Статья: "Организация проектной деятельности учащихся на уроке химии"
статья по химии на тему
Организация проектной деятельности учащихся на уроке химии
В преподавании естественных наук, и в частности химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.
Метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения, что полностью соответствует требованиям ФГОС.
Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Утверждение, что проектной деятельностью можно заниматься только с одаренными детьми, на мой взгляд, неверное. Даже со слабыми учащимися, работа над проектами может дать свои положительные результаты, в случае если учитель сумеет заинтересовать ученика темой проекта, если ученики осмыслили все этапы работы над проектом. Выполнение проекта требует инициативного, самостоятельного, творческого решения школьником выбранной проблемы, а сама проектная деятельность имеет в основном продуктивный характер. В этом коренное отличие проектной деятельности ученика от его учебной..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_uchashchihsya_na_uroke_himii.docx | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Шкитяева Марина Васильевна, учитель химии
ГБОУ СОШ № 247 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Организация проектной деятельности учащихся на уроке химии
В преподавании естественных наук, и в частности химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.
Метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения, что полностью соответствует требованиям ФГОС.
Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Утверждение, что проектной деятельностью можно заниматься только с одаренными детьми, на мой взгляд, неверное. Даже со слабыми учащимися, работа над проектами может дать свои положительные результаты, в случае если учитель сумеет заинтересовать ученика темой проекта, если ученики осмыслили все этапы работы над проектом. Выполнение проекта требует инициативного, самостоятельного, творческого решения школьником выбранной проблемы, а сама проектная деятельность имеет в основном продуктивный характер. В этом коренное отличие проектной деятельности ученика от его учебной..
Методика организации работы над проектом предусматривает следующие этапы:
- Подготовка – основное содержание работы на этой стадии – определение темы и цели проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей.
- Планирование - определение источников информации, способов сбора и анализа информации, определение способа представления информации.
Учитель предлагает идеи, высказывает предложения, учащиеся разрабатывают план действий, формулируют задачи, выдвигают гипотезы.
- Исследование – это стадия сбора информации, решения промежуточных задач. А также проведение непосредственно эксперимента. Что координально отличает проектную деятельность учащихся по химии от других учебных предметов не естественно-научного цикла.
- Представление результатов – формы представления результатов разнообразны: устный отчет, письменный отчет, представление модели, презентации, видео;
- Оценка результата и процесса – учащиеся принимают участие в оценке проекта. Они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников.
Классификация проектов:
- по количеству учащихся, участвующих в разработке проекта – индивидуальные или групповые;
- по содержанию – предметные и межпредметные;
- краткосрочные (1-2 занятия), среднесрочные (до двух месяцев), долгосрочные;
- по доминирующей деятельности – информационные исследования, проектно-ориентированные и телекоммуникационные проекты.
В своей работе я использую выполнение учениками проектов разной сложности.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся, однако этот метод сочетается с групповым подходом в обучении. Я знакомлю обучающихся, с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам:
- в проекте должна быть решена какая – либо проблема;
- проводится исследовательская работа;
- проект выполняется самостоятельно учащимися;
- учитель выполняет роль, консультанта;
- результаты проекта должны иметь практическую значимость;
- в конце проекта необходимо проанализировать, что получилось, а что нет.
Учащиеся перед началом работы над проектом получают инструкции - это требования к проекту, методические рекомендации, памятки – как правильно оформить проект, подготовить сообщение и презентацию. Предварительно знакомлю учащихся с проектами прошлых лет, в зависимости от поставленного вопроса готовлю небольшие презентации, буклеты, где стараюсь заинтересовать учащихся заняться исследовательской работой и созданием проекта. Учащимся предлагаю примерные темы проектов: история развития химии, химическое производство, химия в быту, химия и здоровье, жизнь и деятельность великих химиков, химия и экология и т.д.
Применительно к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами: связь проекта с учебными темами (на уроке) и использование проектной деятельности во внеклассной работе (внеурочная деятельность).
Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии. Я работаю по программе курса химии авторов Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.
Можно использовать проектную деятельность при изучении, таких тем как:
8 класс – химические элементы, шеренга великих химиков, классификация химических реакций, признаки химических реакций.
9 класс – металлы и неметаллы, химическое производство азотной и серной кислот, органические вещества.
10 класс – классы органических веществ, нефтяная промышленность
11 класс – строение вещества, химические реакции, химия в жизни общества.
Защита данных проектов проходит на уроке.
Учащиеся выполняют и более сложные исследовательские проекты, тематика их разнообразна. Например:
1. «Нитраты в продуктах питания».
2. «Бытовые отходы».
3. «Влияние курения на здоровье человека» и др.
Для проектной деятельности на уроках химии, я использую следующие виды проектов: исследовательские, индивидуальные и групповые, информационные. Учащиеся, готовя материал для проекта, проводят эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов стараюсь проводить на уроках обобщениях или изучения нового материала.
Презентация – важный навык, который развивает речь, мышление. Учащиеся знают, что презентация предполагает не только демонстрацию продукта, но и обязательно рассказ о самой проектной деятельности, об этапах выполнения проекта, о трудностях, возникших идеях, о решении проблем.
Анализируя опыт работы организации проектной деятельности учащихся на уроке химии можно сделать следующие выводы:
- Работа стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии.
- Уроки проходят более оживлённо и интересно.
- Появился стимул не только получить хорошую отметку, но и получить хорошие знания, результат проделанной работы.
Таким образом, проектная деятельность способствует формированию нового типа учащихся, обладающих набором умений и навыков самостоятельной работы, готовых к сотрудничеству и взаимодействию, наделённых опытом самообразования.
В заключение хочется привести слова Оскара Уайльда, которые часто помогают в моей работе: «Я не могу управлять направлением ветра. Но я всегда могу поставить паруса так, чтобы достичь своей цели».
Литература
- Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М.,2004. – С. 56-59.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003. – С. 27-31.
- Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. - Петрозаводск, 1996. – С. 115-116.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время
Материал подготовлен в рамках конференции "Актуальные проблемы химического образования в Пензенской области", прошедшей 7 декабря 2011 г....
Отчёт о работе над собственным методическим исследованием «Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности»
Работа опубликована в школьном методическом сборнике за 2012-13 учебный год...
Методическая статья «Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»
Методическая статья«Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»...
Презентация семинара по теме:"Организация научно- исследовательской деятельности, опытно- экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС"
Презентация для выступления на семинаре "Учителя года -2015 ". по теме:"Организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условия...
Проектная деятельность учащихся на уроках химии. На примере темы «Окислительно-восстановительные реакции»
Изучения курса химии в 11 классе, раздел «Окислительно-восстановительные реакции». Руководство работой учащихся по этой теме осуществляется через их проектно-исследовательскую деятельность....
Методическая статья «Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»
Методическая статья«Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»...
Статья "Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием технологии разноуровнего обучения"
Статья "Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием технологии разноуровнего обучения" (обобщение опыта)...