Групповая деятельность учащихся на уроках химии
учебно-методический материал (химия) по теме
Школьники испытывают потребность в общении. Работая в группе они убеждаются в пользе планирования, распределения обязанностей, взаимообщения. Групповая форма организации работы делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovaya_rabota_referat.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Групповая деятельность учащихся на уроках химии.
В учебном процессе ученики стараются работать группами, советоваться друг с другом. Это объясняется тем, что школьники испытывают потребность в общении. Работая в составе группы, они на собственном опыте убеждаются в пользе планирования, распределения обязанностей, взаимообщения. Учащиеся сплачиваются между собой, приучают действовать согласовано, испытывая чувство коллективной ответственности за результат совместной деятельности. Групповая форма организации работы, кроме того, делает явными усилия и способности каждого, что является естественными стимулом здорового творческого соревнования.
Учащиеся, как правило, стараются сесть за одну парту с теми, с кем интересно обмениваться мыслями, информацией, делиться переживаниями. Работая рядом за одной партой, они дают взаимную оценку действиям и поступкам друг друга, вольно или невольно проявляют интерес к тому, как реализуются учебные задачи по парте. Ученику небезразлично, как товарищем решается задача, какой получен ответ. Обнаруживая различия в способах решения задачи, в полученных ответах, учащиеся предпринимают попытки выяснить, чем объясняются эти различия, кем и где допущена ошибка. Эта форма общения за партой в ходе учебной деятельности принимает характер взаимного обучения.
Однако при такой форме работы возникает опасность ложного товарищества, проявляющегося в том, что один ученик в процессе самостоятельной, контрольной работы пытается подсказать способ решения другому, не давая возможности преподавателю выяснить уровень его знаний и умений. Это обстоятельство беспокоит педагога так же потому, что при постоянных подсказках со стороны одного человека нарушается нормальный ход индивидуальной учебной деятельности другого. Каждый ученик в ходе учебно-познавательной деятельности должен преодолеть встречающиеся трудности в анализе материала и сам прийти к соответствующим выводам, опираясь на предшествующие знания.
Эффективность парной работы учащихся при проверке выполнения заданий, закреплении, совершенствования знаний, выработке умений и навыков неоспорима. Практикой работы многих педагогов доказано, что взаимодействие двух учащихся за партой положительно сказывается на повышении их активности, качестве выполнения работы. После взаимной проверки и самопроверки в тетрадях они оставляют неисправленных ошибок в два-три раза меньше, чем после одной самопроверки.
Однако, следует заметить, что взаимодействие действие двух учащихся за одной партой не всегда дает положительные результаты в работе. Целесообразно объединять учеников, обладающих разными учебными возможностями. При этом один из них должен отличаться ответственным отношением к учению. Совместная работа двух учащихся с низкими учебными возможностями не дает положительного результата. В большинстве случаев малоэффективно взаимодействие учеников с низкими и учебными возможностями. Сотрудничество ученика с высокими возможностями, отличающегося ответственным отношением к учению, с учащимся, обладающим низкими учебными возможностями, при целенаправленности руководства со стороны педагога всегда повышает эффективность учебной работы обоих, так как первый. Помогая товарищу, глубже закрепляет, совершенствует знания, а второй вовремя получает разъяснения по всем вызывающим затруднения вопросам.
Особенно часто групповая форма учебной работы практикуется при формировании умений и навыков. После фронтального закрепления учебного материала ученикам предлагается совместно делать упражнения, решать задачи. В процессе выполнения работы они совещаются друг с другом, осуществляя оптимальный выбор способов деятельности. Такая организация широко используется при решении задач.
Групповая форма работ оправдывает себя и при повторении ранее изученного материала. Работа учащихся в группе на этом этапе обучения, как и на других, способствует повышению активности учеников. Здесь она дает возможность каждому передать информацию, которую он извлек из источников знаний. Если из четырех учеников, работающих в звене, двое узнали что-то новое из дополнительной литературы, они обогатят этой информацией остальных. Так повторение превращается в процесс репродуктивно-поисковой деятельности, позволяющей сформировать глубокие знания у всех учащихся.
Групповая форма учебной работы многими педагогами используется и при выявлении знаний и умений учащихся. Слушая ответы товарища, они поправляют его, уточняют отдельные положения, следят за тем, чтобы материал излагался кратко, содержал основные положения. Преподаватель в это время внимательно наблюдает за их работой, выясняя неточности в знаниях. Разнообразные виды взаимной проверки знаний в группах позволяют эффективнее развивать у учащихся навыки самоконтроля в учебной деятельности. Взаимный контроль содействует улучшению оперативного контроля со стороны учителя за качеством усвоения школьниками знаний, умений и навыков, позволяет учителю получать достоверную предварительную информацию об уровне их обученности, организовывать ритмичную работу всех учеников, значительно повышать их успеваемость.
Преимущества групповой формы работы особенно ярко выступают при активизации деятельности слабых учеников, которые получают больше возможностей, чем при фронтальной форме учебной работы, для продуктивного обсуждения рассматриваемых проблем. Школьная практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группе высказывают чаще, чем обычно, в 10-15 раз. Это говорит о повышении их учебной активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Выяснено, что на тех уроках, где систематически на разных этапах проводится групповая работа, эти ученики получают более высокие знания.
В опыте работы оправдали себя группы из четырех учащихся, работающие на двух друг за другом стоящих партах.
Могут добиваться положительных результатов группы, имеющих равные учебные возможности. Эти учащиеся при правильно организованной совместной работе более успешно, чем при работе в одиночку, усваивают материал. Контактируя между собой, они дополняют друг друга. Если кто-то не разобрался в материале, могут прийти на помощь другие. Не все ясно одному – понятно другим. Пошел по ложному пути рассуждения один – остановят другие. Располагая равными учебными возможностями, учащиеся продвигаются одним темпом. Это их сближает. Но им нужна поддержка учителя, его оперативная помощь. Без тщательной направляющей деятельности учителя эти звенья не могут работать эффективно.
Не могут функционировать группы, состоящие только из учеников с низкими учебными возможностями. У них некому руководить, подавать положительный пример в познавательной деятельности. У этих учащихся недостает опорных знаний для анализа изучаемого материала. Они не могут оказывать помощь друг другу. Не владея или слабо владея навыками самостоятельной работы, эти ученики проявляют беспомощность в ее организации.
Положительный эффект в обучении учащихся наиболее полно достигается в гетерогенных группах. В этих группах ученики, обладая разной обучаемостью, потребностями, интересами и учебной работоспособностью, дополняют друг друга. Один проявляет повышенный интерес к теоретическим обобщениям, другой обладает совокупностью практических умений, третий наиболее практичен. Он чаще задает вопросы, стремится обосновывать каждое положение. Затем, чтобы учебные группы успешно функционировали, целесообразно формировать группы из учеников с разными учебными возможностями. Если в состав группы входят ученики с высшими, высокими, средними и низкими учебными возможностями, взаимно расположенные друг к другу, она может продуктивно работать. Ученики с высшими и высокими учебными возможностями при самостоятельной работе, как правило, успевают выполнить задание за более короткий срок, благодаря чему у них находится время для оказания помощи товарищам. Совместно анализируя материал, решая задачу, выполняя упражнение, они все достигают более высоких результатов. Сильный ученик, успешно справляясь с заданием, попутно помогает менее способному уяснить непонятное, наблюдая за работой, предупреждает появление ошибок, в результате он сам усваивает материал глубже и основательнее.
Нередко приходится встречаться с тем, что сильные ученики на уроках садятся за одну парту или стремятся устроиться поближе к доске. Слабые же обычно предпочитают размещаться за столами в конце класса. Ими владеет одна мысль: подальше от глаз учителя. С целью лучшей организации учебной деятельности педагогу целесообразно самому определять рабочие места каждому ученику. Прежде всего необходимо учитывать психологическую совместимость, желания учеников, потенциальные возможности для успешной их совместной деятельности.
При комплектовании учебных групп целесообразно учитывать не только учебные возможности ученика, но и какими качествами он обладает. Это необходимо для создания соответствующего комфорта в учебной деятельности. Застенчивый школьник должен попасть в такую группу, в которой господствуют доброжелательные отношения. Заносчивого ученика целесообразно определить в то звено, в котором члены отличаются более высокой требовательностью к себе и товарищам. Школьник, не привыкший работать, должен оказаться в группе, в которой ученики характеризуются трудолюбием, сильной волей. Излишне говорливый определяется в группу молчаливых, сдержанных, обладающих саморегуляцией. Разумеется, что в состав одной группы не включаются ученики, которые питают друг к другу неприязнь.
При проведении уроков, передо мной встала проблема, которая меня очень забеспокоила – это низкая активность учащихся на уроках, что вело к низкой активности учащихся и потере интереса к предмету.
Пролистав литературу, меня заинтересовала групповая форма работы учащихся.
- В небольших группах ученик, который понял материал, может взять ответственность на себя в помощи непонимающему ученику и отвечать за успехи каждого, если научаться помогать друг другу.
- В группе ребята учатся вместе работать, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь.
Как можно разделить класс на группы? Обычно я делю класс на группы из четырех человек, так как дети сидят за столами, стоящими друг за другом и это облегчает работу. Если же формировать группы из 5-6 человек, такая организация вызывает ряд неудобств: в классной комнате надо переставлять учебную мебель, чтобы дать возможность учащимся свободно контактировать.
По какому принципу я делю класс на группы? В классах среднего и более высокого уровня развития дети делятся сами, как и с кем пожелают сидеть.
В классах низкого уровня, формируя группы, я учитываю уровень обученности ребенка и его желание, где и с кем сидеть и работать. При этом может получиться так, что формируется более слабая группа, к которой я чаще и подхожу для контроля, чем к более сильным группам.
Эти группы не постоянные: каждый ученик имеет возможность поработать в разных группах класса.
Групповую работу можно использовать при проверке домашнего задания. При проверке домашнего задания я пытаюсь добиться, чтобы учащиеся полностью осмыслили ранее пройденный материал, который был дан на дом, и убедиться, действительно ли учащиеся поняли данный материал.
Проверку домашнего задания можно провести в письменной форме. При этом каждой группе составляются одинаковые карточки, содержащие задание на четыре варианта (так как в группе четыре ученика) например:
I вариант (первый учащийся): SO2 →H2SO3 → Na2SO3 → MgSO3
II вариант (второй учащийся): SO3 → H2SO4 → NaHSO4
↓
BaSO4
III вариант (третий учащийся): SO3 → H2SO4 → Na2SO4 → BaSO4
IV вариант (четвертый учащийся): S → H2S → SO2 → H2SO3
Каждый учащийся индивидуально выполняет задание своего варианта, затем дети быстро проверяют друг у друга правильность выполнения задания, если возникают какие-то трудности, то обращаются к учителю. Каждой группе может быть дано одно задание, а могут быть разные. Группы сообщают о готовности, и один учащийся из группы отчитывается перед классом (учитель по своему выбору может спросить любого ученика). Учащиеся других групп могут задавать вопросы, при этом своей группе несут баллы, которые влияют на оценку учащегося.
Групповую форму работы можно провести и при подготовке к контрольной работе, тестированию. Только в этом случае после работы в группе, учащиеся пишут индивидуальную работу за себя.
Групповую деятельность можно использовать и при усвоении нового материала.
Учащимся всех групп я предлагаю одинаковые задания по изучаемому материалу. Каждое задание имеет несколько вопросов и учащиеся одной группы делят эти вопросы между собой – разбирают индивидуально, а затем отчитываются внутри группы, т.е. весь материал обобщается группой в целом. Затем я предлагаю всему классу конкретные вопросы, решение которых потребовало бы применения полученных знаний.
Например, по теме «Электролитическая диссоциация» в восьмом классе после объяснения новой темы можно провести самостоятельную работу. Цель работы: выяснить, на какие ионы диссоциируют соли и щелочи, научиться составлять уравнения диссоциации этих веществ.
- Напишите уравнения диссоциации солей:
I учащийся: сульфат калия,
II учащийся: карбонат натрия,
III учащийся: нитрат калия,
IV учащийся: сульфат меди (II)
Проверьте результаты друг у друга и обсудите их. Сделайте вывод, на какие ионы диссоциируют соли.
- Напишите уравнения диссоциации гидроксидов металлов:
I учащийся – гидроксиды кальция, калия;
II учащийся – гидроксиды лития, бария;
III учащийся – гидроксиды цезия, магния;
IV учащийся – гидроксиды рубидия, натрия.
Проверьте результаты друг у друга и обсудите их. Сделайте вывод, на какие ионы диссоциируют щелочи? Какие одинаковые ионы находятся в растворах щелочей?
Так же групповую деятельность можно использовать на практических и лабораторных работах. Например, на уроке при изучении вопроса о реакции обмена можно провести лабораторную работу. Класс делится на группы по четыре человека. Каждой группе даются карточки следующего содержания:
Лабораторная работа «Реакции ионного обмена».
Цель: выяснить, при каких условиях реакции обмена практически осуществимы.
- Проведите реакции между растворами приведенных веществ и установите общий признак, по которому можно судить о том, что реакции прошли до конца.
I учащийся: CuSO4 и NaOH,
II учащийся: BaCl2 и Na2SO4,
IIIучащийся: H2S и CaCl2.
Проверьте результаты опытов друг у друга. Сделайте общий вывод.
- Пользуясь таблицей «Растворимость солей, кислот, оснований в воде», установите, в чем сущность проведенных реакций. Составьте полные и сокращенные ионные уравнения реакций.
Проверьте результаты работы друг у друга и обсудите их. Сделайте вывод в соответствии с поставленной целью.
В процессе работы учащиеся выясняют все вопросы, возникающие при проведении реакций. Сообща делают вывод об одном из случаев течения реакции обмена до конца.
Если групповая форма обучения включается в структуру урока, то на непродолжительное время. В ходе групповой работы ученики, общаясь между собой, создают излишний шум, который значительно усиливается, если не переключить их на другой вид деятельности. Шум во время урока может стать серьезной помехой для усвоения детьми учебного материала. Это не происходит, если ученики работают не более 5-7 минут.
Групповая форма дает положительные результаты в обучении учащихся:
- Повышается активность учащихся на уроке.
- Появляется интерес к предмету.
- Учатся к общению, то есть, как говорят, происходит социализация учащихся.
- Учатся видеть ошибки товарищей и свои ошибки, учатся анализировать.
- Учатся кратко излагать материал, в группе время обычно бывает ограниченно, и дети стараются успеть высказать свое мнение.
Однако возможности этой формы ограничены. С ее помощью решаются определенные задачи учебного процесса. В группах учащиеся (особенно слабые) не всегда могут глубоко разобрать трудный материал, избрать более экономный путь его освоения. Поэтому групповую форму учебной работы целесообразно использовать только в комплексе с другими формами обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт о работе над собственным методическим исследованием «Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности»
Работа опубликована в школьном методическом сборнике за 2012-13 учебный год...
Основы организации групповой деятельности обучающихся на уроках химии в рамках проведения лабораторных и практических работ
Важную роль на ЛПЗ играет педагогическое руководство. На начальных этапах обучения большое значение имеет четкая постановка познавательной задачи, а также предварительный инструктаж. Преподаватель дол...
Презентация семинара по теме:"Организация научно- исследовательской деятельности, опытно- экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС"
Презентация для выступления на семинаре "Учителя года -2015 ". по теме:"Организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условия...
Метод проектов как средство повышения самостоятельной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности
Цель и пафос развития педагогической науки и практики – это возможность проектировать и осуществлять процесс обучения и воспитания человека с гарантированным эффектом. Другой цели ...
Методика организации групповой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания
Данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения школьников, побуждает их к ре...
Методический семинар "Организация групповой деятельности учащихся на уроке"
План проведения методического семинара по организации групповой деятельности учащихся на уроке....
Организация групповой деятельности учащихся на уроках химии
Знакомство с особенностями организации групповой деятельности учащихся, практические способы и принципы формирования групп, формы организации групповой деятельности учащихся на уроках химии на п...