на уроках физики

В данном материале отражена моя работа по оцениванию метапредметных результатов на уроке физики...

Особенности оценивания метапредметных результатов на уроках английского языка.

Эта статья в помощь учителям английского языка при оценивании метапредметных результатов учащихся....

Статья "Особенности оценивания метапредметных результатов на уроках английского языка"

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных у...