Организация групповой деятельности учащихся на уроках химии
методическая разработка по химии (9 класс)

Силантьева Татьяна Николаевна

Знакомство с особенностями организации групповой деятельности учащихся, практические способы  и принципы формирования групп, формы организации групповой деятельности учащихся на уроках химии на практических работах и семинарах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация групповой деятельности учащихся

на уроках химии

Учитель химии

ГБОУ «ЦСиО «МЭШ» Москомспорта

Силантьева Татьяна Николаевна,

 учитель высшей квал. категории,

Почетный работник общего образования РФ

Аннотация: знакомство с особенностями организации групповой деятельности учащихся, практические способы  и принципы формирования групп, формы организации групповой деятельности учащихся на уроках химии на практических работах и семинарах.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

они будут открывать это новое сами. 

Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи».

И.Г. Песталоцци

На современном этапе развития общества государство направляет школе особый запрос – подготовить не просто человека, который освоил Стандарт образования, а подготовить конкурентоспособную личность. По подсчетам специалистов компании IBM, человек меняет свою специальность не менее семи раз за время профессиональной карьеры. Его успешность на рынке труда во многом зависит от способности приобретать и развивать умения и навыки, осваивать новые технологии, которые меняются примерно раз в пять лет.

В этой ситуации должны измениться и цель образования, она становится личностно-ориентированной. Схематично это можно представить следующим образом:

  • традиционно: учитель – учебник – ученик;
  • новое: ученик – учебник – учитель.

Ведущей линией в образовании становится познавательная деятельность ребенка, а не преподавание учителя.

До того как ребенок приходит в школу, ведущей деятельностью у него является игровая деятельность. Дошкольники практически всегда имеют общество сверстников – партнеров по игре. Об этом заботятся родители и воспитатели дошкольных учреждений. Общение со сверстниками создает условия для развития творческого начала в ребенке и для формирования у него волевых компонентов деятельности по утверждению, отстаиванию и защите своей позиции. Создаются условия для самовыявления ребенка, а значит для его самопознания и самооценки. Далее в жизни ребенка происходят очень важные перемены: он становится школьником. С радостью идет в школу - его притягивает новизна. Что же происходит в школе? Детей рассаживают за удобные современные парты, запрещают разговаривать друг с другом, взаимопомощь на уроке называют «подсказкой и списыванием». И получается, что в учении – в их главном на данном возрастном этапе деле – они лишены общества сверстников и нормального развития. Дети учатся рядом, но не вместе, не сотрудничая друг с другом. В результате получается, что мы лишаем детей возможности нормального развития, так как лишаем возможности общения. Поэтому учитель на современном этапе должен организовать сотрудничество детей, помочь им во взаимодействии. Таким образом, обеспечить условия для зарождения инициативности самого ребенка. Другими словами, одним из приоритетов системы образования должно стать достижение нового образовательного результата – формирование ключевых компетентностей учащихся.

«Быть компетентным» означает умение применить полученные знания и опыт в конкретной ситуации, умение выйти за пределы этой ситуации, действовать самостоятельно. Часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их соответствующим образом в нужный момент, когда представляется возможность. Быть компетентным не означает быть ученым или образованным. Необходимо не только дать знания, но и научить их применять на практике. Ученик должен получить в школе знания и уметь ими пользоваться в различных ситуациях. Учитель в данном случае выступает в роли консультанта. Обучение должно быть прочным, осознанным и действенным.

Для успешной самореализации в современном российском обществе человек должен обладать следующим набором ключевых компетентностей:

  1. Готовность делать осознанный и ответственный выбор.
  2. Технологическая компетентность.
  3. Готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь).
  4. Информационная компетентность.
  5. Социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию).
  6. Коммуникативная компетентность.

Готовность делать осознанный и ответственный выбор означает способность проанализировать ситуацию, определить свои приоритеты, поставить цели и соотнести их с устремлениями других людей, спланировать результат своей деятельности и разработать алгоритм его достижения, оценить результаты своей деятельности.

Технологическая компетентность означает способность человека понять и реализовать инструкцию, технологию, алгоритм деятельности.

Готовность к самообразованию означает, что человек, поставив перед собой новую задачу, способен выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск с использованием различных средств, извлекать информацию из разных источников.

Информационная компетентность означает способность интерпретировать, систематизировать, оценивать и анализировать полученную информацию, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию.

Социальная компетентность означает, что человек способен учитывать интересы других людей, продуктивно взаимодействовать с членами командой, решающей общую задачу; анализировать и разрешать противоречия.

Коммуникативная компетентность означает готовность и способность представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что современным требованиям образования соответствует коммуникативно - деятельностный подход в обучении, в котором инициативны все стороны учебного процесса. Именно групповое взаимодействие позволяет развивать необходимые качества для дальнейшего формирования компетенций.

Группа – это общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью. Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю, который управляет классом. Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить технологию групповой работы, уметь регулировать взаимодействие учащихся. Работая с группой детей, учитель выступает в роли консультанта, взрослого помощника. Позиция учителя и ученика равная. И лишь одно различие: один - познает, а другой - помогает ему в познании, имеет определенный жизненный опыт, которым он может поделиться.

Общие правила организации групповой работы.

При построении учебного сотрудничества детей необходимо учитывать:

  • Такой формы общения в их опыте еще не было, значит, этот навык нужно формировать.
  • Научить детей как сесть, как положить учебник, как соглашаться, как возражать, как попросить о помощи.
  • Обязателен разбор ошибок совместной работы.
  • Соединение детей в группы – очень сложный процесс, который может зависеть от личных качеств, межличностных отношений, склонностей, желания, сложности материала, предполагаемого результата и др.
  • Необходимо учесть, что в классе может быть ученик, который может отказаться от работы в группе; к этому нужно быть готовым. Подготовить индивидуальные задания. Как правило, и такие дети в свое время тоже начинают сотрудничать, но для этого необходимо время.
  • Оценивать необходимо общую работу группы; необходимо всегда подчеркивать человеческие достоинства: вежливость, дружелюбие, приветливость, взаимовыручку и др.
  • Нужно учесть, что абсолютной тишины на уроке не будет, поэтому нужно придумать определенный сигнал, по которому наступает тишина.

Ниже мы постараемся разобрать некоторые особенности этого вида деятельности.

Преимущества группового обучения:

  1. Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели, умение выслушивать точку зрения другого и т.д.).
  2. Улучшается успеваемость; формируется мотивация учения и обучения.
  3. Научить можно каждого, кто ходит на уроки, причем соблюдается дифференцированный подход.
  4. Работа в группе помогает ребенку не только учиться, но и проявить себя, так как в группе нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.
  5. Воспитывается взаимоуважение.
  6. Меняются отношения ко всему, укрепляется дружба, улучшаются межличностные отношения; устанавливается психологический комфорт в коллективе.
  7. Появляется возможность избежать негативных сторон соревнования.
  8. Ребята убеждаются в ценности взаимопомощи; порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.
  9. Реализуется принцип деятельности.
  10. Достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний.
  11. Учащиеся усваивают больший объем материала.
  12. Обеспечивается единство воспитания и обучения.
  13. Между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения.
  14. Минимальный объем домашнего задания.
  15. Упрощается процедура проверки работ (вместо всех работ, нужно проверить около 6-7 отчетов групп).

Примерные правила работы в группе (даются в готовом виде или вырабатываются участниками):

  1. Каждому необходимо активно участвовать в работе группы.
  2. Нужно слушать и понимать друг друга.
  3. Нужно уметь договариваться.
  4. Необходимо соблюдать процедуру работы в группе (заданное время, особые условия выполнения задания).

Примеры формулировок правил:

  • - говори тихо и спокойно;
  • - уважай своих товарищей;
  • - внимательно слушай партнера;
  • - старайся не перебивать товарища,  выслушивай его до конца;
  • - в случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.

Способы формирования групп.

Особое внимание при организации групповой работы необходимо обращать на формирование групп. От того, насколько правильно и удачно сформирована группа, будет зависеть успешность работы в целом. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы, она колеблется от 2 до 6 человек, в более многочисленных группах не обеспечивается активная работа всех членов группы. Ранее мы уже отмечали несколько показателей, которые можно учитывать. Вот несколько примеров:

  • Группа по желанию. Участники сами формируют состав своей группы, но результат такой работы трудно прогнозировать. . В таких группах нет психологической несовместимости, лучше контакт, но разная сила групп и наполняемость.
  • Случайная группа. Участники объединяются только для данной работы. Несовместимость таких групп может привести к конфликту и сделать работу практически невозможной. Формирование по цвету, числам и т.д.
  • Группа сформированная лидером. Состав группы однородный, т.к. лидер выбирает тех участников, кто способен достичь определенного результата.
  • По знакам Зодиака. Необычное решение, обычно впечатляющее учеников. Открытым остается вопрос о силе групп, о количестве участников группового взаимодействия.
  • По решению учителя. При таком формировании лучше опираться на данные социометрии.
    Учитель выделяет четыре типа учеников относительно данной темы: 
    Н – не достигшие минимального уровня.
    М – достигшие минимального уровня.
    О – достигшие общего уровня.
    П – вышедшие на продвинутый творческий уровень.

Формируем группы однородные типа МОП (группы Н нет, так как такие ученики нуждаются в помощи) и неоднородные. Все группы, в которые входят ученики типа Н, условно относятся к группам выравнивания, главная цель которых – выведение учеников Н на уровень М. Работа в таких группах полезна и ученикам высоких уровней, так как объясняя материал другим, они сами усваивают его лучше. Все остальные неоднородные группы относятся к группам развития. МО – нормальные, МП – ускоренные.

  • Можно учитывать и темперамент учеников. Например, если объединить сангвиник + сангвиник, атмосфера будет доброжелательной, но продуктивность низкая; холерик + холерик, то будут слишком бурные эмоции, дисциплины может и не быть; меланхолик + меланхолик – стимулирования не будет, усидчивы, но нет взаимопонимания; флегматик + флегматик, будет заторможенность. С точки зрения психологии лучшие совмещения: сангвиник + флегматик, холерик + меланхолик, сангвиник + меланхолик, холерик + флегматик.

Составляющие групповой деятельности учащихся на уроке (этапы):

  1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания (постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя, раздача дидактического материала).
  2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
  3. Работа по выполнению учебного задания.
  4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
  5. Взаимная проверка и контроль выполнения задания в группе.

В качестве примера представляем вашему вниманию несколько видов отчета о работе групп.

  • Вся группа отчитывается назначенному учителем ученику или каждый член группы - своему контролеру (тоже назначаются учителем). Эта форма отчета применяется главным образом для групп выравнивания и групп поддержки типа М.
  • Вся группа отчитывается учителю без привлечения других учеников.
  • «Публичная защита» - наиболее частая и эффективная форма отчета. Один представитель группы по выбору учителя выходит к доске и рассказывает свою задачу всему классу. Обсуждаются другие способы решения, если таковые выявляются в ходе «защиты». В ходе обсуждения задачи ученик обосновывает отдельные шаги решения, отвечает на вопросы по задаче и примыкающей к ней теории, сам задает вопросы.
  1. Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом (рефлексия, общий вывод о групповой работе и достижении каждой группы).

Способы организации группового взаимодействия.

В зависимости от типа выполняемого задания и характера организуемой деятельности можно выделить несколько способов работы, позволяющих одновременно обеспечить взаимодействие учащихся в малых и крупных группах:

  1. Малые группы получают одно и то же задание, выполняют его, представляют в устной или письменной форме (или заносят результаты в общую таблицу), соотносят с результатами деятельности других групп, дополняя друг друга, исправляя ошибки, оценивая эффективность групповой работы.
  2. Группы получают разные задания. Выполнив задание, группы представляют результаты работы на общее обсуждение.
  3. Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. По окончании работы результаты сводятся вместе, происходит групповое взаимообучение.
  4. Группы сменного состава позволяют одновременно реализовать 1-й и 3-й способы организации работы, при этом обеспечивают разделение заданий не только между группами, но и между каждым учащимся.
  5. Работа групп по принципу «вертушки» дает возможность каждой группе последовательно проработать все задания, перемещаясь по аудитории от одного стола к другому. На каждом столе представлено новое задание или часть общего задания. Работой за каждым столом может руководить «консультант».
  6. Работа групп по принципу «эстафеты»: в пространстве аудитории перемещаются не группы, а задания. Каждой группе выдается задание, над которым она начинает работу. Через определенное время задание передается другой группе по кругу, а данная группа получает задание от другой. Таким образом, каждая группа вносит свой вклад в решение каждой учебной задачи. В конце работы каждая группа обобщает результаты своей работы и представляет конечный результат на всеобщее обсуждение.

Распределение учебного пространства при организации групповой работы.

http://festival.1september.ru/articles/537182/img1.gif

Недостатки группового обучения:

  • Трудности комплектования групп - часто в одной группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая для всех участников группы оценка не будет отражать вклад определенного ученика, т. е. будет несправедливой;
  • Неодинаковыми по силе могут оказаться и группы в целом, и, хотя это можно скорректировать разными по сложности заданиями, тогда возникает проблема «весового» наполнения оценки, ее дифференцированности;
  • В практических и лабораторных работах сложно оценить степень овладения учениками суммой практических навыков, на развитие которых нацелена работа;
  • Учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах.
  • Трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой работы.

Рефлексия. Ответы на вопросы самому себе.

Работая в группе мне:

  • было легко и все понятно
  • возникали трудности, которые мы преодолевали
  • работать трудно, много непонятного
  • работа в группе была эффективной
  • каждый участник группы понимал свои задачи и выполнял свое задание.

Хотелось бы отметить, что применение групповых форм работы способствует формированию всех вышеперечисленных ключевых компетенций. Только в сочетании с другими формами обучения, особенно индивидуальной, групповая форма организации работы дает положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов определяется учителем в зависимости от:

  • Решаемых учебно-воспитательных задач на уроке.
  • Учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности.
  • Специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей.
  • Стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой, от той доверительной атмосферы, которая установилась в классе, постоянной готовности оказывать друг другу помощь.

Формы групповой работы на уроках химии (8-11 кл).

Представляем вашему вниманию несколько таких примеров:

  • Мозговой штурм. Это метод продуцирования идей и решений при работе в группе учащихся 9-11 классов.  Применяется при изучении нового материала на уроке химии  или поиск необходимой учебной информации в интернете по теме «Биологическая роль металлов и неметаллов».  
  • Групповая дискуссия. Специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников 10-11 классов на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо задаче\проблеме. Используется при проведении проблемных или метапредметных  уроков, на ученических конференциях в рамках недели естествознания, при работе над учебным или индивидуальным  проектом в 10-11 классе.
  • Практикум. Экспериментальное решение задач по химии Практическое использование обобщенных знаний обучающихся 8-9 классов к конкретной практической задаче при выполнении лабораторных или практических работ по химии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы организации групповой деятельности обучающихся на уроках химии в рамках проведения лабораторных и практических работ

Важную роль на ЛПЗ играет педагогическое руководство. На начальных этапах обучения большое значение имеет четкая постановка познавательной задачи, а также предварительный инструктаж. Преподаватель дол...

Групповая деятельность учащихся на уроках химии

Школьники испытывают потребность в общении. Работая в группе они убеждаются в пользе планирования, распределения обязанностей, взаимообщения. Групповая форма организации работы делает явными усилия и ...

Организация активной деятельности учащихся на уроках химии

Учитель не должен преподносить ученику истину, он должен учить находить ее. ( Дистервег) Я ознакомилась с материалами по научным основам проблемного обучения. Благодаря этим работам и курсам повышен...

Статья: "Организация проектной деятельности учащихся на уроке химии"

Организация проектной деятельности учащихся на уроке химии В преподавании естественных наук, и в частности  химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся...

Методика организации групповой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения школьников, побуждает их к ре...

Методический семинар "Организация групповой деятельности учащихся на уроке"

План проведения методического семинара по организации групповой деятельности учащихся на уроке....

методическая разработка "Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время "

В данной работе рассматривается актуальный материал по применению исследований на уроках химии и внеурочное время.        Главной идеей образования в последние годы...